Напоминание

Методы компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании


Автор: Болоцких Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: статья
Тема: Методы компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методы компетентностного подхода в среднем профессиональном

образовании

В настоящее время в условиях современного образования методика

обучения

переживает

сложный

период,

связанный

с

изменением

целей

образования, реализацией Федерального государственного образовательного

стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.

Основной целью среднего профессионального образования является

подготовка

квалифицированного

специалиста,

способного

к

эффективной

профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Для реализации познавательной и творческой активности студента в

учебном процессе используются современные образовательные технологии,

дающие возможность повышать качество образования, более эффективно

использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности

обучающихся

за

счет

снижения

времени,

отведенного

на

выполнение

домашнего

задания.

Современные

образовательные

технологии

ориентированы

на

индивидуализацию,

дистанционность

и

вариативность

образовательного

процесса,

академическую

мобильность

обучаемых,

независимо от возраста и уровня образования. Образовательная технология -

системный

метод

проектирования,

реализации,

оценки,

коррекции

и

последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса.

Образовательными

учреждениями,

в

частности

СПО,

используется

широкий

спектр

образовательных

педагогических

технологий,

которые

применяются в учебном процессе. Внедрение в образовательный процесс

современных

образовательных

и

информационных

технологий

позволит

преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и

навыки

в

различных

областях

деятельности;

развивать

технологическое

мышление,

умения

самостоятельно

планировать

свою

учебную,

самообразовательную

деятельность;

воспитывать

привычки

четкого

следования

требованиям

технологической

дисциплины

в

организации

учебных занятий.

Использование

широкого

спектра

педагогических

технологий

дает

возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться

высоких

результатов

обученности

студентов.

Традиционная

подготовка

специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков

в

предметной

области,

все

больше

отстает

от

современных

требований.

Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько

способы

мышления

и

деятельности.

Необходимо

не

только

выпустить

специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его

1

уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к

условиям

конкретной

производственной

среды,

сделать

его

способным

самостоятельно принимать управленческие решения.

Преимущества

применения

образовательных

технологий

в

СПО

состоят

в

том,

что

меняется

функция

преподавателя

и

студента,

преподаватель

становится

консультантом,

а

студентам

предоставляется

большая самостоятельность в выборе путей усвоения материала.

Образовательные

технологии

дают

широкие

возможно сти

дифференциации

и

индивидуализации

учебной

деятельности.

Результат

применения

образовательных

технологий

в

меньшей

степени

зависит

от

мастерства

преподавателя,

он

определяется

всей

совокупностью

ее

компонентов.

Образовательные

технологии

связаны

с

повышением

эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат

о б р а з о в а т е л ь н о г о

п р о ц е с с а

в

С П О - э т о

п о д г о т о в к а

высококвалифицированных специалистов.

Исходя

из

опыта

использования

в

педагогической

деятельности

инновационных методов, можно выделить некоторые их преимущества:

1.

Они помогают научить студентов активным способам получения новых

знаний.

2.

Дают

возможность

овладеть

более

высоким

уровнем

личной

социальной активности.

3.

Создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не

научиться.

4.

Стимулируют творческие способности студентов.

5.

Помогают

приблизить

учебу

к

практике

повседневной

жизни,

формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную

жизненную позицию.

К

выпускникам

средних

профессиональных

образовательных

учреждений предъявляются высокие требования при поступлении в высшие

учебные

заведения

или

устройстве

на

работу.

Они

должны

уметь

адаптироваться

в

сложном

современном

мире:

им

нужны

не

только

полученные

знания,

но

и

умения

их

находить

самим,

ощущать

себя

компетентными

людьми

в

любой

области,

творчески

мыслящими,

чтобы

успешно

утвердиться

в

жизни.

Педагогу

добиться

хороших

успехов

в

обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету.

В

целях

развития

у

студентов

интереса

к

изучению

дисциплины

необходимо использовать как традиционные методы обучения с применением

приемов, способствующих к побуждению обучающихся к практической и

2

мыслительной

деятельности;

формированию

и

развитию

познавательных

интересов и способностей; развитию творческого мышления, так и элементы

инновационных

технологий

(элементы

проблемного,

лично стно-

ориентированного обучения, информационно-коммуникативных технологий

и другие). Успешность обучения и прочность знаний находятся в прямой

зависимости от уровня развития познавательного интереса обучающихся к

учебным дисциплинам.

Одним

из

важных

моментов

на

занятии

для

студентов

является

понимание

необходимости

личной

заинтересованности

в

приобретении

знаний, чтобы обучающиеся могли ощущать свою компетентность не только

в результате, но и на протяжении всего процесса обучения, в этом и есть

условие развивающего воздействия обучения на личность обучающегося.

Поэтому, современный урок, должен быть построен в сочетании специально

организованной деятельности и обычного межличностного общения, таким

образом,

через

личностный

план

общения

на

занятии

реализуется

учет

возрастных, психологических особенностей обучающихся: их готовность к

расширению

круга

общения,

к

сопереживанию

проблем

взрослых,

стремление к самоутверждению.

Достичь

поставленных

целей

могут

помочь

современные

образовательные

технологии,

такие

как:

технология

уровневой

дифференциации

обучения,

групповые

технологии,

технологии

компьютерного обучения, игровые технологии, технология проблемного и

исследовательского

обучения,

технологии

интенсификации

обучения

на

основе

схемных

и

знаковых

моделей

учебного

материала,

педагогика

сотрудничества.

Современные

технологии

позволяют

формировать

и

развивать

предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой

познавательной

деятельности

обучающихся

в

условиях

эмоционально-

комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения.

Систематическая

работа

с

активным

применением

инновационных

педагогических

технологий

повышает

интерес

к

предмету,

учебную

активность обучающихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний,

развивает мышление, память и речь обучающихся, способствует воспитанию

честности, прилежного и добросовестного отношения к учебному труду, а

также

активизирует

преимущественно

репродуктивную

деятельность

обучающихся.

Важная

особенность

обучения

-

создание

условий

для

продуктивной

деятельности

по

использованию

знаний,

их

обобщению

и

систематизации.

Подобная

организация

учебного

процесса

развивает

3

мыслительные

способности

обучающихся,

заставляет

их

быть

внимательными,

учит

анализировать,

сравнивать,

выделять

главное,

превращает из пассивных слушателей на занятиях в активных участников.

Таким

образом,

различные

технологии

способствуют

развитию

познавательных и творческих интересов у обучающихся.

Однако внедрение современных образовательных и информационных

технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику

преподавания, а будут являться ее составной частью. Ведь педагогическая

технология

-

это

совокупность

методов,

методических

приемов,

форм

организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и

обеспечивающих планируемые результаты.

Преподавателю

очень

сложно

преодолеть

сложившиеся

годами

стереотипы проведения занятия. Возникает огромное желание подойти к

студенту

и

исправить

ошибки,

подсказать

готовый

ответ.

С

этой

же

проблемой сталкиваются и студенты: им непривычно видеть педагога в роли

помощника,

организатора

познавательной

деятельности.

Современная

система

образования

предоставляет

преподавателю

возможность

выбрать

среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на

собственный

опыт

работы.

Именно

сегодня

для

успешного

проведения

современного

урока

необходимо

осмыслить

по-новому

собственную

позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего,

измениться самому.

Педагогическая

технология

-

это

строго

научное

проектирование

и

точное

воспроизведение

гарантирующих

успех

педагогических

действий.

Педагогическая

технология

может

рассматриваться

как

совокупность

внешних

и

внутренних

действий,

направленных

на

последовательное

осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело

проявляется личность педагога. Любая педагогическая задача эффективно

может

быть

разрешена

только

с

помощью

адекватной

технологии,

реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Представление о педагогической технологии предполагает:

- возможность

разработки

различных

выверенных

педагогических

технологий

специалистами,

имеющими

высокий

уровень

теоретической

подготовки и богатый практический опыт;

- возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии

с

целями,

возможностями

и

условиями

взаимосвязанной

деятельности

учителя и учащихся.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии

4

обучения

и

технологии

воспитания.

В.

В.

Пикан

выделяет

наиболее

существенные признаки таких технологий:

- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в

основе

ее

лежит

определенная

методологическая,

философская

позиция

автора;

- технологическая

цепочка

педагогических

действий,

операций

коммуникаций

выстраивается

строго

в

соответствии

с

целевыми

установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

- технология

предусматривает

взаимосвязанную

деятельность

учителя

и

учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и

дифференциации,

оптимальной

реализации

человеческих

и

технических

возможностей, диалогического общения;

- элементы

педагогической

технологии

должны

быть,

с

одной

стороны,

воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение

планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками.

Органической

частью

педагогической

технологии

являются

диагностические

процедуры,

содержание

критерии,

показатели

и

инструментарий измерения результатов деятельности.

Соответственно

этапам

решения

педагогической

задачи

вне

зависимости

от

их

содержания

и

временных

рамок

можно

различать

взаимосвязанные

общие

и

частные

технологии.

К

общим

относятся

технологии

конструирования,

например,

процесса

обучения

и

его

осуществления.

Частные-технологии

решения

таких

задач

обучения

и

воспитания,

как

педагогическое

стимулирование

деятельности

учащихся,

контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной

ситуации, организации начала урока и другие.

5



В раздел образования