Автор: Болоцких Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: статья
Тема: Методы компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании
Раздел: среднее профессиональное
Методы компетентностного подхода в среднем профессиональном
образовании
В настоящее время в условиях современного образования методика
обучения
переживает
сложный
период,
связанный
с
изменением
целей
образования, реализацией Федерального государственного образовательного
стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.
Основной целью среднего профессионального образования является
подготовка
квалифицированного
специалиста,
способного
к
эффективной
профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.
Для реализации познавательной и творческой активности студента в
учебном процессе используются современные образовательные технологии,
дающие возможность повышать качество образования, более эффективно
использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности
обучающихся
за
счет
снижения
времени,
отведенного
на
выполнение
домашнего
задания.
Современные
образовательные
технологии
ориентированы
на
индивидуализацию,
дистанционность
и
вариативность
образовательного
процесса,
академическую
мобильность
обучаемых,
независимо от возраста и уровня образования. Образовательная технология -
системный
метод
проектирования,
реализации,
оценки,
коррекции
и
последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса.
Образовательными
учреждениями,
в
частности
СПО,
используется
широкий
спектр
образовательных
педагогических
технологий,
которые
применяются в учебном процессе. Внедрение в образовательный процесс
современных
образовательных
и
информационных
технологий
позволит
преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и
навыки
в
различных
областях
деятельности;
развивать
технологическое
мышление,
умения
самостоятельно
планировать
свою
учебную,
самообразовательную
деятельность;
воспитывать
привычки
четкого
следования
требованиям
технологической
дисциплины
в
организации
учебных занятий.
Использование
широкого
спектра
педагогических
технологий
дает
возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться
высоких
результатов
обученности
студентов.
Традиционная
подготовка
специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков
в
предметной
области,
все
больше
отстает
от
современных
требований.
Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько
способы
мышления
и
деятельности.
Необходимо
не
только
выпустить
специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его
1
уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к
условиям
конкретной
производственной
среды,
сделать
его
способным
самостоятельно принимать управленческие решения.
Преимущества
применения
образовательных
технологий
в
СПО
состоят
в
том,
что
меняется
функция
преподавателя
и
студента,
преподаватель
становится
консультантом,
а
студентам
предоставляется
большая самостоятельность в выборе путей усвоения материала.
Образовательные
технологии
дают
широкие
возможно сти
дифференциации
и
индивидуализации
учебной
деятельности.
Результат
применения
образовательных
технологий
в
меньшей
степени
зависит
от
мастерства
преподавателя,
он
определяется
всей
совокупностью
ее
компонентов.
Образовательные
технологии
связаны
с
повышением
эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат
о б р а з о в а т е л ь н о г о
п р о ц е с с а
в
С П О - э т о
п о д г о т о в к а
высококвалифицированных специалистов.
Исходя
из
опыта
использования
в
педагогической
деятельности
инновационных методов, можно выделить некоторые их преимущества:
1.
Они помогают научить студентов активным способам получения новых
знаний.
2.
Дают
возможность
овладеть
более
высоким
уровнем
личной
социальной активности.
3.
Создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не
научиться.
4.
Стимулируют творческие способности студентов.
5.
Помогают
приблизить
учебу
к
практике
повседневной
жизни,
формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную
жизненную позицию.
К
выпускникам
средних
профессиональных
образовательных
учреждений предъявляются высокие требования при поступлении в высшие
учебные
заведения
или
устройстве
на
работу.
Они
должны
уметь
адаптироваться
в
сложном
современном
мире:
им
нужны
не
только
полученные
знания,
но
и
умения
их
находить
самим,
ощущать
себя
компетентными
людьми
в
любой
области,
творчески
мыслящими,
чтобы
успешно
утвердиться
в
жизни.
Педагогу
добиться
хороших
успехов
в
обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету.
В
целях
развития
у
студентов
интереса
к
изучению
дисциплины
необходимо использовать как традиционные методы обучения с применением
приемов, способствующих к побуждению обучающихся к практической и
2
мыслительной
деятельности;
формированию
и
развитию
познавательных
интересов и способностей; развитию творческого мышления, так и элементы
инновационных
технологий
(элементы
проблемного,
лично стно-
ориентированного обучения, информационно-коммуникативных технологий
и другие). Успешность обучения и прочность знаний находятся в прямой
зависимости от уровня развития познавательного интереса обучающихся к
учебным дисциплинам.
Одним
из
важных
моментов
на
занятии
для
студентов
является
понимание
необходимости
личной
заинтересованности
в
приобретении
знаний, чтобы обучающиеся могли ощущать свою компетентность не только
в результате, но и на протяжении всего процесса обучения, в этом и есть
условие развивающего воздействия обучения на личность обучающегося.
Поэтому, современный урок, должен быть построен в сочетании специально
организованной деятельности и обычного межличностного общения, таким
образом,
через
личностный
план
общения
на
занятии
реализуется
учет
возрастных, психологических особенностей обучающихся: их готовность к
расширению
круга
общения,
к
сопереживанию
проблем
взрослых,
стремление к самоутверждению.
Достичь
поставленных
целей
могут
помочь
современные
образовательные
технологии,
такие
как:
технология
уровневой
дифференциации
обучения,
групповые
технологии,
технологии
компьютерного обучения, игровые технологии, технология проблемного и
исследовательского
обучения,
технологии
интенсификации
обучения
на
основе
схемных
и
знаковых
моделей
учебного
материала,
педагогика
сотрудничества.
Современные
технологии
позволяют
формировать
и
развивать
предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой
познавательной
деятельности
обучающихся
в
условиях
эмоционально-
комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения.
Систематическая
работа
с
активным
применением
инновационных
педагогических
технологий
повышает
интерес
к
предмету,
учебную
активность обучающихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний,
развивает мышление, память и речь обучающихся, способствует воспитанию
честности, прилежного и добросовестного отношения к учебному труду, а
также
активизирует
преимущественно
репродуктивную
деятельность
обучающихся.
Важная
особенность
обучения
-
создание
условий
для
продуктивной
деятельности
по
использованию
знаний,
их
обобщению
и
систематизации.
Подобная
организация
учебного
процесса
развивает
3
мыслительные
способности
обучающихся,
заставляет
их
быть
внимательными,
учит
анализировать,
сравнивать,
выделять
главное,
превращает из пассивных слушателей на занятиях в активных участников.
Таким
образом,
различные
технологии
способствуют
развитию
познавательных и творческих интересов у обучающихся.
Однако внедрение современных образовательных и информационных
технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику
преподавания, а будут являться ее составной частью. Ведь педагогическая
технология
-
это
совокупность
методов,
методических
приемов,
форм
организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и
обеспечивающих планируемые результаты.
Преподавателю
очень
сложно
преодолеть
сложившиеся
годами
стереотипы проведения занятия. Возникает огромное желание подойти к
студенту
и
исправить
ошибки,
подсказать
готовый
ответ.
С
этой
же
проблемой сталкиваются и студенты: им непривычно видеть педагога в роли
помощника,
организатора
познавательной
деятельности.
Современная
система
образования
предоставляет
преподавателю
возможность
выбрать
среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на
собственный
опыт
работы.
Именно
сегодня
для
успешного
проведения
современного
урока
необходимо
осмыслить
по-новому
собственную
позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего,
измениться самому.
Педагогическая
технология
-
это
строго
научное
проектирование
и
точное
воспроизведение
гарантирующих
успех
педагогических
действий.
Педагогическая
технология
может
рассматриваться
как
совокупность
внешних
и
внутренних
действий,
направленных
на
последовательное
осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело
проявляется личность педагога. Любая педагогическая задача эффективно
может
быть
разрешена
только
с
помощью
адекватной
технологии,
реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Представление о педагогической технологии предполагает:
- возможность
разработки
различных
выверенных
педагогических
технологий
специалистами,
имеющими
высокий
уровень
теоретической
подготовки и богатый практический опыт;
- возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии
с
целями,
возможностями
и
условиями
взаимосвязанной
деятельности
учителя и учащихся.
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии
4
обучения
и
технологии
воспитания.
В.
В.
Пикан
выделяет
наиболее
существенные признаки таких технологий:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в
основе
ее
лежит
определенная
методологическая,
философская
позиция
автора;
- технологическая
цепочка
педагогических
действий,
операций
коммуникаций
выстраивается
строго
в
соответствии
с
целевыми
установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- технология
предусматривает
взаимосвязанную
деятельность
учителя
и
учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и
дифференциации,
оптимальной
реализации
человеческих
и
технических
возможностей, диалогического общения;
- элементы
педагогической
технологии
должны
быть,
с
одной
стороны,
воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение
планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками.
Органической
частью
педагогической
технологии
являются
диагностические
процедуры,
содержание
критерии,
показатели
и
инструментарий измерения результатов деятельности.
Соответственно
этапам
решения
педагогической
задачи
вне
зависимости
от
их
содержания
и
временных
рамок
можно
различать
взаимосвязанные
общие
и
частные
технологии.
К
общим
относятся
технологии
конструирования,
например,
процесса
обучения
и
его
осуществления.
Частные-технологии
решения
таких
задач
обучения
и
воспитания,
как
педагогическое
стимулирование
деятельности
учащихся,
контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной
ситуации, организации начала урока и другие.
5