Автор: Карташова Ольга Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Ульяновская область,г Димитровград
Наименование материала: Дикция и артикуляция с детьми 5-7 лет
Тема: Работа над дикцией и артикуляцией
Раздел: дошкольное образование
Работа над дикцией и артикуляцией с детьми 5-7 лет
Содержание.
Введение.
Глава I. Теоретические подходы к проблеме дикции и артикуляции в работе с
детьми младшего возраста.
1.1. Понятие дикции и артикуляции.
1.2. Возрастные особенности младшего возраста.
Глава II. Практические приёмы работы над дикцией.
2.1. Комплекс упражнений на развитие практики дикции и артикуляции
младшего возраста.
Введение.
Пение в нашей стране играет важную роль в развитии формирование
личности ребёнка, и оказывает исключительное влияние . Пению помогает
то обстоятельство, что музыка и слово объединяется в одно целое. Музыка,
сопровождаемая поэзией, ещё глубже воздействует на психику ребёнка, на
художественное развитие, воображение и чуткость. Процесс работы всегда
связан с кропотливой работой над формированием основных певческих
навыков, дыхания звукообразования, дикция и артикуляция. Методическая
работа строится из общих задач воспитания, стоящих перед учителем.
Основное место отводится репертуару, в процессе усвоения которого дети
приобретают необходимые навыки умения и нравственно-художественное
образование. При формировании дикции, используются ряд методических
работ. Прежде чем преступить к основной работе над дикцией и
артикуляцией с детьми младшего возраста на занятии, необходимо освоить
положения речевой дикции, являющийся основой вокально-хоровой дикции.
Для того чтобы речь стала понятной для слушателей нужно изучить
орфоэпию и логику, которые являются компонентами вокальной дикции.
Дикция является основным средством донесения слов поэтического текста
хорового произведения до слушателей. Принято различать три вида
произношения: бытовое, сценическая речь и певческое. Бытовую речь мы
применяем в разговоре с собеседником. Сценическая речь схожа с певческой,
но несколько отличается. Певческую речь принято использовать в вокальных
произведениях. Исполнителям необходимо одновременно петь и произносить
слова. Основой хорошей дикции является спланированная работа над
произношением гласных и согласных. Однако сама дикция не может сделать
речь понятной для слушателей. Чтобы добиться хорошего исполнения ,
важна большая музыкальная педагогическая работа с певцами, необходимо
воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые
вокальные навыки. Ведь, как нам известно, дети в таком возрасте очень
хорошо впитывают информацию.
Цель: Выявить эффективные приёмы работы над дикцией и артикуляцией с
детьми.
Объект: работа над дикцией и артикуляцией.
Предмет: особенности работы над дикцией и артикуляцией с детьми
младшего возраста.
Задачи:1) Изучить и проанализировать методическую литературу разных
авторов по данной теме.
2)Изучить психологические особенности детей младшего возраста.
3) Освоить приёмы работы над дикцией и уметь применять их на практике.
Глава I. Теоретические подходы к проблеме дикции и артикуляции в
работе с детьми младшего школьного возраста.
1.1. Понятие дикции и артикуляции.
Дикция (греч.) – произношение (по латыни dictio - произносить, dicere -
произношение.). Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное
произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и
согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Для того, чтобы
слушатели поняли услышанные им слова, т. е. чтобы исполнители сумели
донести до слушателей сюжет, идею литературного текста исполняемого ими
произведения, одного ясного произношения гласных и согласных (т. е. одной
только дикции) недостаточно. Для этого исполнители должны ещё знать и
практически применять правила культуры речи ( верное ударение в слове) ,
орфоэпии ( правильность произношения гласных и согласных в словах и
сочетаниях слов ) и логики речи ( нахождение и выделение основного,
ударного, несущего на себе логическое ударение слова, помогающего понять
мысль, заключенную в данной фразе).
Дикция - это всего лишь один из составных элементов работы над
художественным качеством звучащего слова. Именно логика построения
фразы, верная расстановка ударений, акцентов, пауз, а вовсе не дикция
определяют в первую очередь выразительность речи и её смысловое
воздействие.
Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной
работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией,
преподаватели обычно стараются научить певцов, как можно чётче и яснее
произносить согласные. Это совсем неплохо потому, что именно ясность
согласных помогает, понять текст произведения. Формирование гласных и
произношение их так же необходимо.
Важно научить детей приёму редуцирования и продолжительности
выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных, произнесение их в
разных регистрах с меньшей степенью редуцирования чем в речи. Быстрому
произношению согласных с оттеснениями их внутри слова к последующему
гласному. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом
дыхания.
Пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию. Умение ребёнка
ясно и чётко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше
понять содержание исполняемого произведения. У хорошего певца слиты
воедино свободно льющийся естественный вокальный звук и живое
выразительное слово. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и
легкое произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в
отдельности, а так же слов и фраз в целом.
Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции певца -
произношения гласных и согласных - и орфоэпии - соблюдения
произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в
данном литературном языке. Певческое произношение способствует
формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание,
помогает формированию звука в высокой позиции, достижению яркого и
близкого звучания, помогает достигать наибольшей силы звучания при
экономной затрате энергии. Ясность и чёткость произношения слов и даже
отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного
аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе
над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат. Особое
внимание следует обратить на рот певца. Очертание губ и раскрытие рта при
пении отдельных слов должны соответствовать той или иной произносимой
гласной.
Четкость произношения в разговорной речи связана с певческой дикцией, то
есть с ясным произношением слова при пении. Тем не менее, певческая
дикция отличается некоторыми особенностями.
Спетое слово имеет свою особую красоту. Певческая практика показывает,
что достичь в полной мере красоты звучания слова в пении нельзя,
ограничиваясь только воспитанием чистоты речевой дикции. Объясняется это
тем, что формирование звуковой волны в разговорной речи и при пении
различно.
В то же время резкие недостатки в произношении согласных звуков могут
быть преодолены и специальной работой над дикцией без пения, например,
шепелявость сравнительно легко устраняется работой над положением языка.
Примеры звуковых сочетаний, неудобных при пении (слова, содержащие
группы из нескольких согласных):
ВСТРетим; счаСТЛивей; поД КРышей; оТКРыты, СДРужились; куСТ
Ракиты; я сеЙчяС С ДРутим сольюсь; наС С Солнцем, пуСТЬ Пули.
(Все приведенные примеры заимствованы из школьных песен.)
Упражнения о четком произношении этих и им подобных слов без пения
должны предшествовать певческой работе над ними.
Соединение словесно-поэтического образа с музыкальным, реализуется в
пении с текстом. В практике пения учитель обязан познакомить детей со
свойствами гласных и согласных звуков, иными словами, дать понятие о
слогах более легких и более трудных для пения.
Само название гласные звуки (глас—голос) показывает, что для голоса они
вполне удобны.
Всего легче поется гласная а.
Из числа согласных звуков наиболее удобны для пения: л, д, м, н.
Согласная л помогает легкой атаке звука (начало певческого звучания).
Исключительно удобный и легкий для пения слог ля. Именно поэтому и
употребляется для распева у большинства народностей.
Ля следует произносить в пенни, как итальянский слог lа, то есть твердо е l и
несколько мягкое а.
Согласная д облегчает твердую атаку звука.
«Тупые» согласные т, п, б в сочетании с гласными полезны для выработки
четкой атаки звука/
Носовые согласные м, н облегчают нахождение хороших резонаторов,
Пение с закрытым ртом — это фактически пение на согласном звуке м.
В сочетании с носовыми гласными звуки м, н содействуют резонированию
певческих слогов, например, таких:
ма
ми—ни—ми
ми—мэ—ма—мо—му
Последнее сочетание слогов содержит постепенное раскрытие певческих
гласных от узкого и до широких а, о, с прикрытием рта (и звука) на гласной у.
Гортанные согласные г, к вызывают горловое звучание при пении, которого во
всяком случае следует избегать.
Согласные звуки, совершенно прерывающие певческий звук,— это шипящие
ч, ш, щ и свистящая с. Слоговые сочетания, включающие такие согласные,
для пения трудны.
Основное правило произношения согласных звуков—четкость и краткость.
Известно, что все мастера вокального пения добиваются абсолютно точного
(вплоть до мельчайших долей секунды) совпадения произношении согласных
звуков при пении.
Деление слов на слоги при пении не всегда совпадает с грамматическим
делением. Как правило, группа согласных или одна согласная
присоединяются при пении к следующему за ними гласному звуку, например:
Расчленение на слоги грамматически правильное:
Славь-ся ты, рус-ска-я на-ша зем-ля.
Расчленение на слоги, требуемое при пепии:
Сла-вься ты. ру-сска-я на-ша зе-мля.
Следование этому правилу совершенно необходимо при выработке пения
легато (связного пения, кантилены).
Большое значение при пении имеет положение языка во рту поющего.
Нормальное певческое положение языка следующее: он должен лежать
плоско, касаясь кончиком основания нижних зубов
Вокальная работа с детьми младшего возраста имеет свою специфику по
сравнению с работой со взрослыми певцами. Эта специфика обусловлена,
прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в
постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой
доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно.
Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при
соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию
голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно
проводимое пение укрепляет здоровье детей.
Сценическая речь в певческом произношении.
Певческое произношение ближе к сценической речи. В пении наибольшее
внимание уделяется певческому тону, произношение ритмически строго
организовано, дыхание более продолжительное, чем в речи и подчинено
требованиям музыки.
Для академического звучания характерен прикрытый округлый звук,
прикрытая манера пения. Сущность такой манеры пения выражается в том,
что некоторые гласные, например И, Е, А поются более округленно,
приближаясь по своему звучанию к звукам Ы, Э, О. Большое значение в
формировании гласных имеет положение рта и губ поющих. Рот не следует
открывать слишком широко, так как это может привести к открытому
«белому звуку». Необходимо постоянно следить за тем, чтобы
артикуляционный аппарат певцов (рот, губы, зубы, язык, мягкое и твердое
нёбо) принимали форму, соответствующую данной гласной. Особое значение
для качества вокальных гласных имеет активность не только передней части
артикуляционного аппарата, а так же и глотки, непосредственно связанной с
гортанью. Однако эта активность не должна приводить к перенапряжению,
форсированию работы глотки, так как это приводит к искажению гласных.
Орфоэпия и её значение.
Орфоэпию можно назвать одной из важнейших элементов живой русской
речи. Орфоэпия(от греч. orthos 'правильный' и epos 'речь'). Гласные и
согласные звуки в сочетаниях друг с другом в словах не всегда произносятся
и звучат как каждый в отдельности, хотя пишутся, как обычно. Все эти
изменения в произношении и звучании гласных и согласных звуков не
случайны, они подчинены определённым нормам и правилам.
“Орфоэпия” имеет два основных значения: 1)“совокупность норм
литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых
единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различают
произносительные нормы (состав фонем, их реализация в разных позициях,
фонемный состав отдельных фонем) и нормы суперсегментной фонетики
(ударение и интонация)”; 2)раздел языкознания, изучающий правила устной
речи.
Орфоэпия тесно связана с фонетикой: правила произношения охватывают
фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в данном языке фонем,
их качество, изменение в различных фонетических условиях. Предмет
орфоэпии – нормы произношения. Орфоэпическая норма – это единственно
возможный или предпочтительный языковой вариант, соответствующий
системе произношения и основным закономерностям развития языка.
Орфоэпия включает в себя следующие разделы.
1. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков.
2. Особенности произношения заимствованных слов.
3. Особенности произношения отдельных грамматических форм.
Нормы орфоэпии.
Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными
нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором
говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех
говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между
ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только
лексические – нормы употребления слов, не только грамматические, но и
нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые
различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о
чем говорится, на то, как говорится.
Нормы произношения определяются фонетической системой языка. В
каждом языке действуют свои фонетические законы, по которым
произносятся слова. Например, в русском языке ударный звук [о] в
безударном положении меняется на [а] (в[о]ду – в[а]да, т[о]чит – т[а]чить);
после мягких согласных ударные гласные [о, а, э] меняются на безударный
звук [и] (м[я]со – м[и]сной, в[ё]л – в[и]ла, л[е]з – вл[и]зать); в конце слов
звонкие согласные меняются на глухие (ду[б]ы – ду[п], моро[з]ы – моро[с]).
Такая же мена звонких на глухие происходит перед глухими согласными
(ру[б]ить – ру[п]ка, скользить – сколь[с]ко), а глухие согласные перед
звонкими меняются на звонкие (ко[с]ить – козьба, моло[т]ить – моло[д]ьба).
Изучением этих законов занимается фонетика. Орфоэпические нормы
определяют выбор произносительных вариантов – если фонетическая
система в данном случае допускает несколько возможностей. Так, в словах
иноязычного происхождения в принципе согласный перед буквой е может
произноситься как твердо, так и мягко, при этом орфоэпическая норма иногда
требует твердого произношения (например, [дэ]када, [тэ]мп), иногда –
мягкого (например [д'е]кларация, [т'е]мперамент, му[з'е]й). Фонетическая
система русского языка допускает как сочетание [шн], так и сочетание [ч'н],
ср. було[ч'н]ая и було[шн]ая, но орфоэпическая норма предписывает говорить
коне[шн]о, а не коне[ч'н]о. Орфоэпия включает также нормы ударения:
правильно произносить докумнт, а не докмент, начал, а не нчала, звонт, а не
звнит, алфавт, а не алфвит).
Орфоэпическая норма не всегда утверждает как единственно правильный
лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный.
В некоторых случаях она допускает варианты произношения. Литературным,
правильным считается как произношение е[ж'ж']у, ви[ж'ж']ать с мягким
долгим звуком [ж'], так и е[жж]у, ви[жж]ать – с твердым долгим; правильно и
до[ж'ж']и, и до[жд]и, и ра[ш'ш']истить и ра[ш'ч']истить, и [д]верь и [д']верь, и
п[о]эзия и п[а]эзия. Таким образом, в отличие от орфографических норм,
предлагающих один вариант и запрещающих другие, орфоэпические нормы
допускают варианты, которые либо оцениваются как равноправные, либо
один вариант считается желательным, а другой допустимым. Например,
Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р.И.Аванесова (М.,
1997) слово бассейн разрешает произносить и с мягким и с твердым [с], т.е. и
ба[с'е]йн и ба[сэ]йн.
Безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения –ут, -ют, -ат, -ят и
суффиксы действительных причастий настоящего времени -ущ-, -ющ-, -ащ-,
-ящ- в языке наших дней произносятся неодинаково, их произношение
ориентируется на написание. Старомосковские же нормы требовали
произнесения этих окончаний и суффиксов только по варианту 1 спряжения.
Подобные варианты произношения теперь устарели, однако их еще можно
услышать в речи старых интеллигентов.
Произношение постфиксов –ся и –сь в возвратных глаголах. Для
старомосковского произношения было характерно произношение твердого [с]
в этих морфемах: бою[с], мыл[съ]. Исключение составляли только
деепричастия, в которых произносился твердый согласный: боя[с’], стуча[с’].
В современном языке рекомендуется произносить [с’] во всех случаях, кроме
тех, когда перед постфиксом стоит звук [с]: нес[съ], тряс[съ], но: оставай[с’ъ],
мыл[с’ъ] .
Произношение безударных гласных.
Орфоэпические нормы базируются, прежде всего, на основных фонетических
закономерностях в области гласных и согласных звуков: аккомодации
ударных гласных под влиянием соседних с ними мягких согласных, редукции
двух видов (количественной и качественной), всех случаях ассимиляции и
диссимиляции согласных, оглушении согласных в конце слова. Однако
данные вопросы являются скорее объектом рассмотрения в фонетике в узком
понимании этого термина (как науки о звучащей речи). Орфоэпию же более
всего интересуют те случаи, когда возможно употребление двух вариантов
произносительной нормы, когда возможна “вариантность звуковой
реализации одних и тех же фонем и фонемного состава одних и тех же
морфем при отсутствии позиционных различий”. Такие варианты могут
отличаться или стилистически (опека - общелитературное, опёка –
разговорное; [пЛэґт] – нейтральное, [поэґт] – высокое), или семантически
(серде[чн]ый приступ – серде[шн]ый друг).
Наибольшие затруднения возникают у говорящих на русском языке как
родном в следующих случаях.
Произнесение ударного гласного [˙оґ] или [э] после мягких согласных. Ничем
не оправданное отсутствие в письменной речи буквы Ё часто служит
причиной неверного произношения слов. Как вы произнесете слова:
гололедица, опека, маневры, шерстка, гренадер, оседлый? При подобных
затруднениях приходится обращаться к “Орфоэпическому словарю”, где
указано, что со звуком [˙о] следует произносить слова безнадёжный, осётр,
шёрстка, манёвры (дополнительный вариант – маневры), блёклый (и доп.
блеклый). Ударный звук [э] должен сохраняться в словах гололедица, опека,
гренадер, недоуменный, избег.
Певчечкая орфоэпия.
Певческая орфоэпия отличается от речевой тем, что в вокальной дикции
слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать
необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых
и происходит фонация. Здесь огромную роль играет действие языка. Правила
певческой орфоэпии:
1) Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к
следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.
Пример:
пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я
пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.
2) Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.
Пример:
пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет
пропевается: Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.
Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваться кантиленного
звучания.
3) Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные
согласные.
Пример: Солнце-сонце, поздний-позний.
4) В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.
Пример: что-што, скучно-скушно, счастье-щастье, дождь-дощь, счет-щет.
5) Сочетание букв ться, произносится как цця. Пример: раздаться-раздацца,
перебраться-перебрацца.
6) Окончания его и ого произносятся как ево и ово.
Пример: твоего-твоево, любимого-любимова.
7) Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно,
как один удлиненный звук.
Пример:
пишется: Как красив этот сад;
пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.
8) Все звонкие согласные переходят в глухие.
Пример: сад-сат, красив-красиф.
9) В случае, когда два согласных звука стоят рядом, первый из них
произносится с мягким знаком.
Пример: песня-песьня, масленница-масьленница, веснянка-весьнянка.
10) Глагольные окончания ат, ят, ся при пении не изменяются.
11) В конце слова согласные утрируются (четко произносятся)
12) Иногда певцы усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя
ударные слоги, такое слоговое пение невыразительно, однообразно, лишено
кантилены. Может исказиться смыл слов. От исполнителей требуется умение
смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог
приходится на более высокий звук, нежели ударный.
1.2. Возрастные особенности младшего возраста.
Вопрос о психологической специфике развития в младшем возрасте
представляется очень актуальным для педагогов и злободневным. В
последние десятилетия появилось большое количество самых разнообразных
образовательных учреждений, где обучаются дети младшего возраста. При
этом, с одной стороны, детей нагружают самой разной информацией,с другой
стороны, все время повышаются требования к поступающим в школу детям.
Они должны уметь не только связно пересказывать текст и выразительно
читать стихи, но и читать, считать и писать, что, кстати, является
содержанием программы начальной школы.1
Может быть, эти изменения в начальной школе диктуются жизнью? Может,
действительно современные дети уже готовы учиться не только с шести, но и
с пяти или с четырех лет? Может, такая перегрузка дает в дальнейшем какие-
то особые необыкновенно хорошие результаты?
К сожалению, все это не так. Во-первых, психологи всего мира говорят о
некоторой всеобщей инфантилизации, то есть, другими словами,
современные 5-7 летки личностно моложе своих же сверстников
десятилетней давности. Но самым неприятным при этом является то, что
большинство современных детей не любит и не хочет учиться, что они не
умеют учиться и что, даже окончив школу и сдав с помощью репетиторов
экзамены в вуз, они испытывают колоссальные трудности и нередко так и не
получают заветное высшее образование. Помимо этого, они почти так же, как
и учащиеся начальной школы, неграмотно пишут и не всегда верно помнят
таблицу умножения.
Это положение дел ни для кого не секрет. Не зря почти каждый новый
министр образования пытается реализовать новую реформу образования,
которая всегда затрагивает учащихся начальной школы. При этом говорят о
низкой зарплате учителей, о новых инновационных программах, о плохой
экологии и т.п. Если посмотреть на все сказанное выше глазами психолога, то
одной из самых главных причин проблем и трудностей начального
образования является то, что педагоги и учителя очень слабо себе
представляют психологические особенности детей.
Выдающиеся психологи двадцатого века Л.С. Выготский и Ж. Пиаже
настоятельно подчеркивали, что ребенок – это не маленький взрослый, что у
него иная логика и другое, нежели у взрослых, восприятие
окружающего. 1Поэтому никакие инновации и новые оригинальные
предметы ничего качественно изменить не могут, если только они не
ориентированы (именно ориентированы, а не только учитывают) особенности
современных дошкольников.
Каждый период психического развития ребенка характеризуется основным,
ведущим видом деятельности. Так, для дошкольного детства ведущей
является игровая деятельность. Хотя дети этого возраста, например в детских
садах, уже учатся и даже трудятся посильно, все же подлинной стихией,
определяющей весь их облик, служит ролевая игра во всем ее разнообразии.
В игре появляется стремление к общественной оценке, развивается
воображение и умение использовать символику. Все это служит основными
моментами, характеризующими готовность ребенка к школе.
У ребёнка младшего возраста интенсивно растет и хорошо снабжается
кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря
большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно
крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного
мозга заметно увеличивается после семи лет. Особенно увеличиваются
лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и
наиболее сложных функций психической деятельности человека.
Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения.
Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более
заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще
очень велика, отсюда – непоседливость детей. Сознательная и разумная
дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми
внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения
процессов возбуждения и торможения.
Как только семилетний ребенок вошел в класс, он уже школьник. С этого
времени игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и
продолжает занимать в ней важное место ведущей деятельностью младшего
школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его
поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и
нравственных сил. Процесс такой перестройки имеет несколько этапов.
Одна из сторон внутренней позиции ребенка связана с его общим
положительным отношением к процессу усвоения знаний и умений. Еще до
школы он свыкается с мыслью о необходимости учения для того, чтобы
когда-то по-настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх (летчиком,
поваром, шофером). При этом ребенок не представляет, естественно,
конкретного состава знаний, требующихся в будущем. У него еще
отсутствует утилитарно-прагматическое отношение к ним. Он тянется к
знаниям вообще, к знаниям как таковым, имеющим общественную
значимость и ценность. В этом-то и проявляется у ребенка любознательность,
теоретический интерес к окружающему. Этот интерес, как основная
предпосылка учения, формируется у ребенка всем строем его дошкольной
жизни, включающей развернутую игровую деятельность.
Голосовой аппарат и характеристики голоса старшего дошкольника тоже
имеют свои особенности, которые педагогу необходимо учитывать в своей
работе.1 Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора.
Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). А так же
различен в характере звучания. Детские голоса более «светлые»,
«серебристые», нежели женские. Сопрано детского хора от до I - до соль II
октавы. Альт детского хора от ля малой до ре II октавы.
У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые
связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое головное звучание,
характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет
тембральной насыщенности. Небольшая сила звука. И причём нет
существенного развития между мальчиками и девочками
Возрастные особенности детского голоса.
Детский голосовой аппарат отличается от взрослого величиной и формой. Он
находится в состоянии быстрого роста и развития. За эти периоды голос
ребёнка проходит несколько этапов развития:
1) младший домутационный возраст ( 5,6- 9,10 лет).
2). Старший домутационный возраст. (9,10-12,13 лет).
3)Мутационный период, в котором приобретаются свойства голоса взрослого
человека (12,13-15,16 лет).
Это связано с формированием пола, физическим и нервно-психическим
ростом ребёнка. У детей младшего возраста голос имеет чисто детское
звучание. Рост ребёнка идёт плавно и в его голосе нет ещё существенных
изменений. Звук голоса нежный, лёгкий, про него говорят: «головное
звучание», «высокое звучание», или «высокое резонирование». Эти
определения очень образны, они характеризуют естественное возрастное
звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Его механизм
ещё прост по своей структуре; звук, зарождающийся в гортани, образуется
при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью,
между ними в момент образования звука остаётся небольшая щель во всю их
длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять
только такое смыкание. Голос 7-8 летнего ребёнка нежный, очень небольшой
по силе и высоко звучащий, потому что окрашивается в верхнем резонаторе.
Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте, и неполное
смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно.
Глава II. Практические приёмы работы над дикцией.
2.1. Комплекс упражнений на развитие практики дикции и артикуляции
младшего возраста
Четкая артикуляция звуков речи зависит от степени тренированности
активных речевых органов — губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции
всегда начинается с мышечной тренировки — артикуляционной гимнастики,
позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц.
1) Опустите нижнюю челюсть вниз, медленно подвигав ею в разные стороны
2) Не меняя положения челюсти, осторожно подвигайте ею вперед и назад
3) В положении стоя наклонитесь вперед, держа руки на груди и протяжно
произнесите предельно низким голосом на выдохе гласные «у» и «о»
4) Напрягите кончик языка при плотно закрытом рте и поочередно
упирайтесь им сначала в левую, затем в правую щеку.
Далее проделайте то же самое, но уже с открытым ртом
5) Растяните губы в улыбке с открытым ртом, двигая язык влево и вправо к
уголкам рта.
При выполнении упражнения губы и челюсть остаются в неподвижном
состоянии, а язык не скользит по нижней губе
6) Проведите языком по нижнему и верхнему ряду зубов, пересчитывая
каждый из них. Челюсть неподвижна, рот открыт в улыбке.
7)Щёлкать языком ритм «В траве сидел кузнечик»
Произношение согласных и гласных звуков
После отработки четкости действий активных органов речи при помощи
артикуляционной гимнастики следует перейти к формированию правильных
навыков произношения отдельных гласных и согласных звуков русской речи
и их сочетаний.
Тренировка гласных требует не только выработки правильной фонетической
позиции при произнесении каждой из них, но еще и сравнивания гласных.
Дело в том, что гласные, образованные по законам фонетики в разных частях
речевого аппарата («переднеязычные», «среднеязычные», «заднеязычные»),
могут звучать в разных позициях: одни — у зубов (передняя позиция), другие
— в куполе твердого нёба (средняя позиция), третьи — в гортани (задняя
позиция). В этом случае при речи возникает так называемая «пестрота
гласных».
Упражнения, тренирующие гласные звуки
«И» — «Ы»
При произнесении звука [И] рот раскрыт на ширину мизинца, губы
растянуты в стороны, язык плоский, кончик языка касается нижних зубов,
средняя часть спинки языка максимально приподнята к нёбу; при
произнесении звука [Ы] язык отодвигается назад больше, чем при [И].
В упражнении №1 для всех пар будем произносить перед зеркалом, сначала
без голоса, несколько раз первый звук, потом — второй, и повторять это
вслух.
Упражнение №1
Произнесите медленно и отчетливо следующие слова:
ИВА, ИЛ, ПИР, ПИКА, КИТ, ЛИСТ, ИЛИ, ЦИРК
ТЫЛ, СЫН, СЫР, БЫЛ, МЫЛ, ДЫМ, БЫК, РЫБА
«Э» — «Е»
При произнесении звука [Э] рот раскрывается на ширину большого пальца,
видны кончики передних верхних и нижних зубов, язык лежит у нижних
передних зубов, задняя и средняя часть языка приподнимаются вверх и
вперед и касаются коренных зубов; гласная буква Е в русской речи
произносится более длительно и более напряженно, чем звук [Э].
Упражнение № 2
Произнесите медленно и отчетливо следующие слова:
ЭХО, ЭТОТ, ЭКСТРА, ЭПОС, ЭРА, ЭКСТРЕННЫЙ
ЕЛЬ, ЕЛ, ЕНОТ, ЕХАЛ, ЕЛЕНА, ЕВА
«А»-«Я»
При произнесении звука [А] рот раскрыт в вертикальном направлении
настолько, что между зубами можно вставить два пальца, положенные один
на другой. Язык лежит плоско, кончик языка не касается нижних передних
зубов; при произнесении буквы Я [Йа] кончик языка значительно более
выдвинут вперед, и упирается в нижние зубы.
Пробуем всё это сделать без звука.
Упражнение №3
Произнесите медленно и четко следующие слова:
АКТ, АТАКА, АИСТ, АННА, МАК, БАЛ, РАК, СТАРТ
ЯМА, ЯР, ЯКОРЬ, ЯГОДА, ЯСЛИ, ЯК, ЯД, ЯРОСТЬ
«У»- «Ю»
При произнесении звука [У], губы округлены, вытягиваются вперед и
сближаются в виде воронки, расстояние между зубами в один большой палец,
язык несколько оттянут назад, корень языка опущен, спинка приподнята; при
произнесении буквы Ю [Йу] передняя часть языка поднимается больше, чем
при звуке [У].
Упражнение № 4
Произнесите медленно и спокойно, не напрягая голоса, слова:
УТРО, УГОЛЬ, УС, УМ, УЗЫ, ЗУБ, ЛУК, СУД, УЗКИЙ, ЖУК
ЮРА, ЮЛА, ЮБКА, ЮГ, ЮНОША, ЮНГА, ЮЛЯ, ЮРОДИВЫЙ, ЮМОР
«О»- «Ё»
При произнесении звука [О] губы выдвинуты вперед и имеют более
округлую форму, чем при [У], язык несколько оттянут назад и не касается
зубов, спинка языка поднята кверху. Гласный Ё [Йо] произносится с большей
длительностью и напряжением, чем [О].
Надеюсь, что вы помните, что сначала надо попробовать беззвучно.
Упражнение №5
Произнесите следующие слова:
ОСЫ, ОСЬ, ОКУНЬ, ОКНА, ОЗЕРО, ОСЛИК, ОБРУЧ
ЁЛКА, ЁЖИК, ЁМКОСТЬ, ЁРЗАТЬ, ЁКАТЬ
Упражнения, тренирующие согласные звуки.
Тренировка согласных начинается с установки речевого аппарата в
правильную фонетическую позицию и отработки четкого произнесения
каждого из этих звуков. Вторым этапом является соединение этих отдельных
звуков в сочетании между собой и с добавлением гласных звуков по
специальной тренировочной схеме.
Взрывные звуки «П» – «Б»
Они требуют особо плотной смычки речевых органов и активного
преодоления этого препятствия — «взрыва» смычки сильной струей
выдыхаемого воздуха.
«Пробка»
Проверим, насколько хорошо подготовлены губные мышцы к образованию
взрывных звуков «п» и «б«. Плотно сожмите губы, даже чуть натяните их
края на зубы, чуть прикусив их. Воздухом, находящимся в полости рта, (не
делая выдоха!) резко прорвите смычку, как будто выстреливаете пробку,
зажатую губами. Не освобождайте губ, пусть их смычку разорвет воздушная
струя.
«Взрыв»
Выстрелите «пробку» теперь уже активным выдохом: ппп! Не напрягайтесь,
плотно сжаты лишь губы. Не стремитесь набрать побольше воздуха. Дело
решает не количество, а энергичность толчка (удар диафрагмы) и точная
фокусировка выдоха на кончиках губ. Не допускайте в конце придыхания, а
тем более гласного звука, у вас не должно получаться «пх» или «пппы…».
Если вместо взрыва получается чмоканье, вы втянули воздух в себя вместо
того, чтобы вытолкнуть его наружу. Добившись четкого взрыва на звуке «п»
(не удивляйтесь, если это не получится сразу, нужна ежедневная упорная
тренировка, в том числе и гимнастика губных мышц), включайте вместе с
выдохом и звук голоса — «ббб». Тренируйте обе согласные в паре, сохраняя
при этом четкую дифференциацию по звонкости: «п» — «б», «п» — «б», «п»
— «б». Не допускайте в конце призвука гласного звука: «пы» — «бы».
«Настольный теннис»
Представьте себе, что кисть вашей правой руки — ракетка для игры в
настольный теннис. Тренируйте удар ракеткой по воображаемому шарику,
отбивая его тыльной стороной свободно висящей кисти — ппа!.. ппэ!.. ппо!..
ппу!.. ппы!.. ппи!.. Пусть каждый звук, как мячик, звонким взрывом летит
вперед вверх. Следите за тем, чтобы гласные взрывались на губах, продолжая
взрывную согласную, а не заваливались назад. Посылайте звук в разные
точки комнаты: вверх, направо, налево, вниз.
Отработав эти сочетания, включите на выдохе звук голоса: бба!.. ббэ!.. ббо!..
ббу!.. ббы!.. бби!..
Соедините глухой и звонкий звук в пару — пабба! пэббэ! поббо! пуббу!
пыббы! пибби! Удваивайте звонкую согласную, ставя ударение на первом
слоге. Подбрасывайте мячики легко, свободно, без мышечного напряжения.
Свистящие и шипящие звуки «С» — «З» и «Ш» — «Ж»
«Прокол»
Проверьте на слух, нет ли в надутой камере волейбольного мяча прокола,
сжимая его возле уха… Так и есть … Слышен напряженный ровный свист
выходящего воздуха: «ссссссссс!..». Имитируйте звук, точно соблюдая
установку артикуляционного аппарата. Помните, что при звуке «с» кончик
языка опущен и прижат к передним нижним зубам, тело языка напряжено,
образуя «горку» с чуть приподнятыми краями, по ней-то и «скатывается»
выдыхаемый воздух. Время от времени прижимайте «мяч» сильнее, звук
усиливается.
«Паровоз»
Паровоз медленно разводит пары: шшш… шшш… шшш… Вот он сдвинулся
с места: ш-шш-шшш… ш-шш-шшш… Пошел все скорее и скорее: шшш-
шшш-ш… шшш-шш-ш… шшшшш-ш… Выдыхайте воздух энергичными
толчками диафрагмы. Следите за верной артикуляционной позицией звука.
Помните, что кончик языка поднят кверху, образуя в куполе твердого нёба
«ковшик», в который и ударяется выдыхаемый воздух.
«Косарь»
Наточите бруском косу. Брусок скользит то с одной, то с другой стороны
лезвия: ссс-ззз… ссс-ззз… ссс-ззз… ссс-ззз… Коса наточена, можно
приниматься за косьбу. Взмах косы, и она звучно режет траву: жжж… жжж…
жжж…
Звуки «Л» и «Р»
«Телеграмма»
Выстукивайте телеграфным ключом текст телеграммы: ла-ла-лал! лэ-лэ-лэл!
ло-ло-лол! лу-лу-лул! лы-лы-лыл! ли-ли-лил! Ударение падает на последний
слог. Держите ритм.
«Капризный мотор»
Попробуйте завести мотор игрушечного автомобиля…. Выдыхаемым
воздухом (без звука голоса) вызывайте вибрацию кончика языка, поднятого к
верхним зубам: тррр… тррр… трррррр… тррррр… тр… Включите звук
голоса (мотор завелся!): дрррррр… дрррррр…
Удвоенные согласные.
Небрежности речи способствует и привычка опускать согласные в середине
слова, особенно, если там имеется сочетание нескольких согласных, даже
простое удвоение. Мы нередко слышим: воеНый, вместо воеННый,
обыкновеНо, вместо обыкновенно и т. д. Необходимо добиваться, чтобы
удвоенная согласная звучала дольше обычной, как долгий звук.
Часто выпадает одна из двух одинаковых согласных на стыке произносимых
слитно слов или слова и предлога, меняя смысл сказанного; например, вместо
из здания мы слышим издание. Произношение подобных слов можно
тренировать, подбирая парные слова с одним и удвоенным звуками: подать —
оТДать (произносится оДДать); не то, Товарищи — не тоТ, Товарищи;
раЗделать — еще раЗ Сделать (произносится раЗЗделать) и т. д.
Чистоговорки
Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально
составленные фразы — чистоговорки. В них неоднократно повторяется
тренируемый звук или сочетание звуков. Чтобы полностью или частично
избавиться от дефектов речи, будет достаточно иметь в арсенале около пяти
скороговорок с различными сочетаниями несовместимых звуков. Пример:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа. От топота
копыт пыль по полю летит.
Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй,
курка, крупку.
Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при
Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да
подрыла.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола
наврет.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Соньку с ног,
Саньку — в бок, Сеньку — в лоб, все — в сугроб!
Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в
капюшоне он смешон.
Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.
Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.
В Чите течет Читинка.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.
Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
Парочка советов по чистоговоркам:
1) Работать над чистоговорками надо не торопясь, заботливо проверяя
установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание.
2) Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы
произношения. Надо знать, как произносятся отдельные звуки и их сочетания
по законам устной речи, чтобы не наработать неверного навыка. Например,
слова «редко» (редька редко росла на грядке) и «грядка» звучат — «реТко»,
«гряТка»; «сшила» (сшила капюшон) как «ШШыла» и т. д.
3) Записывайте упражнения с чистоговорками на диктофон, это позволит
вам услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки
речи, а также внести коррективы в процессе работы.
Интонация.
Интонация ответственна за очень многое: мелодику, темп речи, силу
произношения, тембр голоса.
И, чтобы добиться выразительной интонации нужно вспомнить
известнейшее высказывание: «Вся жизнь – театр, а люди в нём – актёры».
Ведь именно став актёром, можно «отточить» интонацию. Так как самое
эффективное упражнение для работы над ней – это чтение по ролям.
А ещё отличную помощь здесь окажет фантазия. Ведь, если Вы работаете
над интонационным произношением наедине с собой, то следует рисовать в
воображении разных собеседников и рассказывать «им» какой-нибудь текст,
подстраиваясь именно под «них» и меняя интонацию.
Скороговорки.
Очень полезными для развития хорошего произношения звуков могут быть
скороговорки для дикции. Они знакомы практически каждому из нас, а слова
подобраны таким образом, чтобы научить человека произносить практически
несовместимые звуки быстро и четко. Несколько раз, повторяя одну и ту же
фразу скороговорки для дикции, вы заметите, что с каждым разом
непослушные ранее звуки поддаются произношению все легче, и
неразборчивая речь становится понятной и членораздельной. Пример:
На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова
вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить
обратно на дровяной двор.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной.
Баран-буян залез в бурьян.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Шакал шагал, шакал скакал.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Сачок зацепился за сучок.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов
развалился кузов.
Жутко жуку жить на суку.
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя
ножами, штуку кушает инжира.
Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!»
Кощея щами не угощают.
В начале следует давать привычные упражнения, хорошо впетые. Умеренная
сила голоса и работа на центральных звуках диапазона способствует
стабильному правильному выполнению этих упражнений.
Работу надо начинать буквально с одной ноты, с наиболее ярких звучащих
тонов –примарных. Ровность звука не должна зависеть от преодоления
музыкальных интервалов, от изменения гласных и согласных. Все гласные
должны иметь одну вокальную форму. Согласные должны быть легкими и
четкими в произношении и не прерывать поток гласных. Непрерывность и
ровность красивого звучания голоса - основа художественной ценности
пения. Достигается эта ровность, легатность звука совершенствованием
стабильности и скоординированности процессов дыхания и атаки звука.
Физиологи говорят, что атака звука - это способ и быстрота, при которой
дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому;
момент и степень замыкания голосовых связок . Атака оказывает большое
влияние на голос в момент его зарождения. Для овладения верной атакой
педагог М.Л. Петренко рекомендует использовать упражнения на staccato
(итал. стаккато - отрывисто).
Начинающим помогут такие упражнения:
1. Сказать очень "остренько" в корни верхних зубов: а,а,а,а или у,у,у,у.
Говорить на удобной ноте. Должно возникнуть ощущение, будто вы
укалываете этот звук иголочкой.
2. Сказать в "высокий купол", "уколоть" в зубы: да, да, да или ду, ду, ду, чтобы
ощутить этот купол надо вспомнить про "аромат цветка", "горячую
картошку" (эти упражнения встречались раньше). Рот очень объемный,
красивый. Следить, чтобы звук не падал из высокой позиции. Горло широкое,
низкое. 3. Имитировать голос кукушки. Говорить "ку-ку" на довольно
высокой ноте, певуче. Ощущения как в предыдущих упражнениях.
Умение плавно переходить от одной ноты к другой, без толчков, без
перерывов в дыхании называется кантиленой . Это можно сравнить с
ожерельем, где бусины нанизаны на нитку одна за другой, или с игрой
скрипача, когда смычок плавно идет по струнам, рождая мелодию. Для
начальной работы над legato и кантиленой надо брать простые упражнения и
произведения, напевные, в спокойном темпе. Вот что о ровности и
легатности звука говорил М. Гарсиа: "При переходе от одного слога к
другому, с одной ноты на следующую нужно тянуть голос без толчков и
ослабления, как будто все построение составляет только один ровный и
продолжительный звук... Нужно строго сохранять на всех нотах одинаковый
тембр, а также одинаковую силу и качество звука" [8]. Создавая наилучшие
условия для хорошего звучания, певец как бы "растит" свой голос, а не
выгоняет его силой. Никогда не надо форсировать звук". Результат хорошей
вокальной "школы" - это когда мышечный автоматизм в пении проходит через
слуховой "контроль" поющего [13]. Надо с самых первых упражнений
учиться слушать свой голос, уметь его воспринимать критически, но и уметь
его любить, как нежное растение, растить, оберегать, любоваться - тогда
голос зазвучит, заблестит.
Несколько первоначальных вокальных упражнений:
1. Поем слог: "ва", "ма" или "да". В удобной тесситуре взять один звук и
держать его, пока есть дыхание (не "выжимать" дыхание до конца). По мере
ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой и
ровностью звука. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. Это
упражнение помогает почувствовать певческое дыхание, отрабатывать
ровность звука, его красоту. Проверить в действии все процессы вокальной
координации. 2. Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano.
Особое внимание важно уделить ровности и качеству звука, а так же подаче
дыхания. Дыхание подается ровно, активно, без толчков - legato.
Контролировать правильное положение корпуса при пении, следить за
развернутой грудью, свободной гортанью.
3. На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у), не торопясь, на
одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность.
Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных
обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая
те случаи, когда на "а" гортань зажата. В этом случае надо начинать с удобной
гласной; исходя из этих сложностей многие педагоги категорически против
пения вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения, так как
внимание поющего направлено в другое русло, что отражается на качестве
звука.
Следующие этапы работы с голосом:
Для работы над подвижностью и беглостью голоса на начальном этапе
используются очень простые упражнения и поются сначала в очень
спокойном темпе и ограниченном количестве, чтобы не утомлять гортань.
Основной принцип в этой работе: точность интонации, отсутствие подъездов,
скольжений, все четко, точно, ритмично. Сначала - гаммы в диапазоне
октавы; если страдает четкость, то добавляются слоги да-да-да... или ла-ла,
та-та. Петь mezzo forte, не перегружать дыхание, не спешить с увеличением
темпа. Приступать к работе над беглостью можно только при условии
освобожденной гортани. Недостаточно чистая интонация у певца может быть
либо при отсутствии координации слуха и голоса, либо при плохо развитом
слухе, либо при отсутствии вокальных навыков.
Каждый трудный, не удающийся вокально интервал или отрезок
произведения нужно "вынуть" из музыки и спеть на удобные гласные legato,
martellato, а, может быть, транспонировать вниз, вверх (на 1/2 тона, на 1 тон).
Петь этот фрагмент следует как вокальное упражнение.
"Ставить красиво" отдельные ноты - это еще не пение. Пение - непрерывное
и логическое движение голоса, определяемое смыслом музыкального
произведения [13]
Таким образом, исходя из вокальных способностей каждого ребенка, в
процессе обучения пению следует использовать индивидуальный подход в
подборе вокальных упражнений. И не забывать о физиологических
возможностях детей младшего школьного возраста.
Начинать артикуляционные упражнения нужно как можно раньше. Для
многих детей характерно слабое развитие артикуляционного аппарата,
скованность, зажатость языка и нижней челюсти, медленный темп речи,
неясное произношение фонем. Б. С. Рачина отмечает печальную тенденцию -
современные дети к этим проблемам прибавили еще и различные
расстройства речи (при осмотре логопеда в садах, в последние годы до 60%
детей направляются в корректирующие группы или при более лёгкой форме,
на корректирующие занятия). В данном вопросе у педагога-музыканта и
дошкольного логопеда - единые цели, и потому использование похожих
методов - естественно и логично. Помимо этого логопедические упражнения
в музыке нередко являются более эффективным средством решения проблем,
связанных с дикцией.
В работе с детьми младшего возраста хорошо помогают различные
скороговорки, дикционные упражнения. Можно использовать отдельное от
мелодии произнесение такого текста – активно, но тихо. Но значительно
большую пользу принесет его сочетание с простейшими мелодическими
попевками.
Мотив можно придумать к уроку заранее – использовав наиболее
актуальные для данного занятия интонации. Можно из урока в урок играть в
своеобразную игру-придумывание все новых и новых «распевалочек» на
тексты артикуляционных упражнений и скороговорок. Дети такие творческие
задания очень любят и, как правило, неплохо с ними справляются. Подобные
игры будут одновременно и тренировать артикуляционный аппарат, и
развивать их мелодическое мышление, обогащать интонационный опыт.
Укрепление согласных
«С»
1.
Сани – сатира – сапёр – сапожник.
2.
Свечка – свирель – саранча – сезон.
Подобные цепочки слов, начинающихся на «С» хорошо звучат в виде
контрастного темброво-регистрового диалога, в котором могут участвовать 2
группы ребят. Например, 1 группа проговаривает слова в низком регистре –
«заговорщицки», 2 группа – в фальцетном регистре как бы «в испуге».
Возможны и другие контрастные сопоставления:
Динамические: громко – тихо
Ритмические: тянущимися долгими звуками – мелкими
длительностями.
Речевое глиссандо: вниз – вверх
Скороговорки:
1.
Во саду ли, во садочке, соловей поёт.
2.
Сломала я ветку сирени в саду.
3.
Мы посадили весной кустик сирени в саду
4.
Курские соловьи славятся на всю Россию.
5.
Сима сухари сушила. Сушить не насушила, а сжечь – сожгла.
«Р»
Игры:
«Машина» - дети изображают рычание мотора: «дрррр». Звук то громче, то
тише - по знаку дирижера.
«Самолет-кукурузник» - тоже самое, но в более высоком регистре. Варианты
развития игрового сюжета: приближающийся, удаляющийся звук, несколько
самолетов, прерывающий звук – самолет иногда пропадает в облаках.
Скороговорки
1.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
2.
На дворе трава, на траве дрова.
3.
На дворе дрова, за двором дрова.
4.
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров, дрова
выдворит.
5.
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать –
зарапортовался.
Попевки
Глухие согласные «Т», «П», «К»
1.
От топота копыт пыль по полю летит.
2.
Купи кипу пик.
3.
Шёпот, шёпот, листьев шёпот.
Укрепление гласных
«А»
При работе над артикуляцией гласных нужно обращать внимание на ее
«исходное» состояние у певца. Если «а» чересчур открыта, то к ней нужно
подходить через «о», или «у»:
Бо-ба, до-да, зу-за, ру-ра.
Если «а» звучит, наоборот, заглублено, то подходить к ней лучше от «и», или
«е»:
Би-ба, ди-да, бе-ба, де-да.
Полезно петь цепочки слов (например, по нисходящему трезвучию, или
другому, придуманному к уроку интонационному мотиву):
Балаган – барабан – сарафан – мандарин.
«И»
Бирюза – дирижер – виноград – тишина.
«Е»
Резеда – ремесло – лебеда – сенокос.
«У»
Муравей – музыкант – мухомор – ураган.
Разработка мягкого неба.
1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.
2)«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба
и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).
3) Произносить гласные звуки с позевыванием.
4) Имитировать полоскание горла.
Разработка нижней челюсти.
1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на
челюсть, рот слегка приоткрыт.
2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.
Разработка щёк
1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.
2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю
губу и под нижнюю.
3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их
сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после
упражнения в губах должно быть легкое покалывание).
4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена,
губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.
Разработка губ.
1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением,
обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
Удерживать на счет 10.
2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.
3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы
натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.
4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы,
затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за
невидимые ниточки.
5)«Лошадка» – пофыркали.
6)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были
видны зубы. Удерживать до 10 секунд.
Разработка языка.
1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с
задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти
неподвижны).
2) «Печем пироги»
а) «Месим тесто» – размять язык зубами,
б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку,
в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в
распластанном положении на нижней губе.
артикуляционная гимнастика - язык
3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной
стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все
выдерживать на счет 10.
4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.
5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем
выдувать в трубочку воздух.
6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.
7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала
вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть
на кончик носа.
8 ) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к
небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт,
челюсть неподвижна.
9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним,
затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и
четко.
10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в
правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.
11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.
12) «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка,
открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.
13) «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.
14) «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот
приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не
подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.
15) «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно
и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.
16) «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук
3-3-3-3.
17) «Моторчик» – во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3
прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения
из стороны в сторону под языком.
18) «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой
произносить звукосочетание ИЕ.
19) «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А широкий кончик
языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите
звук Л.
Перед тем как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте
артикуляционную гимнастику и разогрейте свой речевой аппарат. Очень
полезно делать артикуляционную гимнастику по утрам. Можно уделять этому
5 минут утром, и хороший тонус мышц речевого аппарата на целый день Вам
обеспечен.
После артикуляционной гимнастики можно переходить к развитию дикции.
Хорошаядикция очень важна не только ораторам, актерам, лекторам и
певцам, но и всем другим людям, хотя бы потому, что мы живем в обществе и
постоянно общаемся с людьми.
Заключение.
Целью нашей работы– добиться того, чтобы ученик пел свободно, полётным
звуком,
без
напряжения,
точно
фокусируязвуки,
способствующие
тембрально-яркому звучанию.
Голос как брильянт. Он засверкает, если очистить каждую его грань от
того, что мешает ему светиться полётно и ярко.
В
этом
и
состоит
суть
педагогической
работы
преподавателя,
владеющего
вокальными
методиками
и
всем
комплексом
практических
упражнений постановки голоса. Решению некоторых вопросов, связанных с
формированием правильной артикуляции и дикции у обучающихся пению
детей, была посвящена данная методическая работа.
Содержание.
1. Н. Добровольская, Н. Орлова «Что надо знать учителю о детском хоре»
2.Г. П. Стулова «Хоровой класс»
3.Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению»
4. А.А. Сергеев «Воспитание детского голоса»