Напоминание

Интеллектуальная игра


Автор: Игнатова Валентина Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: Литературный марафон
Тема: Интеллектуальная игра
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя школа №2» г. Смоленска

Интеллектуальная игра

«Литературный марафон»

Игнатова Валентина Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №2» г. Смоленска

Смоленск

2019

Методический комментарий

Интеллектуальная игра – индивидуальное или чаще всего коллективное

выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в

1

рамках ограниченного времени и в условиях соревнования. Во внеурочной

работе по литературе данная форма имеет давние традиции и особенно

популярна у школьников средних классов.

Игра «Литературный марафон» разработана для обучающихся 6-8

классов в рамках проведения в школе предметной недели русского языка и

литературы.

Предварительно проводился отбор игроков. В мероприятии

участвовали учащиеся 7 класса 3 команды по 3 человека. У каждой команды

свой стол. Устанавливается экран, компьютер и проектор. Вся игра

сопровождается презентацией. Игру проводит ведущий. Избирается жюри из

числа преподавателей - предметников.

Планируемые результаты:

-личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств

личности, воспитание уважительного отношения к русской и зарубежной

литературе;

-метапредметные: умение понимать проблему, подбирать аргументы

для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные

связи в устных высказываниях, общаться в группах, формулировать выводы;

-предметные:

1) в познавательной сфере: умение анализировать литературные

произведения, владение литературоведческой терминологией;

2) в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-

нравственным ценностям русской литературы и культуры;

3) коммуникативной сфере: умение отвечать на вопросы по

прочитанным текстам, создавать устные монологические высказывания,

умения вести диалог;

4)в эстетической сфере: эстетическое восприятие изученных

литературных произведений, произведениям живописи; формирование

эстетического вкуса.

Оснащение мероприятия:

1) компьютер;

2) мультимедиапроектор;

2

3) экран;

4) призы: 3 яблока,3 коробочки сока, 32 авторучки,3 пакетв,3 пачки

конфет, 3 календарика,3 шоколадных медальки в виде монет, 3 ластикак,3

кусочка мыла; тесты по литературе.

5) секундомер;

6) черный ящик, в котором находится гайка;

7) карточки с индивидуальным заданием для команд;

8) медали для награждения участников марафона.

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех

на нашем литературном марафоне! Ребята, я знаю, что многие их вас любят

спорт, ибо спорт - это задор, соревнование, хорошее настроение, радость.

Сегодня мы собирались на интеллектуальную игру, где будут свои

старты и финиши, победы и возможные неудачи. Но всех нас объединяет

общее желание – много знать и уметь, а это главное на пути к знаниям.

Мы приветствуем тех, кто своим умом, эрудицией завоевали честь

участвовать в игре! Давайте сначала познакомимся. (Каждая команда

объявляет название, приветствует соперников, ведущий сообщает состав

жюри).

1 тур «Спринт эрудитов»

Ведущий: Первый тур нашего марафона мы проведем в форме

аукциона знаний. При неправильном ответе команды в игру вступает

следующая команда. Игроки получают жетоны.

Вопрос: Этому писателю суждено было стать летописцем

крестьянского мятежа 18 века. Его перу принадлежит «История Пугачева».

Ответ: А.С. Пушкин

Вопрос: Разновидность метафоры, троп, состоящий в перенесении

свойств живого существа на неодушевленные предметы

Ответ: Олицетворение

3

Вопрос: Все, что им создано за тринадцать лет творчества, - это подвиг

во имя свободы и родины. Он был гениальным поэтом, так рано погибшим,

но оставшимся навсегда молодым и бессмертным в своих произведениях.

Ответ: М.Ю. Лермонтов

Вопрос: Образное словоупотребление, основанное на преувеличении.

Например: «сто лет не виделись», «век живи – век учись».

Ответ: Гипербола

Вопрос «Сцена из произведения» - демонстрация сцены

Ответ: «Исповедь Мцыри»

Вопрос: «Автор произведения».

Этот писатель был в дружеских отношениях с А.С. Пушкиным. Дважды

встречаться с Лермонтовым. На званом обеде у него Лермонтов М.Ю. читал

«Мцыри»

Ответ: Н.В. Гоголь

Вопрос: «Теория литературы».

Троп, близкий к метафоре, отличающийся от нее наличием

специальных сравнительных союзов как, будто, словно, точно, подобно.

Ответ: Сравнение

Вопрос «Сцена из произведения» - демонстрация сцены

Ответ: «Полковник и Варенька на балу»

Вопрос «Автор произведения»

Был в числе тех, кто откликнулся в печати на смерть Н.В. Гоголя в 1852

году. Любил путешествовать за границей, любил охоту, русскую природу.

Создал цикл рассказов, которые сыграли определенную роль в отмене

крепостного права в России.

Ответ: И.С. Тургенев

Вопрос «Теория литературы»

4

Фигура, близкая к антитезе, состоящая из двух противоположных друг

другу понятий в едином высказывании: «стареющий юноша»,

«красноречивое молчание», «горькая радость»

Ответ: Оксюморон

Вопрос «Сцена из произведения» - демонстрация сцены

Ответ: «Освобождение Маши Мироновой»

Ведущий: На этом первый тур марафона завершен. Команды,

сосчитайте жетоны. Просим жюри огласить итоги первого тура.

2 тур «Кросс-вопрос»

Ведущий: В распоряжении команд по 1 минуте, за которую нужно

быстро и правильно ответить на максимальное число вопросов. За каждый

правильный ответ команда получает жетон. Если ответа у команды нет, она

говорит слово «дальше». За минуту вы должны ответить на максимальное

число вопросов.

-Приготовится для кросса!

Заточить карандаши!

Предлагает знак вопроса

Ряд задач! Вникай! Реши!

Рамки вовсе не простые –

Лабиринты на пути.

Попытайтесь их, ребята,

Беспрепятственно пройти.

Итак, команды готовы? Время!

1) Первый, дошедший до нас, летописный источник древнерусской

литературы («Повесть временных лет»).

2) Этот поэт подарил Пушкину свой портрет с подписью: «Победителю

ученику от побежденного учителя» ( Василий Андреевич Жуковский).

3) Необходимая вещь, за которой летал кузнец Вакула из повести «Ночь

перед Рождеством» в Санкт-Петербург (Черевички).

5

4) Эпиграф этого произведения таков: «Неча на зеркало пенять, коли

рожа крива» (Комедия «Ревизор»).

5) «Нет уз святее товарищества», «Нет силы сильнее веры», «Терпи,

козак – атаман будешь». Из какой повести Гоголя взяты афоризмы? («Тарас

Бульба»).

6) Это увлечение давало богатый материал для наблюдений И.С.

Тургенева и даже вошло в название книги рассказов. (Охота).

7) «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В

черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали…»

Кто это? (Емельян Пугачев).

8) Эта замечательная сказательница немало способствовала

становлению таланта Пушкина – сказочника (Арина Родионовна Яковлева).

9) Этот жанр древнерусской литературы повествует о жизни человека,

который достиг христианского идеала – святости. (Житие).

10) Как звали фонвизинского недоросля? (Митрофан Простаков).

11) Вспомните трех писателей, имеющих одинаковую фамилию (Л.Н.

Толстой, А.Н. Толстой, А.К. Толстой).

12) Назовите одно из произведений Н.А. Некрасова, где содержится

указание на какую-либо часть лица («Мороз, Красный нос»).

13) Из какого произведения эти фамилии: Жеребчиков, Жеребковский,

Кобылянский, Тройкин? («Лошадиная фамилия»).

14) Назовите настоящую фамилию писателя Максима

Горького(Алексей Максимович Пешков).

15) Какие фрукты герой рассказ В.Г. Распутина «видел только на

картинках» (Яблоки).

16) Кто послал письмо с адресом: «На деревню дедушке»? ( Ванька

Жуков)

17) Что объединяет писателей: Гоголь, Лесков, Некрасов, Рубцов? (Имя

Николай).

18) Что пришлось обуть Лизе, когда она переоделась крестьянкой?

(Лапти).

6

19) Чем занимался вельможа в тот момент, когда мужики пришли к его

подъезду? (Спал).

20) Что, умирая, левша просил передать императору? (Чтобы ружья

кирпичом не чистили).

21) Какое яблоко съел мужик на острове в сказке М.Е. Салтыкова-

Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»? (Кислое)

22) Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб

весьма нелепой смертью – его укусила змея (Князь Олег).

23) Что выдернул Андрий из-под головы спящего брата в повести Н.В.

Гоголя «Тарас Бульба»? (Мешок с белым хлебом).

24) Какой рассказ И.С. Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»)

25) Как звали главных героев - мальчика и курицу – из произведения

Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители»? (Алеша и

Пеструшка).

26) Как назывался город, недалеко от которого находилось село, где

разворачиваются действия сказки – были под названием «Кладовая солнца»

М.М. Пришвина? (Переславль-Залесский).

27) Кого укусила собака в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»?

(Хрюкина, золотых дел мастера).

28) Он был студентом Казанского университета, военным, писателем –

художником, путешественником, сельским хозяином, педагогом, философом,

проповедником, обличителем неправды (Л.Н. Толстой).

29) Назовите пару братьев-писателей (Братья Гримм, братья Вайнеры,

братья Крапивины).

30) Условный термин, введенный в русскую поэтику И. Тургеневым,

который написал ряд небольших поэтических произведений в прозаической

форме. О чем идет речь? (Стихотворение в прозе).

Ведущий: На этом второй тур марафона завершен. Команды сосчитайте

свои жетоны. Просим жюри огласить итоги второго тура.

3 тур «Черный ящик»

7

Ведущий: В распоряжении команд 1 минута, в течение которой нужно

обсудить решение и дать письменный ответ. За правильный ответ команда

получает 30 баллов. Итак, команды готовы?

Герой рассказа «…мужичонка в пестрядиной рубахе и латаных портах.

Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видны из-

за густых, нависших бровей… На голове целая шапка давно нечесаных,

путаных волос… Он бос» при ловле рыбы он использовал в качестве грузила

этот предмет.

Вопрос: что лежит в черном ящике? (Гайка)

Ведущий: На этом третий тур марафона завершен. Просим жюри

огласить баллы наших команд после третьего тура.

4 тур «Бег с препятствиями»

Ведущий: Продолжаем наш литературный марафон. Перед вами

написаны слова в два столбика. Все слова тем или иным образом связаны,

например: в одном столбике может быть дано название произведения, в

другом – его автор; или название поделено на части. Ваша задача: «связать»

слова и на листочках в столбик записать верные ответы. Листы с ответами

сдаются в жюри. Максимально можно получить 50 баллов.

П. Ершов

Калашников

Остап

Капитанская

Купец

М.Ю. Лермонтов

Виктор Петрович

«Уроки французского»

дочка

«Конек-горбунок»

«Левша»

И.А. Крылов

«Парус»

Н. Лесков

В. Распутин

Андрий

легенда

Астафьев

басни

Данко

Ответы: П. Ершов «Конек-горбунок», Остап и Андрий, купец

Калашников, Виктор Петрович Астафьев, «Капитанская дочка», «Левша» Н.

Лесков, «Парус» М.Ю. Лермонтов, В. Распутин «Уроки французского»,

легенда о Данко, басни И.А. Крылов.

Ведущий: Четвертый тур марафона завершен. Просим жюри огласить

баллы.

5 тур «Гонка за лидером»

8

Ведущий: Каждая команда получает индивидуальное задание. В

распоряжении команд 3 минуты, в течение которых нужно ответить на

вопрос. За каждый вариант ответа команда получает 10 баллов. Итак,

команды готовы? (письменно)

Вопрос команде №1: Назовите семь произведений, имеющих в своем

названии какой-либо цвет («Желтый туман» А. Волкова «Белый пудель» А.

Куприна, «Алые паруса» А. Грина, «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Белый

Бим Черное ухо» Г. Троепольского, «Белый клык» Д. Лондона, «Серая

Шейка», «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова, «Конь с розовой гривой» В.

Астафьева, «Черная курица, или Подземные жители» А.

Погорельского, «Белолобый» А. Чехова, «Зеленое утро» Р. Брэдбери).

Вопрос команде №2: Назовите семь произведений, в названиях которых

содержатся числа («Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Первая любовь» И.

Тургенева, «Чудак из 6 «Б»» Железникова, «Пятнадцатилетний капитан» Ж.

Верна, «Петр 1» А. Толстого, «Три пояса» В. Жуковского, «Три конца» Д.

Мамина-Сибиряка, «Два капитана» В.Каверина, «12 стульев» И. Ильфа и Е.

Петрова, «Три толстяка» Ю. Олеши, «Семь подземных королей» А. Волкова,

«Десять негритят» А. Кристи, «Трое в лодке не считая собаки» Д. Джерома,

«10 лет спустя» А. Дюма, «20 лет спустя» А. Дюма, «Два богача» И.

Тургенева, «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Тринадцатый

подвиг Геракла» Ф. Искандера, «Семнадцать мгновений весны» Ю.

Семенова, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.

Салтыкова-Щедрина).

Вопрос команде №3: Назовите семь произведений, в названиях которых

встречаются названия каких-либо птиц или животных («Дикие лебеди» Г.Х.

Андерсена, «Гадкий утенок» Андерсена, «Собачье сердце» М. Булгакова,

«Заячьи лапы» .Паустовского, «Скворцы» А. Куприна, «Конь с розовой

гривой» В. Астафьева, «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова, «Хорошее

отношение к лошадям» В. Маяковского, «Дама с собачкой» А.

Чехова, «Медведь» Чехова, «Собака» И. Бунина, «Собаке Качалова» С.

Есенина, «Корова» А. Платонова, «Журавли» Н. Заболоцкого).

«Игра со зрителями»

Ведущий: Пока команды готовятся, мы проведем конкурс со зрителями

в отрывке из басни Крылова «Дуб и трость» автор использовал 32 буквы

русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Дается карточка)

Не только солнца я препятствую лучам,

9

Но, посмеиваяся и вихрям, и грозам,

Стою и тверд и прям.

Как будто б огражден ненарушимым миром.

Тебе все бурей – мне все кажется зефиром.

Хотя б уж ты в окружности росла,

Густою тению ветвей моих покрытой,

От непогод бы я быть мог твоей защитой;

Но вам в удел природа отвела

Брега бурливого Эолова владенья.

Конечно, нет совсем у ней о вас раденья.

Ответ: Ъ

Ведущий: Какие молодцы! Как здорово у нас получилось! Проверим,

как поработали наши команды. Просим жюри сообщить результаты наших

команд по итогам пяти туров. (Жюри определяет победителей).

Итак, к финишу нашего литературного марафона первой пришла

команда……

6 тур «Награждение победителей»

Ведущий: Та команда, которая дает ответ и получает угаданный приз.

№1: Символ Эдемского сада, который, надеемся, не стал причиной

раздора в вашей команде (3 яблока).

№2: Препятствует засыханию человека. Это витамины, необходимые

для жизни (3 коробочки сока).

№3: Этот предмет необходим очень популярным, звездным личностям,

пребывающим в зените славы. А сегодня – особенно команде-

победительнице (3 авторучки).

№4: Для тех, у кого скопилось слишком много валюты, предлагаем кейс

для миллионов. Хватит на всю команду (3 полиэтиленовых пакета).

№5: Источник «зимней свежести», суперсовременный

стоматологический инструмент (3 пачки шоколада).

10

№6: Шаг в будущее. Кто желает его совершить? (3 календарики).

№7: Взнос в золоте спонсоров, решивших простимулировать ваши

интеллектуальные способности (3 шоколадных медальки в виде монеток).

№8: Просто необходим тому, кому приходится иногда «заметать следы»

(3 ластика)

№9: Кусочек жюри на память (3 кусочка мыла).

Ведущий: Призы разыграны, награды нашли своих героев. Спасибо

командам за достойную игру! Поздравляем победителей! Команде -

победителю тесты по литературе.

11



В раздел образования