Автор: Поликарпова Валентина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №108 "Сказка"
Населённый пункт: г.Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом
воспитании детей дошкольного возраста
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном
поселке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям,
редко сострадают чужому горю.
Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле,
формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и
гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду,
родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к
армии,
гордость
за
мужество
воинов,
развивать
интерес
к
доступным
ребенку
явлениям
общественной жизни.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому,
детскому саду, родной улице и поселку;
Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и
обычиям русских людей;
Развитие элементарных знаний о правах человека;
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование
толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
Использование технологии проектирования является эффективным способом развивающего,
личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность
обеспечивает
развитие
творческой
инициативы
и
самостоятельности
участников
проекта;
открывает
возможности
для
формирования
собственного
жизненного
опыта
общения
с
окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод
проектов
актуален
и
очень
эффективен.
Он
даёт
ребёнку
возможность
экспериментировать. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа,
имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения
необходим
исследовательский
поиск
в
различных
направлениях,
результаты
которого
обобщаются и объединяются в одно целое.
Тематика
и
содержание
проектов
могут
быть
очень
разнообразны.
В
зависимости
от
доминирующих методов, — используемых в работе над проектом — игровых, творческих,
познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
1.
Исследовательско — творческие: дети экспериментируют, а затем результаты
оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2.
Ролево — игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
3.
Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и
реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы,
витражи и др.)
4.
Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.
5.
Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных
нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и
др.)
детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие
условия:
учет интересов каждого ребенка;
деятельность детей без принуждения;
предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:
творческое начало, воображение, изобретательность
способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор
способность ставить проблемы и находить их решение
Работа
над
проектом
имеет
большое
значение
для
развития
познавательных
интересов
ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и
творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими
видами
деятельности.
Через
объединение
различных
областей
знаний
формируется
целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах
дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело
развивает коммуникативные и нравственные качества.
В
результате
использования
метода
проектов
дети
в
моей
группе
стали
более
раскрепощёнными
и
самостоятельными,
целеустремлёнными
и
уверенными
в
себе,
общительными,
более
внимательными
и
заботливыми
по
отношению
к
сверстникам
и
взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в
проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия
для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в
новом
обществе.
Участие
в
проектной
деятельности
даёт
возможность
развивать
у
дошкольников
внутреннюю
активность,
способность
выделять
проблемы,
ставить
цели,
добывать
знания,
приходить
к
результату.
В
ходе
проектной
деятельности
дошкольники
приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу,
начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными
нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она
становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся
интересны друг другу.
значимыми
условиями
для
успешного
внедрения
проектной
деятельности
являются:
развивающая среда
уровень общения со сверстниками
способность к сотрудничеству
профессионализм педагога
потребность родителей
опора на собственный опыт ребенка
На что необходимо обращать внимание воспитателю при работе над проектом:
- Глубоко изучить тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в том числе и
детскую, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
- Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их
личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и
устойчивый интерес у детей к данной проблеме.
-
При
составлении
совместного
плана
с
детьми
над
проектом
поддерживать
детскую
инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок
должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
-
В
ходе
работы
над
проектом
создавать
атмосферу
сотворчества
с
ребенком,
используя
индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
-
Творчески
подходить
к
реализации
проекта;
ориентировать
детей
на
использование
накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную
атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию со всеми
участниками.
Базой патриотического воспитания является формирования нравственное,
эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего
воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Таким образом, в педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием»
понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину,
землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа
и его культурой.