Напоминание

Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста


Автор: Поликарпова Валентина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №108 "Сказка"
Населённый пункт: г.Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом

воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном

поселке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям,

редко сострадают чужому горю.

Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле,

формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и

гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду,

родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к

армии,

гордость

за

мужество

воинов,

развивать

интерес

к

доступным

ребенку

явлениям

общественной жизни.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому,

детскому саду, родной улице и поселку;

Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;

Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и

обычиям русских людей;

Развитие элементарных знаний о правах человека;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование

толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

Использование технологии проектирования является эффективным способом развивающего,

личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность

обеспечивает

развитие

творческой

инициативы

и

самостоятельности

участников

проекта;

открывает

возможности

для

формирования

собственного

жизненного

опыта

общения

с

окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод

проектов

актуален

и

очень

эффективен.

Он

даёт

ребёнку

возможность

экспериментировать. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа,

имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения

необходим

исследовательский

поиск

в

различных

направлениях,

результаты

которого

обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика

и

содержание

проектов

могут

быть

очень

разнообразны.

В

зависимости

от

доминирующих методов, — используемых в работе над проектом — игровых, творческих,

познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

1.

Исследовательско — творческие: дети экспериментируют, а затем результаты

оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2.

Ролево — игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ

персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3.

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и

реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы,

витражи и др.)

4.

Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.

5.

Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных

нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и

др.)

детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие

условия:

учет интересов каждого ребенка;

деятельность детей без принуждения;

предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

совместное с взрослым поэтапное достижение цели;

тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:

творческое начало, воображение, изобретательность

способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор

способность ставить проблемы и находить их решение

Работа

над

проектом

имеет

большое

значение

для

развития

познавательных

интересов

ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и

творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими

видами

деятельности.

Через

объединение

различных

областей

знаний

формируется

целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах

дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело

развивает коммуникативные и нравственные качества.

В

результате

использования

метода

проектов

дети

в

моей

группе

стали

более

раскрепощёнными

и

самостоятельными,

целеустремлёнными

и

уверенными

в

себе,

общительными,

более

внимательными

и

заботливыми

по

отношению

к

сверстникам

и

взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в

проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия

для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в

новом

обществе.

Участие

в

проектной

деятельности

даёт

возможность

развивать

у

дошкольников

внутреннюю

активность,

способность

выделять

проблемы,

ставить

цели,

добывать

знания,

приходить

к

результату.

В

ходе

проектной

деятельности

дошкольники

приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу,

начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными

нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она

становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся

интересны друг другу.

значимыми

условиями

для

успешного

внедрения

проектной

деятельности

являются:

развивающая среда

уровень общения со сверстниками

способность к сотрудничеству

профессионализм педагога

потребность родителей

опора на собственный опыт ребенка

На что необходимо обращать внимание воспитателю при работе над проектом:

- Глубоко изучить тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в том числе и

детскую, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

- Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их

личный опыт.

- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и

устойчивый интерес у детей к данной проблеме.

-

При

составлении

совместного

плана

с

детьми

над

проектом

поддерживать

детскую

инициативу.

- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок

должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

-

В

ходе

работы

над

проектом

создавать

атмосферу

сотворчества

с

ребенком,

используя

индивидуальный подход.

- Развивать творческое воображение и фантазию детей.

-

Творчески

подходить

к

реализации

проекта;

ориентировать

детей

на

использование

накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную

атмосферу совместного с ребенком творчества.

- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию со всеми

участниками.

Базой патриотического воспитания является формирования нравственное,

эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего

воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Таким образом, в педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием»

понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину,

землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа

и его культурой.



В раздел образования