Напоминание

«Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДО»


Автор: Мехнина Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование ИКТ

в образовательном процессе

в условиях введения ФГОС ДО»

Подготовила Мехнина

Светлана Геннадьевна

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №11»

2017 год

«Человек образованный — тот,

кто знает, где найти то, чего он не знает»

(немецкий философ и социолог Георг Зиммель)

Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока,

развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла

практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому

внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в

развитии современного информационного мира в целом.

Что же такое ИКТ?

Хотя аббревиатурой ИКТ ныне широко пользуются, этот термин имеет разные

значения, в зависимости от ситуации. В контексте образования это понятие обычно

подразумевает средства ИКТ и методы их использования для поддержки процессов

обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности.

Вашему вниманию представляю небольшой глоссарий по данной теме:

Т.е. под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора,

видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер, программируемых

игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может предоставлять

широкие возможности для познавательного развития.

Современное общество, развивающееся на базе использования новых

информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к

информатизации и в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-

компьютерные технологии стали активно применяться в ДОУ. Нормативно-правовой

базой для этого процесса является ряд нормативных документов. Вот некоторые из

них:

В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное

образование является одним из уровней общего образования. Поэтому

информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного

общества.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования» отражены требования к условиям реализации Программы, которые

включают: требования к психолого-педагогическим условиям; требования к кадровым

условиям; требования материально-техническим условиям; требования к финансовым

условиям; требования к развивающей предметно-пространственной среде.

В связи с рассматриваемой сегодня темой, мы обращаем внимание на два

требования ФГОС ДО

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному

педагогу и его профессиональной компетентности. В частности, к коммуникативной,

предполагающей способность успешно выстраивать коммуникации в различных

форматах: устной, визуальной, компьютерной, электронной.

В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в

дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)

(воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года определены требования к педагогам.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о

сохранении здоровья и зрения. При использовании компьютерных технологий

воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться «Санитарно-

эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы

дошкольных учреждений» и «Гигиеническими требованиями к персональным

электронно-вычислительным машинам и организации работы»

С детьми младшего возраста использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую

мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога.

Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но с

преобладанием других методических приёмов.

Для снижения утомляемости детей необходимо обеспечить гигиенически

рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка,

достаточный уровень освещенности, расстояние до экрана не ближе 50 см. Ребенок,

носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.

Поскольку вся современная лицензированная компьютерная техника выпускается с

учетом всех гигиенических норм, при должном уходе за ней, никаких нарушений при

ее использовании возникать не должно. Самая большая опасность при работе в модели

«1ребенок : 1 компьютер» связана с нарушениями зрения и осанки в результате

слишком длительного использования компьютера.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в

своей практике. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

Можно выделить 4 основных области применения ИКТ:

1. Ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагоги могут готовить материал для

оформления родительского уголка, печатать характеристики детей для комиссии,

Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации:

оформление документации, подготовка портфолио.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее

удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей

и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания.

Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть

использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик,

при подборе наглядных пособий к занятию.

Предлагаю вам список сайтов, информацией с которых я чаще всего использую в

своей работе:

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать

необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться

педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию

различных методик, технологий.

Современное образовательное пространство требует от педагога регулярного

повышения своей квалификации. Дистанционные курсы повышения квалификации

позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от

основной образовательной деятельности.

Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических

проектах, дистанционных конкурсах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки,

как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто

невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А

дистанционное участие доступно всем. Дипломы и сертификаты таких конкурсов

пополняют портфолио педагога.

3. Работа с родителями.

Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в

соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности

родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

Важную роль в этом направлении также играет использование интерактивных

технологий.

В нашем ДОУ создан официальный сайт

, что дает родителям возможность

оперативного получения информации о жизни ДОУ, здесь можно делиться

информацией о мероприятиях, организованных в детском саду, что в свою очередь

позволяет участвовать в жизни детского сада, получать информацию в форме

объявлений, педагогических советов на форуме сайта и др. Это очень актуально, так

как в настоящее время родители торопятся и не всегда успевают прочитать

информацию, размещенную в уголке для родителей. А дома вместе с ребенком

интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, узнать о

прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы и

детского сада в целом. В результате родители внимательнее прислушиваются к сове-

там педагогов, активнее участвуют в групповых проектах и мероприятиях.

Современные технические средства используются мной при оформлении

родительских уголков, объявлений, поздравлений и другого наглядного материала, при

подготовке рекомендуемых заданий для повторения лексических тем, проведении

родительских собраний и т.д.

Хотелось, чтобы родители и педагоги использовали компьютер для создания

портфолио ребенка.

4. Воспитательно – образовательный процесс.

Основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно -

образовательного процесса, который включает в себя:

- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,

- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

- реализацию проектов,

- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

Современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и

удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями,

складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации

занятия особого внимания и особых средств воздействия.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. И

использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и

динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время

непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми.

Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс информационно

емким, зрелищным и комфортным.

При этом компьютер должен только дополнять

воспитателя, а не заменять его.

Компьютер – это инструмент, который дает возможность делать обучение детей

более интересным и простым, а получаемые знания более глубокими. С помощью ИКТ

можно разрабатывать наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям, которое

позволяет сделать их более насыщенными, интересными, разнообразными. На мой

взгляд, использование ИКТ базируется на подходах, в основе которых лежат

естественное детское любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.

Считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким

средством, которые открывают перед воспитателем безграничные возможности для

эффективной творческой работы.

Заключение.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед

традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения,

так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и

способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика

занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти,

воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему

запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление

детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная,

слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего

мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение

планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно

показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков

природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой

исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно

или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими

ограниченные возможности.

При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании

возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.

Для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования:

ПК, проектор, колонки, экран или телевизор.

2. Защита здоровья ребенка.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей,

необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных

учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима

в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления

статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха

необходимо: проветривание группы до и после занятий, влажная уборка до и после

занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по

подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы

упражнений для глаз.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных

программ, специфику технических правил действия с каждой из них, разбираться в

технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных

программах, мультимедийных программах и сети Internet.

Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут

большим помощником.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он

остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность

существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный

процесс в ДОУ и повысить его эффективность.



В раздел образования