Автор: Мехнина Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
«Использование ИКТ
в образовательном процессе
в условиях введения ФГОС ДО»
Подготовила Мехнина
Светлана Геннадьевна
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №11»
2017 год
«Человек образованный — тот,
кто знает, где найти то, чего он не знает»
(немецкий философ и социолог Георг Зиммель)
Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока,
развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла
практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому
внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в
развитии современного информационного мира в целом.
Что же такое ИКТ?
Хотя аббревиатурой ИКТ ныне широко пользуются, этот термин имеет разные
значения, в зависимости от ситуации. В контексте образования это понятие обычно
подразумевает средства ИКТ и методы их использования для поддержки процессов
обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности.
Вашему вниманию представляю небольшой глоссарий по данной теме:
Т.е. под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора,
видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер, программируемых
игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может предоставлять
широкие возможности для познавательного развития.
Современное общество, развивающееся на базе использования новых
информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к
информатизации и в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-
компьютерные технологии стали активно применяться в ДОУ. Нормативно-правовой
базой для этого процесса является ряд нормативных документов. Вот некоторые из
них:
В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное
образование является одним из уровней общего образования. Поэтому
информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного
общества.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования» отражены требования к условиям реализации Программы, которые
включают: требования к психолого-педагогическим условиям; требования к кадровым
условиям; требования материально-техническим условиям; требования к финансовым
условиям; требования к развивающей предметно-пространственной среде.
В связи с рассматриваемой сегодня темой, мы обращаем внимание на два
требования ФГОС ДО
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному
педагогу и его профессиональной компетентности. В частности, к коммуникативной,
предполагающей способность успешно выстраивать коммуникации в различных
форматах: устной, визуальной, компьютерной, электронной.
В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в
дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года определены требования к педагогам.
Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о
сохранении здоровья и зрения. При использовании компьютерных технологий
воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться «Санитарно-
эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы
дошкольных учреждений» и «Гигиеническими требованиями к персональным
электронно-вычислительным машинам и организации работы»
С детьми младшего возраста использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую
мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога.
Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но с
преобладанием других методических приёмов.
Для снижения утомляемости детей необходимо обеспечить гигиенически
рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка,
достаточный уровень освещенности, расстояние до экрана не ближе 50 см. Ребенок,
носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.
Поскольку вся современная лицензированная компьютерная техника выпускается с
учетом всех гигиенических норм, при должном уходе за ней, никаких нарушений при
ее использовании возникать не должно. Самая большая опасность при работе в модели
«1ребенок : 1 компьютер» связана с нарушениями зрения и осанки в результате
слишком длительного использования компьютера.
Области применения ИКТ педагогами ДОУ
На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в
своей практике. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.
Можно выделить 4 основных области применения ИКТ:
1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагоги могут готовить материал для
оформления родительского уголка, печатать характеристики детей для комиссии,
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации:
оформление документации, подготовка портфолио.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее
удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей
и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания.
Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть
использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик,
при подборе наглядных пособий к занятию.
Предлагаю вам список сайтов, информацией с которых я чаще всего использую в
своей работе:
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать
необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться
педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию
различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога регулярного
повышения своей квалификации. Дистанционные курсы повышения квалификации
позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от
основной образовательной деятельности.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических
проектах, дистанционных конкурсах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки,
как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто
невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А
дистанционное участие доступно всем. Дипломы и сертификаты таких конкурсов
пополняют портфолио педагога.
3. Работа с родителями.
Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в
соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности
родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
Важную роль в этом направлении также играет использование интерактивных
технологий.
В нашем ДОУ создан официальный сайт
, что дает родителям возможность
оперативного получения информации о жизни ДОУ, здесь можно делиться
информацией о мероприятиях, организованных в детском саду, что в свою очередь
позволяет участвовать в жизни детского сада, получать информацию в форме
объявлений, педагогических советов на форуме сайта и др. Это очень актуально, так
как в настоящее время родители торопятся и не всегда успевают прочитать
информацию, размещенную в уголке для родителей. А дома вместе с ребенком
интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, узнать о
прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы и
детского сада в целом. В результате родители внимательнее прислушиваются к сове-
там педагогов, активнее участвуют в групповых проектах и мероприятиях.
Современные технические средства используются мной при оформлении
родительских уголков, объявлений, поздравлений и другого наглядного материала, при
подготовке рекомендуемых заданий для повторения лексических тем, проведении
родительских собраний и т.д.
Хотелось, чтобы родители и педагоги использовали компьютер для создания
портфолио ребенка.
4. Воспитательно – образовательный процесс.
Основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно -
образовательного процесса, который включает в себя:
- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
Современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и
удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями,
складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации
занятия особого внимания и особых средств воздействия.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. И
использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и
динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время
непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми.
Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс информационно
емким, зрелищным и комфортным.
При этом компьютер должен только дополнять
воспитателя, а не заменять его.
Компьютер – это инструмент, который дает возможность делать обучение детей
более интересным и простым, а получаемые знания более глубокими. С помощью ИКТ
можно разрабатывать наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям, которое
позволяет сделать их более насыщенными, интересными, разнообразными. На мой
взгляд, использование ИКТ базируется на подходах, в основе которых лежат
естественное детское любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.
Считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким
средством, которые открывают перед воспитателем безграничные возможности для
эффективной творческой работы.
Заключение.
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед
традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения,
так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и
способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика
занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти,
воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему
запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление
детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная,
слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего
мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение
планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно
показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков
природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой
исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно
или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими
ограниченные возможности.
При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании
возникают и следующие проблемы:
1. Материальная база ДОУ.
Для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования:
ПК, проектор, колонки, экран или телевизор.
2. Защита здоровья ребенка.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей,
необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных
учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима
в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления
статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха
необходимо: проветривание группы до и после занятий, влажная уборка до и после
занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по
подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы
упражнений для глаз.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных
программ, специфику технических правил действия с каждой из них, разбираться в
технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных
программах, мультимедийных программах и сети Internet.
Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут
большим помощником.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он
остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность
существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный
процесс в ДОУ и повысить его эффективность.