Автор: Зайцева Елена Ивановна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ ДС №17
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Дисграфия. Профилактика дисграфии
Раздел: дошкольное образование
Дисграфия. Профилактика дисграфии.
Проблема
изучения
и
коррекции
специфических
нарушений
письменной
речи
(дисграфии
и
дислексии) у детей в настоящее время являются актуальными задачами в логопедии. На самом
деле это очень серьёзная проблема, если не уделить внимание её решению еще в дошкольном
возрасте.
К
мерам
профилактики
дисграфии
и
дислексии
в
дошкольном
возрасте
относится
целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность
которых необходима для нормального овладения процессами чтения и письма.
Что же такое дисграфия?
Дисграфия
–
это
специфическое
расстройство
письменной
речи,
проявляющееся
в
многочисленных типичных ошибках стойкого характера.
Причины появления дисграфии.
Ученые до сих пор не выявили точные причины этого нарушения. Данный вопрос до конца не
изучен. Однако большинство ученых приходит к мнению, что основанием является:
Наследственность
–
дети
принимают
от
родителей
незрелость
головного
мозга
в
определенных отделах, из – за этого происходит задержка в развитии некоторых функций;
Функциональные источники, т.е различные телесные заболевания;
Недоразвитие головного мозга. Любые травмы или повреждения могут вызвать дисграфию.
Причем
поражение
мозга
помет
случится
в
результате
патологии
при
беременности,
асфиксии или воздействии инфекции;
Социально – психологическое влияние. Данное нарушение может развиваться из – за
неправильной речи окружающих людей, дефицит общения, а так же невнимания к письму
и чтению ребенка со стороны родителей.
Какие же виды дисграфии бывают?
1.
Артикулярно-акустическая дисграфия.
Причиной этого виа нарушений является неправильно езвкопроизношение. Ребенок пишет слова
так, как произносит («лука» вместо «рука», «суба вместо «шуба».
2.
Акустическая дисграфия.
Причиной возникновения этого нарушения является нарушение дифференциации, распознавания
близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и
шипящие, твердые – мягкие, звонкие и глухие (б- п, с- ш и т)
3.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Проявляется на уровне слова и предложения. Причина ее возникновения – затруднения при
делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Типичные ошибки на письме – это пропуск:
- гласных букв: «чсы» - «часы»;
- согласных букв: табетка – таблетка;
-слогов и частей слова: вобей – воробей;
- замена гласных: лублю – люблю;
- замена согласных: почка – бочка;
- перестановки букв: онко – окно;
- наращивание слов лишними буквами и слогами: ботинкики – ботонки;
- искажение слов: мальни – маленький;
- слитное написание слов и их произвольное деление: стулстоит – стул стоит, в ся – вся;
- слитное написание предложений, неумение определить границы;
- нарушение смягчения согласных: мач – мяч, болшой – большой.
4.
Оптическая дисграфия.
Причиной возникновения является несформированность зрительно – пространственных функций.
Проявляются на письме в заменах и искажениях графически схожих рукописных букв (ш – т, д – в,
зеркальное написание букв.
5.
Аграмматическая дисграфия.
Причина возникновения – недоразвитие лексико – грамматической стороны речи. На письме
проявляется
в
неправильном
употреблении
предлогов,
рода,
числа,
в
изменении
падежных
окончаний, в изменении последовательности слов в предложении. Нарушении смысловых звений в
предложении.
6. Моторная дисграфия.
7. Смешанная дисграфия
Коррекционная работа по преодолению дисграфии проводится в следующих направлениях:
1.
Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
- Развитие зрительного гнозиса: а) развитие восприятия цвета; б) развитие восприятия формы; в)
развитие восприятия размера и величины.
- Развитие буквенного гнозиса: а) развитие восприятия цвета букв; б) развитие восприятия формы,
величины букв; в) дифференциация расположения элементов букв.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти:
а) развитие запоминания формы предметов;
б) развитие запоминания цвета;
в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим
работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом – геометрические фигуры,
затем – буквы).
3. Формирование пространственного восприятия и представлений:
а) ориентировка в схеме собственного тела;
б)дифференциация правых и левых частей предмета;
в) ориентировка в окружающем пространстве.
4.
Формирование
речевых
средств,
отражающих
зрительно-
пространственные
отношения (справа –налево, слева-направо, сверху –вниз, снизу-вверх, выше-ниже, тоньше-толще,
ближе-дальше, уже –шире, длиннее-короче; употребление предлогов – от , у, в, над, под, через и т.п
- до свободного употребления в собственной речи.
5. Развитие зрительно – моторных координаций.
Основные виды работ на данном этапе:
прописывание фигур в воздухе
усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей руки, до мелких
движений пальцами (пальчиковая гимнастика – комплексы статических и динамических
упражнений);
штриховки, рисования прямых, наклонных, горизонтальных, кривых линий с различной
степенью нажима на карандаш;
узнавание и нахождение фигур, букв в условиях зашумлённого контура;
конструирование, восстановление букв;
упражнения на тактильное узнавание фигур, букв;
игры- лабиринты;
работа с геометрическими фигурами , буквами по типу корректурных проб (раскрась все
заданные фигуры);
упражнения
направленные
на
формирование
пространственных
представлений
(лево
–
право, верх – низ);
работа
с
цветовыми
линейками;
(логопед
предлагает
назвать
цвет
первой,
последней
ячейки, справа от жёлтой, слева от оранжевой, между белой и жёлтой и т.д.
работа по таблицам с буквами печатного и письменного шрифтов. ( логопед предлагает
ученикам “найти” другую букву)
упражнения на развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
6.Усвоение «схемы» собственного тела.
Основные задачи:
учить выделять правые, левые части тела;
учить
ориентироваться
в
малом
пространстве.
Что
от
меня
находится
справа,
слева,
спереди, сзади, сверху, снизу;
учить ориентироваться в большом пространстве по отношению к другому;
учить ориентироваться на листе бумаги, лепка, аппликация по заданию.
Виды упражнений на теле человека:
•
поднять правую руку, левую руку;
•
показать где у педагога правая, левая рука;
•
назвать предметы, которые расположены справа, слева;
предлагается
воспроизвести
движения,
выполняемые
педагогом,
сидящим
напротив:
коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и
т.д.
Приложение.
Картотека игр направленная на профилактику дисграфии
«Буква спряталась»
Цель: формирование у детей буквенного гнозиса.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить у детей знания букв алфавита, совершенствовать
навык «печатания».
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, координации тонких движений руки,
творческого воображения.
Воспитательные: формирование самостоятельности, инициативности.
Ход игры:
Ребенку предлагается узнать букву по отдельным элементам и назвать ее.
Игровая ситуация: «В одном волшебном лесу жили-были сказочные гномы. Они были очень
веселыми и игривыми. Они и тебе предлагают поиграть в их любимую игру. Поиграем? Гномы и
их друзья спрятали от тебя буквы, назови, какие? Напечатай найденные тобой буквы».
На начальных этапах обучения я предлагаю буквы двух цветов: гласные – красные и черные –
согласные, позднее задание усложняется – ребёнку предлагаются все буквы одного цвета.
«Зашумленные буквы»
Цель: формирование у детей буквенного гнозиса.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить у детей знания букв алфавита, совершенствовать
навык «печатания».
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики рук, координации тонких движений руки,
творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе, инициативности.
Ход игры:
Ребенку предлагается узнать букву по контуру, находящемуся за контурным изображением
различных предметов.
Игровая ситуация: «Феи опять спрятали буквы за контурами разных предметов, но ты разгадаешь
опять их загадку, правда? Найди, какую букву спрятали Феи? Обведи ее пальчиком и напиши на
листочке».
«Буквоед»
Цель: формирование у детей буквенного гнозиса.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: совершенствование навыка чтения слогов, слов, навыка
«печатания».
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики рук, координации тонких движений руки,
творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе, эмпатии, желания помочь.
Ход игры:
Ребенку необходимо по элементам букв угадать, какой слог или слово написано на карточке.
Игровая ситуация: «В лесной школе учительница приготовила задание для детей, написав его на
доске, но Юуквоед пошутил и половину букв стер. Помоги восстановить слоги и слова, которые
написала учительница».
Игра «Поезд»
Цель игры: закрепление навыка послогового чтения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: развитие фонематического слуха, формирование звукового
анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие: развитие творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе.
Ход игры:
Ребенку предлагается из букв (слогов), находящихся на половинках цветов составить слово.
Игра «Живые буквы»
Цель игры: формирование у детей буквенного гнозиза, первоначальных навыков чтения
Задачи:
Коррекционно-образовательные: развитие фонематического слуха, формирование звукового
анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие: развитие творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе.
Ход игры:
Детям выдаются буквы. Нужно найти себе пару так, чтобы получился слог.
- Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала
слова, вторых от конца и т.д. Например, даны картинки, на которых изображены «улитка,
муравей». Составим слог по первым звукам: УМ.
- Придумываем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.
-Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?
Увидели - МУ. Вспомним слова с этим словом:
МУка, МУха, МУзей, МУсор - в начале слова.
эМУ, почеМУ, панаМУ (взял) - в конце слова.
заМУтить, заМУчить, приМУла - в середине слова.
Игра «Слово рассыпалось»
Цель игры: Предупреждение ошибок письма на уровне слова.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: развитие фонематического слуха, формирование звукового
анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие: развитие творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе.
Ход игры:
Составить из данных букв слова. Например, М. Т. С. О — мост; Ы, 3, Б, У — зубы.
Игра «Потерялась буква».
Цель игры: Предупреждение ошибок письма на уровне слова.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: развитие фонематического слуха, формирование звукового
анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие: развитие творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе.
Ход игры:
Детям даются следующие сочетания: ДУ. Д . М Какое получится слово, если вставить буквы?
ДУ. - дуб, дух, душ; Д . М - дым, дом, дам, дум.
Игра «Кто быстрее, кто больше?»
Цель игры: Предупреждение ошибок письма на уровне слова.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: развитие фонематического слуха, формирование звукового
анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие: развитие творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе.
Ход игры:
Из каждой буквы данного слова придумать другие слова. Например, сироп: соль -сахар; ирис -
игра; рак - роль; озеро - ослик; парк - пыль.
Игра «Найди слова»
Цель игры: Предупреждение ошибок письма на уровне слова.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: развитие фонематического слуха, формирование звукового
анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие: развитие творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе.
Ход игры:
На карточках (печатный вариант) найти спрятавшиеся слова.
ЛЯГУШКАОКНОЗЕБРАЛИ
НЕЙКАЛИМОНЛИСИЦА