Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ (ТАТАРСКОМУ) ЯЗЫКУ РУССКОЯЗЫЧНЫХ УЧАЩИХСЯ


Автор: Мухамадышова Эльвира Ринатовна
Должность: учитель родного языка и литература
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ (ТАТАРСКОМУ) ЯЗЫКУ РУССКОЯЗЫЧНЫХ УЧАЩИХСЯ
Раздел: среднее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

РОДНОМУ (ТАТАРСКОМУ) ЯЗЫКУ РУССКОЯЗЫЧНЫХ УЧАЩИХСЯ

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей№121 имени

Героя Советского Союза С.А.Ахтямова», г. Казань

Задача учителя – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему

современным.

Сегодня

у

главного

орудия

труда

учителя

доски

и

мела,

существует

множество

«конкурентов»,

главным

из

которых

является

компьютер. Мы, учителя, должны превратить компьютер из «конкурента» в

партнера.

Сам

факт

проведения

урока

родного

языка

в

кабинете,

оснащенном

компьютерной

техникой,

интригует

детей,

у

них

появляется

мотивация.

Ученику

не

терпится

узнать,

что

будет

дальше.

Из

внешней

мотивации

«вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера

усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций. Кроме того,

визуальное восприятие материала на уроках татарского языка и литературы

активизирует

зрительную

(до

80

%

информации

человек

получает

через

визуальное восприятие окружающего мира) и эмоциональную память.

Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной

работе, в исследовательской работе. В нашем лицее уже много лет действует

программа «Одаренные дети. Поиск и поддержка одаренных детей». В рамках

реализации

данной

программы

я

активно

использую

ИТ:

дети

получают

возможность участвовать в Интернет- олимпиадах, конкурсах.

На уроке компьютер может представлять источник учебной информации

(частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие

(каче ственно

нового

уровня

с

возможно стями

мультимедиа

и

телекоммуникаций);

индивидуальное

информационное

пространство;

тренажёр; средство диагностики и контроля.

Разнообразие

тем,

видов

деятельности,

красочность,

увлекательность

компьютерных программ вызвали огромный интерес у учащихся. Обучение с

помощью

компьютера

дает

возможность

организовать

самостоятельные

действия каждого ученика.

Важное место в своей работе отвожу творческому мышлению учащихся.

Занятия начинаю с 5-10 минутной разминки, в которой решаются творческие

задачи разной степени трудности, выполняются ситуативные упражнения, у

детей

развивается

логическое

мышление.

Например,

когда

проходим

тему

«Времена года», на экране появляются сюжетные картинки и тематическая

лексика.

Ученики

должны

по

группам

составить

рассказ.

Каждая

группа

стремится использовать наибольшее количество данных слов.

На уроках я также использую мультимедиа проектор. Опыт работы с

мультимедиа

проектором

показал,

что

улучшилась

мотивация

в

изучении

татарского

языка

в

русских

группах,

уроки

становятся

интересными,

увлекательными и для учителя, и для учеников. Использование мультимедиа

уроков

активизирует

образное

мышление

учащихся,

значительно

повышает

интерес

к

татарскому

языку

и

создают

условия

для

полной

реализации

принципа

личностно–ориентированного

обучения.

Создание

собственных

медиа-уроков

позволяет

учителю

использовать

существующие

и

создавать

новые методики обучения. При этом учитывает и возраст учащихся, и уровень

подготовки, и профиль обучения. Это позволяет выстроить индивидуальную

траекторию

обучения

учащихся.

Появляется

возможность

использования

дополнительных материалов для творческого преподавания татарского языка.

Красочность

материала

положительно

воздействует

на

эмоциональное

состояние учащихся, создавая дополнительный стимул к изучению татарского

языка,

и

облегчает

его

восприятие.

Наглядная

подача

материала,

не

перегруженного большим количеством текста, способствует лучшему усвоению

материала и делает урок неутомительным.

Во время урока компьютер используется для активизации познавательной

деятельности

учащихся;

разнообразный

иллюстративный

материал,

мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на

качественно

новый

уровень:

современному

ребенку

(подростку)

намного

интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при

помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке

информация представляется динамичным видео- и звукорядом, что значительно

повышает эффективность усвоения материала. Ученики за урок могут не только

познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и посмотреть

отрывки фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки из фильмов

и даже побывать на экскурсии в музее.

Для решения традиционных образовательных задач на уроке я применяю

систему мультимедийной презентации. Эту презентацию использую во время

уроков – лекции, уроков-бесед. Мультимедийное пособие для самостоятельной

работы учащихся при подготовке к уроку является хорошим материалом.

Метод использования мультимедийных средств обучения сегодня очень

продуктивен, так как:

а) за небольшой отрезок времени выполняется большой объем работы, тдет

интенсификация познавательной деятельности учащихся;

б) возрастает интерес и положительное отношение школьников к учению;

в) учащиеся привлекаются к активной деятельности;

г) растет накопляемость оценок;

д)

при

неоднократной

работе

по

программе

происходит

эффективное

закрепление сформированных знаний и умений;

е) данные программы можно использовать для формирования, систематизации,

обобщения, контроля знаний.

Эффективность

применения

информационных

технологий

на

уроках

татарского языка не подлежит сомнению.

Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне

проводить

не

только

уроки,

но

и

внеклассную

работу:

беседы,

праздники,

внеклассные

мероприятия,

родительские

собрания,

совершаем

виртуальные

экскурсии в разные уголки нашей огромной планеты, познавая окружающий

мир.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере

позволяют

изменять

и

обогащать

содержание

образования.

Новые

информационные

технологии

образования

дают

возможность

существенно

обогатить

и

качественно

обновить

весь

процесс

обучения,

повысить

его

эффективность,

позволяют

строить

образовательный

процесс

на

компетентностной основе.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он

остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.

Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в

процессе, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий

запас

знаний,

но,

в

первую

очередь,

создать

условия

для

проявления

познавательной

активности

учащихся.

Информационные

технологии

в

совокупности

с

правильно

подобранными

(или

спроектированными)

технологиями

обучения

создают

необходимый

уровень

каче ства,

вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.



В раздел образования