Напоминание

Диагностика предметных компетенций на уроках родного языка и литературы.


Автор: Сайфуллина Гульшат Ильдусовна
Должность: учитель родного языка и родной литературы
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №121"
Населённый пункт: РТ г,Казань
Наименование материала: статья
Тема: Диагностика предметных компетенций на уроках родного языка и литературы.
Раздел: среднее образование





Назад




Диагностика предметных компетенций на уроках родного языка

и литературы

Сайфуллина Гульшат Ильдусовна г.Казань, МАОУ «Лицей №121»

.

Современная социально-экономическая ситуация в России ха-

рактеризуется глобальными преобразованиями во всех сферах

жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере профессио-

нального образования. Современный рынок труда, основными ха-

рактеристиками которого выступают гибкость, изменчивость и

высокая инновационная динамика, предъявляет новые требования

к соискателям рабочих мест. Среди этих требований выступают:

готовность к непрерывному самообразованию и модернизации

профессиональной квалификации, грамотная деловая коммуника-

ция, способность к кооперации (сотрудничеству), действиям в не-

стандартных и неопределенных ситуациях, способность к приня-

тию ответственных решений, критическому мышлению, само-

управлению поведением и деятельностью, навыки работы с раз-

личными источниками информации и эффективного поведения в

конкурентной среде, в условиях стрессогенных факторов и т.д.

Как мы видим, требования работодателей определяются не столь-

ко знаниями выпускников высших учебных заведений, сколько

способами деятельности («умение», «способность», «готов-

ность»).

Таким образом, речь идет об особых новых образовательных

результатах системы профессионального образования, в рамках

которых знания выступают необходимым, но не достаточным

условием достижения требуемого качества профессионального

образования – о «профессиональной компетентности» и таких ее

составляющих как специальные профессиональные и ключевые

(базовые) компетенции.

В рамках деятельности Лицея создаются условия, в которых

происходит как формирование, так и проявление предметных

компетентностей учащихся. Чтобы проследить динамику их раз-

вития, учителя методического объединения родного языка и ли-

тературы адаптировали методику диагностики М. Чошанова.

Уточняя качественные характеристики компетентности, М.A.

Чошанов выделяет три основных: критичность мышления, мо-

бильность знания, вариативность метода, используемого при ре-

шении функциональных задач . Причем под первым понимается

способность специалиста из «множества решений выбирать наи-

более оптимальное, аргументировано опровергать ложные реше-

ния, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные реше-

ния». Такое качество как мобильность знания подразумевает

способность человека к постоянному обновлению знания, освое-

нию новой информации. Третья характеристика вариативность

метода фиксирует умение специалиста из множества методов и

способов решения проблемы найти наиболее оптимальный для

данных ситуативных условий.

Оценивание уровня сформированности предметных компе-

тентностей осуществляется в рамках учебного модуля. При этом

учитывается, что по некоторым составляющим той или иной

компетентности ученик может оказаться на более высоком или

низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом.

Методы диагностирования – наблюдение, тесты, контрольные

работы, диктанты, аудирование и т.д.

Результаты диагностики, представленные в форме таблиц, диа-

грамм позволяют оценить продвижение учащегося. Учителями

составляются сводные таблицы по классу по итогам входной диа-

гностики и итоговой. Это помогает представить целостную кар-

тину об уровне сформированности предметных компетентностей

у всех обучающихся.

Входная диагностика по теме «Устное народное творчество»

в 6-ом классе (тат.группа).

Теоретический блок вопросов для выявления мобильности

знаний:

Беренче татар әкиятләре җыентыгы кайчан һәм кайда

чыга?.Әкиятләр нинди төрләргә бүленәләр?Тылсымлы

әкиятләрдәге уңай образ.Ул ничек сурәтләнә?Тылсымлы

әкиятләрдәге тискәре образларны атагыз. Тылсымлы татар

әкиятләрендә тагын нинди персонажлар бар?Бөтен әкиятләр

нәрсә белән тәмамлана?Кайсы татар халык әкиятенең гомере

әдәбиятта, музыкада, рәсем сәнгатендә дәвам иттерелә?

Практический блок вопросов для выявления гибкости зна-

ний:

Хайваннар турындагы бер әкиятнең эчтәлеген сөйләгез.Бирелгән

мәкальләрне русчага тәрҗемә итегез:а)Кайгы каен башыннан

йөрми, кеше башыннан йөри. б)Туган ягыңның әреме дә

татлы.в)Хезмәтнең тире ачы булса да, җимеше татлы.Кеше

исемнәре белән аталган җырлар языгыз.

Творческий блок вопросов для выявления критичности зна-

ний:

Үзегезгә ошаган әкияткә иллюстрация ясагыз.”Тырышлык-

зурлык, ялкаулык-хурлык” мәкале язылган ребусны чишеп,шушы

мәкаль буенча әкият языгыз,әкиятне шул мәкаль белән

тәмамлагыз.

Итоги входной диагностики по теме “Устное народное

творчество”.

Участвовало 16учеников.

Полную компетентность показали 3 ученика – 19%

Медиальную компетентность показали 8 учеников – %

Неполную компетентность показали 5 учеников31 %

На основе полученных данных разрабатывается план по коррек-

ции выявленных проблем в процессе организации урочной и

внеурочной деятельности проведение консультаций.

Таким образом мы можем проследить уровень компетентности

учащихся по каждой теме, блоку заданий, это дает учителю «пол-

ную картину» осваивания предмета. На основе полученных ре-

зультатов ведется индивидуальная работа с каждым учеником

отдельно, что дает возможность улучшить качество осваивания

материала.



В раздел образования