Автор: Большова Ирина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Останкинский детский сад
Населённый пункт: с.Останкино, г.о.г.Бор
Наименование материала: Проект
Тема: "Наши музыкальные инструменты"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Останкинский детский сад «Золотая рыбка»
ПРОЕКТ
«Наши музыкальные игрушки»
(для детей средней группы)
Подготовила:
Большова Ирина Николаевна
музыкальный руководитель
первой категории.
2019 год.
Пояснительная записка.
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных
музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии
электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и
художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному
развитию.
Любопытно, что многие дети по окончанию музыкальной школы, потратив
на неё семь – восемь лет жизни на обучение, в итоге бросают занятия
музыкой и даже не подходят к своему музыкальному инструменту. Почему?
Потому, что в детстве их не научили играть играючи. Этот проект
направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый
удивительный и веселый мир.
Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты
обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей
происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инструмент,
тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него
необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех
детей. Главная задача наша, взрослых, - дать детям возможность войти в
волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен
почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.
Цель проекта:
Через сказки, рассказы, игры и театрализованные представления научить
детей творчески и нестандартно мыслить, а также дать представления о
многообразии мира музыкальных инструментов
Задачи:
1. Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных
инструментов.
2. Развивать у детей музыкальный слух, желание слушать классическую
музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.
3. Создавать необходимую предметно – развивающую музыкальную среду.
В результате реализации проекта:
1. Дети познакомятся с ударными, духовыми, струнными, клавишными
музыкальными инструментами.
2. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание
классической музыки, готовность к творчеству.
Оценка результатов:
Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение
диагностики на начало и на конец работы над проектом
«Музыкальные инструменты в сказке».
План реализации проекта:
Реализация данного проекта рассчитана на 1 месяц и будет проходить в 3
этапа:
1 этап – подготовительный (1 неделя). На этапе создается информационная
база, необходимая для реализации проекта, осуществляется информационная
компания.
2 этап – основной (2 недели). Реализация основных видов деятельности по
направлениям проекта.
3 этап – заключительный (1 неделя). Итоговый, включающий в себя сбор и
обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач,
прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Взаимодействие с семьёй:
1. Консультация в родительском уголке на тему «Влияние музыки на развитие
ребенка».
2. Рисунки «Мой любимый музыкальный инструмент».
3. Изготовление родителями дидактического материала к музыкальным
занятиям.
Оборудование и оснащение педагогического процесса
1. Подобрать фонотеку с образцами звучания музыкальных инструментов,
изучаемых на проекте.
2. Подобрать иллюстрированный материал.
Игровая деятельность: музыкально – дидактические игры
Цикл занятий:
Занятие № 1 Тема: «Шумовые и ударные музыкальные инструменты».
Занятие № 2 Тема: «Народные музыкальные инструменты».
Занятие № 3 Тема: «Трубы, трубы…».
Занятие № 4 Тема: «Клавишные инструменты».
Итоговое занятие: «Музыкальные инструменты в сказке».
Заключение.
Данный проект направлен на воспитание у детей живого интереса к миру
музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными
музыкальными терминами и инструментами.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы
представления о многих музыкальных инструментах, их звучании и
происхождении. И как вершина творческого достижения – их участие в
итоговом занятии с вопросами, играми и творческими заданиями.
Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых
занятий с детьми, с применением ИКТ.
Литература.
- О.П.Радынова «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты»;
- Г. Левашова «Музыкальный словарь в рассказах»;
- журналы «Музыкальный руководитель»;
- Интернет-ресурсы.
Приложение.
Занятие 1.
Шумовые и ударные инструменты.
Цель. Познакомить детей с разными ударными инструментами, приобщать к
игре на них.
Оборудование: шумовые и ударные инструменты: барабан, бубен,
треугольник, ложки, трещетка, румба, маракас. Иллюстрации музыкальных
инструментов. Фонограмма с их звучанием.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы с вами отправимся в страну шумелок, свистелок, стучалок.
Согласны? Тогда давайте дружно затопаем и захлопаем в ладоши. (дети
хлопают и топают)
Ну вот мы и на месте. Посмотрите вокруг (педагог открывает первый
столик с шумовыми инструментами).
Сколько здесь разных инструментов, многие вы уже знаете. Назовите
знакомые вам инструменты.
Проводится игра «Угадай, на чём играю?»
Музыкальный руководитель:
А теперь познакомимся с остальными инструментами.
Дети рассматривают их, пробуют играть на них.
Что за шум, что за гром?
Дзинь-ля-ля! И бом-бом!
Это зайчики пришли,
А с собою принесли
Барабан круглый, большой, облепив его гурьбой!
Вслед за зайцами – скок-скок – прискакали белки.
Принесли они с собой литавры и тарелки!
По этим инструментам бьют, и их ударными зовут!
Эти инструменты звучат в разных оркестрах. Они держат ритм и придают
музыке колорит, торжественность звучания.
Давайте мы создадим свой оркестр ударных инструментов.
Дети выбирают себе инструмент и импровизируют под «Марш».
Занятие 2.
Русские народные инструменты.
Цель: Познакомить детей с группой русских народных инструментов
(балалайка, гармонь, свирель, трещетка, ложки, рубель, коробочка).
Задачи: развивать тембровый слух, учить различать инструменты на слух.
Дать понятие оркестра русских народных инструментов.
Воспитывать любовь к русской народной музыке.
Оборудование. Музыкальный центр, фонограммы со звучанием народных
инструментов, иллюстрации народных инструментов.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель:
Сегодня, когда я пришла в детский сад, то обнаружила под дверью
музыкального зала вот эту музыкальную шкатулку. Давайте посмотрим, что
же в ней есть? (открывает шкатулку). А там собраны музыкальные загадки.
Отгадайте их.
Звучат «музыкальные загадки»
Музыкальный руководитель:
У балалайки всего три струны, а звучать она может по –разному: то весело и
задорно, то грустно и задумчиво. В старину игрой на балалайке
сопровождались русские пляски и пение народных песен, частушек, да и
самостоятельно она звучала на разных народных праздниках и гуляниях.
Звучит музыкальный фрагмент в исполнении балалайки.
Музыкальный руководитель:
А теперь отгадайте следующую загадку (про гармонь). Это гармонь. Издавна
считалось, что гармошка это исконно русский инструмент. Оказывается
гармошка появилась не в России, а в Германии в 1822 году. Сначала это был
лишь прибор для настройки органа, затем стала детской игрушкой, а уже
немного позже она стала самостоятельным инструментом. Своё развитие и
распространение гармонь получила у нас в России. Отечественные мастера
сконструировали гармоники различных систем: тульскую, саратовскую,
вятскую, елецкую, сормовскую и другие. У каждой гармони был свой голос
и свои особенности (бубенцы, регистры, колокольчики). Гармонь стала
предшественницей баяна и аккордеона. Сначала у гармони в левой руке было
всего 7 звуков, что ограничивало её аккомпанирующие возможности. А у
баяна и аккордеона при нажатии одной кнопки звучал целый аккорд. И
гармонь, и баян с аккордеоном относятся к классу клавишно-
духовых инструментов.
Звучит музыкальный фрагмент в исполнении гармони.
Музыкальный руководитель:
Отгадайте ещё одну загадку из музыкальной шкатулке.
Звучит загадка «Дудочка».
Это дудочка, а если быть точными, то это свирель. Это духовой инструмент.
Она имеет 6 отверстий, которые нужно закрывать пальцами и одновременно
дуть в неё. Свирель может звучать как в оркестре, так и самостоятельно
сопровождать пение.
У каждого народа дудочки разные, имеют разные названия и звучание.
Зурна – у народов Азии и Кавказа, волынка распространена во многих
странах Европы (Румыния, Словакия, Шотландия, Франция, Сицилия). А у
русского народа есть несколько разновидностей дудочки- свирель, рожок и
жалейка.
Дети рассматривают иллюстрации, слушают звучание свирели и рожка.
Музыкальный руководитель:
А теперь мы отдохнем и поиграем.
Проводится игра «Кто скорей возьмет инструмент?»
Музыкальный руководитель:
У нас осталась загадка ещё про одни инструменты, которые вам знакомы.
Дети на слух определяют ложки, трещетку, бубен.
Муз. руководитель предлагает детям поиграть на русских народных
ударных инструментах под русскую народную мелодию.
В конце занятия можно послушать фрагмент оркестра русских народных
инструментов и исполнить знакомую пляску.
Занятие 3.
Трубы, трубы…
Цель. Познакомить детей с группой духовых инструментов.
Задачи: развивать тембровый слух, учить определять духовые инструменты
на слух;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, формировать основы
слушательской культуры.
Оборудование: иллюстрации разных духовых инструментов, музыкальный
центр, фонограмма со звучанием этих инструментов.
Ход занятия:
Дети входят в зал, их встречает Домисолька.
Домисолька.
Ах, это вы, мои друзья, пришли в мой музыкальный салон. Сегодня я
познакомлю вас с духовыми инструментами. А почему они называются
духовые?
Дети: Потому что в них дуют.
Домисолька:
Тогда попробуйте сами (дети пытаются извлечь звук).
Если вы не умеете на ней играть, получиться от вашего дутья только лишь
легкое шипение. Духовые инструменты делают из разного материала: из
дерева, и специального медного сплава. Отсюда и пошло их название –
деревянные и медные духовые инструменты. Давайте их рассмотрим. (из
детской книги о музыке)
Вот слон, слонёнок и слониха.
Смотри, вышагивают лихо!
Слонёнок с маленькой трубой,
А слон с большой- большой тубой!
Слониха за слоном идет,
Она тромбон с собой несет!
Эти инструменты духовые,
Медные, блестящие такие.
Чтоб мелодию весёлую сыграть,
Дуть в них надо и на кнопки нажимать!
А теперь обратите внимание на другие инструменты.
Бегут, торопятся тигрята,
На праздник чтоб успеть лесной.
Есть у тигрят фагот и флейта,
Есть саксофон, кларнет, гобой.
Не все из дерева они,
Инструменты эти странные,
Но зовутся, тем не менее
Духовые деревянные.
Домисолька:
Если на минуту представить себе, что из мира музыкальных инструментов
вдруг исчезли трубы, картина получится мрачная. На целую треть поредеет
симфонический оркестр. Заглохнет джаз. Перестанет существовать духовой
оркестр. Пострадает народная музыка – достаточно вспомнить русскую
жалейку, восточную зурну или среднеазиатский карнай.
Внешний облик духовые инструменты обрели не сразу. Известно, что они
появились очень давно, много тысяч лет назад. Клапанный механизм на
деревянных духовых появился около двухсот лет назад, а добавочные трубки
с вентелями на медных –в начале прошлого века. Эта простая в принципе
механизация и дала жизнь той многочисленной и разнообразной группе
духовых инструментов, без которой уже трудно представить себе мир
современной музыки
Корнет, альт, тенор, баритон, бас, труба, валторна, тромбон, флейта, кларнет,
гобой, фагот, саксофон – каждый из этих инструментов уникален и
незаменим. Но особенно хороши они, когда собираются вместе. Объединяя в
оркестры, иногда тысячетрубные, как во время парадов и демонстраций, эти
разные инструменты позволяют музыкантам радовать нас прекрасной
музыкой.
Домисолька вспоминает с детьми все инструменты, с которыми ребята
познакомились в музыкальном салоне. Затем дети прощаются и уходят в
группу.
Занятие 4.
«Клавишно-ударные инструменты».
Цель: Расширить знания о музыкальных инструментах.
Задачи:
Сформировать представление о группе клавишно-ударных инструментов
Воспитывать интерес к классической музыке.
Необходимое оборудование: ноутбук, колонки, проектор, иллюстрации с
изображениями музыкальных инструментов, портрет композитора.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим путешествие по стране
музыки! Нас ждет новая группа музыкальных инструментов, эти
инструменты вам уже немного знакомы, называются они «Клавишно-
ударные».
Для начала, давайте вспомним, какие группы музыкальных инструментов мы
уже знаем? Ответы детей.
(Презентация.)
К клавишным инструментам относятся пианино, рояль, орган. И более
современный электронный инструмент – синтезатор. Пианино называют
клавишно-ударный инструмент. У него есть брат, потому что он устроен так
же (показать в альбоме) – это рояль. Пианино и рояль называют одним
словом – фортепиано. Они умеют играть громко – это форте и тихо – это
пиано.
Прослушать звук органа.
У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам
одинаковой длины и толщины. Со временем мастера придумали педаль,
которая сдвигает молоточки так, что они задевают не все струны, а одну или
две. Это меняет тембр звука и его силу.
Как же играет инструмент? Когда музыкант нажимает клавишу, молоточек
ударяет по струне. Одновременно от неё отскакивает войлочная подушечка –
глушитель (демпфер). От удара струна начинает вибрировать и возникает
звук. Звук прекращается, когда мы отпускаем клавишу, потому что глушитель
прижимает струну и заглушает звук.
Ребята, давайте вспомним все ранее изученные музыкальные инструменты,
вспомним, как же они звучат, и потом отгадаем их названия. Внимание на
экран.
«Угадай музыкальный инструмент»
Речевая игра
Игра «Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу звука, говорить то громко, то тихо.
Краткое описание: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет
большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает
сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би».
Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как
сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог
убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только
поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина
сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются
остальные игрушки.
Слушание музыки
Ребята, мы поговорили о группе клавишных инструментов, я предлагаю
сейчас прослушать отрывок из музыкального произведение великого
композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года». Какое сейчас у нас
время года? А какой месяц? (Правильно, ноябрь). Вот и произведение которое
мы послушаем тоже символизирует апрель. Слушайте внимательно,
подумайте, что вы представляете когда слушаете эту музыку, что чувствуете,
какая звучит музыка – громка, тихая, печальная, веселая, спокойная или
волнительная.
Вопросы:
- что вы можете сказать об этом произведении? Какое оно по характеру,
настроению? (веселое, задумчивое, тревожное, взволнованное).
Итог.
-Дети, с какой группой музыкальных инструментов мы сегодня
познакомились на уроке?
- Какие инструменты относятся к этой группе?
- Что их объединяет?
- Произведение какого композитора мы сегодня слушали и как оно
называлось?
«Музыкальные инструменты в сказке».
Цель: развитие детского исполнительского творчества в игре на детских
музыкальных инструментах.
Образовательные задачи:
-закреплять навык исполнения музыкальных произведений на детских
музыкальных инструментах;
-активизировать словарь детей;
-учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки
коммуникации.
Развивающие задачи:
- развивать чувство ансамблевой игры;
- развивать чувство ритма, координацию движений;
- развивать творческое мышление, фантазию.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально-
эстетический вкус средствами музыки,
- воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах,
желание играть на инструментах, беречь их,
- способствовать формированию интереса к исполнительской деятельности.
Предварительная работа:
Обучение игре на музыкальных инструментах на занятиях и в
индивидуальной работе.
Музыкальный репертуар:
Ход занятия:
Дети под музыку входят в зал и садятся на места.
Музыкальный руководитель:
Дорогие, ребята! Позвольте мне начать наше занятие, но оно будет
необычным. Сегодня я хочу отправиться с вами в удивительное путешествие
- в мир музыкальных инструментов. И в начале я хочу проверить как вы их
знаете. К нам в детский сад пришла посылка от Феи Мелодии, она прислала
нам музыкальные инструменты.
Проводится музыкально – дидактическая игра «Отгадай и повтори».
Цель: Упражнять детей в различении звучания музыкальных инструментов.
Развивать тембровый и динамический слух.
Описание. Ведущий выбирает один из инструментов и исполняет небольшую
ритмическую композицию. Задача игроков отгадать прозвучавший
инструмент, и продемонстрировать свой вариант игры. Выигрывает тот,
кто правильно определил инструмент и сыграл на нем.
Музыкальный руководитель:
Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Пришло время нам с вами
отправляться в сказку.
Дети одевают маски, берут в руки музыкальные инструменты. Звучит
музыка. По залу «катится Колобок».
Проводится музыкально – дидактическая игра «Кого встретил Колобок?»
Цель: Развитие тембрового слуха
Описание игры: Вместе с детьми вспоминаем сказку «Колобок», перечисляем
всех персонажей которые встречаются на пути. Предлагаю прослушать,
кто идет по лесу, при этом образ колобка передает металлофон, зайчик –
погремушка, волка – бубен, медведь – ложки, лиса – дудочка. Дети не только
угадывают звучание инструментов, но и соотносят тембровое звучание с
героем сказки.
По окончании игры дети оставляют музыкальные инструменты без
присмотра. Выходят на общий хоровод.
Музыкальный руководитель:
А пойдемте ребятки на лужок гулять? Ответы детей.
Песенка – потешка с движением «Мы на луг ходили…»
слова В.Кукловской, музыка А. Филлипенко
Цель: имитировать игру на музыкальных инструментах,
развивать навык водить хоровод, активность детей.
По окончании игры «на луг» прилетает Баба – Яга и крадет все
инструменты.
Звучит музыка, дети бегут на места.
Музыкальный руководитель:
Что это грохнуло? Что засвистело?
Баба Яга над землей пролетела.
Ветром прогнулись сосен верхушки.
Спрятались в норы лесные зверушки.
В зал вбегает Баба Яга, выполняет движения по рассказу музыкального
руководителя.
Прилетела Баба Яга на метле, в свою избушку на курьих ножках, разложила
музыкальные инструменты на лавке. Потом взяла балалайку, провела рукой
по струнам – а она молчит. Дай - ка, думает, на металлофоне или на дудке
поиграю. Опять ничего не получается. Молчат музыкальные инструменты.
Баба Яга:
Чудеса. вздыхает баба Яга.
Ведь сама она слышала, как дети играли. Может они волшебные. Тогда она
собрала все инструменты и решила вернуть их в детский сад.
Здравствуйте, ребята! Научите меня, пожалуйста на музыкальных
инструментах играть.
Музыкальный руководитель:
Бабушка, вставай в круг, бери в руки бубен. Мы будем песню петь, а ты в такт
по бубну ударять. Давайте потренеруемся.
«Оркестр»
Музыкальный руководитель:
Понравилось тебе Баба Яга с ребятами играть. (Ответ, баба Яга прощается
с детьми и улетает)