Автор: Южакова Наталья Васильевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 30" г.Тобольска Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: Педагогический квест Раздел: дошкольное образование
Н.В.Южакова
МАДОУ «Детский сад № 30» г.Тобольска
Педагогический квест
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития
новых
способов
образования,
новых
педагогических
технологий,
способствующих
индивидуальному
развитию
личности,
творческой
инициативы,
выработке
у
ребенка
навыков
самостоятельной
навигации
в
информационных
полях,
формированию
универсального
умения
разрешать
проблемы,
возникающие
в
жизни:
как
в
повседневной
жизни,
так
и
в
последующем в профессиональной деятельности. В этой статье предложены
некоторые
идеи
организации
образовательного
процесса
в
совместной
и
самостоятельной деятельности детей средствами педагогического квеста.
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи
для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель,
дойти
до
которой
можно
последовательно
разгадывая
загадки,
выполняя
задания и решая задачи. А задачи могут быть самыми разными: активными,
творческими,
интеллектуальными.
Выполнив
одно
задание,
дети
получают
подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством
повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию мира в
сочетании с двигательной активностью. При этом квесты могут проводиться
как
в
помещении,
или
группе
помещений
(перемещаясь
из
группы
в
музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского
сада), так и на улице, т.е практически в любом окружении. Квест – игра
командная. Таким образом, для успешного прохождения квеста необходима
сформированность
коммуникативных
навыков
(умение
договориться,
распределить роли, услышать и понять собеседника и т.д.). И в данном случае
технология квеста будет служить как индикатором, по которому можно судить
об уровне сформированности этих навыков, так и тренажером развивающим их.
Ведь
квест
помогает
наладить
успешное
взаимодействие
в
команде,
прочувствовать и сформировать взаимовыручку, взаимозаменяемость, умение
разделить обязанности и, при необходимости, мобилизоваться и очень быстро
решать нестандартные задачи.
Конструкция квеста зависит от количества команд – участниц и этапов.
У
квест
игр
есть
классификация: сюжетные , когда все игровые задания и
костюмы
сделаны
по
мотивам
художественного
фильма,
книжки
или
компьютерной игры; не сюжетные – набор миссий, которые детям необходимо
выполнить как можно быстрее.
Квесты
могут
быть
одноразовые -
единожды
выполняемые
за
игру
и
многоразовые -
регулярного
прохождения
(ежедневно,
еженедельно,
периодически).
Разновидность квестов: одиночные (прохождение единолично) и групповые -
прохождение в составе 2-х, 3-х, 4-х игроков, в составе клана, например не менее
10-ти
игроков,
а лья нсовые,
например,
не
менее
15
и г р о ко в .
Существует определенная структура игровых квестов:
1.
Наличие
интересных
героев
(с
атрибутами
тех
героев,
которых
они
изображают)
2.
Наличие наград за проделанные задания (жетоны, либо получение части
ответа на главный вопрос игры, в конце игры грамоты за места, кубки и т.п.)
3.
Наличие ведущего команды (не подсказчика, а помощника).
Разработка
квеста.
При
создании
квеста
определяются:
цели
и
задачи
организуемой деятельности с учетом целевой аудитории (возраста участников,
количества
команд),
масштаб
проведения
квеста
(группа,
детский
сад,
территория детского сада, город…); количество этапов, сюжет, через который
будут
связаны
все
задания;
формы
игр-заданий,
позволяющие
наиболее
эффективно
решить
поставленные
задачи,
распределение
ролей,
форма
подведения
итогов
игры
(номинации,
награды,
рефлексия
деятельности
с
участниками).
Через
квест-технологию
могут
быть
организованы
праздники,
развлечения, образовательная и проектная деятельность. Варьируя содержание
заданий
квеста,
можно
создавать
условия
для
активного
решения
образовательных
и
развивающих
задач
физического,
социа льно-
коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического
развития детей старшего дошкольного возраста.
Остановимся
подробнее
на
организации
квест-проекта
–
это
долгосрочный
квест,
вокруг
которого
будет
организована
совместная
деятельность
детей,
родителей,
педагогов
на
протяжении
определенного
временного промежутка. С точки зрения информационной деятельности при
работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа
информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения
синтезировать новую информацию.
Организуя работу с родителями, мы знакомим их с процессом создания
квеста –первоначально это разработка сценария для праздника (день рождения,
новый год, 1 апреля и т.д.), затем участие в квест-проекте, образовательном
квесте – это следующая ступень, так, как кроме развлекательной составляющей
он имеет образовательную и развивающую направленность. Цель родителя,
сопровождающего
ребенка
в
квест-проекте
–
помощь
сначала
в
поиске
и
анализе информационных ресурсов, затем в подготовке проекта (отчета).
Таким
образом,
использование
квестов
способствует
воспитанию
и
развитию
качеств
личности,
отвечающих
требованию
информационного
общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей, не только
расширяет
кругозор,
но
и
позволяет
активно
применить
на
практике
свои
знания и умения, а также прививает желание к учению в целом.
Квест,
как
универсальная
игровая
технология
позволяет
за
короткое
время
ненавязчиво
вовлечь
игроков
в
разнообразные
виды
детской
деятельности,
включать
деятельностные,
проектные
задания,
что
позволяет
участникам
самостоятельно осваивать новые знания.
После каждой ИГРЫ ребёнок анализирует свое место в команде, командные
действия и вместе с педагогом планирует, и прогнозирует результат дальнейших
игр.
Ребёнок
учится
проводить
самоанализ
своих
возможностей,
качеств,
умений и навыков, планирует чему нужно научиться, чтобы быть успешнее в
дальнейшем.
Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести
себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в
игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать
свои физические и нравственные качества.
Это тем более важно, потому что Квест, как универсальная игровая технология
включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия
для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения
заданий и достижения результата.