Автор: Батталова Рамиля Габдулхаковна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Зеленодольск
Наименование материала: статья
Тема: «Экологическое воспитание младших школьников»
Раздел: начальное образование
«Экологическое воспитание
младших школьников»
Острота
современных
экологических
проблем
выдвинула
перед
педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого
поколения
в
духе
бережного,
ответственного
отношения
к
природе,
способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и
возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в
норму
поведения
каждого
человека,
необходимо
с
детских
лет
целенаправленно
воспитывать
чувство
ответственности
за
состояние
окружающей среды.
Живая
природа
издавна
признавалась
в
педагогике
одним
из
важнейших
факторов
образования
и
воспитания
младших
школьников.
Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного
возраста
постепенно
постигают
мир,
в
котором
живут:
открывают
удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль
природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-
эстетические чувства.
Основу
для
становления
и
развития
ответственного
отношения
к
природе,
формирование
экологической
культуры
младших
школьников
составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут
некоторую
информацию
о
жизни
природы,
о
взаимодействии
человека
(общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание
предметов
гуманитарно-эстетического
цикла
(язык,
литературное
чтение,
музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-
гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию
его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному
поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также как и
реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков,
ароматов
служит
важным
средством
познания
окружающего
мира,
источником
знаний
о
природном
окружении
и
нравственно-эстетических
чувств.
Содержание
природоведения
обеспечивает
естественную
основу
понимания
младшими
школьниками
необходимости
охраны
природы,
поскольку
в
этом
курсе
уделяется
особое
внимание
формированию
конкретных знаний о живой природе.
Важнейшая
идея,
заложенная
в
содержание
экологического
образования и воспитания в младшей школе – идея целостности природы.
Знания
о
связях
в
природе
важны
как
для
формирования
правильного
миропонимания,
так
и
для
воспитания
ответственного
отношения
к
сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с
другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности
живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе,
влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание
всех уроков природоведения и является побудительным средством для того,
чтобы
младшие
школьники
осознали
необходимость
учета
и
сохранения
природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.
Большую
познавательную
и
воспитательную
роль
в
формировании
бережного
отношения
младших
школьников
к
природной
среде
играет
раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на
сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы
уделено
большое
внимание
на
уроках
природоведения
и
чтения,
в
формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана
природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным
возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и
организации
детей
для
участия
в
практической
деятельности,
хотя
и
намечается содержанием изученных тем.
Содержание
нравственных
норм
и
правил
поведения
человека
в
природном
окружении
раскрываются
перед
детьми
постепенно,
по
мере
изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных,
наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в
природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.
Важнейший
компонент
экологического
воспитания
–
деятельность
младших
школьников.
Разные
ее
виды
дополняют
друг
друга:
учебная
способствует
теории
и
практике
взаимодействия
общества
и
природы,
овладению
приемами
причинного
мышления
в
области
экологии;
игра
формирует
опыт
понятия
экологически
целесообразных
решений,
общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия
экологических
решений,
позволяет
внести
реальный
вклад
в
изучение
и
охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.
Не так это легко – научить учащегося замечать прекрасное в природе.
Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану
природы
сводят
лишь
к
вопросам
о
зеленых
насаждениях.
Во
время
экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с
загрязненными родниками. Очистить родник от мусора – дело рук каждого.
Перед экскурсией на природу учитель помогает детям организовать рабочие
группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех
группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы
своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст
возможность в процессе работы обмениваться знаниями.
Содержание
экологически
ориентированной
трудовой
деятельности
учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных
классов доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков,
кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход
за растениями; уход за животными живого уголка и т. д.
Успех
экологического
образования
во
многом
определяется
заинтересованным
участием
всего
или
большей
части
педагогического
коллектива школы в организации экологически направленной деятельности
учащихся.