Напоминание

«Экологическое воспитание младших школьников»


Автор: Батталова Рамиля Габдулхаковна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Зеленодольск
Наименование материала: статья
Тема: «Экологическое воспитание младших школьников»
Раздел: начальное образование





Назад




«Экологическое воспитание

младших школьников»

Острота

современных

экологических

проблем

выдвинула

перед

педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого

поколения

в

духе

бережного,

ответственного

отношения

к

природе,

способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и

возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в

норму

поведения

каждого

человека,

необходимо

с

детских

лет

целенаправленно

воспитывать

чувство

ответственности

за

состояние

окружающей среды.

Живая

природа

издавна

признавалась

в

педагогике

одним

из

важнейших

факторов

образования

и

воспитания

младших

школьников.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного

возраста

постепенно

постигают

мир,

в

котором

живут:

открывают

удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль

природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-

эстетические чувства.

Основу

для

становления

и

развития

ответственного

отношения

к

природе,

формирование

экологической

культуры

младших

школьников

составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут

некоторую

информацию

о

жизни

природы,

о

взаимодействии

человека

(общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание

предметов

гуманитарно-эстетического

цикла

(язык,

литературное

чтение,

музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-

гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию

его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному

поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также как и

реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков,

ароматов

служит

важным

средством

познания

окружающего

мира,

источником

знаний

о

природном

окружении

и

нравственно-эстетических

чувств.

Содержание

природоведения

обеспечивает

естественную

основу

понимания

младшими

школьниками

необходимости

охраны

природы,

поскольку

в

этом

курсе

уделяется

особое

внимание

формированию

конкретных знаний о живой природе.

Важнейшая

идея,

заложенная

в

содержание

экологического

образования и воспитания в младшей школе – идея целостности природы.

Знания

о

связях

в

природе

важны

как

для

формирования

правильного

миропонимания,

так

и

для

воспитания

ответственного

отношения

к

сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с

другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности

живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе,

влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание

всех уроков природоведения и является побудительным средством для того,

чтобы

младшие

школьники

осознали

необходимость

учета

и

сохранения

природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.

Большую

познавательную

и

воспитательную

роль

в

формировании

бережного

отношения

младших

школьников

к

природной

среде

играет

раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на

сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы

уделено

большое

внимание

на

уроках

природоведения

и

чтения,

в

формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана

природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным

возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и

организации

детей

для

участия

в

практической

деятельности,

хотя

и

намечается содержанием изученных тем.

Содержание

нравственных

норм

и

правил

поведения

человека

в

природном

окружении

раскрываются

перед

детьми

постепенно,

по

мере

изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных,

наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в

природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.

Важнейший

компонент

экологического

воспитания

деятельность

младших

школьников.

Разные

ее

виды

дополняют

друг

друга:

учебная

способствует

теории

и

практике

взаимодействия

общества

и

природы,

овладению

приемами

причинного

мышления

в

области

экологии;

игра

формирует

опыт

понятия

экологически

целесообразных

решений,

общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия

экологических

решений,

позволяет

внести

реальный

вклад

в

изучение

и

охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Не так это легко – научить учащегося замечать прекрасное в природе.

Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану

природы

сводят

лишь

к

вопросам

о

зеленых

насаждениях.

Во

время

экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с

загрязненными родниками. Очистить родник от мусора – дело рук каждого.

Перед экскурсией на природу учитель помогает детям организовать рабочие

группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех

группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы

своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст

возможность в процессе работы обмениваться знаниями.

Содержание

экологически

ориентированной

трудовой

деятельности

учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных

классов доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков,

кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход

за растениями; уход за животными живого уголка и т. д.

Успех

экологического

образования

во

многом

определяется

заинтересованным

участием

всего

или

большей

части

педагогического

коллектива школы в организации экологически направленной деятельности

учащихся.



В раздел образования