Напоминание

"Игра, как средство решение проблемы у замкнутых детей на музыкальных занятиях"


Автор: Останкова Анна Павловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад с. Стрелецкое"
Населённый пункт: с. Стрелецкое, Белгородская область
Наименование материала: Публикация
Тема: "Игра, как средство решение проблемы у замкнутых детей на музыкальных занятиях"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Игра, как средство решения проблемы у замкнутых

детей на музыкальных занятиях»

Останкова Анна Павловна, музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад с. Стрелецкое»

Игра – решенье всех проблем

Играть нам никогда не поздно

Играть, конечно, нужно всем

И маленьким, и взрослым!!!

Уважаемые

коллеги!

Работая

музыкальным

руководителем,

часто

сталкиваюсь с очень многими проблемами в обучении дошкольников музыке.

Но основной, на мой взгляд, «бедой» является замкнутость детей, заниженная

самооценка,

и,

как

следствие,

невозможность

раскрыть

в

полной

мере

музыкальные способности, а, иногда и таланты дошколят.

Опираясь на свой опыт, хочу рассказать о методах, помогающих значительно

повысить

результативность

в

обучении

музыке

и

решить

множество

сопутствующих проблем.

Итак,

музыка

в

дошкольном

образовательном

учреждении

это

первая

ступень, с которой начинается формирование музыкального вкуса детей и

музыкальной культуры. Очень важно именно на начальном этапе показать

детям, что с музыкой наш мир и наша жизнь становится ярче, интереснее,

красивее,

добрее.

Но

не

все

малыши

готовы

сразу,

с

первых

занятий

довериться

педагогу

и

воспринять

информацию,

поэтому

музыкальному

руководителю

необходимо

разработать

план,

учитывая

индивидуальные

особенности каждого ребенка; процесс музыкального воспитания и обучения

строить с учетом имеющихся условий, настроения детей, опираясь на те

элементарные навыки, которые дети получили (или не получили) в семье.

Ведь

именно

в

детском

саду

у

ребят

«стартует»

копилка

элементарного

опыта,

позволяющего

ему

в

дальнейшем

правильно

воспринимать

окружающий мир.

Благодаря этому опыту берет начало формирование у детей способности к

сопереживанию, сочувствию, взаимопомощи и раскрытию творчества.

На мой взгляд, все дети имеют «творческую жилку», но как помочь им

развить ее?

Конечно, такой метод, как игра, известен всем, но очень важно играть с

пользой.

В

первой

младшей

группе

это

обязательно

музыкальная

игра

с

привлечением красивых игрушек – зверюшек. Дети с радостью вступают в

такие

виды

музыкальной

деятельности,

как,

музыкально

-

ритмические

движения, пение, сами того не замечая, легко и непринужденно, играя со

зверюшками,

малыши

подпевают

окончания

сначала

слов,

затем

фраз,

подражают голосам животных и, тем самым, познают мир через музыку,

начинают творчески развиваться, придумывая имена игрушкам, изображая

повадки животных…

В эти моменты дети естественны, педагог обязательно должен поощрять

такие начинания, хвалить, поднимать самооценку детей.

Начиная со второй младшей группы, рекомендую включать в музыкальные

занятия

элементы

театральной

деятельности,

это

дает

потрясающие

результаты.

В средней группе дети уже «артисты» - они способны разыгрывать целые

мюзиклы, их возможности в этом возрасте огромны.

Практика показала, что у детей старшего дошкольного возраста уже хорошо

развита музыкальная память, они овладевают элементарными навыками игры

на

детских

музыкальных

инструментах,

в

силу

бурной

фантазии

и

воображения, они сами выступают в роли «авторов» игр, несложных песен, и

даже «постановщиков танцев».

Так,

продолжая

играть,

дети,

раскрепощаются,

возрастает

творческая

активность, они охотно импровизируют.

В 6 – 7 лет (подготовительный к школе возраст) дети имеют определенные

навыки, умения и опыт и применяют его не только на музыкальных занятиях,

праздниках и развлечениях, но и в обычной жизни (они танцуют, поют,

разыгрывают

сказки,

инсценировки

самостоятельно,

также,

без

помощи

взрослых распределяют роли, выбирают ведущего и т.д.)

Таким образом, постепенно, играя, дети раскрываются, раскрепощаются, и к

подготовительной группе количество таких детей увеличивается в разы.

Игра помогает детям легко и эффективно усваивать музыкальный материал,

вызывает интерес к музыке, решает многие проблемы в воспитательном

процессе.

Дети, которые замкнуты, стесняются проявлять себя в танцах, композициях и

даже

пении,

в

игре,

как

правило,

забывают

об

этом,

и

тем

самым,

самовыражаются.

Цель игры

на

музыкальных

занятиях

в

разделе

«игра

на

детских

музыкальных

инструментах»

-

в

игровой

занимательной

форме

способствовать развитию чувства ритма.

Также

- закладывать

основы

коллективной

игры

на

музыкальных

инструментах.

Игра

всегда вызывает

у

детей

интерес

и

радостные

эмоции,

развивает

слуховое

и

зрительное

восприятие,

быстроту

реакции.

Развивая

чувство

ритма через игру у детей, мы помогаем ребёнку избавиться от физических и

психологических комплексов.

Кроме

вышеперечисленных

задач

игра

побуждает

детей

вслушиваться

в

окружающий

нас

мир

звуков,

помогает совершать

различные

открытия,

вызывает желание самим придумывать музыку, побуждает эмоционально

высказываться о своих музыкальных впечатлениях.

Огромное внимание следует уделять на музыкальных занятиях речевым

играм,

так

как

в

настоящее

время

остро

стоит

проблема речи

у

детей

дошкольного возраста, зачастую даже дети 5-6 лет имеют плохо выраженную

речь.

Речевые

игры –

одна

из

форм

творческой

работы

в

музыкальном

воспитании.

Ведь

музыкальный

слух

развивается

совместно

с

речевым.

Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика –

являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых

игр

на

музыкальных

занятиях

позволяет

детям

с

младшего

возраста

овладевать

всем

комплексом

выразительных

средств

музыки. Лучшим

помощником

в

этом

случае

является

методик К.

Орфа.

Речевые

игры,

сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками,

шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно

развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче

усваивается детьми, а поддержка текса движениями или музицированием

спо собствует

лучшему

запоминанию,

более

э м о ц и о н а л ь н ом у

воспроизведению.

Жестикуляция,

пластика,

мимика

в

речевых

играх

побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.

Речевые игры на занятиях со старшими дошкольниками.

Дети просто в восторге от Орфовских инструментов, которые, кстати, они

изготавливают сами или совместно со своими родителями (шуршунчики,

бульбульки, скрипунчики и т.д.)

На этих инструментах дошколята с огромным удовольствием изображают

явления природы (ветерок, дождик, гром…)

Обучение, таким образом, происходит, играя.

Казалось бы

– что такое игра? Обычная игра! Ничего особенного. А на

самом деле – игра важнейший вид музыкальной деятельности.

Полезны любые игры – дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, игры

с пением и хороводные. И музыкальный руководитель, конечно, не должен об

этом забывать, и выстраивать музыкальные занятия таким образом, чтобы

игра была преобладающим видом деятельности, и тогда, я уверена, можно

добиться высоких результатов и решить главную проблему.

Желаю всем педагогам удачи, творческих успехов и новых открытий!

Литература:

[1. «Волшебная дудочка» Бин Дж.Оулдфилд А.М.]

[2.«Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой]

[3. «Музыкальное воспитание младших дошкольников» Дзержинская И.Л.]

[4.«Солнечная радуга» О.Н. Трифонова]

[5. «Элементарное музицирование» Тютюнникова]



В раздел образования