Автор: Останкова Анна Павловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад с. Стрелецкое"
Населённый пункт: с. Стрелецкое, Белгородская область
Наименование материала: Публикация
Тема: "Игра, как средство решение проблемы у замкнутых детей на музыкальных занятиях"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Игра, как средство решения проблемы у замкнутых
детей на музыкальных занятиях»
Останкова Анна Павловна, музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад с. Стрелецкое»
Игра – решенье всех проблем
Играть нам никогда не поздно
Играть, конечно, нужно всем
И маленьким, и взрослым!!!
Уважаемые
коллеги!
Работая
музыкальным
руководителем,
часто
сталкиваюсь с очень многими проблемами в обучении дошкольников музыке.
Но основной, на мой взгляд, «бедой» является замкнутость детей, заниженная
самооценка,
и,
как
следствие,
невозможность
раскрыть
в
полной
мере
музыкальные способности, а, иногда и таланты дошколят.
Опираясь на свой опыт, хочу рассказать о методах, помогающих значительно
повысить
результативность
в
обучении
музыке
и
решить
множество
сопутствующих проблем.
Итак,
музыка
в
дошкольном
образовательном
учреждении
–
это
первая
ступень, с которой начинается формирование музыкального вкуса детей и
музыкальной культуры. Очень важно именно на начальном этапе показать
детям, что с музыкой наш мир и наша жизнь становится ярче, интереснее,
красивее,
добрее.
Но
не
все
малыши
готовы
сразу,
с
первых
занятий
довериться
педагогу
и
воспринять
информацию,
поэтому
музыкальному
руководителю
необходимо
разработать
план,
учитывая
индивидуальные
особенности каждого ребенка; процесс музыкального воспитания и обучения
строить с учетом имеющихся условий, настроения детей, опираясь на те
элементарные навыки, которые дети получили (или не получили) в семье.
Ведь
именно
в
детском
саду
у
ребят
«стартует»
копилка
элементарного
опыта,
позволяющего
ему
в
дальнейшем
правильно
воспринимать
окружающий мир.
Благодаря этому опыту берет начало формирование у детей способности к
сопереживанию, сочувствию, взаимопомощи и раскрытию творчества.
На мой взгляд, все дети имеют «творческую жилку», но как помочь им
развить ее?
Конечно, такой метод, как игра, известен всем, но очень важно играть с
пользой.
В
первой
младшей
группе
–
это
обязательно
музыкальная
игра
с
привлечением красивых игрушек – зверюшек. Дети с радостью вступают в
такие
виды
музыкальной
деятельности,
как,
музыкально
-
ритмические
движения, пение, сами того не замечая, легко и непринужденно, играя со
зверюшками,
малыши
подпевают
окончания
сначала
слов,
затем
фраз,
подражают голосам животных и, тем самым, познают мир через музыку,
начинают творчески развиваться, придумывая имена игрушкам, изображая
повадки животных…
В эти моменты дети естественны, педагог обязательно должен поощрять
такие начинания, хвалить, поднимать самооценку детей.
Начиная со второй младшей группы, рекомендую включать в музыкальные
занятия
элементы
театральной
деятельности,
это
дает
потрясающие
результаты.
В средней группе дети уже «артисты» - они способны разыгрывать целые
мюзиклы, их возможности в этом возрасте огромны.
Практика показала, что у детей старшего дошкольного возраста уже хорошо
развита музыкальная память, они овладевают элементарными навыками игры
на
детских
музыкальных
инструментах,
в
силу
бурной
фантазии
и
воображения, они сами выступают в роли «авторов» игр, несложных песен, и
даже «постановщиков танцев».
Так,
продолжая
играть,
дети,
раскрепощаются,
возрастает
творческая
активность, они охотно импровизируют.
В 6 – 7 лет (подготовительный к школе возраст) дети имеют определенные
навыки, умения и опыт и применяют его не только на музыкальных занятиях,
праздниках и развлечениях, но и в обычной жизни (они танцуют, поют,
разыгрывают
сказки,
инсценировки
самостоятельно,
также,
без
помощи
взрослых распределяют роли, выбирают ведущего и т.д.)
Таким образом, постепенно, играя, дети раскрываются, раскрепощаются, и к
подготовительной группе количество таких детей увеличивается в разы.
Игра помогает детям легко и эффективно усваивать музыкальный материал,
вызывает интерес к музыке, решает многие проблемы в воспитательном
процессе.
Дети, которые замкнуты, стесняются проявлять себя в танцах, композициях и
даже
пении,
в
игре,
как
правило,
забывают
об
этом,
и
тем
самым,
самовыражаются.
Цель игры
на
музыкальных
занятиях
в
разделе
«игра
на
детских
музыкальных
инструментах»
-
в
игровой
занимательной
форме
способствовать развитию чувства ритма.
Также
- закладывать
основы
коллективной
игры
на
музыкальных
инструментах.
Игра
всегда вызывает
у
детей
интерес
и
радостные
эмоции,
развивает
слуховое
и
зрительное
восприятие,
быстроту
реакции.
Развивая
чувство
ритма через игру у детей, мы помогаем ребёнку избавиться от физических и
психологических комплексов.
Кроме
вышеперечисленных
задач
игра
побуждает
детей
вслушиваться
в
окружающий
нас
мир
звуков,
помогает совершать
различные
открытия,
вызывает желание самим придумывать музыку, побуждает эмоционально
высказываться о своих музыкальных впечатлениях.
Огромное внимание следует уделять на музыкальных занятиях речевым
играм,
так
как
в
настоящее
время
остро
стоит
проблема речи
у
детей
дошкольного возраста, зачастую даже дети 5-6 лет имеют плохо выраженную
речь.
Речевые
игры –
одна
из
форм
творческой
работы
в
музыкальном
воспитании.
Ведь
музыкальный
слух
развивается
совместно
с
речевым.
Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика –
являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых
игр
на
музыкальных
занятиях
позволяет
детям
с
младшего
возраста
овладевать
всем
комплексом
выразительных
средств
музыки. Лучшим
помощником
в
этом
случае
является
методик К.
Орфа.
Речевые
игры,
сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками,
шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно
развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче
усваивается детьми, а поддержка текса движениями или музицированием
спо собствует
лучшему
запоминанию,
более
э м о ц и о н а л ь н ом у
воспроизведению.
Жестикуляция,
пластика,
мимика
в
речевых
играх
побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Речевые игры на занятиях со старшими дошкольниками.
Дети просто в восторге от Орфовских инструментов, которые, кстати, они
изготавливают сами или совместно со своими родителями (шуршунчики,
бульбульки, скрипунчики и т.д.)
На этих инструментах дошколята с огромным удовольствием изображают
явления природы (ветерок, дождик, гром…)
Обучение, таким образом, происходит, играя.
Казалось бы
– что такое игра? Обычная игра! Ничего особенного. А на
самом деле – игра важнейший вид музыкальной деятельности.
Полезны любые игры – дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, игры
с пением и хороводные. И музыкальный руководитель, конечно, не должен об
этом забывать, и выстраивать музыкальные занятия таким образом, чтобы
игра была преобладающим видом деятельности, и тогда, я уверена, можно
добиться высоких результатов и решить главную проблему.
Желаю всем педагогам удачи, творческих успехов и новых открытий!
Литература:
[1. «Волшебная дудочка» Бин Дж.Оулдфилд А.М.]
[2.«Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой]
[3. «Музыкальное воспитание младших дошкольников» Дзержинская И.Л.]
[4.«Солнечная радуга» О.Н. Трифонова]
[5. «Элементарное музицирование» Тютюнникова]