Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Автор: Селезнева Елена Николаевна Должность: учитель химии Учебное заведение: МАОУ-СОШ №4 город Асино Томской области Населённый пункт: город Асино Наименование материала: статья Тема: Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии Раздел: полное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная
школа №4 город Асино Томской области
Выступление на тему:
«Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии».
Учитель: Селезнева Елена Николаевна,
первая квалификационная категория
«Знания, непроверенные опытом,
Матерью всякой достоверности,
Бесплодны и полны ошибок»
Леонардо да Винчи
Активизация
познавательной
деятельности
учащихся
–
актуальнейшая
проблема
современности.
Её
общей
закономерностью
является
напряжение
интеллектуальных
сил,
вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют
самостоятельности
в
поисках
способов
их
решения,
умения
выделить
существенные
и
несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из
полученных данных. Творческое, активное усвоение новых понятий осуществляется в процессе
решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа. Учить
школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Во время больших перемен в
обществе и переоценке ценностей, в преподавании химии, как и других школьных дисциплин,
требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос
волнует
многих
учителей.
Ясно
одно,
она
может
быть
только
педагогикой
творчества
и
сотрудничества. Она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна
быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и
форм обучения. В самом общем плане основная цель обучения – это развитие учащегося.
Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики
вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля,
способного на основе знаний решать жизненные проблемы.
Психологи
утверждают,
что
познавательная
активность
школьника
–
качество
не
врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и
регрессировать
под
воздействием
школы,
друзей,
семьи,
труда
или
других
социальных
факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с
учащимися
на
уроке,
успеваемость
и
настроение
самого
ученика
(успехи
в
учебе
и
положительные эмоции повышают познавательную активность). По этой причине у одного и
того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от
того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Только
подлинное
сотрудничество
учителя
и
ученика
обеспечивает
на
уроке
активную
учебную
деятельность класса.
Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся:
1)
возбуждение
познавательного
интереса
учащихся
к
учению,
положительного
эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства
долга и ответственности за учение;
2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;
3)
развитие
умственной
и
особенно
мыслительной
активности
как
условия
учебных
и
познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;
4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть
самоорганизации их деятельности;
5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры
умственного труда учеников.
Если мы признаём, что познавательный интерес – значительный фактор обучения,
определяющий
мотив
учебной
деятельности
школьника,
то
очень
важно
знать
условия,
соблюдение которых способствует укреплению познавательного интереса. Это - максимальная
опора на мыслительную деятельность учащихся (ситуации, практические задания); ведение
учебного
процесса
на
оптимальном
уровне
развития
учащихся;
эмоциональная
атмосфера
общения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Благополучная атмосфера
учения приносит ученику те переживания, о которых в свое время сказал Д.И. Писарев:
«Каждому
человеку
свойственно
желание
быть
умнее,
лучше
и
догадливее».
Именно
это
стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного
достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее
настроение, при котором он работает быстрее и продуктивнее.
От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация
познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и
методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока.
В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий
ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть». Поэтому на
своих уроках для активизации познавательной деятельности я использую:
•
Фронтальные опыты . Например, учащиеся по теме «Гидролиз нерганических веществ»
экспериментально
выясняют
чреду
растворов
солей.
Фронтальные
наблюдения
убеждают
ученика в том, что каждый может «сделать» открытие, толчок которому дает опыт.
•
Уроки-исследования , где предметом ученического исследования является «переоткрытие»
уже открытого в науке, вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания
является познанием еще не познанного. Ученики во время урока сами накапливают факты,
выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у
учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом
работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные учащимися, как ответ на
проблемный вопрос учителя. Например, выявление сущности, механизма и причину протекания
реакций ионного обмена, опираясь на теорию электролитической диссоциации. Неотъемлемой
частью химии является выполнение лабораторных работ. Можно предложить ребятам самим
предположить порядок выполнения работ и необходимое оборудование. Если ученику трудно
выполнить работу, то он может воспользоваться учебником. Это учит самостоятельно мыслить,
а урок считать не «обязаловкой», а методом исследования
.
•
Опорные конспекты. Опорные конспекты позволяют учащемуся составить план изучения
химического явления или закона, а также при необходимости очень быстро выполнить и
повторить пройденный материал. Например, конспект по теме „Скорость химических реакций".
•
Лекционно-семинарская система . Научить учащегося всему, что понадобиться в жизни,
нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на
практике, работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке
важно
не
только
и
не
столько
«передать»
их,
сколько
учиться,
черпать
сведения
из
разнообразной литературы и в первую очередь из учебника. Поэтому читая лекции, я оставляю
в них «белые» пятна, которые ученики должны дома заполнить. Выполняя задание, они должны
обратиться к учебнику, многократно возвращаются к изученному материалу. Это позволяет
воспринять единую изучаемую картину явлений, как следует осмыслить и понять входящие в
нее вопросы. Лекция как эффективное звено учебно-воспитательного процесса, находится в
тесной взаимосвязи с другими уроками, прежде всего с семинарскими занятиями, на которых
учащиеся в процессе самостоятельной работы расширяют и углубляют свои знания. На этих
уроках создается атмосфера, стимулирующая посильное умственное напряжение учащихся.
Лекцию провожу с учетом возрастных возможностей, уровня знаний учащихся. Так как я
преподаю химию в 10,11 классах, то этот способ я использую на уроках чаще всего. На
начальном
этапе
проведения
лекции
обучаю
учащихся
умению
слушать
и
воспринимать
излагаемую
информацию,
анализировать,
обобщать,
выделять
главные
и
наиболее
существенные моменты в ходе лекции, кратко формулировать их и записывать, составлять
конспект; объясняя, что эти умения будут необходимы им в их дальнейшей жизни. Можно
предложить учащимся в начале урока самим составить план лекции, а в конце урока проверить
выполнение задания. При изложении материала необходимо следить за темпом, ритмом своей
речи, заранее объяснить учащимся, что если я говорю медленно, подчеркивая, выделяя каждое
слово, значит это главная мысль, т.е. это нужно записать.
Развитие познавательной самостоятельности учащихся - это важная задача на любом
уроке
и
особенно
при
проведении
лекции.
Ведь
учащиеся
должны
владеть
навыками
аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух, использовать различные способы
записи. Эти лекции должны вызывать у учащихся прежде всего познавательный интерес,
который активизирует умственную деятельность учащихся на данном уроке и будет стимулом,
предпосылкой успешного решения интеллектуальных задач в будущем.
В
лекциях
можно
использовать
элементы
занимательности
-
одно
из
средств
формирования
устойчивого
познавательного
интереса,
который
является
своеобразной,
эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизации внимания и волевых усилий
учащихся. Это занимательные и интересные факты из художественной, научно-популярной
литературы и других источников. Чтение лекции сопровождается необходимыми записями
опорных конспектов, рисунками, схемами, знакомство учащихся с противоречиями в науке,
жизнью
и
деятельностью
ученых-химиков,
обязательно
сопровождается
компьютерной
презентацией.
Как
правило,
в
ходе
лекции
создаются
проблемные
ситуации.
Поставленный
перед
учащимися
проблемный
вопрос
-
это
прием,
при
помощи
которого
удается
организовать
творческое применение предшествующей и усвоение последующей информации, правильно
сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки.
•
Эксперимент . Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является
не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и
облегчает
понимание
технологии
химических
производств,
способствует
развитию
наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические
знания, устанавливать причинно-следственные связи. На семинарах, химических практикумах я
широко использую самостоятельный учебный эксперимент или опыт, проделанный учеником
лично, имеющий те же цели, что и демонстрационный эксперимент. Он формирует у учащихся
практические умения и умения рационального использования учебного времени; развивает
самостоятельность,
дает
возможность
проведения
работ
исследовательского
характера.
Практическая работа кажется несложной на первый взгляд. Тем не менее: табличная запись
результатов
эксперимента
(опыта),
наряду
с
обязательной
записью
вывода
заставляет
их
дисциплинировать мышление. Это, в свою очередь, укрепляет память, целенаправленно и
последовательно развивает наблюдательность, что, в свою очередь, позволяет подростку решать
повседневные
проблемы,
не
убегая
от
них
(это
порождает
социальный
инфантилизм,
являющийся почвой для наркомании и алкоголизма) и выполнять проблемные задания, не
только на занятиях химии.
•
Самостоятельные
работы.
Активизация
процесса
обучения
достигается
применением
самостоятельных работ учащихся, организуемых в соответствии с особенностями их интересов
и конкретных учебно-воспитательных задач.
Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса учащихся на всех
этапах урока и в домашнем задании характеризуется как активная, так как позволяет управлять
процессом
учения,
способствует
развитию
самостоятельности
мышления
и
стимулирует
учебную
деятельность.
Результативность
самостоятельных
работ
определяется
индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения. Все
эти действия направлены на создание знаний плюс информация, которую дают на лекциях,
семинарах - все это приводит к развитию познавательного интереса.
К приемам, отлично зарекомендовавшим себя, при необходимости заставить учащихся
занять
активную
познавательную
позицию
на
уроке,
даже
в
слабых
группах,
относится
использование литературных страничек, стихов, эпиграфов, загадок, а также ряд исторических
примеров.
Например, при изучении темы «Дисперсные системы» в качестве закрепления даю
задачу (устно). О каких дисперсных системах идет речь в романе Ж. Верна «Таинственный
остров»? «… Руду расколотили на мелкие кусочки, затем пересыпали углем. Под действием
воздуха, нагнетаемого мехами, эта смесь превратилась в шевелящийся слой…
…Когда всю груду колчедана пережгли, в результате получился железный купорос,
кремнезем, остаточный уголь и зола. Все это положили в корчагу, наполненную водой и
разболтали в ней…»
Легко
устанавливаются
межпредметные
связи
с
литературой,
историей,
физикой…,
ученик наглядно видит, как далеко простирает химия руки свои в дела человеческие. Эти
моменты урока запоминаются даже учащимся с чисто гуманитарным складом ума.
Таким
образом,
мотивации
является
основным
условием
интерактивного
обучения,
поэтому
для
любого
педагога
важно
выявить
наличие
и
содержание
образовательных
потребностей
учащихся,
имеющихся
затруднений
и
проблем,
и
затем
на
каждом
уроке
целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования
деятельности
учеников
в
целях
реализации
личностно
-
ориентированного
развивающего
подхода.
Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они
позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика.
Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету,
желания изучать его, а следовательно хороших знаний.
Список, используемой литературы:
1.Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М.,
Просвещение, 2001г
2. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.
3.Пидкасистый
П.И.,
Горячев
Б.В.
“Процесс
обучения
в
условиях
демократизации
и
гуманизации школы.” - М, 1991.
4.Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.” -
М, 1980.
5. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технологии в
работе учителя. – М.: МИОО, 2002.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий - 2006г.
7.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и
среднего (полного) образования. М. Вентана – Граф 2008г. с.11
8.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -
М.: Педагогика,1988.-205с.