Напоминание

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии


Автор: Селезнева Елена Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ-СОШ №4 город Асино Томской области
Населённый пункт: город Асино
Наименование материала: статья
Тема: Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №4 город Асино Томской области Выступление на тему: «Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии». Учитель: Селезнева Елена Николаевна, первая квалификационная категория
«Знания, непроверенные опытом, Матерью всякой достоверности, Бесплодны и полны ошибок» Леонардо да Винчи Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности. Её общей закономерностью является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных. Творческое, активное усвоение новых понятий осуществляется в процессе решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа. Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Во время больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании химии, как и других школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей. Ясно одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения. В самом общем плане основная цель обучения – это развитие учащегося. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы. Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). По этой причине у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Только подлинное сотрудничество учителя и ученика обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса. Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся:
1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение; 2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов; 3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся; 4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности; 5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников. Если мы признаём, что познавательный интерес – значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника, то очень важно знать условия, соблюдение которых способствует укреплению познавательного интереса. Это - максимальная опора на мыслительную деятельность учащихся (ситуации, практические задания); ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся; эмоциональная атмосфера общения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в свое время сказал Д.И. Писарев: «Каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливее». Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором он работает быстрее и продуктивнее. От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока. В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть». Поэтому на своих уроках для активизации познавательной деятельности я использую: •
Фронтальные опыты
. Например, учащиеся по теме «Гидролиз нерганических веществ» экспериментально выясняют чреду растворов солей. Фронтальные наблюдения убеждают ученика в том, что каждый может «сделать» открытие, толчок которому дает опыт.


Уроки-исследования
, где предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке, вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного. Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом
работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные учащимися, как ответ на проблемный вопрос учителя. Например, выявление сущности, механизма и причину протекания реакций ионного обмена, опираясь на теорию электролитической диссоциации. Неотъемлемой частью химии является выполнение лабораторных работ. Можно предложить ребятам самим предположить порядок выполнения работ и необходимое оборудование. Если ученику трудно выполнить работу, то он может воспользоваться учебником. Это учит самостоятельно мыслить, а урок считать не «обязаловкой», а методом исследования . • 
Опорные конспекты.
Опорные конспекты позволяют учащемуся составить план изучения химического явления или закона, а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал. Например, конспект по теме „Скорость химических реакций". • 
Лекционно-семинарская система
. Научить учащегося всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке важно не только и не столько «передать» их, сколько учиться, черпать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь из учебника. Поэтому читая лекции, я оставляю в них «белые» пятна, которые ученики должны дома заполнить. Выполняя задание, они должны обратиться к учебнику, многократно возвращаются к изученному материалу. Это позволяет воспринять единую изучаемую картину явлений, как следует осмыслить и понять входящие в нее вопросы. Лекция как эффективное звено учебно-воспитательного процесса, находится в тесной взаимосвязи с другими уроками, прежде всего с семинарскими занятиями, на которых учащиеся в процессе самостоятельной работы расширяют и углубляют свои знания. На этих уроках создается атмосфера, стимулирующая посильное умственное напряжение учащихся. Лекцию провожу с учетом возрастных возможностей, уровня знаний учащихся. Так как я преподаю химию в 10,11 классах, то этот способ я использую на уроках чаще всего. На начальном этапе проведения лекции обучаю учащихся умению слушать и воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделять главные и наиболее существенные моменты в ходе лекции, кратко формулировать их и записывать, составлять конспект; объясняя, что эти умения будут необходимы им в их дальнейшей жизни. Можно предложить учащимся в начале урока самим составить план лекции, а в конце урока проверить выполнение задания. При изложении материала необходимо следить за темпом, ритмом своей речи, заранее объяснить учащимся, что если я говорю медленно, подчеркивая, выделяя каждое слово, значит это главная мысль, т.е. это нужно записать. Развитие познавательной самостоятельности учащихся - это важная задача на любом уроке и особенно при проведении лекции. Ведь учащиеся должны владеть навыками аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух, использовать различные способы
записи. Эти лекции должны вызывать у учащихся прежде всего познавательный интерес, который активизирует умственную деятельность учащихся на данном уроке и будет стимулом, предпосылкой успешного решения интеллектуальных задач в будущем. В лекциях можно использовать элементы занимательности - одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной, эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизации внимания и волевых усилий учащихся. Это занимательные и интересные факты из художественной, научно-популярной литературы и других источников. Чтение лекции сопровождается необходимыми записями опорных конспектов, рисунками, схемами, знакомство учащихся с противоречиями в науке, жизнью и деятельностью ученых-химиков, обязательно сопровождается компьютерной презентацией. Как правило, в ходе лекции создаются проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный вопрос - это прием, при помощи которого удается организовать творческое применение предшествующей и усвоение последующей информации, правильно сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки. • 
Эксперимент
. Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи. На семинарах, химических практикумах я широко использую самостоятельный учебный эксперимент или опыт, проделанный учеником лично, имеющий те же цели, что и демонстрационный эксперимент. Он формирует у учащихся практические умения и умения рационального использования учебного времени; развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера. Практическая работа кажется несложной на первый взгляд. Тем не менее: табличная запись результатов эксперимента (опыта), наряду с обязательной записью вывода заставляет их дисциплинировать мышление. Это, в свою очередь, укрепляет память, целенаправленно и последовательно развивает наблюдательность, что, в свою очередь, позволяет подростку решать повседневные проблемы, не убегая от них (это порождает социальный инфантилизм, являющийся почвой для наркомании и алкоголизма) и выполнять проблемные задания, не только на занятиях химии. • 
Самостоятельные

работы.
Активизация процесса обучения достигается применением самостоятельных работ учащихся, организуемых в соответствии с особенностями их интересов и конкретных учебно-воспитательных задач.
Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании характеризуется как активная, так как позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления и стимулирует учебную деятельность. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения. Все эти действия направлены на создание знаний плюс информация, которую дают на лекциях, семинарах - все это приводит к развитию познавательного интереса. К приемам, отлично зарекомендовавшим себя, при необходимости заставить учащихся занять активную познавательную позицию на уроке, даже в слабых группах, относится использование литературных страничек, стихов, эпиграфов, загадок, а также ряд исторических примеров. Например, при изучении темы «Дисперсные системы» в качестве закрепления даю задачу (устно). О каких дисперсных системах идет речь в романе Ж. Верна «Таинственный остров»? «… Руду расколотили на мелкие кусочки, затем пересыпали углем. Под действием воздуха, нагнетаемого мехами, эта смесь превратилась в шевелящийся слой… …Когда всю груду колчедана пережгли, в результате получился железный купорос, кремнезем, остаточный уголь и зола. Все это положили в корчагу, наполненную водой и разболтали в ней…» Легко устанавливаются межпредметные связи с литературой, историей, физикой…, ученик наглядно видит, как далеко простирает химия руки свои в дела человеческие. Эти моменты урока запоминаются даже учащимся с чисто гуманитарным складом ума. Таким образом, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно - ориентированного развивающего подхода. Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а следовательно хороших знаний.
Список, используемой литературы:
1.Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 2001г 2. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.
3.Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. “Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы.” - М, 1991. 4.Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.” - М, 1980. 5. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технологии в работе учителя. – М.: МИОО, 2002. 6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий - 2006г. 7.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) образования. М. Вентана – Граф 2008г. с.11 8.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика,1988.-205с.


В раздел образования