Напоминание

Развитие личности ребенка используя основные формы работы на уроках сольфеджио


Автор: Балабушко Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУДО ДМШ Барабинского района
Населённый пункт: г. Барабинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие личности ребенка используя основные формы работы на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» Барабинского района

Развитие личности ребенка

используя основные формы работы на уроках

сольфеджио.

Методическая разработка

Преподаватель: Балабушко Н.Н.

Барабинск

2018

Развитие личности ребенка

используя основные формы работы на уроках сольфеджио

В творческом развитии детей обязательно должна быть система - стройное

движение от простого к сложному. Давно замечено, что малыши гораздо

лучше включаются в творческий процесс, чем учащиеся средних и старших

классов; и эту особенность активности возраста нужно всецело поощрять и

развивать. Воспитание творческих навыков должно начинаться с донотного

периода

и

основываться

на

опыте,

приобретенном

детьми

в

процессе

общения с музыкой, т.к. в раннем возрасте эмоциональное начало играет

ведущую роль.

Многие проблемы нашей жизни связаны с бездуховной, невежественной, а,

следовательно, разрушительной деятельностью человека. И непосредственно

вытекают из проблем культуры. Поэтому в деле образования и воспитания

подрастающего

поколения

вопросы

культуры

должны

стоять

на

первом

месте. И важнейшая задача музыкального образования в современной школе

формирование

нравственно

эстетических

качеств

личности

юного

гражданина.

Основными задачами теоретических дисциплин являются:

выявление и развитие задатков и способностей детей;

выработка

качеств

личности

и

деятельности,

обусловливающих

проявление творчества в любом деле;

личностно-ориентированный

подход

и

создание

условий

для

самовыражения;

Сольфеджио

дисциплина

практическая,

предполагающая

выработку

в

первую очередь ряда практических навыков. Поэтому для успешных занятий

необходимы три основные составляющие:

хорошее

знание

предмета

самим

педагогом:

владение

теорией

и

грамотное её использование на практике;

умение заинтересовать и передать свои знания ученикам – в данном

случае речь идёт именно о творческом подходе преподавателя к своей

деятельности;

любовь к детям.

Как известно, всё хорошее в этой жизни начинается с любви. Очень важно,

чтобы ребёнок спешил к нам, зная, что здесь его любят и ждут. ДШИ должна

быть таким местом, где всё течёт в спокойном, размеренном темпе, где царит

искусство.

Исходя

из

утверждения

о

важности

формирования

нравственно

эстетических

качеств

личности,

в

задачу

курса

сольфеджио

вводится

не

только

обучение

различным

знаниям

и

навыкам,

но

и

воспитание

музыкального вкуса, любви к музыке, творческого отношения к ней. Поэтому

в своей работе учителю необходимо реализовывать следующие задачи:

развитие общей музыкальности и творческого отношения к музыке;

развитие музыкального слуха, как основы для практических навыков

(чтение и запись музыки);

опираясь

на

тесную

связь

со

всеми

музыкальными

дисциплинами,

развитие

слуха

на

лучших

образцах

классической

и

современной

музыкальной литературы, а также народных песнях;

применение

принципа

единства

обучения

и

воспитания,

развитие

мышления и самостоятельности.

В

преподавании

сольфеджио

целесообразно

использовать

приемы,

заимствованные из многих методик. Так, например, «интервальная система»,

согласно которой, интервал изучается по ступеневой величине, а заучивается

по

мотивам

знакомых

песен.

Очень

эффективным

при

изучении

звуковысотных соотношений является так называемый «мануальный» метод,

где

движения

рук

в

пространстве

это

движение

по

ступеням

лада.

Используя столбицу и мануальную систему, ученики

быстрее овладевают

навыком чтения с листа диатонической мелодии на любой высоте.

Программа

по

сольфеджио

предполагает

использование

основных

видов

музыкальной деятельности учащихся на уроке: слушание музыки, анализ на

слух, интонационные упражнения, пение, чтение с листа, изучение нотной

грамоты, музыкально – ритмические упражнения. Однако на сегодняшний

день этот список расширен и включает: размышления по поводу услышанной

музыки,

импровизации

(вокальные,

ритмические),

творческие

задания,

рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений – все эти формы

способствуют

развитию

ученика,

формированию

его

как

творческой

и

музыкальной личности. На некоторых из вышеперечисленных форм можно

остановиться подробнее.

Итак, разнообразные вокально-интонационные упражнения применяются для

накопления

учащимися

внутренних

слуховых

впечатлений.

Упражнения

помогают

узнавать

элементы

пения

при

анализе

на

слух,

при

записи

диктантов.

Именно

эти

упражнения

являются

основным

методическим

средством

развития

музыкальных

способностей,

в

первую

очередь,

музыкального слуха.

Для того, чтобы достичь прочности усвоения интонационных упражнений,

сначала можно «выразительно» прочитывать ноты мелодии по «фразам» вне

ритма,

затем

проговаривать в

определённом

темпе

с

прохлопыванием

ритмического

рисунка,

исполняем

вне

ритма

каждый

звук

мелодии

«a

capella»,

проверяя

с

некоторым

опозданием

чистоту

интонирования

проигрывание этого же звука на фортепиано, затем поём хором всем классом

с показом направления движения мелодии, затем с дирижированием, и лишь

после этого учащиеся могут петь упражнения отдельно. При этом формы

исполнения

упражнений

могут

быть

самыми

разными:

пение

хором,

группами, индивидуально, «цепочкой», чередуя пропевание вслух и про себя,

с о л ь ф е д ж и р у я

с

з а к р ы т ы м

р т о м ,

с

т е к с т о м

и

т .

д .

Все

эти

упражнения

в

комплексе

призваны

сформировать

навык

чтения

мелодий по нотам, уверенного владения голосовым аппаратом, создав тем

самым прочный фундамент для развития «ладового чувства».

Материалом

для

интонационных

упражнений

являются

гаммы,

попевки,

секвенции, игра в «Вопрос – ответ», где вопрос – это проигранная или

пропетая преподавателем короткая попевка, а ответом служит сочинённая

мгновенно учеником ответная интонация. В процессе пения упражнений

можно менять темп и штрихи, чтобы, создавая дополнительные трудности,

способствовать

лучшему

усвоению

и

преодолеть

монотонность

в

исполнении, сохранить интерес.

Работая над чистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных

навыков.

В

течение

урока

нужно

следить

за

качеством

пения.

Любое

упражнение, а тем более примеры по сольфеджио, должны быть не только

просто пропеты, но и точно проинтонированы и красиво исполнены.

Для

того,

чтобы

стимулировать творческую

фантазию

учащихся,

им

предлагается уроке сочинить мелодии на заданный ритм и затем пропеть её с

названием нот, не записывая. Также важно использовать как можно больше

разных форм чтения с листа. Формы эти весьма разнообразны:

пение мелодии с одновременным проигрыванием её на фортепиано;

пение мелодии с одновременным проигрыванием её на фортепиано в

другой октаве;

пение

с

тактированием

под

импровизируемый

преподавателем

гармонический аккомпанемент;

1.

пение в различных темпах выученного примера;

2.

пение с транспонированием;

3.

пение «цепочкой»;

4.

пение индивидуально;

5.

пение на слоги и с текстом.

Одной их важных форм работы на уроке сольфеджио является слуховой

анализ. Ребёнок должен осознавать звучащую музыку, т. к. слышание всех

элементов музыкального языка, их осознание и запоминание лежит в основе

всего обучения музыке. Анализ на слух способствует развитию и укреплению

памяти.

В

качестве

материала

для

анализа

применяются

элементы

музыкального языка: звукоряды, гаммы, интервалы, аккорды. Кроме того,

слуховые

упражнения

можно

рассматривать

и

как

очередную

форму

проверки и закрепления теоретического материала. Все задания, выбранные в

качестве

слухового

материала,

разделяется

на

две

основные

формы:

определение интервалов и аккордов вне тональности и лада, и определение

интервалов и аккордов, построенных в определённом ладу или тональности.

Наиболее полной формой анализа слышимого является запись музыки –

музыкальный диктант. В процессе записи диктанта участвуют самые разные

стороны слуха и разные свойства психологической деятельности:

мышление, обеспечивающее осознание слышимого;

память, дающая возможность, припоминая, уточнять слышимое;

внутренний слух, способность мысленно слышать, представлять ритм и

другие элементы музыкального языка.

При работе над диктантом важно учитывать индивидуальные особенности

каждого ученика. Помимо общеклассных замечаний, можно давать советы,

задания,

необходимые

для

того

или

иного

учащегося.

На

уроке

можно

использовать различные формы написания диктантов. Это важно, потому что

некоторые дети негативно относятся к написанию диктантов и моя задача -

привлечь внимание, увлечь процессом записи музыки:

ритмическое оформление записанных на доске нот;

диктант с «ошибками» - исправление ошибок в написанном нотном

тексте;

запись знакомой музыки (возможно мелодии, исполненной ранее при

читке с листа);

составление диктанта по карточкам (ритмический диктант);

традиционный.диктант.

Кроме того, не стоит забывать и о творческих формах работы над диктантом:

транспонирование диктанта в разные тональности как устно, так и

письменно;

подбор басового голоса к диктанту;

сочинение ритмической вариации на основе мелодии диктанта.

Творческие

задания

различных

видов необходимо включать в работу как

можно чаще, так как они стимулируют активность учащихся, способствуют

их

раскрепощению. Творче ство,

как альтернатива

механическому,

пассивному

заучиванию

это

обучение

через

активное

обращение

с

материалом, возможность проявить себя, создать что-то новое, приобрести

опыт. Творческий подход значительно ускоряет усвоение материала, облегчая

процесс обучения, делая его занимательным и радостным.

Список используемой литературы:

1. Андреева М., Конорова М. «Первые шаги в музыке». – М., 1979

2. Боровик Т. «Ти-ти-та и ди-ли-дон. Игровая теория музыки для детей 4-6

лет». Минск. Пара Ла Оро.2008

3. Вахромеев В. А. «Вопросы методики преподавания сольфеджио». - М.,

1978.

4. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ. 1986.

5. Леви В. «Искусство быть другим». – М., 1981.

6. Измайлова Г. «Воспитание музыкальных навыков в детских играх». – М.,

1964.

7. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках

сольфеджио. 1987

8. Камаева Т., Камаев А. Азартное сольфеджио М.: Владос, 2004.

9. Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на

уроках сольфеджио». – М., 1987.

10. Рыбакова М. М. «Конфликт и взаимодействие в педагогическом

процессе». – М., 1991.

11. Сапонов М. «Искусство импровизации». – М., 1982.

12. Шатковский Г. И. «Развитие музыкального слуха и навыков творческого

музицирования». – М., 1986.



В раздел образования