Напоминание

"Как предотвратить дезаптацию ребёнка в ДОУ".


Автор: Горбачева Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Как предотвратить дезаптацию ребёнка в ДОУ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как предотвратить дезадаптацию ребенка к ДОУ.

С самых первых дней, ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше

ребёнок, тем значительнее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук»

родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит

ребёнку со временем выйти из этого окружения самых близких и родных и найти своё место

среди других людей, научиться жить в ладу с самим собой и социумом. Взрослым кажется, что

это происходит само собой, по мере взросления ребёнка, и никаких проблем здесь не может

быть. Повзрослев, мы подсознательно не забываем о том, как трудно и страшно было впервые

отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог

детского сада.

В большинстве случаев поступление ребёнка в ДОУ сопровождается проблемой его

адаптации к новым нормам и правилам, и далеко не все дети успешно с ней справляются.

Возникновение у ребёнка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым

следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и

воспитатели параметрами готовности ребёнка к поступлению в детски сад считают владение

навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближённому к детсадовскому.

Вопрос же о том, в какой мере ребёнок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с

новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и,

не всегда понятных для ребёнка социальных норм и правил поведения, родителями даже не

обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребёнка слабое развитие навыков

общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился здесь.

Такая «учёба» зачастую оборачивается тяжёлыми переживаниями самого ребёнка, слезами и

обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей. Наблюдения за детьми в

детском саду свидетельствуют о том, что ребёнок, не владеющий в полной мере навыками

самообслуживания, но психологически подготовленный к вступлению в более широкий, чем

домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и

безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам одеться и принять пищу, пользуясь ложкой, но

н знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому

ребёнку.

В целом проблема психологической неготовности ребёнка к «выходу» из семьи

представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению.

Игнорирование её продолжается в дальнейшем до так называемого «несадовского» (а потом и

«нешколного») ребёнка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные

нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические

заболевания. Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления

«адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в ДОУ, может

принести только грамотный педагог и единая система взаимодействия родителей и

специалистов ДОУ.

Работая с детьми раннего возраста, педагоги ежегодно сталкиваются с проблемой

адаптации. В этот период используются различные методы (художественное слово, игрушки из

дома, цветные платочки и т.п.), но наиболее успешными для нас оказались игры с песком и

водой, которые доставляют большое удовольствие детям младших групп. Малышам нравиться

любоваться цветным песком, пересыпать его, просеивать, перебирать камушки, строить разные

башенки, складывать, купать игрушки и т.п.

Играя с ребёнком в песочнице, можно ненавязчиво сообщить ему нормы и правила

поведения в группе. Ребёнка, слабо владеющего речью, игры с песком и водой успокаивают,

снимают нервное напряжение, песок воздействует на нервные окончания пальчиков.

Через игры с песком и водой у ребёнка усиливается чувство доверия, принятия и

успешности, а также решаются следующие задачи:

в песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между

воспитателем и ребёнком;

в играх с песком происходит спонтанное снижение высокого психического

напряжения как ребёнка, так и воспитателя;

в песочнице, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, ребёнок более

осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе;

в играх с миниатюрными фигурками ребёнок с помощью взрослого проигрывает

психотравматическую ситуацию расставания с родителями, осваивая позитивные

способы поведения;

воспитатель становится для ребёнка проводником в освоении умений, навыков и

знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Используя игры-занятия с песком и водой, практики отмечают сокращение сроков

адаптации малыша к детскому саду. Дети гораздо легче расстаются по утрам с родителями и

сами родители увереннее оставляют своих малышей педагогам.

Подготовила воспитатель I квалификационной категории:

Л.В.Горбачева.



В раздел образования