Автор: Горбачева Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Как предотвратить дезаптацию ребёнка в ДОУ".
Раздел: дошкольное образование
Как предотвратить дезадаптацию ребенка к ДОУ.
С самых первых дней, ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше
ребёнок, тем значительнее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук»
родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит
ребёнку со временем выйти из этого окружения самых близких и родных и найти своё место
среди других людей, научиться жить в ладу с самим собой и социумом. Взрослым кажется, что
это происходит само собой, по мере взросления ребёнка, и никаких проблем здесь не может
быть. Повзрослев, мы подсознательно не забываем о том, как трудно и страшно было впервые
отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог
детского сада.
В большинстве случаев поступление ребёнка в ДОУ сопровождается проблемой его
адаптации к новым нормам и правилам, и далеко не все дети успешно с ней справляются.
Возникновение у ребёнка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым
следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и
воспитатели параметрами готовности ребёнка к поступлению в детски сад считают владение
навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближённому к детсадовскому.
Вопрос же о том, в какой мере ребёнок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с
новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и,
не всегда понятных для ребёнка социальных норм и правил поведения, родителями даже не
обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребёнка слабое развитие навыков
общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился здесь.
Такая «учёба» зачастую оборачивается тяжёлыми переживаниями самого ребёнка, слезами и
обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей. Наблюдения за детьми в
детском саду свидетельствуют о том, что ребёнок, не владеющий в полной мере навыками
самообслуживания, но психологически подготовленный к вступлению в более широкий, чем
домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и
безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам одеться и принять пищу, пользуясь ложкой, но
н знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому
ребёнку.
В целом проблема психологической неготовности ребёнка к «выходу» из семьи
представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению.
Игнорирование её продолжается в дальнейшем до так называемого «несадовского» (а потом и
«нешколного») ребёнка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные
нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические
заболевания. Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления
«адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в ДОУ, может
принести только грамотный педагог и единая система взаимодействия родителей и
специалистов ДОУ.
Работая с детьми раннего возраста, педагоги ежегодно сталкиваются с проблемой
адаптации. В этот период используются различные методы (художественное слово, игрушки из
дома, цветные платочки и т.п.), но наиболее успешными для нас оказались игры с песком и
водой, которые доставляют большое удовольствие детям младших групп. Малышам нравиться
любоваться цветным песком, пересыпать его, просеивать, перебирать камушки, строить разные
башенки, складывать, купать игрушки и т.п.
Играя с ребёнком в песочнице, можно ненавязчиво сообщить ему нормы и правила
поведения в группе. Ребёнка, слабо владеющего речью, игры с песком и водой успокаивают,
снимают нервное напряжение, песок воздействует на нервные окончания пальчиков.
Через игры с песком и водой у ребёнка усиливается чувство доверия, принятия и
успешности, а также решаются следующие задачи:
в песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между
воспитателем и ребёнком;
в играх с песком происходит спонтанное снижение высокого психического
напряжения как ребёнка, так и воспитателя;
в песочнице, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, ребёнок более
осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе;
в играх с миниатюрными фигурками ребёнок с помощью взрослого проигрывает
психотравматическую ситуацию расставания с родителями, осваивая позитивные
способы поведения;
воспитатель становится для ребёнка проводником в освоении умений, навыков и
знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Используя игры-занятия с песком и водой, практики отмечают сокращение сроков
адаптации малыша к детскому саду. Дети гораздо легче расстаются по утрам с родителями и
сами родители увереннее оставляют своих малышей педагогам.
Подготовила воспитатель I квалификационной категории:
Л.В.Горбачева.