для старшего дошкольного возраста «Люди Таймыра»
Цель: формировать толерантное отношение к народам Севера, закрепить
знания детей о народах, проживающих на полуострове Таймыр.
Звучит песня «Лесной олень». Ребята проходят в музыкальный зал, который
украшен картинами жизни народов Таймыра, макетами жилищ.
Вед. - Здравствуйте, ребята! Посмотрите вокруг, что вы видите?
(ответы
детей). Да, это фотографии полуострова Таймыра, представителей разных
народов Таймыра, их быта, ремесла.
- Каких народов Таймыра вы знаете? (ответы детей). Да, на полуострове
Таймыр проживают ненцы, долгане, нганасане. Как живут эти люди? Чем они
занимаются? Чем питаются? (ответы детей)
(звучит барган) - Ребята, слышите, что это? (ответы детей).
Входит Ненец в национальном костюме.
Ненец: - Здравствуйте, ребята! Я представитель северного народа «Ненцы».
(во время рассказа идет презентация)
- Мой народ живет на Таймыре много лет, наше жилище называется чум,
строим
мы
его
из
деревянных
длинных
шестов,
на
которые
натягиваем
оленьи шкуры.
- У нас большие оленьи пастбища и главная пища – оленье мясо. Еще мы
занимаемся охотой и рыбалкой, наши женщины занимаются обустройством
жилища и воспитанием детей.
-
Одежду
свою
мы
украшаем
орнаментом
из
цветной
ткани
и
бисера
(показывает различные виды украшения орнаментом).
-
Хотите
узнать,
какой
орнамент
нравиться
мне
больше
всех?
Тогда
разгадайте загадку:
«Вот этот случай очень редкий,
На голове растут две ветки» (оленьи рога)
- Молодцы! Да, это мой любимый орнамент! Кто хочет попробовать его
изобразить? (вызывает 5-6 желающих детей одновременно к мольбертам)
- Замечательно у вас получилось!
(звучит барган) – Ребята, слышите, меня зовут, пора уходить, кто поможет
мне поймать оленя?
(игра «Поймай оленя»)
- До свидания, приятно было познакомиться! (Ненец уходит)
Вед. – Ребята, с представителем какого северного народа мы познакомились?
(ответы детей)
Звучит музыка «Увезу тебя я в тундру». В музыкальный зал забегает Долган
на
оленьих
упряжках
(макет).
Делит
детей
на
2
команды,
проводит
эстафету «Оленьи упряжки».
Долган - Ух, успел, кажется! Это здесь ребятам рассказывают про северные
народы? (ответы детей)
- Я как раз один из представителей северного
народа «Долгане». – Дети, вы слышали про нас? (ответы детей)
- Тогда я вам расскажу (во время рассказа идет презентация).
- Мы, долгане, кочевой народ. Не сидим на месте, а постоянно в пути. Как и
другие северные народы занимаемся охотой и рыбалкой, а также кочевым
оленеводством.
- Жилище наше называется конический шалаш. Покрытый ровдугом (летом)
или шкурами (зимой). Одежду свою шьем из оленьих шкур, расшиваем
бисером. Наш любимый орнамент – комулан. Что это?
Разгадайте загадку:
«Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает» (солнце)
- Да, это солнце! Мы всегда его очень ждем! Кто знает, как называется
праздник встречи солнца? (хейро).
- Молодцы! Становитесь в круг, я покажу, как наши шаманы зовут первые
лучи солнца! (проводится игра с шаманским бубном «Встреча солнца»)
- Очень хорошо у вас в гостях, но мне пора догонять свой народ, который
уже далеко ушел. До свидания, ребята! (убегает под музыку)
В зал под музыку «Рукодельницы» входит нганасанка в национальном
костюме и приглашает детей на танец «Рукодельницы».
Нганасанка – Ребята, я представитель северного народа «Нганасане» (идет
показ
презентации).
Мы
любим
петь,
танцевать,
вышивать
на
своих
костюмах
геометрические
узоры
(показывает
поделки).
Любимый
наш
напиток чай из трав, которые мы собираем в цветущей летом тундре.
- Приглашаю вас в группу на чаепитие, где вас ждет вкусный и полезный
травяной чай.
(Дети вместе с нганасанкой уходят в группу, там она с ними прощается и
уходит)