Напоминание

"Игровой вид деятельности - основа развития музыкальных способностей дошкольников"


Автор: Никитина Елена Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: с.Воскресенское Саратовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игровой вид деятельности - основа развития музыкальных способностей дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровой вид деятельности - основа развития

музыкальных способностей дошкольников.

Введение

Современные дети старшего дошкольного возраста не всегда имеют

развитые музыкальные способности. В дошкольный период детский досуг

редко занят музыкой и танцами. Единицы родителей водят дошкольников в

музыкальные кружки, студии. Основная масса родителей удовлетворены

развитием их чад за компьютером, у телевизора. В итоге, у большинства

детей старшего дошкольного возраста природные музыкальные задатки слабо

развиты– дети мало общаются в творческой атмосфере, мало слушают

классическую музыку, мало двигаются; у них слабо развиты координация

между слухом и голосом, координация движений тела.

В связи с этим, перед современным музыкальным руководителем стоит

важная цель – найти и применить эффективные методики, направленные на

общее музыкальное развитие детей, а также воспитать в каждом ребенке

любовь к музыкальному искусству.

Перед музыкальным руководителем стоит еще одна важная задача -

скоординировать исполнительский репертуар с певческими возможностями

ученика.

Если ребенок будет долгое время петь песни с узким диапазоном, с

незамысловатым ритмом, с примитивным текстом и содержанием, пока его

вокальные возможности разовьются на примитивном исполнительском

материале, интерес к пению у него может ослабнуть. Каждый музыкальный

руководитель знает, насколько важен подбираемый репертуар для ребенка.

В данной работе предлагаются упражнения, которые эффективно развивают

музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста в

непринужденной форме игры. Их можно использовать на музыкальных

занятиях в индивидуальной или в групповой форме в виде музыкальных

разминок.

Музыкальный слух.

Из практики музыкантов разных эпох и поколений выявлено, что

музыкальный слух условно подразделяется на такие виды, как

звуковысотный или мелодический, гармонический, внутренний,

тембральный, динамический, ладовый. Все эти виды тесно взаимосвязаны

между собой, но в то же время, и существуют отдельно. Данные упражнения

могут быть применены для развитие музыкального слуха в общем, и в

доминанте одного из его видов над другими.

Упражнение «Веселое эхо». Музыкальный руководитель перед игрой

предлагает каждому ребенку роль животного: котенок, щенок, поросенок и

др. Он играет разные мелодии простых знакомых песенок, например,

«Веселые гуси» (приложение 1), «Во поле береза стояла» (приложение 2),

«Cеренькая кошечка» (приложение 3). Дети узнают их, и поочередно

исполняют на своем «зверином» языке «Мяу-мяу», «Гав-гав». Ребенку надо

постараться спеть мелодию точно. Если ребенку трудно сделать это с первого

раза, то следует поддержать его пение дублированием мелодии на

инструменте, а затем, дать возможность спеть самостоятельно, без

музыкальной поддержки.

Это упражнение решает несколько задач – расщирение музыкального

кругозора всех детей, развитие звуковысотного слуха, развитие

самостоятельности в выполнении задания и любви к пению, развитие умения

анализировать свое пение и пение других.

Упражнение «Куда бежит мелодия?» Музыкальный руководитель играет

на инструменте или поет разные мелодии, дети определяют направление

движения мелодии, ее поступенность или скачкообразность (приложение 4).

Это упражнение развивает у детей мелодический слух, умение анализировать

мелодию.

Упражнение «Сколько клавиш заиграло?» Музыкальный руководитель

играет на инструменте поочередно один звук или созвучия из 2-3 звуков.

Дети определяют на слух, сколько «клавиш заиграло». Упражнение развивает

гармонический слух.

Упражнение «Кто же песенку поет?» Преподаватель исполняет знакомую

мелодию в разных регистрах, дети определяют принадлежность мелодии к

высокому, среднему или низкому регистру, наделяя их образами Медведя,

Человека, Птички. Упражнение развивает звуковысотный слух.

Упражнение «Чей же голос прозвучал?» Выбирается Ведущий, ребенок

который будет определять, тембр голоса окликнувшего его ребенка. Он

отворачивается, все дети поют песню на стихи «Ваня слушал, не кричал,

долго, долго он молчал. Кто окликнул, кто позвал, чей же голос прозвучал?»

(приложение 5).

По знаку преподавателя ребенок называет нараспев имя Ведущего. Ведущий

угадывает хозяина голоса, тот становится новым Ведущим. Игра развивает у

детей тембральный слух, коммуникабельность.

Упражнение «Что за инструмент звучит?» Дети делятся на две группы.

Музыкальный руководитель предлагает поочередно каждой группе

прослушать пьесу в исполнении разных оркестров: духового, русских

народных инструментов, струнного. При повторном прослушивании дети

движениями изображают какие инструменты звучат. Упражнение развивает

тембральный слух, коммуникабельность, координацию движений рук,

чувство ритма. Воспитывает чувство соревновательности и творческого

удовлетворения.

Упражнение «Большие и маленькие колокола». Дети делятся на две

группы, одна изображает большие, другая – маленькие колокола. Звучит

музыка в низком регистре – группа «Большие колокола» поет «Бом-бом-бом»

меццо форте. Звучит музыка в высоком регистре – группа «Маленькие

колокола» поет «бим-бим-бим» пиано (приложение 6). Упражнение

развивает у детей регистровый и динамический слух, чувство метроритма.

Упражнение «Настроение у песенки». Музыкальный руководитель

исполняет разные мажорные и минорые знакомые и незнакомые пьесы

«Серенькая кошечка» В.Витлина (приложение 3), «Ах вы, сени мои, сени»

русская народная песня (приложение 7). Дети делятся на две команды

«Грустинка» и «Смешинка». Если пьеса звучит в мажоре, то дети команды

«Смешинка» выполняют произвольные танцевальные движения». Если пьеса

минорного лада, то движения выполняет команда «Грустинка». Если в пьесе

присутствуют оба лада, то движения выполняет поочередно каждая команда.

Упражнение развивает у детей ладовый слух, умение импровизировать

танцевальными движениями, коммуникабельность, чувство ответственности

перед товарищами.

Упражнение «Что играю – угадай». Игра требует индивидуальной

подготовки нескольких детей. Музыкальный руководитель разучивает с

детьми на инструменте несложные знакомые мелодии. Например: «Елочка»

М. Красева, «Зайка» русская народная песня, «Едет, едет паровоз» Г.

Эрнесакса и другие (приложение 8). Дети поочередно играют мелодии,

остальные – отгадывают. У играющих детей эффективно развивается

звуковысотный слух и ритм.

Упражнение «До-ре». Музыкальны руководитель разучивает с детьми

песенку про ноты. «В музыкальном домике звуки живут. Девочки про звуки

песенку поют». Затем девочки поют звукоряд вверх «До-ре-ми-фа-соль-ля-

си» и вниз «Си-ля-соль-фа-ми-ре-до» (приложение 9). Можно подкрепить

звукоряд движением рук вверх и вниз. Вместо слова «Девочки» можно

подставлять слово «Мальчики» или имена отдельных детей, которые и будут

пропевать звукоряд. Это упражнение формирует у детей понятие о высоте

звуков, чистоту интонирования.

Упражнение «Дирижер». Музыкальный руководитель выступает в игре в

качестве дирижера. Дети поют знакомую песню вслух и про себя по руке

дирижера. Делить песню следует по фразам, чтобы дети чувствовали и

осозновали ее строение. В дальнейшем можно назначать дирижером

продвинутых детей, что включает в себя момент ответственности и

соревновательности. Данное упражнение развивает у детей внутренний слух,

чувство метроритма, формирование понятия «Строение музыкального

произведения».

Существует масса других упражнений-игр, способствующих развитию

музыкального слуха. Важно систематично выделять для них время на

музыкальных занятиях по 3-4 минуты. Данные упражнения очень нравятся

старшим дошкольникам, поскольку они используются в форме игры и

выражены через метод проблемной ситуации, которые дети с достаточной

легкостью решают.

Чувство ритма.

В музыкальных кругах считается, что чувство ритма сложно поддается

развитию, однако, оно все же развивается. В первую очередь, слабое чувство

ритма у детей старшего дошкольного возраста связано с малоподвижностью

– дети плохо ориентируются в пространстве, их движения плохо

скоординированы. Ритмические упражнения для музыкальных занятий

могут быть связаны с движениями тела – хлопки, притопы, приседания,

движения плечами, головой и т.д. Взаимосвязь ритма с телодвижениями

вносит в упражнение игровой момент, развитие мышечного тонуса,

ритмическую устойчивость. Также эффективно применяются детские

музыкальные инструменты.

Упражнение «Слушай ритм и повторяй». Дети делятся на несколько

групп по 2-3 человека. Музыкальный руководитель поет песенку «Слушай

ритм и повторяй» (приложение 10), и, хлопая в ладоши, или при помощи

ложек отбивает любой несложный ритм поочередно для каждой команды.

Ведущий первой команды повторяет услышанный ритм следующему игроку

своей команды (по типу игры «Испорченный телефон»), последний игрок

команды хлопает ритм музыкальному руководителю. Игра продолжается с

каждой командой. Другой вариант данной игры. Музыкальный руководитель

прохлопывает для каждого ребенка свой ритм. Сначала он должен быть

легким. По мере развития обучающихся - более сложный (с пунктирным

ритмом, с синкопами, с паузами и т.д.).

Упражнение «Барабаны». Оно проводится с использованием большого и

маленького барабанов. Из воспитанников выбираются двое играющих на

барабанах. Остальные дети ритмо декламируют стихотворение: «Большой

барабан был очень стар, он важно играл «Бам-бам-бам!»» (приложение 10).

Далее ребенок с большим барабаном отбивает ритм четвертными

длительностями, можно с пунктирным ритмом сначала по показу

музыкального руководителя, затем придумывает самостоятельно. Дети

продолжают ритмо декламировать: «Малый барабан был очень молодым, он

весело играл «Бим-бим-бим, бим-бим-бим»». Далее ребенок с малым

барабаном отбивает ритм восьмыми и шестнадцатыми длительностями по

показу музыкального руководителя, а после придумывает самостоятельно

свой ритм. Это упражнение очень нравится детям старшего дошкольного

возраста, каждый из них желает выступить в роли играющего на

инструменте.

Упражнение «Эхо». Дети делятся на две группы. Каждая группа синхронно

повторяет ритмический рисунок звуками, которые издает музыкальный

руководитель – прищелкивание языком, пальцами, похлопывание по плечами,

по коленям и т.д. В этом упражнении ведущим может выступать продвинутый

ребенок. Упражнение воспитывает у детей коммуникабельность, чувство

ответственности, развивает чувство ритма и мышечный тонус.

Упражнение «Кто к нам в гости пришел?» Упражнение формирует у

детей понятие длинных и коротких длительностей звуков, имитирующих

движение людей, животных. Музыкальный руководитель предварительно

наделяет детей-ведущих разными образами – мальчик или девочка бежит,

идет; дедушка или бабушка прогуливается; солдаты маршируют; лошадка

скачет; лягушка прыгает; паровоз разгоняется и др. Дети ритмо декламируют

«Кто к нам в гости пришел? Кто друзей здесь нашел?» (приложение10).

После этого каждый ведущий с помощью движений тела имитирует

движение своего героя. Позже можно усложнить задачу, отбивая ритм

движения своего героя с помощью ложек или других шумовых

инструментов– дети отгадывают образ при помощи заранее приготовленных

рисунков.

Упражнение «Ритм из песенки». Музыкальный руководитель предлагает

детям спеть знакомую песенку, затем, прохлопать ее ритм. Начинать

упражнение следует с песенок в умеренном темпе с ровным ритмом,

например, «Во поле береза стояла» русская народная песня, или «Кто пасется

на лугу?» ( Муз. А.Пахмутовой, ст. Ю.Черных). Между пением и

отстукиванием ритма дети ритмо декламируют слова «Ритм из песенки

пришел, и движение завел» (приложение10). В данном упражнении ритм

ассоциируется у детей с движением, и дети вычленяют его из знакомой

песенки. Понятие ритма воспринимается детьми отдельно от мелодии, и дети

ощущают его значимость.

Упражнение «Ритм из танца». Проводится по типу предыдущего

упражнения, но в качестве музыкального материала берутся ритмы из разных

танцев в инструментальном исполнении. Текст очень похож на текст

предыдущего упражнения – «Ритм из танца пришел, и движение завел»

(приложение10). «Вычленить» ритм из инструментальной музыки намного

сложнее, чем, ритм вокальной музыки. Музыкальный материал следует

подбирать с ведущей мелодией сначала в исполнении одного инструмента,

затем в исполнении оркестра, но с солирующим инструментом. Для удобства

дети могут пропевать основную мелодию пьесы. Первоначальные пьесы

должны быть с ровным ритмом, например, русские народные песни в

оркестровом изложении «Земелюшка-чернозём», «Метелица», «Во саду ли, в

огороде». Затем можно предложить детям пьесы с более сложным ритмом

«Камаринская», «Вальс», «Неаполитанская песенка» из цикла П.И.

Чайковского «Детский альбом».

Метр.

Ритм и метр в музыке тесно взаимосвязаны. Но стоит обратить внимание

детей на метр в отдельности. Музыкальное движение и характер пьесы

полностью зависят от метра. Самый удобный для движения метр –

четырехдольный. Дети знакомятся с ним еще в младших группах, когда

учатся маршировать. Также, и в старших группах, дети четко отбивают

каждую долю такта в марше при помощи детских шумовых инструментов.

Следует познакомить детей с чередованием сильных и слабых долей.

Упражнение «Раз, два, три, четыре» развивает у детей понятие движения в

четырехдольном такте. Дети ритмо декламируют стих «Раз, два, три, четыре

– мы шагаем по квартире. Быстро выстроимся в ряд – это лучший наш отряд»

(приложение 11). Выбираются два ребенка или две подгруппы детей. Одна

играет на тарелках, другая – на треугольниках. Сначала все инструменты

играют вместе на первую и третью доли такта ритмо декламации. Затем

тарелки играют на первую долю каждого такта ритмо декламации, а

треугольники – на третью долю. Дети ощущают важность сильной и

относительно сильной долей такта. Затем можно предложить детям спеть

знакомую песню-марш, например «Ты не бойся, мама»

(музыка Протасова

М., слова Шкловского Е.). После метро-ритмических упражнений пение

детей становится намного выразительнее и размереннее.

Упражнение «Раз, два, три» знакомит детей с метром, который широко

применяется в танцах вальс, мазурка. Выделение сильной доли трехдольного

такта представляет для большинства детей сложность, поскольку они мало

двигаются и мало слушают классическую танцевальную музыку. Данное

упражнение облегчает задачу музыкального руководителя научить детей

чувствовать движение трехдольного метра и в дальнейшем исполнять танцы

с этим метром. Музыкальный руководитель разучивает с детьми ритмо

декламацию «Раз, два, три – раз, два, три – в вальсе кружись. Раз, два, три –

раз, два, три – не торопись». Этот ритм декламируется с пунктиром, чтобы

отделить первую долю такта от второй и активнее ее подчеркнуть. Во время

ритмо декламации дети делают покачивающиеся движения вправо и влево на

сильную долю такта. Также можно выбрать несколько детей, которые

выделяли бы первую долю на треугольниках.

Упражнение «Превращение песенки». Дети поют знакомую песенку с

двудольным метром под сопровождение фортепиано. Затем, поют ее в

маршевом метроритме, затем в вальсовом. Детям очень нравится это

творчество, некоторые из них справляются с этим заданием без

сопровождения инструмента.

Упражнение «Веселый мяч». Под звучание музыки в разных метрах

музыкальный руководитель кидает поочередно каждому ребенку мяч на

сильную долю такта. Для удобства можно разучить и добавить тексты к

каждому ритму. «Раз, два, три, четыре – мяч кидаем по квартире». «Раз-два-

три, раз-два-три – мячик, лови!» «Раз-два, раз-два – интересная игра!»

Музыкальный руководитель может по своему усмотрению наделять метро-

ритмом также дыхательные упражнения. Например, ритмично задувать

маленькие и большие свечи; изображать большой и маленький ветерок;

изображать дыхание большой или маленькой собачки и т.д.

Важно каждую дидактическую задачу оформить в игровую форму. Игра -

любимая деятельность детей и игровая форма доставляет детям массу

положительных эмоций, влияет на их усидчивость, концентрацию внимания

и трудоспособность.

Данные упражнения занимают немного времени на музыкальных занятиях в

детском саду, но им систематично следует уделять внимание. Конечно, эти

упражнения и игры не демонстрируются в утренниках и развлечениях. И,

можно было бы обойтись без них, ограничиваясь основными видами

деятельности – «Слушание музыки», «Пение песен», «Музыкально-

ритмические движения» и др., предусмотренными образовательными

программами, но именно эти упражнения являются эффективным

подспорьем для развития природных задатков дошкольников. Ведь в

дошкольном возрасте у детей формируется любовь к музыкальной

деятельности и несложные упражнения, направленные на развитие слуха,

метра и ритма носят немаловажную роль в дальнейшем их музыкальном

развитии. Дети ждут этих упражнений, выполняют их с радостью и

испытывают чувство удовлетворения от правильно выполненных задач.



В раздел образования