Автор: Тюрина Людмила Ивановна
Должность: Педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МОУ "Жарковская СОШ №1"
Населённый пункт: Тверская область, п.Жарковский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Земля-наш дом"
Раздел: среднее образование
Игра-путешествие «Земля - наш дом».
Автор: Тюрина Людмила Ивановна
Цель: прививать любовь к природе.
Задачи:
― воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
― расширять представления детей об окружающем мире;
― активизировать познавательную деятельность учащихся;
― снятие эмоционального напряжения.
Ход
занятия:
― Ребята, какое время года за окном?
― …
― Совершенно верно. Наступила долгожданная весна. Время, когда все
просыпается после зимней спячки, возвращаются перелетные птицы, и мы с
нетерпением ожидаем, когда зацветут деревья и весенние цветы.
Степь тоже преображается под тёплыми лучами ласкового солнышка. Я
предлагаю вам совершить прогулку по весенней степи.
В процессе путешествия мы узнаем много нового и вспомним то, что
уже знаем. За каждый правильный ответ я буду давать вам фишки, а в конце
занятия мы подведём итог и определим «Лучшего знатока природы»
На этом листе мы с вами будем составлять карту нашего путешествия,
отмечая каждую станцию.
Разминка «Природа – не природа»
а)Уточнение сведений о природе.
― Ребята, а вы знаете, что такое природа?
(ответы детей)
― Молодцы, ребята. Природа ― это все, что нас окружает и существует
независимо от человека: растения, животные, реки и горы, степь и лес и т.д.
б) Разминка.
― Отправляясь в путешествие, давайте проведем разминку в виде игры
«Природа - не природа».
Я буду называть слова, вы слушайте внимательно и если названное
мною слово относится к природе, вы хлопаете в ладоши, если нет - то не
хлопаете.
Перечень слов для игры:
Ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолёт,
ящерица, море, кирпич, кукла, трава, шкаф, гора, птица, тумбочка, окно,
ливень, гроза.
― Какие молодцы! Получите свои первые бонусные фишки!
Основная часть.
1. Станция «Земля».
а) Беседа
― Итак, мы отправляемся с вами в воображаемое путешествие.
(Звучит сигнал.)
― Первая станция носит название «ЗЕМЛЯ».
― Ребята, вы знаете, какой праздник отмечается 22 апреля?
― В этот день отмечается прекрасный праздник «День Земли». Люди
вспоминают, что они живут, в общем для всех доме и подводят итоги своей
деятельности в нем.
б) Загадка.
Отгадайте загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (
глобус
)
Воспитатель достает глобус.
в) Выбор первой детали эмблемы.
― Какую форму имеет Земля? (форму шара)
― Ребята, то, что я держу в руках, похоже на модель нашей Земли. Давайте
прикрепим её к нашей карте.
(Воспитатель крепит 1 деталь)
― Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает на планете Земля?
― Синий
― А что же он обозначает?
― Цвет воды
(Звучит сигнал)
2. Станция « Родниковая».
Мы прибыли на станцию «Родниковую».
Релаксация.
― Ребята, закройте глаза.
(Включается запись «Журчание ручья»)
―
Наступила
долгожданная
весна.
Просыпается
природа:
прыгают
солнечные
зайчики,
распускают
в
степи
свои
нежные
лепестки
подснежники. Перед нами открывается радость жизни в родном краю.
(Делается дыхательное упражнение)
― Откройте глаза.
(убавить звук)
а) Беседа.
― Вам понравилось слушать журчание ручья?
(Ответы детей)
― Посмотрите еще раз на глобус, а много ли воды на нашей Земле?
(Ответы детей)
―Значит можно ее не беречь?
б) Информация к размышлению.
― Посмотрите на этот круг. Он символизирует наличие всей воды на
Земле, и лишь малая его часть – всего 3% пресная вода. Эту воду потребляют
люди, животные, растения. Без пресной воды не будет жизни на нашей
планете. Поэтому ею нужно дорожить, беречь и экономно расходовать.
― Ребята, а как мы с вами можем экономить воду?
(ответы детей)
― Люди не задумываются о том, что загрязняют и губят воду. Каждый
день
в
реки
устремляются
потоки
сточных
вод,
мутных
и
ядовитых.
Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты ― вода ―
может быть отравлена окончательно!
г) Угощение родниковой водой.
―
А
ведь
как
приятно
в
жаркий
день
утолить
жажду
глотком
прохладной родниковой воды. Давайте попробуем родниковую воду на вкус.
Вкусно?
― Мы утолили с вами жажду и наше путешествие продолжается.
(Раздается сигнал)
3. Станция « Солнечная»
а) Загадка.
― Ребята, я вам сейчас загадаю загадку. Если вы её отгадаете, мы
сойдем на этой станции.
По небу ходит
Маляр без кистей
Краской коричневой
Красит людей
(солнце)
(открыть название станции)
― И вот мы на станции «Солнечная». Ребята, скажите, человек может
жить без солнца?
(ответы детей)
― А когда нет солнца, у Вас какое настроение?
(ответы детей)
― Если представить что у солнца есть лицо, то какое оно будет?
б) Выбор стилистического изображения солнца.
― Посмотрите на эти изображения. Выберите
изображение солнца,
какое тебе понравилось больше и почему?
(крепится на карте)
Как засияло солнце, выбранное Вами! Я предлагаю всем повеселиться.
в) Игра передай солнце по кругу.
Сейчас мы с вами поиграем. Подойдите ко мне. Станьте в круг. Я буду
ведущей. Я даю вам солнышко. Вы должны передавать его по внешнему
кругу
за
спиной,
стараясь
делать
это
незаметно.
Задача
ведущего
–
определить, у кого в руках солнце. Счет до трех. Я закрываю глаза. 1, 2, 3…
Солнце, луч свой покажи!
(Если угадан ученик, держащий солнце, он становится
ведущим)
― Отдохнули, поиграли под лучами солнца… Пора в путь!
(Раздается сигнал)
4. Станция «Мир птиц»
Кричалка «ДА! НЕТ!»
― Прежде чем остановиться на этой станции, я должна узнать, не
причините ли Вы вред ее обитателям.
― Ребята, а Вы птиц обижаете?
― Зимовать им помогаете?
― А из рогаток по ним стреляете?
― А гнезда в степи разоряете?
― Молодцы, ребята, надо жалеть и любить птиц. Как сказал поэт Н.А.
Заболоцкий
«Ведь небо без птицы – не небо…»
Выбор детали для эмблемы.
― Изображение птицы на солнце поместит …
― Едем дальше.
5. Станция «Животный мир»
Загадки.
― Ребята, мы прибыли на станцию «Животный мир». Как вы думаете,
кто обитает на ней?
(ответы детей)
― Сейчас мы с вами вспомним, какие животные обитают в нашей
степи.
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (серый волк)
Живёт спокойно не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним не зная страха
Гуляет… (черепаха)
За деревьями ,кустами,
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
По полю скачет-
Ушки прячет,
Встанет столбом-
Ушки торчком. (заяц)
Сердитый недотрога
Живет в степи, лесу.
Иголок носит много,
А нитки не одной.
(ёжик)
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет он и не знает
(крот)
Вьётся верёвка,
На конце головка
(змея)
Я зверь степной,
Выхожу из норы весной.
По сторонам головой верчу,
Все знать хочу. (суслик)
Выбор детали для эмблемы.
Физпауза «Доброе животное.»
Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Мы одно
большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед
– выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад, два шага вперед.
(повторить)
Вам
понравилось
быть
частью
доброго
животного?
Присаживайтесь.
(звучит сигнал)
6. Станция «Мир растений»
Загадки:
1. На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные … (РОМАШКИ)
2. Зной в травинку подышал
И надул воздушный шар.
Ветерок единым духом
Шар пустил по свету пухом. (Одуванчик)
3. Как зовут меня скажи
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (ВАСИЛЕК)
Лекарственные растения»
4. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник.)
5. Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула.)
6. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. (Шиповник.)
7. «Кошачья травка» —
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (Валерьяна)
8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик.)
9. Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги.
(Подорожник.)
10. Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный ... (Василёк)
11. Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же ….. (Крапива)
Завершающая часть
Подведение итогов
― Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами побывали только на
нескольких станциях, а в природе их множество. Вы можете путешествовать
по ним самостоятельно.
Всем вам, ребята я хочу подарить по колокольчику, чтобы его звон
напоминал вам о том внимании, которое мы должны оказывать природе.
Спасибо вам за участие.