Автор: Иванко Анастасия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д\с №21
Населённый пункт: станица Медведовская Тимашевского района Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Лэпбук - как средство развития познавательного интереса дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Лэпбук как средство развития познавательного интереса дошкольников.
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образователь-
но
– воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу
необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень про-
фессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными техно-
логиями. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педа-
гог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельно-
сти, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и
наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитатель-
ные задачи. Мы находимся в постоянном поиске новых технологий и, зачастую,
сталкиваемся ситуацией, как говорится в поговорке, «Все новое – хорошо забытое
старое». А ведь технология «Лэпбук» – это тоже забытое старое.
Я решила взять ее себе на вооружение и применить в своей работе. И не ошиблась
в своем выборе. Как показала практика, такое решение придало моей работе некую
изюминку. Дети с удовольствием восприняли новшество, потому что «Лэпбук» – это
технология, позволяющая взрослым проявить себя в безграничной фантазии, рас-
крыть творческие способности, а для детей она делает процесс познания интерес-
ным и увлекательным, позволяющим ответить в одном лэпбуке на конкретный ин-
тересующий его вопрос, через разные виды деятельности. Это та же увлекательная
книга, только сделанная своими руками.
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет
собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш ментали-
тет Татьяна Александровна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для за-
нятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе
с детьми. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на ко-
ленях», или, как его еще называют, тематическая папка или коллекция маленьких
книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать инфор-
мацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и
на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части
в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.
Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы
по размеру лэпбук умещался на коленях. Обычно, это папка формата А4 в сложен-
ном виде и А3 в раскрытом. Таким образом, я сделала вывод, что лэпбук — это соби-
рательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на раз-
витие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только круго-
зор, но и формируя навыки и умения. Лэпбуки помогают быстро и эффективно
усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале
разрабатываются
специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний. Рекомендуемый воз-
раст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Я применяю его для работы с детьми
старших и подготовительных к школе групп. А дети 7-8 лет уже могут совершенно
самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки. Лэпбуки можно
делать как самому педагогу, так и совместно с ребенком. Идеальный вариант изго-
товления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает инфор-
мацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ре-
бенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию.
Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может осве-
жить свои знания по той или иной теме. Размер готового лэпбука, как я уже говори-
ла, стандартный по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом
виде. Но я изготовила как стандартные формы лэпбука, так и более бъемные в фор-
мате А3. Размер А4 идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно рабо-
тать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после за-
нятий поставить папку на полку.
Изучив литературу по данной теме, я выделила для себя несколько разновидно-
стей тематических папок. В зависимости от назначения они могут быть учебными,
игровыми, поздравительными, праздничными, автобиографическими (папка-отчет о
каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникуляр-
ном досуге и т.д. В зависимости от формы лепбуки бывают в виде стандартной
книжки с двумя разворотами, папки с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурной
папки. Материал на лепбуке оформляется как стандартные кармашки; обычные
и фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; окошки и дверцы;
вращающиеся детали; высовывающиеся детали; карточки; теги; стрелки; пазлы; чи-
стые листы для заметок и т.д. Использование лэпбука в работе с детьми имеет
большое значение:
1). Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучае-
мой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал).
Взрослым
визуалам
такая
форма
обучения
тоже
понравится.
2).
Это
отличный
способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто откры-
вает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же
руками книжку. 3). Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать ин-
формацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых. 4). Лэпбук хо-
рошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных
возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с
карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подра-
зумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку. 5). Созда-
ние лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей,
еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. Чтобы
сделать лэпбук своими руками, необходимы следующие материалы: картон-основа
(картонная папка, лист плотной бумаги формата А3, листы ДВП или ДСП); бумага
(белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски; обычные и фигурные ножни-
цы; клей, скотч, двусторонний скотч; степлер; декоративные элементы по необходи-
мости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклей-
ки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.), другими словами, все,
что есть в доме. Готовые шаблоны кармашков для лэпбуков, которые можно скачать
бесплатно, – лучший вариант для новичков. Однако, вы можете попробовать сделать
и что-то свое, оригинальное. Работу над созданием лепбука я начинаю с выбора
темы. Тема лэпбука может быть любая: интересные события, происходящие в саду;
праздники; увлечения педагога, детей; темы недели; литературные произведения;
мультипликационные герои и т.д. Темы могут быть как общие, так и частные.
После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план.
Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать,
что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен
план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Теперь надо придумать, как в
лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет.
Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого
простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах:
в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кру-
гах, конвертиках разных форм и т.д.
Далее нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в
Word (Paint или программе-проектировщике), выберите оптимальный вариант для
размещения необходимой информации. Продумайте, какой вид будут иметь ваши
кармашки (подтемы), и как будет организована в них информация. Теперь можно
приступать к изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоеди-
ниться ребенок. Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие —
одно задание. В заключение хочется сказать, что технология «Лэпбук» очень проста
и эффективна в применении, а самое главное, очень интересна детям. Думаю, что
технология «Лэпбук» успешно приживется в любом детском саду. Ведь она позволя-
ет нам использовать инновационные методы и формы работы по пути внедрения
ФГОС ДО.