Напоминание

"Лэпбук - как средство развития познавательного интереса дошкольников"


Автор: Иванко Анастасия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д\с №21
Населённый пункт: станица Медведовская Тимашевского района Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Лэпбук - как средство развития познавательного интереса дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лэпбук как средство развития познавательного интереса дошкольников.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образователь-

но

– воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу

необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень про-

фессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными техно-

логиями. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педа-

гог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельно-

сти, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и

наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитатель-

ные задачи. Мы находимся в постоянном поиске новых технологий и, зачастую,

сталкиваемся ситуацией, как говорится в поговорке, «Все новое – хорошо забытое

старое». А ведь технология «Лэпбук» – это тоже забытое старое.

Я решила взять ее себе на вооружение и применить в своей работе. И не ошиблась

в своем выборе. Как показала практика, такое решение придало моей работе некую

изюминку. Дети с удовольствием восприняли новшество, потому что «Лэпбук» – это

технология, позволяющая взрослым проявить себя в безграничной фантазии, рас-

крыть творческие способности, а для детей она делает процесс познания интерес-

ным и увлекательным, позволяющим ответить в одном лэпбуке на конкретный ин-

тересующий его вопрос, через разные виды деятельности. Это та же увлекательная

книга, только сделанная своими руками.

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет

собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш ментали-

тет Татьяна Александровна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для за-

нятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе

с детьми. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на ко-

ленях», или, как его еще называют, тематическая папка или коллекция маленьких

книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать инфор-

мацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и

на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части

в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.

Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы

по размеру лэпбук умещался на коленях. Обычно, это папка формата А4 в сложен-

ном виде и А3 в раскрытом. Таким образом, я сделала вывод, что лэпбук — это соби-

рательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на раз-

витие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только круго-

зор, но и формируя навыки и умения. Лэпбуки помогают быстро и эффективно

усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале

разрабатываются

специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний. Рекомендуемый воз-

раст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Я применяю его для работы с детьми

старших и подготовительных к школе групп. А дети 7-8 лет уже могут совершенно

самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки. Лэпбуки можно

делать как самому педагогу, так и совместно с ребенком. Идеальный вариант изго-

товления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает инфор-

мацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ре-

бенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию.

Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может осве-

жить свои знания по той или иной теме. Размер готового лэпбука, как я уже говори-

ла, стандартный по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом

виде. Но я изготовила как стандартные формы лэпбука, так и более бъемные в фор-

мате А3. Размер А4 идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно рабо-

тать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после за-

нятий поставить папку на полку.

Изучив литературу по данной теме, я выделила для себя несколько разновидно-

стей тематических папок. В зависимости от назначения они могут быть учебными,

игровыми, поздравительными, праздничными, автобиографическими (папка-отчет о

каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникуляр-

ном досуге и т.д. В зависимости от формы лепбуки бывают в виде стандартной

книжки с двумя разворотами, папки с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурной

папки. Материал на лепбуке оформляется как стандартные кармашки; обычные

и фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; окошки и дверцы;

вращающиеся детали; высовывающиеся детали; карточки; теги; стрелки; пазлы; чи-

стые листы для заметок и т.д. Использование лэпбука в работе с детьми имеет

большое значение:

1). Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучае-

мой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал).

Взрослым

визуалам

такая

форма

обучения

тоже

понравится.

2).

Это

отличный

способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто откры-

вает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же

руками книжку. 3). Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать ин-

формацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых. 4). Лэпбук хо-

рошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных

возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с

карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подра-

зумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку. 5). Созда-

ние лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей,

еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. Чтобы

сделать лэпбук своими руками, необходимы следующие материалы: картон-основа

(картонная папка, лист плотной бумаги формата А3, листы ДВП или ДСП); бумага

(белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);

принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски; обычные и фигурные ножни-

цы; клей, скотч, двусторонний скотч; степлер; декоративные элементы по необходи-

мости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклей-

ки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.), другими словами, все,

что есть в доме. Готовые шаблоны кармашков для лэпбуков, которые можно скачать

бесплатно, – лучший вариант для новичков. Однако, вы можете попробовать сделать

и что-то свое, оригинальное. Работу над созданием лепбука я начинаю с выбора

темы. Тема лэпбука может быть любая: интересные события, происходящие в саду;

праздники; увлечения педагога, детей; темы недели; литературные произведения;

мультипликационные герои и т.д. Темы могут быть как общие, так и частные.

После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план.

Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать,

что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен

план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Теперь надо придумать, как в

лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет.

Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого

простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах:

в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кру-

гах, конвертиках разных форм и т.д.

Далее нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в

Word (Paint или программе-проектировщике), выберите оптимальный вариант для

размещения необходимой информации. Продумайте, какой вид будут иметь ваши

кармашки (подтемы), и как будет организована в них информация. Теперь можно

приступать к изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоеди-

ниться ребенок. Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие —

одно задание. В заключение хочется сказать, что технология «Лэпбук» очень проста

и эффективна в применении, а самое главное, очень интересна детям. Думаю, что

технология «Лэпбук» успешно приживется в любом детском саду. Ведь она позволя-

ет нам использовать инновационные методы и формы работы по пути внедрения

ФГОС ДО.



В раздел образования