Напоминание

Духовые оркестры и их значимость в воспитании подрастающего поколения.


Автор: Волкова Мария Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Верхняя Салда Свердловская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Духовые оркестры и их значимость в воспитании подрастающего поколения.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Верхнесалдинская детская школа искусств

Методическое сообщение.

Духовые оркестры и их значимость в воспитании

подрастающего поколения.

Автор-составитель:

Волкова Мария Вячеславовна

Преподаватель высшей

квалификационной категории

Верхняя Салда 2019г.

История оркестров. Первые оркестры появились в IX веке до н.э. в Древнем Израиле и

участвовало в нем 120 трубачей. В 70-года XVIII века повышается роль марша в воинском

быту. Он приобретает современные черты, в нем соединяются ритмическое, мелодическое

и гармоническое начало. В СССР духовые оркестры с 30-х годов появляются почти при

всех Дворцах культуры, клубах, заводах, фабриках, воинских частях. Репертуар оркестров

обширен, помимо классической музыки и праздничных произведений, написаны ноты и

для похоронных церемоний. В начале 90-х годов прошлого века интерес к духовым

оркестрам ослабевает, но уже к концу 90-х годов и по сей день, интерес только возрастает.

Состав духового оркестра. Основу духового оркестра составляют широкомензурные

духовые инструменты конического канала: корнеты, флюгельгорны, эуфониумы, альты,

тенора, баритоны, тубы. Другую группу медных инструментов составляют инструменты с

цилиндрическим каналом: трубы, тромбоны, валторны. Используются деревянные

духовые инструменты: флейты, кларнеты, саксофоны. Ударные музыкальные

инструменты: большой барабан, тарелки, литавры, малый барабан, маримба, ксилофон,

трегольник, бубен, гонг и др. В составе духового оркестра может присутствовать гитара во

всех ее разновидностях и синтезатор.

Роль духового оркестра. В наше время духовые оркестры сопровождают все городские

праздники. Это и парад на 9 мая, первомайские демонстрации, концерты в городских

парках, городские мероприятия и многое другое. Духовые оркестры создают праздничную

атмосферу на протяжении всего мероприятия. Современная педагогика возлагает большие

надежды на эстетическое воспитание детей в музыкальных школах. Духовой оркестр –это

возможность проявить себя в коллективе, показать свои умения и знания, полученные на

индивидуальных занятиях. Оркестрово-ансамблевое музицирование активно вовлекает

ребят в творчество, оказывает воздействие на его внутренний мир, психологические

установки, эмоционально-нравственную культуру. Занятия музыкой, коллективная

деятельность на занятиях и концертах – всё это делает ребят лучше, они учатся держать

себя в обществе, внимательно относиться к живущим рядом людям.

Руководитель детским коллективом обязан владеть широкими знаниями в собственной

области. Подлинно профессиональное руководство детским коллективом при

современных требованиях, предъявляемых к уровню его творческой деятельности

невозможны без опоры на знания общих условий функционирования творческого

процесса. Игра в оркестре воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных

качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа,

способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрального

слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. В

результате длительного контактирования оркестранты обмениваются опытом, знаниями,

отчего каждый становится богаче как специалист. В связи с демографической ситуацией

стало меньше детей, студентов, обучающихся на духовых инструментах. При отборе в

учебные заведения часто нет конкурса. Также родители в наше время рекомендуют

получить экономическое образование, а не музыкальное. Педагогам самим приходится

пропагандировать поступление в музыкальные школы, в средние и высшие учебные

заведения. Сократилось количество детей, желающих обучаться на духовом отделении,

заметно упал возраст поступающих. Дети приходят очень маленькие, что не очень

подходит для обучения в оркестровом классе на духовом отделении. Но ведь без хорошей

организации обучения в начальном звене не будет будущего. Необходимо искать ту модель

и систему организации обучения детей, которая была бы эффективной. Пробовать

различные формы и методы обучения, работы в детском коллективе. Если раньше средний

возраст учащихся составлял 12-17 лет, теперь этот возраст 8-12 лет, что имеет свои

трудности с обучением на инструментах называемых «тяжелой артиллерией» (тромбоны,

баритоны, тубы). В связи с этим необходимо иметь два состава духового оркестра:

подготовительный и учебно-концертный.

Цель учебной работы в оркестре - это обучение детей профессиональным навыкам игры в

духовом оркестре, развитие творческих способностей оркестрантов, воспитание

сплоченного музыкального коллектива. Работа в этих трех направлениях должна тесно

переплетаться на каждой репетиции, на каждом внеурочном мероприятии.

Учебная работа. Всю работу руководителя духового оркестра можно разделить на три

этапа:

Подготовительный этап

Репетиции с оркестром

Концертное выступление

Подготовительный этап начинается с подбора учебного и концертного репертуара,

который должен соответствовать техническим и художественным возможностям учебного

коллектива, решать учебно-творческие и художественно-исполнительские задачи,

способствовать всестороннему развитию музыкантов, развивать их эстетические вкусы.

Подбор репертуара – важнейший участок работы дирижера. Очень важно накапливать

репертуар, бережно сохраняя старый и добавляя новый. Концертов бывает много, в разных

аудиториях, с разным менталитетом у людей. Поэтому важно в своей копилке иметь

разнообразный материал: от классического до современного эстрадного.

При подборе репертуара надлежит руководствоваться тщательным исполнительским и

дирижерским анализом партитур во всех их деталях.

Руководитель должен тщательно учитывать технические возможности отдельных юных

музыкантов, в особенности исполнителей первых голосов, выполняющих мелодическую

функцию. Но нельзя забывать и того, что звучность духового оркестра – полнота, сила,

сочность звучания, мягкость и т. д., зависит, прежде всего, от элемента гармонии, которая,

как правило, поручается так называемым вторым голосам (валторны, альты, тенора,

тромбоны, а также частично вторые корнеты и обе партии труб).

Успешное проведение репетиции во многом зависит от качества работы над партитурой,

доскональное знание которой является обязательным условием в подготовке руководителя

в работе с коллективом.

Само собой разумеется, что музыку для детей следует тщательно выбирать. Диапазон

очень широк – классическая и современная, отечественная и зарубежная, народная и

эстрадная, камерная и оркестровая. Одним из крупнейших достижений духовой музыки

является её жанровое разнообразие и идейно-художественное богатство репертуара

духовых оркестров. Особое место в нем занимает марш, вокруг которого группируются

все остальные жанры. Марш – это исторически исходная точка становления духовой

музыки, тот фундамент, на основе которого началось и продолжается ее развитие.

В исполнении духового оркестра великолепно звучат танцы: полька, мазурка, народные

танцы. Концертная духовая музыка развивается главным образом в жанрах, связанных с

принципами программной музыки: сюиты, рапсодии, фантазии, увертюры.

Концертный репертуар духовых оркестров, помимо традиционной духовой музыки,

включает в себя переложения произведений отечественных и зарубежных композиторов.

Значительным разделом в репертуаре являются сочинения для солирующего инструмента

в сопровождении духового оркестра.

Оригинальных произведений для детских духовых оркестров очень мало. Поэтому

основной источник нового репертуара – это переложения. Главный критерий при отборе

репертуара – это возможность сохранить идейно-эмоциональное содержание. Необходимо

стремиться к тому, чтобы в репертуаре оркестра были сочинения разнообразные по стилю,

жанру и форме. Даже если произведения сложные, но интересные, дети с удовольствием

разбирают их, учат, играют.

Перед занятиями руководитель обязан проверить оркестровые партии, т. к. наличие

текстовых ошибок, отсутствие цифр, пауз и т. д. нарушают планомерный ход занятий,

расхолаживают внимание исполнителей, снижают оркестровую дисциплину.

Настройка инструментов. Оркестровая репетиция начинается, как правило, с тщательной

настройки инструментов. В школьном коллективе это лучше делать самому руководителю.

Постоянная, систематическая забота о строе оркестра – важнейшая часть работы

дирижера. Хорошо настроенный оркестр существенно влияет на качество исполняемых

произведений. Предварительная настройка необходима для приведения к единому эталону

высоты всех инструментов оркестра с целью чистого интонирования.

Настройка духовых инструментов производится путем регулирования их частей и кронов.

Если задвинуть до отказа все кроны всех инструментов и по средствам сравнения высоты

их натуральных звуков, можно определить самый низкий по строю инструмент. Под этот

инструмент настроить все остальные посредством отодвигания крон, но этот прием не

является целесообразным, поскольку приходиться понижать строй всего оркестра, что в

свою очередь приводит к нарушению строя многих инструментов, особенно в верхнем и

нижнем регистрах.

Для лучшей настройки оркестра следует применять выстроенный по камертону

инструмент – рояль. Также полезно использовать тюнер. Для понижения звука общий крон

(или бочонок у кларнетов) выдвигается на определенное расстояние, для повышения –

задвигается.

Репетиционные моменты. Так же необходимо, чтобы на каждой репетиции в работе были

произведения, ставящие различные задачи. Например, пьесы для чтения с листа, пьесы на

стадии разбора, пьесы на стадии художественной обработки, пьесы на завершающем этапе

работы, пьесы для повторения.

На занятиях руководитель должен создать творческую атмосферу, суметь заинтересовать

учащихся, вызвать у них желание увлеченно работать и находить удовлетворение в

изучении произведения, сделать репетицию живой и интересной. Здесь важно все:

доброжелательное отношение к музыкантам, что является основой взаимоотношений с

дирижером, его образный, ассоциативный, лаконичный язык, темперамент. Внешний

облик руководителя, его манера общения должны дисциплинировать коллектив, вызывать

в нем творческое отношение к исполнению, а волевое воздействие дирижера – сочетаться

с тактом, корректностью, терпимостью и чуткостью к оркестрантам. Репетиция – акт

напряженный, поэтому посмеяться, пошутить – значит, на какое-то время выключиться,

отдохнуть, чтобы потом опять собраться и в бой.

Концертная деятельность. Каждый концерт для ребенка – праздник и ответственное

испытание на организованность, выдержку, собранность и силу воли. Ведь день перед

концертом проходит иначе, чем обычный день. Очень важно перед концертом создать

хорошее настроение, успокоить ребят, настроить на общение с музыкой.

Дети любят концерты – любят делать людям добро, создавать для них праздник в будний

день. Зачастую зритель – друг и с благодарностью относится к труду музыканта, к

выступлению. Но бывает зритель – судья, скупится на аплодисменты, придирчив.

Неприятно! Хочется, чтобы концерты всегда доброжелательно принимались публикой,

приносили людям счастье и улыбки. Очень не хочется иметь на своих концертах

равнодушного зрителя.

Хорошая похвала за честный и добросовестный труд всегда приятна. Ребятам важна

оценка выступления и слова благодарности. Успех – приятный и важный стимул для

творчества, он развивает способность относиться к своей работе, к своему искусству

объективно и самокритично. Впечатления от встреч со зрителем дают участникам

коллектива возможность сравнивать, сопоставлять, думать, а главное – вызывают желание

стать лучше, оправдать ожидания слушателей и руководителя.

Воспитательная работа оркестров. Главная цель воспитательной работы – создать

сплочённый музыкальный коллектив. Оркестр – это не только группа музыкантов,

играющих вместе, а такая форма коллективного исполнительства, где каждый, сохранив

индивидуальность, вместе с тем подчиняется общим задачам в воплощении авторского

замысла. Не легко ощущать себя частью целого. Оркестр не подавляет индивидуальность

музыканта, напротив, при известных обстоятельствах каждая индивидуальность получает

новый импульс для своего развития и совершенствования. Чем богаче и ярче творческие

индивидуальности оркестрантов, тем богаче и ярче оркестр. Задача состоит в том, чтобы

на базе индивидуальных возможностей каждого укрепилось единство всего коллектива;

нужно стремиться суммировать эти личностные проявления, образовав на их основе нечто

общее – творческую индивидуальность оркестра, коллективную индивидуальность с

единым творческим почерком, с единым видением и восприятием музыки. Именно

поэтому в работе с детским оркестром нужны и индивидуальные, и групповые занятия.

Оркестровые занятия обязывают учеников согласовывать свои действия с действиями

других оркестрантов, и не только в творческом аспекте, но и по таким вопросам, как

подчинение законам коллектива, строгим правилам дисциплины. С данной точки зрения

игра в оркестре несёт в себе не малый воспитательный заряд.

В оркестре должна поощряться инициатива, самокритика и справедливая критика своих

товарищей в их присутствии и тактичной форме. Всем предоставляется возможность

проявить свои организаторские способности на благо общего дела.

Литература:

1. Блажевич В. Ежедневные коллективные упражнения для духового оркестра. -

М.: Музгиз, 1979.

2. Губарев И. Духовой оркестр. Краткий очерк.

3. Рунов В. Как организовать самодеятельный духовой оркестр (пособие для

руководителей). – М.: Музгиз, 1956.

4. Васильев Э. Зирянов Я. Курс начальной игры в духовом оркестре. – Киев: Музична

Украiна.

5. Школа игры для духового оркестра/Сост. Н.М. Михайлов, Е.С. Аксенов, В.М. Халилов.

7. Петров Р.М. Школа коллективной игры для духовых оркестров. – Ташкент, 2004.



В раздел образования