Автор: Дмитриева Ирина Евгеньевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБРУ "СШ№31 с УИП ХЭП"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: М.А. Шолохов "Тихий Дон". Духовный мир донского казачества. Характер Григория Мелехова.
Раздел: полное образование
Михаил
Михаил
Александрови
Александрови
ч
Шолохов
ч
Шолохов
«
Тихий
Дон
»
«
Тихий
Дон
»
Своеобразие
жанра
Своеобразие
жанра
романа
-
эпопеи
.
романа
-
эпопеи
.
Духовный
мир
Духовный
мир
донского
казачества
.
донского
казачества
.
Характер
Григория
Характер
Григория
Мелехова
.
Мелехова
.
Урок 1-2
Урок 1-2
Роман «Тихий Дон» – наиболее известное в мире из произведений
Роман «Тихий Дон» – наиболее известное в мире из произведений
Шолохова. Исследователи творчества писателя говорят об
Шолохова. Исследователи творчества писателя говорят об
эпической природе романа, сопоставляя его с гомеровским эпосом и
эпической природе романа, сопоставляя его с гомеровским эпосом и
шекспировской драмой.
шекспировской драмой.
-
Что
позволяет
проводить
такое
-
Что
позволяет
проводить
такое
сопоставление
?
сопоставление
?
Как эпос Гомера, «Тихий Дон» – эпическое воплощение жизни
Как эпос Гомера, «Тихий Дон» – эпическое воплощение жизни
народа, его культуры. Григорий Мелехов живет теми
народа, его культуры. Григорий Мелехов живет теми
противоречиями и силами, которые охватывают целостность
противоречиями и силами, которые охватывают целостность
мира, стоит перед неразрешимыми вопросами , как Гамлет.
мира, стоит перед неразрешимыми вопросами , как Гамлет.
Авторство романа.
Авторство романа.
Согласно довольно распространенной версии, Шолохов нашёл чужую
Согласно довольно распространенной версии, Шолохов нашёл чужую
готовую рукопись романа и романа и опубликовал её под своим именем.
готовую рукопись романа и романа и опубликовал её под своим именем.
Основным поводом для оспаривания авторства Шолохова стало
Основным поводом для оспаривания авторства Шолохова стало
быстрое написание всего романа молодым автором, не имевшим до этого
быстрое написание всего романа молодым автором, не имевшим до этого
сколько-нибудь значительных публикаций. Колодный Л.Е. писал: «Я
сколько-нибудь значительных публикаций. Колодный Л.Е. писал: «Я
старый писатель, но такой книги, как «Тихий Дон», не мог бы
старый писатель, но такой книги, как «Тихий Дон», не мог бы
написать… Разве можно поверить, что в 23 года, не имея никакого
написать… Разве можно поверить, что в 23 года, не имея никакого
образования, человек мог написать такую глубокую, такую
образования, человек мог написать такую глубокую, такую
психологически правдивую книгу… Что-то неладно».
психологически правдивую книгу… Что-то неладно».
После многолетних споров устоялись две точки зрения на
После многолетних споров устоялись две точки зрения на
авторство «Тихого Дона».
авторство «Тихого Дона».
Доводы А. Солженицына:
Доводы А. Солженицына:
1.
1.
23-летний дебютант создал произведение на материале,
23-летний дебютант создал произведение на материале,
далеко превосходящем его жизненный опыт и уровень
далеко превосходящем его жизненный опыт и уровень
образования.
образования.
2.
2.
Невероятно, что не казак выступил против сил,
Невероятно, что не казак выступил против сил,
губящих донские устои, казачество.
губящих донские устои, казачество.
3.
3.
Эти литературные высоты никогда не были
Эти литературные высоты никогда не были
подтверждены и повторены.
подтверждены и повторены.
4.
4.
Не хранятся ни в одном архиве, никому никогда не
Не хранятся ни в одном архиве, никому никогда не
предъявлены черновики и рукописи романа.
предъявлены черновики и рукописи романа.
5.
5.
В «Тихом Доне» можно обнаружить многие странности,
В «Тихом Доне» можно обнаружить многие странности,
разнородность отдельных частей и звеньев и т.п.
разнородность отдельных частей и звеньев и т.п.
Доводы Кожинова
Доводы Кожинова
:
:
1.
1.
Шолохов родился ранее официальной даты, по данным о его
Шолохов родился ранее официальной даты, по данным о его
ученических годах – не позднее 1903 г. Люди в то время
ученических годах – не позднее 1903 г. Люди в то время
формировались и взрослели рано. Есть данные в том, что в 1920
формировались и взрослели рано. Есть данные в том, что в 1920
Шолохов написал несколько пьес для станичного самодеятельного
Шолохов написал несколько пьес для станичного самодеятельного
театра..
театра..
2.
2.
Вырос в семье станичного купца, имевшего наёмных работников,
Вырос в семье станичного купца, имевшего наёмных работников,
был в дружеских отношениях с дочерьми вешенского помещика. В
был в дружеских отношениях с дочерьми вешенского помещика. В
1922 году появилась более поздняя дата рождения в связи с
1922 году появилась более поздняя дата рождения в связи с
судебным делом. В 1923г. женился на дочери казацкого станичного
судебным делом. В 1923г. женился на дочери казацкого станичного
атамана. В 1927г. получил отказ в принятии в комсомол.
атамана. В 1927г. получил отказ в принятии в комсомол.
3.
3.
Обнаружились черновики романа, их обзор опубликован в №10
Обнаружились черновики романа, их обзор опубликован в №10
журнала «Москва» ха 1991г.
журнала «Москва» ха 1991г.
4.
4.
В любом художественном тексте можно найти несоответствия.
В любом художественном тексте можно найти несоответствия.
- Почему «Тихий Дон» можно назвать романом-эпопеей?
- Почему «Тихий Дон» можно назвать романом-эпопеей?
- В чём отличие шолоховской эпопеи от толстовской?
- В чём отличие шолоховской эпопеи от толстовской?
Шолохов в отличие от автора
Шолохов в отличие от автора
«Войны и мира» не даёт в романе
«Войны и мира» не даёт в романе
теоретического обоснования своей
теоретического обоснования своей
исторической концепции,
исторической концепции,
несмотря на то что его
несмотря на то что его
трактовка исторических событий
трактовка исторических событий
нередко отличается от
нередко отличается от
главенствовавшей тогда в
главенствовавшей тогда в
исторической науке.
исторической науке.
- Кто является главным героем «Войны и мира»?
- Кто является главным героем «Войны и мира»?
- Кто является главным героем романа «Тихий Дон»?
- Кто является главным героем романа «Тихий Дон»?
«Тихий Дон» – моноцентрический роман
«Тихий Дон» – моноцентрический роман
??? Что влияет на становление характера Григория Мелехова?
??? Что влияет на становление характера Григория Мелехова?
Духовный
мир
казачества
Духовный
мир
казачества
- Что является составляющим духовного мира казачества?
- Что является составляющим духовного мира казачества?
- Прочитайте и проанализируйте
- Прочитайте и проанализируйте
эпизод лугового покоса
эпизод лугового покоса
(1-1-9).
(1-1-9).
-
Каково настроение эпизода?
Каково настроение эпизода?
-
-С помощью каких художественных
-С помощью каких художественных
средств оно создается?
средств оно создается?
-
Какую роль играют коллективный и
Какую роль играют коллективный и
индивидуальный портреты?
индивидуальный портреты?
-
Как изображена земля в прочитанном эпизоде?
Как изображена земля в прочитанном эпизоде?
-
Какое чувство испытывают казаки от общения с землёй и друг с
Какое чувство испытывают казаки от общения с землёй и друг с
другом?
другом?
Яркая одежда, улыбки, добрый, незамысловатый юмор казаков,
Яркая одежда, улыбки, добрый, незамысловатый юмор казаков,
портреты героев и особенно веселое лицо Дуняшки , как будто
портреты героев и особенно веселое лицо Дуняшки , как будто
выражающее общее настроение, - всё создаёт ощущение праздника.
выражающее общее настроение, - всё создаёт ощущение праздника.
Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землёй, от
Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землёй, от
труда на ней. Родство казаков и земли, ощущение её одухотворённости
труда на ней. Родство казаков и земли, ощущение её одухотворённости
подчёркнуто метафорой «луг вздыхал». На войне Григорий будет
подчёркнуто метафорой «луг вздыхал». На войне Григорий будет
тосковать о крестьянском труде.
тосковать о крестьянском труде.
(4-8-6)
(4-8-6)
Казаки не только труженики, но и воины.
Казаки не только труженики, но и воины.
- Укажите эпизоды первой книги, которые
- Укажите эпизоды первой книги, которые
наиболее наглядно характеризуют отношение
наиболее наглядно характеризуют отношение
героев романа к воинскому долгу.
героев романа к воинскому долгу.
1.Сбор на службу Петра и Григория.
1.Сбор на службу Петра и Григория.
2.Письма Пантелея Прокофьевича Мелехова сыну.
2.Письма Пантелея Прокофьевича Мелехова сыну.
(1-3-1)
(1-3-1)
3.Письмо о награждении Григория Георгиевским
3.Письмо о награждении Григория Георгиевским
крестом
крестом
.(1-3-7)
.(1-3-7)
Жизненный уклад казаков. Семейные отношения.
Жизненный уклад казаков. Семейные отношения.
-
На каких принципах строятся взаимоотношения в казачьей
семье? (1-1-10)
-
Какие этические нормы лежат в основе
этих отношений?
-
Как и почему реагирует Григорий на
-
угрозы отца?
-
Как в этом эпизоде раскрывается сходство
характеров отца и сына Мелеховых?
-
Как поведёт себя Григорий, когда Пантелей
Прокофьевич решит женить его?
Понятия семейной чести, общности с
Понятия семейной чести, общности с
земляками для казаков непоколебимы. В
земляками для казаков непоколебимы. В
семье царит «культ стариков»: отношения
семье царит «культ стариков»: отношения
здесь строятся на строгом послушании
здесь строятся на строгом послушании
старшим, внушаемом подчас с помощью
старшим, внушаемом подчас с помощью
грубой силы.
грубой силы.
-
На каких чертах внешности героев останавливает автор своё внимание?
На каких чертах внешности героев останавливает автор своё внимание?
-
(1-1-1).
(1-1-1).
Истоки буйной, вспыльчивой натуры Григория следует искать в семье.
Истоки буйной, вспыльчивой натуры Григория следует искать в семье.
Это в нём от отца. Род, семья – священные понятия для казаков. Не
Это в нём от отца. Род, семья – священные понятия для казаков. Не
случайно роман начинается с предыстории мелеховского рода.
случайно роман начинается с предыстории мелеховского рода.
В описании внешности героев Шолохов особо подчёркивает черты
В описании внешности героев Шолохов особо подчёркивает черты
родового сходства: пшеничного цвета волосы –по материнской линии,
родового сходства: пшеничного цвета волосы –по материнской линии,
звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос – по
звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос – по
отцовской.
отцовской.
-
В чём своеобразие шолоховского портрета?
В чём своеобразие шолоховского портрета?
Он не только живописен, но и психологичен. В немногочисленных деталях
Он не только живописен, но и психологичен. В немногочисленных деталях
раскрывает раскрывает автор темперамент, тип жизненного поведения
раскрывает раскрывает автор темперамент, тип жизненного поведения
героя, черты его характера, а иногда одной фразой очерчивает его
героя, черты его характера, а иногда одной фразой очерчивает его
судьбу(портрет Ильиничны).
судьбу(портрет Ильиничны).
Но Шолохов не идеализирует жизненный уклад
Но Шолохов не идеализирует жизненный уклад
донского казачества.
донского казачества.
- Найдите в
- Найдите в
1-ой книге
1-ой книге
примеры безнравственных
примеры безнравственных
поступков казаков.
поступков казаков.
-
Судьба жены Прокофия Мелехова
Судьба жены Прокофия Мелехова
.(1-1-1).
.(1-1-1).
-
Отец Аксиньи.
Отец Аксиньи.
-
Отношение Степана Астахова к жене
Отношение Степана Астахова к жене
.(1-1-7).
.(1-1-7).
-
Братья Мелеховы и Степан Астахов
Братья Мелеховы и Степан Астахов
.(1-1-14)
.(1-1-14)
-
Казаки и тавричане на мельнице.
Казаки и тавричане на мельнице.
(1-2-5)
(1-2-5)
-
Поступки казаков на войне.
Поступки казаков на войне.
(1-3-5)
(1-3-5)
Шолохов не скрывает дикости нравов,
Шолохов не скрывает дикости нравов,
которая подчас царила в казачьей среде,
которая подчас царила в казачьей среде,
но не она, по мысли автора, определяет
но не она, по мысли автора, определяет
духовный мир казака. Земля и труд на ней,
духовный мир казака. Земля и труд на ней,
воинский долг, семья, хутор, курень- вот
воинский долг, семья, хутор, курень- вот
важнейшие, вот условия, которые
важнейшие, вот условия, которые
сформировали характер Григория
сформировали характер Григория
Мелехова.
Мелехова.
Характер
Григория
Мелехова
Характер
Григория
Мелехова
Какие черты присущи герою, находящемуся на
Какие черты присущи герою, находящемуся на
пороге грозных исторических событий?
пороге грозных исторических событий?
(1-1-9)
(1-1-9)
-
Какую роль в эпизоде играет изображение
Какую роль в эпизоде играет изображение
утёнка?
утёнка?
-
Какое чувство испытал Григорий , по
Какое чувство испытал Григорий , по
неосторожности погубивший живое существо?
неосторожности погубивший живое существо?
-
Как характеризует героя его состояние в этом
Как характеризует героя его состояние в этом
эпизоде?
эпизоде?
-
Почему в финале эпизода Григорий чувствует
Почему в финале эпизода Григорий чувствует
злобу?
злобу?
Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к
Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к
состраданию, раскрывающиеся в этом эпизоде, составляют глубинную
состраданию, раскрывающиеся в этом эпизоде, составляют глубинную
сущность характера шолоховского героя.
сущность характера шолоховского героя.
-
Сопоставьте прочитанную сцену с
Сопоставьте прочитанную сцену с
одним из событий военного времени,
одним из событий военного времени,
когда Григорий убивает австрийского
когда Григорий убивает австрийского
солдата( переживание героя).
солдата( переживание героя).
(1-3-10)
(1-3-10)
-
Как связаны между собой данные
Как связаны между собой данные
эпизоды?
эпизоды?
-
Какие черты личности героя
Какие черты личности героя
раскрываются в них?
раскрываются в них?
-
Какую роль играют в диалоге братьев
Какую роль играют в диалоге братьев
Мелеховых авторские ремарки? Как
Мелеховых авторские ремарки? Как
они раскрывают отношение героя к
они раскрывают отношение героя к
насилию?
насилию?
- Какие изменения произошли в портрете героя?
- Какие изменения произошли в портрете героя?
Убийство человека, даже врага в бою глубоко противоречит гуманной
Убийство человека, даже врага в бою глубоко противоречит гуманной
природе Григория. В портрете героя автор подчеркивает важную
природе Григория. В портрете героя автор подчеркивает важную
деталь – борозду, появившуюся на его лице после этого убийства: так
деталь – борозду, появившуюся на его лице после этого убийства: так
война с самого начала накладывает неизгладимый след на внешность
война с самого начала накладывает неизгладимый след на внешность
гер
гер
оя.
Нерасторжимая
связь
Нерасторжимая
связь
Григория
Мелехова
с
Григория
Мелехова
с
окружающим
миром
.
окружающим
миром
.
(
купание
коня
.
(
купание
коня
.
1-1-3
1-1-3
)
)
-
Какие детали пейзажа раскрывают
Какие детали пейзажа раскрывают
своеобразие мировосприятия героя?
своеобразие мировосприятия героя?
-
Каковы языковые особенности данного
Каковы языковые особенности данного
фрагмента?
фрагмента?
-
Какая черта духовного мира героя
Какая черта духовного мира героя
раскрывается в этом эпизоде?
раскрывается в этом эпизоде?
Традиционный для русской литературы пейзаж звёздной, лунной ночи
Традиционный для русской литературы пейзаж звёздной, лунной ночи
дан через восприятие донского казака. Чувство природы звучит и в
дан через восприятие донского казака. Чувство природы звучит и в
прямой речи героя
прямой речи героя
(1-1-4)
(1-1-4)
Будучи островосприимчивым к прекрасному, Григорий остаётся
Будучи островосприимчивым к прекрасному, Григорий остаётся
человеком сильных страстей, решительных поступков и действий.
человеком сильных страстей, решительных поступков и действий.
(сцена избиения Листницкого.
(сцена избиения Листницкого.
1-3-24
1-3-24
)
)
-
Какие художественные приёмы придают
Какие художественные приёмы придают
выразительность прочитанному
выразительность прочитанному
эпизоду?
эпизоду?
-
В чём особенности синтаксиса, ритмики,
В чём особенности синтаксиса, ритмики,
лексики в этом фрагменте?
лексики в этом фрагменте?
-
Какую роль играют портретные детали?
Какую роль играют портретные детали?
-
Как использован приём контраста?
Как использован приём контраста?
Исключительную выразительность этой сцене
Исключительную выразительность этой сцене
придают краткие, рубленные фразы, упругий,
придают краткие, рубленные фразы, упругий,
динамичный ритм, обилие глаголов, многократное
динамичный ритм, обилие глаголов, многократное
повторение слов
повторение слов
кнут, бил, удары
кнут, бил, удары
, детали
, детали
портрета беспомощного сотника,
портрета беспомощного сотника,
контрастирующего с изображением охваченного
контрастирующего с изображением охваченного
яростью Мелехова.
яростью Мелехова.
-
В чём истинная сущность характера героя?
В чём истинная сущность характера героя?
(осмотр лошадей перед призывом на воинскую службу.
(осмотр лошадей перед призывом на воинскую службу.
1-2-21
1-2-21
)
)
- Что же вывело из себя самоуверенного пристава?
- Что же вывело из себя самоуверенного пристава?
Огромная внутренняя сила, выразившаяся во
Огромная внутренняя сила, выразившаяся во
взгляде и злой усмешке не сказавшего ни
взгляде и злой усмешке не сказавшего ни
единого слова Мелехова.
единого слова Мелехова.
Столкновение Григория с вахмистром.
Столкновение Григория с вахмистром.
1-3-2
1-3-2
- Как авторские ремарки раскрывают внутреннее состояние героев
- Как авторские ремарки раскрывают внутреннее состояние героев
эпизода?
эпизода?
-
Что позволило Григорию, младшему по званию, победить в
Что позволило Григорию, младшему по званию, победить в
психологическом поединке?
психологическом поединке?
-
Какой эпизод этой главы свидетельствует о том, что Григорий может
Какой эпизод этой главы свидетельствует о том, что Григорий может
постоять не только за своё, но и за чужое достоинство?
постоять не только за своё, но и за чужое достоинство?
Григорий побеждает в этом психологическом поединке прежде всего
Григорий побеждает в этом психологическом поединке прежде всего
благодаря исключительному чувству собственного достоинства ,
благодаря исключительному чувству собственного достоинства ,
которое становится реальной силой и способно оказывать мощное
которое становится реальной силой и способно оказывать мощное
воздействие на других людей, независимо от их чина и положения
воздействие на других людей, независимо от их чина и положения
.
Мировая
война
–
центральное
историческое
событие
первой
книги
романа
.
Военные
эпизоды
предваряет
пейзаж
.(1-3-1)
-
Какова общая атмосфера пейзажа?
Какова общая атмосфера пейзажа?
-
С помощью каких деталей она создается?
С помощью каких деталей она создается?
-
Какова цветовая и звуковая гамма пейзажа?
Какова цветовая и звуковая гамма пейзажа?
-
Какие эпитеты кажутся вам наиболее выразительными?
Какие эпитеты кажутся вам наиболее выразительными?
-
Каково место этого пейзажа в тексте?
Каково место этого пейзажа в тексте?
-
Какова его художественная функция?
Какова его художественная функция?
Шолоховские пейзажи связаны с событийным рядом романа по
Шолоховские пейзажи связаны с событийным рядом романа по
принципу эпического параллелизма: события в жизни людей и в жизни
принципу эпического параллелизма: события в жизни людей и в жизни
природы даются в единстве , мир людей и мир природы осмыслены
природы даются в единстве , мир людей и мир природы осмыслены
автором как единый жизненный поток.
автором как единый жизненный поток.
Рисуя картины войны, Шолохов создаёт образ народной массы,
Рисуя картины войны, Шолохов создаёт образ народной массы,
объединённой общим событием. (сцена мобилизации.
объединённой общим событием. (сцена мобилизации.
1-3-4
1-3-4
).
).
-
Какие художественные средства использует
Какие художественные средства использует
Шолохов для создания образа казачьей
Шолохов для создания образа казачьей
массы?
массы?
-
Найдите в данном фрагменте портретные
Найдите в данном фрагменте портретные
зарисовки. В чём специфика включённых в
зарисовки. В чём специфика включённых в
эпизод портретов?
эпизод портретов?
-
В чём особенность диалога?
В чём особенность диалога?
-
Какой общий принцип лежит в основе
Какой общий принцип лежит в основе
созидания портрета и диалога?
созидания портрета и диалога?
-
Какова художественная функция
Какова художественная функция
многоголосого диалога, соединения
многоголосого диалога, соединения
коллективного и индивидуального портрета?
коллективного и индивидуального портрета?
Важнейшим средством создания образа народной массы становится
Важнейшим средством создания образа народной массы становится
коллективный портрет
коллективный портрет
. Казачья масса , хотя и названа толпой, не
. Казачья масса , хотя и названа толпой, не
кажется Шолохову однородной и безликой, она состоит из
кажется Шолохову однородной и безликой, она состоит из
индивидуальных человеческих характеров, поэтому с
индивидуальных человеческих характеров, поэтому с
коллективным портретом соседствуют детали портретов
коллективным портретом соседствуют детали портретов
отдельных персонажей, в том числе и эпизодических (
отдельных персонажей, в том числе и эпизодических (
хмурый и
хмурый и
озабоченный военный пристав, здоровенный черный атаманец,
озабоченный военный пристав, здоровенный черный атаманец,
низкорослая казачка с подсолнуховой лузгой в распатлаченных космах,
низкорослая казачка с подсолнуховой лузгой в распатлаченных космах,
вахмистр в рыжей оправе бороды
вахмистр в рыжей оправе бороды
…
…
)
)
По тому же принципу соединения общего и частного строится и
По тому же принципу соединения общего и частного строится и
речевая характеристика коллективного героя, важнейшей формой
речевая характеристика коллективного героя, важнейшей формой
которого становится многоголосый диалог. Давая представление о
которого становится многоголосый диалог. Давая представление о
настроении казачества в целом, он в то же время раскрывает сугубо
настроении казачества в целом, он в то же время раскрывает сугубо
индивидуальные воззрения, характеры и судьбы.
индивидуальные воззрения, характеры и судьбы.
-
Какие характеры стоят за той или иной
Какие характеры стоят за той или иной
репликой неперсонифицированного диалога?
репликой неперсонифицированного диалога?
Определите, как по-разному относятся казаки
Определите, как по-разному относятся казаки
к предстоящей войне? Проследите, как
к предстоящей войне? Проследите, как
обсуждение главного вопроса сочетается с
обсуждение главного вопроса сочетается с
разговором на другие темы?
разговором на другие темы?
-
Что испытал Григорий в первые месяцы
Что испытал Григорий в первые месяцы
войны?
войны?
(пейзаж. 1-3-10)
(пейзаж. 1-3-10)
-
В чём специфика данного пейзажа?
В чём специфика данного пейзажа?
-
Какие приметы войны включены в пейзаж?
Какие приметы войны включены в пейзаж?
-
Каков характер метафор и олицетворений ?
Каков характер метафор и олицетворений ?
-
Как раскрывает образный строй отрывка
Как раскрывает образный строй отрывка
восприятие войны автором и героем?
восприятие войны автором и героем?
-
Кто из предшественников, современников или
Кто из предшественников, современников или
последователей Шолохова изображал войну
последователей Шолохова изображал войну
подобным образом?
подобным образом?
Благодаря неожиданным метафорам, ярким олицетворениям создаётся
Благодаря неожиданным метафорам, ярким олицетворениям создаётся
ощущение , что сама природа участвует в войне. Изменения, происходящие в
ощущение , что сама природа участвует в войне. Изменения, происходящие в
природе, соответствуют тому, что совершается в душе каждого человека.
природе, соответствуют тому, что совершается в душе каждого человека.
-
Какие портретные зарисовки следуют сразу после этого пейзажа?
Какие портретные зарисовки следуют сразу после этого пейзажа?
Почему?
Почему?
Несмотря на то что война в романе предстает в крови
Несмотря на то что война в романе предстает в крови
и страданиях, Шолохов изображает Григория
и страданиях, Шолохов изображает Григория
Мелехова мужественным воином, вполне заслуженно
Мелехова мужественным воином, вполне заслуженно
получившим высокую награду- Георгиевский крест.
получившим высокую награду- Георгиевский крест.
Мелехов сражается бесстрашно и в то же время
Мелехов сражается бесстрашно и в то же время
бездумно, не ведая, за что проливает свою и чужую
бездумно, не ведая, за что проливает свою и чужую
кровь. Но война сталкивает Григория с разными
кровь. Но война сталкивает Григория с разными
людьми, общение с которыми заставляет его
людьми, общение с которыми заставляет его
задуматься , причём не только о сущности самой
задуматься , причём не только о сущности самой
войны, но и о своей собственной жизни, и о том мире,
войны, но и о своей собственной жизни, и о том мире,
в котором он живёт.
в котором он живёт.
Система действующих лиц романа строится таким образом, что рядом
Система действующих лиц романа строится таким образом, что рядом
с главным героем появляются персонажи, воплощающие полярные
с главным героем появляются персонажи, воплощающие полярные
взгляды и жизненные позиции. Такими полюсами а период мировой
взгляды и жизненные позиции. Такими полюсами а период мировой
войны становятся для Григория
войны становятся для Григория
Чубатый
Чубатый
и
и
Гаранжа
Гаранжа
.
.
-
Какую жизненную философию исповедует Чубатый? Как относится к
Какую жизненную философию исповедует Чубатый? Как относится к
его позиции Григорий?
его позиции Григорий?
(1-3-12; 1-3-20
(1-3-12; 1-3-20
).
).
-
Какие чувства вынес Григорий из
Какие чувства вынес Григорий из
опыта войны?
опыта войны?
Усталость и разочарование
Усталость и разочарование
-
В чём пытается убедить Григория
В чём пытается убедить Григория
Гаранжа и что испытывает герой под
Гаранжа и что испытывает герой под
его влиянием?
его влиянием?
(1-3-23)
(1-3-23)
- Почему же так запали в душу Григория наставления Гаранжи?
- Почему же так запали в душу Григория наставления Гаранжи?
Война принесла разочарование в прежних ценностях: в царе, в
Война принесла разочарование в прежних ценностях: в царе, в
казачьем воинском долге. Именно на эту благодатную почву и упали
казачьем воинском долге. Именно на эту благодатную почву и упали
семена «большевистской правды», ниспровергающей эти казавшиеся
семена «большевистской правды», ниспровергающей эти казавшиеся
ранее непоколебимыми понятия.
ранее непоколебимыми понятия.
Здесь начинаются попытки Григория разобраться в
Здесь начинаются попытки Григория разобраться в
сложном устройстве жизни. Здесь начинается его
сложном устройстве жизни. Здесь начинается его
трагический путь к истине, к народной правде.
трагический путь к истине, к народной правде.