Напоминание

Инновационный опыт работы взаимодействия детского сада №7 «Солнышко» и КОУ МО КШИ с ПЛП имени трижды героя Советского Союза А. И. Покрышкина.


Автор: Кукишева Нина Николаевна
Должность: Воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: п.г.т.Свердловский Московской области
Наименование материала: Учебно-методическая разработка
Тема: Инновационный опыт работы взаимодействия детского сада №7 «Солнышко» и КОУ МО КШИ с ПЛП имени трижды героя Советского Союза А. И. Покрышкина.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационный опыт работы

взаимодействия детского сада №7

«Солнышко» и

КОУ МО КШИ с ПЛП имени трижды героя Советского Союза А. И.

Покрышкина.

Автор: воспитатель первой квалификационной категории Кукишева Н.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Солнышко», Общеразвивающего вида, поселок

Свердловский, Лосино -Петровского г.о. , Московской области

.

Тип проекта: Социальный

практико-ориентированный, долгосрочный,

открытый.

Условия реализации проекта: взаимодействие с кадетами

КОУ МО КШИ с ПЛП

имени трижды героя Советского Союза А. И. Покрышкина;

заинтересованность

педагогов, детей родителей, регулярность и систематичность работы.

Сроки реализации: 1 год : с 1 сентября 2018г по1 сентября 2019 учебного года.

Цель проекта:

Воспитание у дошкольников патриотических чувств и гражданской

принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности

через преемственность детского сада и

КОУ МО КШИ с ПЛП имени трижды героя

Советского Союза А. И. Покрышкина;

Приобщение дошкольников к истории и

культуре родного края, местным достопримечательностям воспитание любви и

привязанности к Родине.

Задачи:

-

разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной

деятельности, способствующей патриотическому воспитанию детей дошкольного

возраста на основе духовно-нравственных традиций.

-изучить элементарные правила поведения воспитанника -кадета. -

-воспитать воспитанников в духе демократии, свободы, личного достоинства,

участие детей в деятельности различных творческих объединений;

-прививать детям понятие о здоровом образе жизни, вырабатывать у

подрастающего поколения потребность в нём, воспитывать физически и морально

здоровую личность ;

-

присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и

нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с

взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости, сопереживания;

-формирование готовности к совместной деятельности с кадетами;

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей

семье, малой родине – п. Свердловский и Отечеству;

-представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных

традициях и праздниках;

-формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Актуальность проблемы:

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и

целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов

гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого

патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к

выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите

интересов Родины. Основной задачей стало вовлеченности граждан в систему

патриотического воспитания, внедрение в деятельность организаторов и

специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств

воспитательной работы, развитие материально-технической базы системы

патриотического воспитания.

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью

государственной политики в сфере патриотического воспитания является:

-создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны;

-повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения

национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;

укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России;

-обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина,

любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Проблема:

-Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного

развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной,

родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и

известными людьми.

-Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной

проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о

родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать

уважительное отношение к малой Родине.

-Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и

культурному наследию города, области, страны .

-Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-

патриотических чувств.

-Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения

эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

-Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому

воспитанию в ДОУ.

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

Личностно- ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где

во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, субъектный опыт

каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием

образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания

уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника

индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие

способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на

самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных

особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия

для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе.

Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки

самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные. В современном мире привсе нарастающем

потоке информации не обойтись без применения информационно-

коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто

применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление,

организуются видеопросмотры.

Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка,

созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у

воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в

новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде

формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой

деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения.

Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности,

проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать

решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с

родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка

описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое

(давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создать «Русскую избу».

Изготовить фотовыставку.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка,

учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке

полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие

понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для

самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке с

учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и

познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй,

КОУ МО КШИ

с ПЛП имени трижды героя Советского Союза А. И. Покрышкина;

детской

центральной библиотекой, ДК «Созвездие», средней школой и т. п. Содержание

краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов

деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим

направлениям:

- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и

промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с

доступными пониманию детей историческими событиями; расширение

представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами

государства (герб, флаг, гимн) ; формирование элементарных знаний о правах

человека и т. д.

- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности

к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения

к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и

гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и

чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного

отношения к представителям других национальностей.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней

активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя

разные способы приходить к результатам.

Средства реализации поставленных задач:

- развивающая предметно – пространственная среда;

- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);

- метод детских проектов.

Формы работы с детьми:

• непосредственно образовательная деятельность;

• тематические беседы;

• презентации;

• календарные праздники;

• развлечения, досуги;

• экскурсии;

• пополнение развивающей среды,

.выставки детских работ, семейных коллекций.

Ожидаемые результаты:

- воспитание у дошкольников патриотических чувств и гражданской

принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности;

помощь каждому ребенку в благоприятном вхождении в современный мир и

совместной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

дошкольников.

формирование

у

детей

целостного

мировоззрения,

российской

идентичности,

уважения

к

своей

семье,

обществу,

государству,

армии

воспитания

активной

гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных

культурных,

духовных

и

нравственных

ценностях

российского

общества,

для

увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои

конституционные права и обязанности».

Стратегические

ориентиры

воспитания

сформулированы

в

приоритетной

задаче Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих

знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих

традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите

Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений

науки на основе отечественных традиций

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на

происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных

в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;

- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

самовыражение творческих способностей детей;

-обогащение знаний детей о музейной культуре;

-сформировать элементарные проектно-исследовательские умения и навыки;

- сформировать систему понятий духовных семейных ценностей.

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно-

патриотического воспитания.

- активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.

- обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими

знаниями.

- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные,

организаторские, рефлексивные способности;

- сформировано желание сотрудничества с детским садом;

- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств

ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных

традиций.

Прогнозируемый результат на уровне педагогов:

- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-

патриотического воспитания дошкольников;

- творческая самореализация в профессиональной деятельности.

Прогнозируемый результат на уровне кадетов:

-Вовлечение кадетов из школы интерната в образовательный процесс ДОУ, в

совместную деятельность по патриотическому, воспитанию детей на основе

духовно-нравственных традиций

.

Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:

- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;

-создание единого социума: педагоги-дети- кадеты -родители-общественность в

сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап 09.2018 - 09.2018гг. Подготовительно-проектировочный - диагностика

имеющихся ресурсов, поиск условий для реализации.

II этап 09.2018 – 10.2018 гг. Содержательно - деятельностный - апробация и

внедрение новшеств и преобразований в образовательный процесс группы. Начало

выполнения Проекта.

III этап 06.2019 г. - 08.2019гг. Рефлексивно-обобщающий -подведение итогов и

соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основные

направлениям реализации Проекта

.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи,

изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность,

физкультурная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Перспективный план работы по реализации проекта на 2018-2019 учебный год.

Сентябрь

Тема: «Кто такие кадеты».

Тема: История «Кадетское движение»

Задачи:

Познакомить детей с историей кадетским движением;

формировать нравственно-патриотические чувства:

воспитание храбрости, мужества, стремление защищать Родину;

изучить элементарные правила поведения воспитанника – кадета.

Формы проведения:

Беседа «Кто такие кадеты»

Познакомить детей с формой кадета

.

Просмотр презентации, видеоролика «Кадеты на параде».

Октябрь

Тема:

«Посвящение в кадеты»

Задачи:

Познакомить детей с

кадетами

КОУ МО КШИ с ПЛП имени трижды героя

Советского Союза А. И. Покрышкина.

.

воспитывать активную гражданскую позицию, гражданскую

ответственность, основанная на традиционных культурных, духовных и

нравственных ценностях кадетского движения.

Формы проведения:

Тема: Экскурсия в музей ВВС п. Монино.

Участие в торжественном мероприятие «Посвящение в кадеты- принятие присяги»

Ноябрь.

Тема: «День народного единства»

Тема: «Моя малая Родина».

Тема: «День Матери».

Задачи:

Расширение представление детей о родной стране, о государственных

праздниках. О родном поселке Свердловский, о его истории, культуре;

развивать интерес к истории своей страны, воспитывать гордость за свою

страну, любовь к ней; воспитывать уважение к людям разных

национальностей и их обычаями:

Знакомство с праздником «День матери» ;

Формы проведения:

Экскурсия по поселку. Беседы с детьми об истории возникновения праздника.

Презентация: «История достопримечательности нашего района».

Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию

дворовых территорий.

Творческий конкурс совместно с родителями и детьми: «Осеннее лукошко».

«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?

НОД« Мамочка милая моя , как хорошо , что ты есть у меня»

Декабрь

Тема:2декабря – День неизвестного солдата,

Тема: 4-декабря –Посвящение в валантеры.

Тема:9 декабря – День Героев Отечества

Задачи:

На примерах подвигов героев – школьников рассказать детям о войне с

фашизмом. Воспитывать чувство патриотизма, стремление быть похожими на

таких героев. Вызывать у детей интерес к песням на военную тематику.

Формировать патриотические чувства и гордость за свой народ, за

защитников

Родины, воспитывать чувство гордости за свою стран

Свято чтить и не предавать принципы и идеалы волонтёрского движения

Воспринимать участие в волонтерском движении как возможность служения

людям, обществу, детскому саду.

Формы проведения:

Встреча с кадетами.- Беседа с детьми «Юные герои войны». Просмотр

презентация «Памятники неизвестному солдату». Подвижные игры «Самолеты,

Сюжетно-ролевые игры «Мы военные»

Выучить гимн Волонтеров. Создать эмблему цветик-Семицветик.

Январь.

Тема: «Россия – моя страна».

Тема: «Мой родной поселок Свердловский».

Задачи:

• Воспитывать любовь к России ,к своему поселку , умение видеть прекрасное,

гордиться своей Родиной.

• Познакомить детей с символикой нашей страны (флаг, герб, гимн);

• Поддерживать интерес детей и взрослых к истории нашего поселка;

• Познакомить детей с архитектурой родного поселка. Воспитывать чувство

восхищения красотой своего поселка, любовь, желание сделать его еще красивее

Формы проведения:

НОД «Театрализованное представление по сказкам А.С. Пушкина», посвященное

220-летнему юбилею. Показ в школе № 2

Беседа : «Наш поселок»;

Творческий конкурс «Кремль-сердце России»:

Конкурс чтецов МБУ ДК «Созвездие»

«Это нашей истории строки».

Февраль.

Тема: «Памятные места родного поселка».

Тема: «Люди, прославившие наш поселок».

Тема: «День защитника Отечества».

Задачи:

Расширение представлений детей о Российской армии. Рассказы о трудной,

но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и

безопасность; о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу

страну от врагов прадеды, деды, отцы.

Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях

желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в

Российской армии;

Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и

ответственности за будущее своего поселка.

Формы проведения:

Совместное мероприятие с родителями и кадетами

Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»

Открытый урок «Я бы в армию пошел, пусть меня научат».

Смотр – конкурс песни и строя с участием

КОУ МО КШИ с ПЛП имени трижды героя

Советского Союза А. И. Покрышкина.

Март.

Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины».

Тема: «День 8 марта».

Задачи:

Расширять и уточнять знания детей о родном крае;

Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей

малой Родины;

Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить

между городом и селом сходства и отличия;

Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся

территория области на карте имеет разную окраску);

Расширять знания детей об истории родного края.

Формы проведения:

Рассматривание иллюстраций о нашем поселке.

Праздник : «8 марта- международный женский день ».

Творческий конкурс рисунков : «Портрет моей мамы».

Апрель

Тема: «

Русские богатыри

».

Задачи:

Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин – Ильей

Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем и Микулой

Селяниновичем. Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за

богатырскую силу России, желание подражать богатырям

Формы проведения:

Беседа «Русские богатыри». Просмотр мультфильма про русских богатырей.

Изобразительное искусство «Русские богатыри». Просмотр презентации

«Богатыри Руси»

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

Досуг: « Папа, мама ,Я – спортивная семья!»

Май

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь».

Тема: «Мы эковоины земли Щелковской».

Тема: «Береги природу».

Задачи:

Воспитание дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине.

Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о детях войны, о

победе нашей страны в войне.

Познакомить детей с памятниками героям ВОВ

Формы проведения:

Встреча с кадетами. Проведение мероприятия «Мамы и папы , мы не хотим

войны!»

Экскурсия к памятнику «Дети войны»,участие в акции «Журавлик»

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Акция «Посади цветок».

Экскурсия к поместью Лукино-Варино- приусадебные пруды

Июнь

Тема : «День Защиты детей».

Тема: «День России».

Тема: «Цветы нашего края».

Задачи:

воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и

о

познакомить с цветами нашего края , прививать любовь к окружающей нас

природе родного края. о

бычаям, к народному творчеству.

Создавать

.

положительную

.

основу

.

для

.

воспитания

.

патриотических

.

чувств.

познакомить с цветами нашего края , прививать любовь к окружающей нас

природе родного края.

Формы проведения:

Торжественное мероприятие «Россия-Родина моя

Акция «Посади цветок»

Благоустройство участка, сажаем клумбу, огород.

Июль.

Тема: «Мы эковоины земли Щелковской».

Тема: «Береги природу».

Задачи

Формировать представления детей о проблемах загрязнения

окружающей среды.

познакомить с лекарственными растениями нашего края , прививать любовь

к окружающей нас природе родного края.

Формы проведения :

Экскурсия в березовую рощу.

Дидактические игры: «Собери картинку», «Отгадай цветок по описанию».

Конкурс рисунков «Летнее многоголосье цветов».

Проект «Лекарственные растения»

Август.

Анкетирование. Обработка материала. Презентация по проекту «Я бы в армию

пошел, пусть меня научат»

Литература:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для

воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” //

Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5. 6. Евдокимова Е.С.

«Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002

№6.

4. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через

музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

5. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

6. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по

патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя

дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.

7. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

Управление ДОУ 2005 №1.

8. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания

дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева-М.,2005.

9. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-

Пресс, 2003

10. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н.

А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс

11. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под

ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-

синтез Год: 2016

12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва,

Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.М.: АРКТИ, 2005

13..

Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по

патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

14. Интернет – ресурс: Википедия.



В раздел образования