Автор: Кукишева Нина Николаевна
Должность: Воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: п.г.т.Свердловский Московской области
Наименование материала: Учебно-методическая разработка
Тема: Инновационный опыт работы взаимодействия детского сада №7 «Солнышко» и КОУ МО КШИ с ПЛП имени трижды героя Советского Союза А. И. Покрышкина.
Раздел: дошкольное образование
Инновационный опыт работы
взаимодействия детского сада №7
«Солнышко» и
КОУ МО КШИ с ПЛП имени трижды героя Советского Союза А. И.
Покрышкина.
Автор: воспитатель первой квалификационной категории Кукишева Н.Н.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Солнышко», Общеразвивающего вида, поселок
Свердловский, Лосино -Петровского г.о. , Московской области
.
Тип проекта: Социальный
–
практико-ориентированный, долгосрочный,
открытый.
Условия реализации проекта: взаимодействие с кадетами
КОУ МО КШИ с ПЛП
имени трижды героя Советского Союза А. И. Покрышкина;
заинтересованность
педагогов, детей родителей, регулярность и систематичность работы.
Сроки реализации: 1 год : с 1 сентября 2018г по1 сентября 2019 учебного года.
Цель проекта:
Воспитание у дошкольников патриотических чувств и гражданской
принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности
через преемственность детского сада и
КОУ МО КШИ с ПЛП имени трижды героя
Советского Союза А. И. Покрышкина;
Приобщение дошкольников к истории и
культуре родного края, местным достопримечательностям воспитание любви и
привязанности к Родине.
Задачи:
-
разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной
деятельности, способствующей патриотическому воспитанию детей дошкольного
возраста на основе духовно-нравственных традиций.
-изучить элементарные правила поведения воспитанника -кадета. -
-воспитать воспитанников в духе демократии, свободы, личного достоинства,
участие детей в деятельности различных творческих объединений;
-прививать детям понятие о здоровом образе жизни, вырабатывать у
подрастающего поколения потребность в нём, воспитывать физически и морально
здоровую личность ;
-
присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с
взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания;
-формирование готовности к совместной деятельности с кадетами;
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье, малой родине – п. Свердловский и Отечеству;
-представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках;
-формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Актуальность проблемы:
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и
целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов
гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины. Основной задачей стало вовлеченности граждан в систему
патриотического воспитания, внедрение в деятельность организаторов и
специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств
воспитательной работы, развитие материально-технической базы системы
патриотического воспитания.
С учетом современных задач развития Российской Федерации целью
государственной политики в сфере патриотического воспитания является:
-создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны;
-повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения
национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;
укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России;
-обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина,
любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Проблема:
-Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного
развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной,
родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и
известными людьми.
-Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной
проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о
родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать
уважительное отношение к малой Родине.
-Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и
культурному наследию города, области, страны .
-Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-
патриотических чувств.
-Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения
эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
-Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому
воспитанию в ДОУ.
В рамках реализации проекта используются следующие технологии:
Личностно- ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где
во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, субъектный опыт
каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием
образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания
уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника
индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие
способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на
самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных
особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия
для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе.
Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки
самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные. В современном мире привсе нарастающем
потоке информации не обойтись без применения информационно-
коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто
применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление,
организуются видеопросмотры.
Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка,
созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у
воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в
новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде
формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой
деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения.
Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности,
проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать
решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с
родным краем положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка
описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое
(давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создать «Русскую избу».
Изготовить фотовыставку.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка,
учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке
полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие
понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для
самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке с
учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и
познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй,
КОУ МО КШИ
с ПЛП имени трижды героя Советского Союза А. И. Покрышкина;
детской
центральной библиотекой, ДК «Созвездие», средней школой и т. п. Содержание
краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов
деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим
направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и
промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с
доступными пониманию детей историческими событиями; расширение
представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами
государства (герб, флаг, гимн) ; формирование элементарных знаний о правах
человека и т. д.
- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности
к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения
к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и
гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и
чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного
отношения к представителям других национальностей.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней
активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя
разные способы приходить к результатам.
Средства реализации поставленных задач:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);
- метод детских проектов.
Формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды,
.выставки детских работ, семейных коллекций.
Ожидаемые результаты:
- воспитание у дошкольников патриотических чувств и гражданской
принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности;
помощь каждому ребенку в благоприятном вхождении в современный мир и
совместной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию
дошкольников.
формирование
у
детей
целостного
мировоззрения,
российской
идентичности,
уважения
к
своей
семье,
обществу,
государству,
армии
воспитания
активной
гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных
культурных,
духовных
и
нравственных
ценностях
российского
общества,
для
увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои
конституционные права и обязанности».
Стратегические
ориентиры
воспитания
сформулированы
в
приоритетной
задаче Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих
знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих
традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите
Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений
науки на основе отечественных традиций
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на
происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных
в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформировать элементарные проектно-исследовательские умения и навыки;
- сформировать систему понятий духовных семейных ценностей.
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно-
патриотического воспитания.
- активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
- обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими
знаниями.
- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные,
организаторские, рефлексивные способности;
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств
ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных
традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-
патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне кадетов:
-Вовлечение кадетов из школы интерната в образовательный процесс ДОУ, в
совместную деятельность по патриотическому, воспитанию детей на основе
духовно-нравственных традиций
.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
-создание единого социума: педагоги-дети- кадеты -родители-общественность в
сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап 09.2018 - 09.2018гг. Подготовительно-проектировочный - диагностика
имеющихся ресурсов, поиск условий для реализации.
II этап 09.2018 – 10.2018 гг. Содержательно - деятельностный - апробация и
внедрение новшеств и преобразований в образовательный процесс группы. Начало
выполнения Проекта.
III этап 06.2019 г. - 08.2019гг. Рефлексивно-обобщающий -подведение итогов и
соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основные
направлениям реализации Проекта
.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи,
изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность,
физкультурная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Перспективный план работы по реализации проекта на 2018-2019 учебный год.
Сентябрь
Тема: «Кто такие кадеты».
Тема: История «Кадетское движение»
Задачи:
Познакомить детей с историей кадетским движением;
формировать нравственно-патриотические чувства:
воспитание храбрости, мужества, стремление защищать Родину;
изучить элементарные правила поведения воспитанника – кадета.
Формы проведения:
Беседа «Кто такие кадеты»
Познакомить детей с формой кадета
.
Просмотр презентации, видеоролика «Кадеты на параде».
Октябрь
Тема:
«Посвящение в кадеты»
Задачи:
Познакомить детей с
кадетами
КОУ МО КШИ с ПЛП имени трижды героя
Советского Союза А. И. Покрышкина.
.
воспитывать активную гражданскую позицию, гражданскую
ответственность, основанная на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях кадетского движения.
Формы проведения:
Тема: Экскурсия в музей ВВС п. Монино.
Участие в торжественном мероприятие «Посвящение в кадеты- принятие присяги»
Ноябрь.
Тема: «День народного единства»
Тема: «Моя малая Родина».
Тема: «День Матери».
Задачи:
Расширение представление детей о родной стране, о государственных
праздниках. О родном поселке Свердловский, о его истории, культуре;
развивать интерес к истории своей страны, воспитывать гордость за свою
страну, любовь к ней; воспитывать уважение к людям разных
национальностей и их обычаями:
Знакомство с праздником «День матери» ;
Формы проведения:
Экскурсия по поселку. Беседы с детьми об истории возникновения праздника.
Презентация: «История достопримечательности нашего района».
Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию
дворовых территорий.
Творческий конкурс совместно с родителями и детьми: «Осеннее лукошко».
«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).
Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?
НОД« Мамочка милая моя , как хорошо , что ты есть у меня»
Декабрь
Тема:2декабря – День неизвестного солдата,
Тема: 4-декабря –Посвящение в валантеры.
Тема:9 декабря – День Героев Отечества
Задачи:
На примерах подвигов героев – школьников рассказать детям о войне с
фашизмом. Воспитывать чувство патриотизма, стремление быть похожими на
таких героев. Вызывать у детей интерес к песням на военную тематику.
Формировать патриотические чувства и гордость за свой народ, за
защитников
Родины, воспитывать чувство гордости за свою стран
Свято чтить и не предавать принципы и идеалы волонтёрского движения
Воспринимать участие в волонтерском движении как возможность служения
людям, обществу, детскому саду.
Формы проведения:
Встреча с кадетами.- Беседа с детьми «Юные герои войны». Просмотр
презентация «Памятники неизвестному солдату». Подвижные игры «Самолеты,
Сюжетно-ролевые игры «Мы военные»
Выучить гимн Волонтеров. Создать эмблему цветик-Семицветик.
Январь.
Тема: «Россия – моя страна».
Тема: «Мой родной поселок Свердловский».
Задачи:
• Воспитывать любовь к России ,к своему поселку , умение видеть прекрасное,
гордиться своей Родиной.
• Познакомить детей с символикой нашей страны (флаг, герб, гимн);
• Поддерживать интерес детей и взрослых к истории нашего поселка;
• Познакомить детей с архитектурой родного поселка. Воспитывать чувство
восхищения красотой своего поселка, любовь, желание сделать его еще красивее
Формы проведения:
НОД «Театрализованное представление по сказкам А.С. Пушкина», посвященное
220-летнему юбилею. Показ в школе № 2
Беседа : «Наш поселок»;
Творческий конкурс «Кремль-сердце России»:
Конкурс чтецов МБУ ДК «Созвездие»
«Это нашей истории строки».
Февраль.
Тема: «Памятные места родного поселка».
Тема: «Люди, прославившие наш поселок».
Тема: «День защитника Отечества».
Задачи:
Расширение представлений детей о Российской армии. Рассказы о трудной,
но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и
безопасность; о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу
страну от врагов прадеды, деды, отцы.
Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях
желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в
Российской армии;
Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и
ответственности за будущее своего поселка.
Формы проведения:
Совместное мероприятие с родителями и кадетами
Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»
Открытый урок «Я бы в армию пошел, пусть меня научат».
Смотр – конкурс песни и строя с участием
КОУ МО КШИ с ПЛП имени трижды героя
Советского Союза А. И. Покрышкина.
Март.
Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины».
Тема: «День 8 марта».
Задачи:
Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей
малой Родины;
Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить
между городом и селом сходства и отличия;
Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся
территория области на карте имеет разную окраску);
Расширять знания детей об истории родного края.
Формы проведения:
Рассматривание иллюстраций о нашем поселке.
Праздник : «8 марта- международный женский день ».
Творческий конкурс рисунков : «Портрет моей мамы».
Апрель
Тема: «
Русские богатыри
».
Задачи:
Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин – Ильей
Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем и Микулой
Селяниновичем. Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за
богатырскую силу России, желание подражать богатырям
Формы проведения:
Беседа «Русские богатыри». Просмотр мультфильма про русских богатырей.
Изобразительное искусство «Русские богатыри». Просмотр презентации
«Богатыри Руси»
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Досуг: « Папа, мама ,Я – спортивная семья!»
Май
Тема: «Знаю. Помню. Горжусь».
Тема: «Мы эковоины земли Щелковской».
Тема: «Береги природу».
Задачи:
Воспитание дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине.
Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о детях войны, о
победе нашей страны в войне.
Познакомить детей с памятниками героям ВОВ
Формы проведения:
Встреча с кадетами. Проведение мероприятия «Мамы и папы , мы не хотим
войны!»
Экскурсия к памятнику «Дети войны»,участие в акции «Журавлик»
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Акция «Посади цветок».
Экскурсия к поместью Лукино-Варино- приусадебные пруды
Июнь
Тема : «День Защиты детей».
Тема: «День России».
Тема: «Цветы нашего края».
Задачи:
воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и
о
познакомить с цветами нашего края , прививать любовь к окружающей нас
природе родного края. о
бычаям, к народному творчеству.
Создавать
.
положительную
.
основу
.
для
.
воспитания
.
патриотических
.
чувств.
познакомить с цветами нашего края , прививать любовь к окружающей нас
природе родного края.
Формы проведения:
Торжественное мероприятие «Россия-Родина моя
Акция «Посади цветок»
Благоустройство участка, сажаем клумбу, огород.
Июль.
Тема: «Мы эковоины земли Щелковской».
Тема: «Береги природу».
Задачи
Формировать представления детей о проблемах загрязнения
окружающей среды.
познакомить с лекарственными растениями нашего края , прививать любовь
к окружающей нас природе родного края.
Формы проведения :
Экскурсия в березовую рощу.
Дидактические игры: «Собери картинку», «Отгадай цветок по описанию».
Конкурс рисунков «Летнее многоголосье цветов».
Проект «Лекарственные растения»
Август.
Анкетирование. Обработка материала. Презентация по проекту «Я бы в армию
пошел, пусть меня научат»
Литература:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для
воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987
3. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” //
Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5. 6. Евдокимова Е.С.
«Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002
№6.
4. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через
музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
5. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
6. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по
патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
7. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
Управление ДОУ 2005 №1.
8. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания
дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева-М.,2005.
9. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-
Пресс, 2003
10. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н.
А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
11. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под
ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-
синтез Год: 2016
12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва,
Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.М.: АРКТИ, 2005
13..
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по
патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
14. Интернет – ресурс: Википедия.