Автор: Антонова Юлия Анатольевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Зеленодольский район, с.Осиново
Наименование материала: Статья
Тема: Эвристический метод и приёмы его использования в развитие связной речи дошкольников с ОНР на примере фольклора
Раздел: дошкольное образование
Эврестический метод и приемы его
использования в развитие связной речи
дошкольников с ОНР на примере фольклора
Подготовила: учитель-логопед
Ю.А.Антонова
Эвристика (от греч. heurisko –
нахожу) – методология научного
исследования, а также методика
обучения, основанная на открытии или
догадке. Эвристический
метод направлен на проявление
самостоятельности в каком – либо
моменте работы на занятии.
В чём же заключается суть
данного метода?
При эвристическом методе обучения воспитатель не
знает заранее, к какому решению поставленной задачи
придут дети. Используя данный метод, перед
ребятами ставятся задачи, не имеющие однозначного
решения и они должны самостоятельно выдвинуть
возможные способы решения проблемы, подтвердить
их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного
зачастую результата. То есть дети не получают
готового набора знаний, который им необходимо
запомнить, а достигают его самостоятельно путем
постановки и нахождения ответов на проблемные
вопросы.
Главная особенность эвристического метода
заключатся в том, что сначала ребёнок
самостоятельно достигает своего результата, а
потом уже сравнивает его с общеизвестными
аналогами. Но чтобы ребёнку достичь «своего
результата», педагогу необходимо развивать
у детей творческие, креативные способности,
воспитывать активную личности,
формировать способность работать
самостоятельно.
Использование эвристических методов в детском саду
просто необходимо. С помощью этих методов мы
научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить
глубоко, дети смогут изобретать что-то новое,
фантастическое, может быть нереальное в этом мире.
Известно, что в трудной ситуации человек действует
типичным для него способом, который закладывается в
детстве, а данный метод раскрывает перед ребёнком
новые пути выхода из ситуаций, мыслить нестандартно,
по творчески, изобретательно.
Эврестический метод на примере
изучения сказок
Приемы:
«внедрение» в хорошо известную сказку другого сказочного персонажа
и помочь ему выйти из различных ситуаций в данном произведении;
- придумывание счастливого продолжения к печальной сказке
(на примере сказки «Колобок»);
- перемещение в сказку современных предметов (телефон,
экскаватор и т. д.) и получение новой сказки или её изменение
(«сказка на новый лад»);
- придумывание загадок, небылиц;
- продолжение предложений;
- придумывание новых слов; фигур; цифр; животных; планет (а потом
их зарисовать или изобразить) и т. д.
Задания могут быть различными – это и придумывание
нового, видоизменяя или улучшая привычный реальный
объект; рассматривание предмета с необычной стороны;
составление рассказа, придумывание сказки о
рассматриваемом объекте; использование найденных
определений на речевых занятиях. На занятиях с
продуктивными видами деятельности (лепка, рисование,
аппликация) - использование творческих заданий.
Главное, в использовании эвристического метода –
это активизация творческого воображения и
креативного мышления детей.
Ценность использования эвристического метода в
работе заключается в том, что дети самостоятельно
учатся применять свои знания, умения, исходя из
уже имеющегося опыта, педагог лишь подводит их к
правильному решению. Таким образом,
данный метод способствует формированию своей
точки зрения у детей, своей позиции, своего
миропонимания.