Автор: Зинченко Екатерина Егоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Лицей №8 "Олимпия"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектная деятельность на уроке русского языка по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи» в условиях подросткового сотрудничества учащихся с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Зинченко Екатерина Егоровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ лицей№8 «Олимпия» г. Волгоград
Проектная деятельность на уроке русского языка по теме
«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»
в условиях подросткового сотрудничества учащихся с ОВЗ
В современной системе образования одной из эффективных и
органичных форм преподавания является метод учебных проектов. В данной
работе ученики включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-
познавательную деятельность, в которой одновременно достигается учебная
цель
-
решение
познавательных
задач,
освоение
способов
действия
с
предметным материалом и практическая - получение учебного продукта. А
выполнение
совместной
проектной
деятельности
разновозрастными
учениками
способствует
не
только
развитию
самостоятельности,
организованности, но и создает условия для повышения качества учебной
деятельности как ведущей деятельности, определяющей возникновение и
развитие соответствующих новообразований. В частности, новая позиция
«учитель» позволяет ученику
по-новому взглянуть на труд собственных
педагогов, учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого
человека- младшего школьника.
Данная проектная деятельность представляется
в форме учебного
сотрудничества
учащихся
6-х
и
7-х
классов
Центра
дистанционного
образования МОУ Лицея №8 «Олимпия» на уроке русского языка по теме
«Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи».
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью исследовать
и
показать
потенциал
работы
в
форме
ученического
сотрудничества,
направленного на совместную выработку способа действия с предметным
материалом, формирующего ценностно-смысловое отношение учащихся на
уроках русского языка.
Цель: На
основе
применения
разнообразных
форм
учебно-
познавательной
деятельности,
разработать
и
установить
эффективность
методики использования сотрудничества в 6 и 7 классе ЦДО на основе
предметного материала.
Для достижения данной цели необходимо решить комплекс задач:
Разработать
и
апробировать
методику
проведения
подросткового
сотрудничества (13-14 лет) на уроке по русского языка.
Выявить уровень освоенности семиклассниками обобщенного способа
действия
при изучении
правописания «Не с различными частями
речи», установить имеющиеся у школьников затруднения.
Провести коррекционную работу в соответствии с «индивидуальной
картой трудностей».
Разработать
общую
модель
урока
постановки
и
решения
учебной
задачи
(открытия
нового
способа
действия
«Слитное
и
раздельное
написание Не с существительными, прилагательными, глаголом).
Провести диагностику результативности данного урока.
Надо отметить, что учебная программа по русскому языку в классах ЦДО
предполагает максимальное сжатие предметного материала и ориентировку
только
на
изучение
основных
дидактических
единиц.
Поэтому
учебная
проектная
деятельность
позволяет
не
только
дополнительно
углубить
и
расширить лингвистический материал, но и повысить качество обучения. С
учетом
специфики
дистанционного
обучения
выстроен индивидуальный
учебный проект по русскому языку «Правописание не с различными частями
речи». Данная тема рассчитана не только на
повторение, закрепление и
коррекцию
полученных
знаний
для
7-х
классов,
но
и
разработку
для
учащихся
6-х
классов
обобщенного
способа
действия
по
слитному
и
раздельному
написанию
не
с
существительными,
прилагательными
и
глаголом.
На первом подготовительном этапе, который длится в течение двух недель,
надо особо выделить мотивационно-целевой уровень, в который погружается
будущий «ученик-учитель». Предлагаемая роль учителя, с одной стороны,
привлекает, заманивает ученика, ведь ребенок выходит на новую ступень
учебной
деятельности,
где
контроль
учителя
минимальный.
С
другой
стороны,
вызывает
проблемные
вопросы
у
ребенка:
как
выбрать
тему,
построить
урок,
проверить
свои
знания.
Так
возникает
стадия
проблематизации,
ведущая
к
поиску
способов
решения
проблемы
-
проектирование решения. На этой стадии совместно с учеником выбирается
тема,
определяются
цели
и
программа
предстоящей
работы.
На
подготовительном этапе составляется карта знаний и умений учащегося по
выбранному разделу:
1. знать особенности существительных, прилагательных, глаголов (вопрос,
категориальное значение, морфологические признаки, синтаксическая роль);
2. уметь отличать данные части речи от других;
3. выработать последовательность действий при выборе слитного и
раздельного написания НЕ с разными частями речи.
В стадию планирования действия входит посещение будущим «учителем»
урока русского языка в младшем классе. Данный урок проходит в оn-lain
режиме, урок-скайп. Ученики 7 класса не просто наблюдает за ходом урока,
но и пытаются понять тип и структуру урока, конструирование ОСД, формы
работы,
отмечает
максимальную
наглядность
урока
(презентации,
флеш-
анимации,
интерактивные
задания).
Таким
образом,
составляется
индивидуальная карта урока для ребенка с ОВЗ. В результате посещения
урока и анализа полученных данных, ученики совместно с учителем создает
проектирование
(сценирование)
будущего
урока
по
теме:
«Слитное
и
раздельное написание не с разными частями речи». В конспекте подробно
прописывается ход урока от постановки учебной задачи до этапа рефлексии
(лист
самоконтроля),
система
творческих
заданий,
направленных
на
выведение обобщенного способа действия и его практической отработки.
На
втором
этапе
осуществляется
практическая
реализация
проекта.
Ученики самостоятельно проводит урок русского языка по указанной теме. В
процессе
проведения
урока
важно
отметить
этапы
совместной
работы
учителя-ученика.
1. Создание проблемной ситуации. Этап постановки учебной задачи.
2.
Конструирование
обобщенного
способа
действия
(воспроизведение
операционного
состава
приопределении
слитного
и
раздельного
написания не с существительными, прилагательными и глаголом).
3.
Обрабатывание ОСД на практических примерах.
4.
Этап рефлексии (заполнение учеником листа самоконтроля).
В ходе урока учащиеся разрабатывают обобщенный способ действия
«Слитного
и
раздельного
написания
Не
с
суще ствительными,
прилагательными, глаголоми», зафиксированный в виде следующей таблицы:
Слитно (не приставка)
Раздельно не (частица)
1.Не употребляется без не: невежда,
неприступные, негодовать
1. С глаголами: не был, не мог, не
читал.
2.Заменить синонимом без не:
несчастье (беда), нелегкий (тяжелый).
2. С существительными и
прилагательными, есть или
подразумевается противопоставление
с союзом а: Это не счастье, а горе.
Река не мелкая (глубокая)
3.Слова очень не, далеко не,
отнюдь не, вовсе не, ,ничуть не,
нисколько не + прилагательное:
вести нисколько не радостные,
приняли отнюдь не верное решение.
После проведения урока важно подвести итог учебного проекта. На
данном
этапе
семиклассники
его
«ученики»
оценивают
изменения,
произошедшие
в
сфере
собственных
знаний
и
умений.
Здесь
важно
стремиться
к
тому,
чтобы
учащиеся
осознавали,
какие
собственные
ограничения им удалось преодолеть, какие изменения произошли.
Вопросы для учителя:
Кому помогал?
Над какой проблемой работали?
Смогли решить проблему?
Какие трудности возникли?
Над чем надо еще поработать?
Вопросы для ученика:
Кто тебе помогал?
Над какой проблемой работали?
Что нового узнал?
Какие трудности еще остались?
Из опыта работы мы знаем, что учащиеся с увлечением выполняют
только
ту
деятельность,
которая
выбрана
им
самим.
Использование
технологии
проектной
деятельности
в
разновозрастном
учебном
сотрудничестве
предполагает
принципиальное
изменение
традиционных
отношений
между
учителем
и
обучающимися.
В
результате
такой
деятельности учащиеся оказываются в центре процесса обучения, проявляют
самостоятельность, личную ответственность и познавательную активность.