Автор: Тарасова Наталья Васильевна
Должность: преподаватель биологии-химии
Учебное заведение: ЮТТ (юрюзанский технологический техникум)
Населённый пункт: г.Юрюзань, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: Здоровье молодого поколения
Раздел: среднее профессиональное
Тема «Здоровье молодого поколения»
Выступление на МО кураторов в Юрюзанском технологическом техникуме
26.03.2018.
ВВЕДЕНИЕ
«Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей
беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным
организмом» И.П. Павлов.
Здоровье населения - высшая национальная ценность, и возрождение наций
должно
начаться
именно
со
здоровья,
в
первую
очередь
молодого
поколения.
Только здоровый человек может быть успешным и уверенным в своем будущем в
наш
динамичный
и
информационно
насыщенный
век. По
данным
Всемирной
организации здравоохранения здоровье каждого человека на 50 процентов зависит
от
образа
жизни.
Медико-демографическая
ситуация,
выраженная
ростом
заболеваемости и смертности, снижением средней продолжительности и качества
жизни,
негативными
тенденциями
в
состоянии
психического
здоровья,
существенными
изменениями
в
области
формирования
и
стабильности
семьи,
низкой санитарно-гигиенической культурой населения актуальна как никогда.
В целях гармоничного развития человеческой личности, сохранения здоровья и,
следовательно,
творческого
долголетия
необходимо
чередование
умственной
и
физической деятельности.
Показатели
здоровья
наших
ребят
характеризуются
ростом
первичной
и
общей
заболеваемости
(данные
фельдшера
техникума).
Однако,
ухудшение
здоровья студентов обусловлено не только нарастающими масштабами загрязнения
окружающей среды, но и несбалансированностью питания, слабым внедрением
здорового
образа
жизни,
широким
распространением
вредных
социальных
привычек и рядом других причин. В связи с этим составной частью комплексной
программы мероприятий, направленных на профилактику различных заболеваний
должно
стать
просвещение
студентов
о
различных
патологиях
и
проблемах,
связанных со здоровьем.
Важно с детства привить человеку привычку к здоровому образу жизни, которая
напрямую
связана
с
его
здоровьем
-
это
одинаково
важно
для
обеих
сторон
учебного процесса и обучающихся, и преподавателей.
Крепкое
здоровье
представляет
собой
величайшее
социальное
благо
и
накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности человека. Оно выступает в
качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и
полноценной жизни человека.
Т а к
ч т о
ж е
т а к о е
« м о т и в а ц и я
н а
з д о р о в ы й
о б р а з
ж и з н и » ?
Это
формирование индивидуальной системы разумного поведения человека:
оптимальный
двигательный
режим,
закаливание,
рациональное
питание,
рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек.
На состояние здоровья оказывают непосредственное влияние различные факторы:
экологическая
обстановка
(особенно
в
наших
малых
городах
горно-заводской
местности), сбалансированность питания, бешеный ритм жизни, стрессы, условия
труда, гиподинамия (пониженная физическая активность), материально-бытовые
условия и т.п. Одной из составляющей здорового образа жизни, является отказ от
разрушителей здоровья: куренья. Опрос
показал, что некоторые из студентов
бросили курить.
Употребление
спиртных
напитков
вещь,
к
сожалению,
распространенная.
Социологический опрос показал, что более половины первокурсников знакомы со
вкусом шампанского или пива, и, чаще всего это происходит с ведома родителей:
«невинная
рюмочка»
в
честь
дня
рождения
или
другого
праздника.
Такое
приобщение молодежи к алкоголю представляет определенную опасность, ибо
снимает психологический барьер, и молодой человек чувствует себя вправе выпить
с товарищами, если появляется такая возможность. Важное место в формировании
здорового образа жизни студентов отводится организации свободного времени.
Досуг многих ребят без цели и занятости является ведущим фактором риска в
развитии злоупотребления алкогольными напитками, пристрастие к сигаретам.
Практически все наркотики, включая табак и алкоголь, в большинстве случаев
используются для снятия стресса, но надо знать, что значительно более успешно
стресс
снимается
при
помощи
физической
активности,
и
она
может
служить
здоровой альтернативой вредным привычкам.
Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим.
Особенно
страдают
от
гиподинамии
студенты.
Большую
часть
времени
они
проводят сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры,
телефоны. Необходимо больше времени уделять ходьбе, легкому бегу, плаванью,
лыжным
и
велосипедным
прогулкам.
Важную
роль
в
сохранении
здоровья
студентов играет организация и проведение Дней здоровья, включая проведение
разнообразных
мероприятий,
направленных
на
сохранение
и
укрепление
физического и психического: это и юрюзанский экстрим и осенний спортивный
праздник, где ребята в спортивно-игровой форме показывают свои возможности.
Проведение таких дней оказывает положительных эффект.
Питание. Правильная организация питания имеет большое значение для развития
организма. Нормальный рост и развитие студента зависят в первую очередь от того,
насколько
организм
обеспечен
необходимыми
питательными
веществами.
Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении
многих заболеваний.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание.
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Использование этих естественных
сил природы приводит к тому, что человек становится закаленным и успешно
противостоит
неблагоприятным
факторам
внешней
среды
–
в
первую
очередь
переохлаждению
и
перегреву.
Особенно,
велика
его
роль
в
профилактике
простудных заболеваний. Но, к сожалению наши студенты мало времени проводят
на свежем воздухе (только выбегают покурить).
При
закаливании
и
физической
нагрузке
необходимо
помнить,
что
каждая
процедура должна доставлять радость и удовольствие.
Следующий фактор - это личная гигиена. Это комплекс мероприятий по уходу за
кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью.
Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены на обеспечение
нормального тепло- и газообмена организма с окружающей средой. (одеваться по
погоде). Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового
образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое
эмоциональное
состояние.
Анкетирование
показало
и
выявило,
что
абсолютно
здоровых студентов у нас только 12% , а это значит, что и работа в будущем будет
подбираться в соответствием здоровья.
Рассмотрев
условия,
необходимые
для
формирования
здорового
образа
жизни
можно сделать вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво к различным
обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни
необходимо формировать начиная с раннего возраста, тогда забота о собственном
здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.
Итак, вырастить здоровое поколение возможно, если техникум, семья и государство
будут вместе решать существующие проблемы:
1.с детства приучать к соблюдению правил личной гигиены;
2.следить за питанием учащихся;
3.бороться
с
вредными
привычками
среди
молодежи,
организовывать
содержательный
досуг,
способствовать
занятию
спортом,
чтобы
студенты
понимали, что спорт лучше, чем сигарета, чаще проводить «Дни здоровья». Вести
разъяснительную
работу,
приглашать
на
собрания
студентов
и
родителей,
преподавателя физической культуры, спортсменов (выпускников);
У обучающихся и педагогов должно появиться чувство уверенности в своих силах,
успешности
дальнейшего
жизненного
пути.
Для
нас
формирование
здорового
образа жизни – это не самоцель, а, прежде всего здоровье, которое является залогом
полноценной и счастливой жизни, способствующей выполнению замыслов, планов,
решению
различных
жизненных
задач,
наконец,
личному
счастью.
Отрадно
отметить тот факт, что во многих областях страны проводится диспансеризация
населения. Но вместе с тем, недостаточно сформирована система организации
досуга
молодежи,
недостаточна
система
занятости
молодёжи,
что
является
причиной
раннего
приобщения
и
злоупотребления
алкоголя,
распространения
курения, наркомании. Следовательно, в вопросах оздоровления молодёжи рука об
руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие
специалисты. При этом должна быть преемственность, начиная с родителей, далее
преподавателей и. т. д., основной задачей которой должно стать воспитание у
населения
потребности
быть
здоровым,
беречь
и
укреплять
здоровье,
ценить
счастье здоровья.
Важная роль в формировании здорового образа жизни студентов отводится семье.
К сожалению, большое количество родителей не формируют у своих детей чувства
ответственности за свое здоровье, не ведут профилактику. Не способствует этому и
личный пример родителей, далеко не многие родители сами занимаются спортом,
ведут нездоровый образ жизни, а хотят видеть здоровыми своих детей.
Неплохо бы нам - педагогам
поощрять занятия студентов в спортивных
секциях, организовывать походы, спортивные состязания. А студентов, достигших
высоких
результатов
в
региональных,
городских
конкурсах
и
олимпиадах,
спортивных соревнованиях, научно - исследовательских конференциях, а также
высоких показателей в учебе поощрять например, премированием.
Как
биолог, постоянно даю разъяснения по вопросам здоровья, ЗОЖ, на что
следует
обращать
внимание,
каков
режим
должен
быть,
питание,
телефоны
и
компьютеры. Я считаю, что в качестве рекомендаций по усилению роли семьи в
формировании
здоровья
его
членов
необходимо:
во-первых,
повышение
образовательного уровня родителей; (ликбез),
во-вторых, проведение широкой
просветительной работы, ориентированной на здоровье семьи; в-третьих, изучение
и предупреждение наследственных заболеваний. Обо всём этом я веду разговор на
своих уроках. Со своей стороны я могу провести небольшую беседу для родителей
на общем родительском собрании.
Таким
образом,
здоровье
является
основным
ресурсом,
от
степени
обладания
которого зависит удовлетворенность практически всех потребностей человека.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод - по актуальности эта
тема должна занимать одно из первых месте.
«Образ
жизни
каждого
человека
определяет
его
представления
о
смысле
жизни, его дела, поступки, отношение к окружающему миру, к себе, к своему
здоровью».
Учитель биологии и химии Тарасова Н.В. 26.03.2018,
ЮТТ г. Юрюзань Челябинская область.