Напоминание

Перспективный план работы фронтальных занятий с обучающимися 1 классов с ОНР III уровня


Автор: Тарбаева Дарья Владимиров
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Советский,Тюменская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Перспективный план работы фронтальных занятий с обучающимися 1 классов с ОНР III уровня
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №4

«Перспективный план работы фронтальных занятий

с обучающимися 1 классов

с ОНР III уровня »

(группа №1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

где

важным

условием

для

успешного

обучения

детей с особенностями психофизического развития и состояния здоровья

является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-

медико-педагогической коррекции» (ст.34, ч.1, п.2).

Организация логопедической помощи – одно из условий успешного обучения детей с

нарушениями

речи

и

письма

в

школе.

Учащиеся

с

нарушением

речи,

испытывают

значительные

трудности

в

освоении

основной

общеобразовательной

программы

начального

общего

образования.

Данные

школьники

нуждаются

в

организации

специальных условий обучения с учётом особых образовательных потребностей.

Коррекционно-педагогическая

работа

направлена

на

создание

системы

комплексной

помощи

детям

с

речевыми

нарушениями,

в

освоении

учащимися

образовательной

программы. Содержание программы определятся потребностями и особенностями детей с

речевыми нарушениями, которые обучаются в образовательном учреждении.

Важной

целью

является

коррекция

недостатков

в

речевом

развитии

учащихся,

их

социальную

адаптацию.

Все

темы

курса

направлены

на

достижение

положительных

результатов

при

изучении

курса

русского

языка,

развития

речи

и

коммуникативных

навыков

в

целом.

Сведения,

которые

получают

дети

на

занятиях,

в

основном

систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках русского языка. В данном

контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого

вида

помощи

детям,

испытывающим

трудности

в

общении

и

обучении,

трудно

переоценить.

.

Цели и задачи

«Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо». 1 класс.

Цель коррекционно-педагогической работы: предупреждение и исправление нарушения

письма учащихся 1 классов с нарушением в развитии устной речи.

Основные задачи коррекционно-педагогической работы:

создать

предпосылки,

необходимые

для

предупреждения

трудно стей

первоначального

обучения

грамоте:

устно-речевые

предпосылки

(обеспечивают

полноценное формирование письма); операциональные предпосылки (основные действия,

входящие

в

состав

письма

как

деятельности:

выделение

звуков

из

речевого

потока,

перевод звуков в зрительные образы букв, превращение графических знаков в графические

начертания);

функциональные

предпосылки

(процессы,

обеспечивающие

базу

для

формирования

письма).

Решение

данной

задачи

создаёт

необходимые

условия

для

предупреждения

или

минимизации

проявления

трудностей

формирования

первоначального навыка письма учащихся первых классов с нарушением в развитии

устной речи и подготавливает к решению задач следующего порядка;

сформировать

обобщённые

представления

(речеслуховые,

речедвигательные,

зрительно-пространственные,

зрительно-двигательные),

необходимые

для

овладения

стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и

способами действия с речеязыковыми единицами. Решение данной задачи способствует

овладению

автоматизированным

навыком

письма,

характеризующимся

отсутствием

дисграфических

ошибок

и

минимизацией

орфографических

ошибок

при

выполнении

репродуктивных и творческих письменных заданий, созданию оптимальных условий для

успешного освоения программного материала по русскому языку не только в начальной,

но и в основной школе.

Система

комплексных

(групповых,

подгрупповых,

индивидуальных)

логопедических

занятий по развитию языковой способности детей построена на основе тематического

планирования

с

использованием

динамической

наглядности,

определённым

образом

сгруппированной (структурированной). В содержании лежит одновременная системная

направленность

на

развитие

всех

аспектов

речевой,

языковой

и

мыслительной

деятельности

детей

и

всех

психических

процессов

(внимание,

восприятие,

память,

операции анализа и синтеза, классификации, обобщения, противопоставления и т. д.). Все

занятия

составлены

по

единому

алгоритму,

предусматривающему

разные

виды

деятельности

детей.

Логопедические

занятия

проводятся

с

группой

учащихся

или

в

индивидуальной работе при организации коррекционно-педагогической работы.

Коррекционно-педагогическая работа проводится в два этапа:

первый этап – предупреждение трудностей формирования письма

второй этап – коррекция нарушения письма

Первый этап.

Цель – подготовка учащихся к восприятию общей схемы речевого материала. В данном

разделе наблюдение, сравнение, анализ и закрепление проводятся параллельно за счёт

привлечения внимания детей к возможному выполнению ими дидактических заданий

различного уровня сложности.

Предъявление и восприятие нового фрагмента содержания материала осуществляется с

помощью коммуникативного, познавательного, преобразовательного, систематизирующего

методов. При оценке освоенных детьми способов действий учитываются контроль и

самоконтроль

успешности

восприятия

и

понимания

учебного

материала,

а

также

первичное закрепление пройденного.

Во

время

прохождения

тем

раздела

уточняются

причины

трудностей

в

овладении

учащимися

устно-речевыми

навыками,

письмом,

речеязыковые

возможности

детей;

намечаются пути дальнейшей работы.

Основной задачей логопедического воздействия будет создание мотивационных стимулов,

которые должны способствовать: развитию речи; усвоению языковой системы; подготовке

к

формированию

представлений

о

составе

речеязыковых

единиц,

принципах

их

организации и взаимодействия; осознанию детьми взаимосвязи между содержательной и

смысловой сторонами речи и средствами их выражения в процессе наблюдения основных

единиц языка и речи.

Направление

коррекционной

работы:

коррекция

нарушений

в

развитии

устной

речи

(фонетико-фонематических,

лексико-грамматических

компонентов).

К

данному

направлению относятся:

исправление нарушений произношения (если имеются);

развитие фонематического восприятия: слухо-произносительная дифференциация

нарушенных звуков;

восполнение

пробелов

в

развитии

лексико-грамматических

средств

языка:

уточнение

и

расширение

словарного

запаса,

формирование

представлений

о

семантической

структуре

слова,

уточнение

и

развитие

грамматического

оформления

связной речи при построении связного высказывания в устной форме.

Основными показателями результативности коррекционной работы являются:

умение дифференцировать признаки речеязыковых единиц;

отсутствие дефектно произносимых звуков;

готовность к выполнению заданий второго этапа при непосредственной помощи

учителя-логопеда.

Предлагаемое

структурирование

коррекционно-педагогической

работы

формирует

качественно иной способ мышления детей, который побуждает их рассматривать все

явления в их взаимосвязях, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность

получаемым знаниям.

Обучение безоценочное. В основе оценочной системы лежит самооценка с помощью

таблицы

«Оцени

свои

успехи».

Оценивание

успешности

выполнения

заданий

и

упражнений в конце каждого занятия проводится в виде наблюдения, самооценки и

внешней оценки взрослого для создания ситуации успеха.

Целевая

аудитория:

учащиеся

первых

классов

группы

риска

с

нарушением

речи

(предрасположенность к дисграфии по признаку речевой недостаточности: недоразвитие

фонетико-фонематических

компонентов

устной

речи,

недоразвитие

фонетико-

фонематических

компонентов

и

лексико-грамматических

компонентов

устной

речи,

общим недоразвитием речи).

Количество

тем

на

первом

этапе

определяется

примерно

87

часов.

В

работе

с

учащимися, имеющими общее недоразвитие речи, составлено тематическое планирование

на весь учебный год с учётом их образовательных потребностей. Занятия проводятся

индивидуально, подгруппами и группами учащихся с 15 сентября по 15 мая. Сроки

коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности

речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических

возможностей

ребёнка,

состояния

его

интеллекта,

регулярности

посещения

ребёнком

занятий, выполнения домашнего задания и т.д. При различных речевых нарушениях

коррекция

охватывает

разные

этапы

и

периоды

работы

и

имеет

разную

продолжительность. Данный курс относится к дополнительному образованию.

Данный курс относится к дополнительному образованию.

Количество часов в неделю по программе 3

Количество часов в год 87

Количество часов на обследование учащихся:

в начале учебного года 2 недели

в конце учебного года 2 недели

Содержание курса

«Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо». 1 класс.

Организация коррекционно-педагогической работы с первых дней школьного обучения

ребёнка

необходима

для

создания

предпосылок

успешного

формирования

первоначального навыка письма как условия предупреждения дисграфии.

На

первом

этапе

коррекционно-развивающая

работа

направлена

на

создание

устно-

речевых,

операциональных,

функциональных

предпосылок,

способствующих

предупреждению трудностей формирования первоначального навыка письма.

Развитие устной речи как основа формирования письма

Развитие, уточнение и активизация речевого запаса по лексическим темам, развитие

способности наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, понимать и

объяснять смысл устойчивых выражений, определять предметы или явления с помощью

иносказательного

описания

(загадки),

закрепление

чёткости

и

разборчивости

произнесения текстов (чистоговорки, поговорки, пословицы).

Развитие

умения

составлять

предложения

с

заданным

словом,

восстанавливать

правильный порядок слов в предложении, образовывать новые слова с использованием

разных способов словообразования, объяснять образование сложных слов, понимать и

правильно использовать логико-грамматические конструкции.

Развитие фонематического восприятия (развитие способности различать оппозиционные

звуки изолированно).

Развитие слогового синтеза и анализа. Развитие фонемного синтеза и анализа:

Обучение элементам фонемного анализа (выделение гласного звука в начале, в середине, в

конце

слова,

выделение

согласного

звука

в

конце,

в

середине

и

в

начале

слова

с

использованием фишек и схемы-карточки);

Формирование

полного

фонемного

анализа

(определение

последовательности

и

количества

звуков

в

слове

с

помощью

фишек

и

схем-карточек,

умение

давать

характеристику звука с учётом дифференциальных признаков, используя понятия: гласный

– согласный, твёрдый – мягкий согласный, звонкий – глухой согласный);

Выполнение различных операций (действий) со звуковым образом слова без наглядной

опоры (выполнение упражнений на определение места и окружения заданного звука в

слове, количества гласных или согласных звуков в заданном слове).

Формирование и закрепление основных действий, входящих в состав письма

Развитие умения определять место заданного звука в слове и выбор соответствующей

буквы, закрепление графического образа печатной и письменной буквы, тренировка в

написании строчной и прописной буквы.

Развитие процессов, составляющих базу формирования письма Развитие речеслухового

восприятия (умение выделять звук на фоне слова и определять его место), зрительно-

пространственного

восприятия

(вписывание

в

схему

слова

буквы,

обозначающей

заданный звук), зрительной памяти (сравнение, сопоставление и нахождение одинаковых

букв), двигательной памяти (комментированное поэлементное письмо буквы при обводке

и самостоятельном написании), образной памяти (создание ассоциативных и смысловых

звуко-буквенных

связей).

Для

успешного

формирования

речеслуховых,

зрительно-

пространственных, зрительно-двигательных представлений у детей эти процессы должны

протекать

произвольно

и

осознанно.

Задачи

развития

устной

речи,

формирования

основных

действий

и

операций,

входящих

в

состав

письма,

развития

процессов,

составляющих

операциональную

базу

письма,

решаются

при

выполнении

устных

и

письменных заданий.

Виды устных заданий:

Ответы

на

вопросы

по

лексической

теме

(разбор

наглядного

содержания

сюжетной

картинки). Сравнительное описание двух предметов по противоположности или сходству.

Подбор к общему понятию частных понятий и наоборот. Подбор к названию целого

названия части (частей) и наоборот. Подбор к словам противоположных им по значению

слов. Объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц, поговорок. Отгадывание и

придумывание загадок. Произнесение чистоговорок, скороговорок по лексической теме.

Подобные

задания

выполняются

для

развития

лексической

системности.

Примерное

количество заданий: 7 – 8.

Составление предложения с заданным словом. Восстановление правильного порядка слов

в предложении. Вставка пропущенного слова в предложение. Ответы на вопросы с их

постепенным усложнением. Образование новых слов и объяснение образования сложных

слов.

Исправление

преднамеренной

ошибки

в

предложении.

Выбор

правильного

предложения.

Выбор

лишнего

слова.

Такие

задания

выполняются

для

развития

синтагматических

и

парадигматических

связей,

формирования

умения

понимать

и

использовать различные лексико-грамматические, логико-грамматические конструкции.

Примерное количество заданий: 7 – 8.

Соединение слогов или звуков в слова. Деление слова на слоги или звуки. Выделение

гласного звука в начале, в середине, в конце слова, выделение согласного звука в конце, в

середине, в начале слова с использованием фишек и схемы-карточки. Подбор слов на

заданный

звук.

Определение

последовательности

и

количества

звуков

в

слове

с

использованием

фишек

и

схем-карточек.

Характеристика

звука

с

учётом

дифференциальных признаков с использованием понятий: гласный – согласный, твёрдый –

мягкий

согласный,

звонкий

глухой

согласный.

Определение

места

и

окружения

заданного звука в слове, количества гласных или согласных звуков в заданном слове без

наглядной опоры. Такие задания выполняются для формирования слогового и фонемного

синтеза и анализа. Примерное количество заданий: 4 – 5.

Анализ

готового

рассказа

и

составление

короткого

рассказа

по

заданному

началу,

центральному событию, концу или по заданному плану. Подобные задания выполняются

для

развития

связной

речи,

формирования

умения

составлять

связное

речевое

высказывание по образцу, схеме. Примерное количество заданий:1.

Для

каждого

занятия

отбор

лексико-грамматического

и

фонетического

материала

проводится на основе тематического принципа. Общее среднее количество устно-речевых

заданий – около 20. Задания повторяются, но используется каждый раз новый лексико-

грамматический

и

фонетический

материал.

Многократное

осознанное

выполнение

ребёнком

типовых

заданий

помогает

формированию,

запоминанию,

закреплению

и

успешному использованию необходимых речевых конструкций. Допускаются добавление

или сокращение заданий, а также замена отдельных заданий на более привычные для

педагога.

Виды письменных заданий:

дописывание недостающей части печатной буквы (правой или нижней);

определение места звука в слове и вписывание печатной буквы в схему слова;

обводка и самостоятельное письмо сначала строчной (маленькой), затем прописной

(большой) буквы с одновременным называнием буквы (буква произносится как звук). При

обводке

как

специальные

приёмы

используются

точка

начала,

стрелка

направления

движения

руки

при

написании

элементов

буквы,

предварительное

проговаривание

последовательного написания элементов буквы (комментированное письмо);

нахождение и обводка из числа предъявленных букв двух букв, совпадающих с

образцом;

рисование картинок с использованием сначала строчной, а затем прописной буквы.

Письменные задания выполняются для каждой буквы.

Задания

направлены

на

развитие

зрительного

и

слухового

восприятия,

зрительно-

слуховой,

зрительно-двигательной

памяти,

моторного

планирования,

регуляции

и

самоконтроля.

Задания

способствуют

формированию

речеслуховых,

зрительно-

пространственных, зрительно-двигательных представлений и тем самым – укреплению

звуко-буквенных

связей,

формированию

графо-моторного

навыка

и

являются

дополнительным

средством

для

предупреждения

трудностей

формирования

навыка

письма у первоклассников.

Выполнение письменных заданий предупреждает появление:

ошибок,

обусловленных

недостаточной

сформированностью

навыка

звуко-

буквенного анализа и синтеза (пропуск, вставка, перестановка букв);

пространственных ошибок (ошибочное расположение элементов букв, потеря или

добавление элементов букв, соединительных элементов между буквами);

моторных

ошибок

(неверное

начертание

букв

с

одинаковым

двигательным

запуском, неточная передача графического образа буквы).

На втором этапе коррекционно- развивающая работа продолжается. Особенность этапа –

подготовка к формированию представления о составе речеязыковых единиц, принципах их

организации и взаимодействия, осознание детьми взаимосвязи между содержательной,

смысловой стороной речи и средствами выражения на основе наблюдения основных

единиц языка и речи.

Задачи и содержание коррекционно-педагогической работы:

1)

развивать собственные речевые мотивы, побуждающие к объединению отдельных

предложений в единое смысловое целое.

2)

формировать у учащихся представление о связном высказывании как о едином

семантическом целом. Виды заданий: сравнивать набор отдельных слов, предложений со

связным

текстом

и

определять

к

чему

можно

подобрать

или

нарисовать

картинку

(сюжетная картинка – повествовательный текст; предметная картинка – описательный

текст);

сравнивать

текст

с

набором

бессвязных

предложений,

выполнять

работу

с

деформированным текстом.

3)

Учить анализировать текст с использованием метода моделирования структуры

разных типов готовых текстов.

4)

Отбирать

лексический

и

грамматический

материал

с

учётом

тематического

принципа и принципа частности.

Выбор

тем

коррекционных

занятий

обусловлен

задачей

этапа

формирование

фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных

представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и

навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит

работа

по

формированию

правильного

звукопроизношения.

Программа

предполагает

следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивость внимания;

- наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

- способность к запоминанию;

- способность к переключению;

- навыки и приёмы самоконтроля;

- познавательная активность.

2. Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности;

- принятие учебной задачи;

- активное осмысление материала;

- выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств

достижения цели;

- контроль за ходом своей деятельности;

- работа в определённом темпе;

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:

1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

-

умение

внимательно

слушать

и

слышать

учителя-логопеда,

не

переключаясь

на

посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;

- умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

-

умение

владеть

вербальными

средствами

общения

в

целях

чёткого

восприятия,

удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной

инструкцией;

- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно

реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной

деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;

- ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного

высказывания);

- применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и

итогам учебной работы;

- обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

- соблюдение речевого этикета;

- составление устных связных высказываний с элементами творчества.

Основные направления работы:

1.

Развитие

звуковой

стороны

речи.

Формирование

полноценных

представлений

о

звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и

синтеза звукослогового состава слова.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного

запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за

счёт

развития

у

детей

умения

активно

пользоваться

различными

способами

словообразования;

- уточнение значения используемых синтаксических конструкций: дальнейшее развитие и

совершенствование

грамматического

оформления

речи

путём

овладения

детьми

словосочетаниями,

связью

слов

в

предложении,

моделями

предложений

различных

синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

- развитие навыков построения связного высказывания;

- установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование

мысли

в

процессе

подготовки

связного

высказывания;

отбор

языковых

средств,

адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях

общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивости внимания;

- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

- способности к запоминанию;

- способности к переключению;

- навыков и приёмов самоконтроля;

- познавательной активности;

- произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

-

планирование

предстоящей

деятельности

(принятие

учебной

задачи;

активное

осмысление

материала;

выделение

главного,

существенного

в

учебном

материале;

определение путей и средств достижения учебной цели);

- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения

пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

- работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать, проводить

анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственных действий.

6.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

-

умения

внимательно

слушать

и

слышать

учителя-логопеда,

не

переключаясь

на

посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;

- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия,

удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной

инструкцией;

- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией)

выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-

логопеда

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексическим темам.

Слово. Лексическое значение.

В

основе

лексико-семантической

организации

высказывания

лежит

выбор

слова

как

минимального

компонента

высказывания.

Критериями

такого

выбора

являются

фонетические

(акустико-

артикуляционные)

и

семантические

признаки

слова.

Для

порождения

высказывания

первенство

принадлежит

выбору

слова

по

семантическим

признакам.

Это

свидетельствует

о

необходимости

решения

задач

не

столько

по

накоплению словаря, сколько по его уточнению и активации и предусматривает работу по

упорядочиванию

системы

синтагматических

и

парадигматических

семантических

отношений между словами. Основными мыслительными операциями по упорядочиванию

семантических отношений между словами, упорядочиванию языковых единиц являются

анализ и синтез, сравнение и сопоставление.

Слово. Звуко- буквенный состав. Письмо.

К

фонетическим

средствам

русского

языка,

которые

служат

для

различения

смысла

отдельных слов и целых высказываний, относятся звуки речи, ударение и интонация.

Значение букв и их звуков, умения устанавливать последовательность звуков в словах,

способность перекодировать одни знаки в другие. Смыслоразличительная родь звуков в

слове.

Фонемный анализ и синтез слов. Составление звуковых и буквенных схем, их сравнение.

Введение цветного изображения звуков в схемах слов.

Звуки гласные. Ударение. С помощью ударения различаются формы слов (реки- реки),

значения

слов

(замок-

замок).

Роль

ударения

в

слове

(форморазличительная

и

смыслоразличительная). Сравнение с логическим ударением. Сильные и слабые позиции

гласных в слове. Буквы, обозначающие два звука (гласные второго ряда). Наблюдение,

сравнение, различение похожих звуков ([ о ] – [ у ]), двойных звуков, обозначаемых

буквами Ё, Ю, Е, Я), букв, имеющих оптико- пространственное, кинетическое сходство (а-

о, у-и, и-й).

Звуки согласные. Различение согласных звуков: твёрдые и мягкие (парные). Обозначение

мягкости согласных звуков на письме: 1-й способ (гласные второго ряда, 2-й способ(буква

Ь). Наблюдение, сравнение согласных звуков: мягкие непарные ([ ч ], [ щ ], [ й ]), твёрдые

непарные ([ ж ], [ ш ], [ ц ]), различение ([ ц]- [с], [ш]- [с], [ж]- [з], [ч]- [т’], [ч]- [ид], [ч]-

[ц], [ч]- [ш], [ш]- [щ]). Правописание устойчивых сочетаний. Наблюдение, сравнение,

различение согласных звуков: звонкие непарные ([й], [м], [л], [н], [р]), глухие непарные

([х], [ч], [щ], [ц]), звонкие- глухие парные ([б]- [п], [д]- [т], [ж]- [ш], [г]- [к], [з]- [с], [ж]-

[ш]); букв, имеющих оптико- пространственное, кинетическое сходство (л-м, п-т, б-д, б-в,

х-ж).

Работа с предложением:

-деление речи на предложения;

-определение границ предложения;

- составление схем предложения;

- наблюдение над смысловой и интонационной законченностью различных по структуре

предложений;

- восстановление деформированных предложений;

- составление предложений из данных слов;

- распространение предложений по заданному глаголу, по заданной основе;

- изменение слов таким образом, чтобы получилось как можно больше предложений.

Можно добавлять и другие слова (предлоги). Проводятся наблюдения за тем, как меняются

смысл высказывания, формы слова при изменении предлога;

-добавления не одного, а любого количества слов.

Текст.

Рассматриваются

пути

формирования

правильного

употребления

языка

в

ходе

самостоятельного создания письменного текста.

Сочинение,

кроме

действенного

средства

речевого

развития,

является

уникальным

средством воспитания и развития личности, диагностическим, позволяющим наблюдать за

динамикой этого развития.

Надёжной опорой для работы над развитием письменной речи детей станут создание на

занятии ситуации общения, опыт устного высказывания. Высказанное желание детей

поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями с товарищами проявится и при

написании

сочинений.

Выработанная

привычка

внимательного

отношения

к

слову,

к

доказательности высказывания окажет влияние на грамотность письменного высказывани

Распределение тем и проверочных работ

по этапам коррекционно-педагогической работы.

Этап

Количество

тем

Количество

проверочных работ

Всего

Этап 1.

Предупреждение

нарушения письма

33

2

35

Этап 2.Коррекция

нарушения письма

Раздел 2

50

1

55

За основу последовательности изучения букв берётся точная синхронность прохождения

материала в соответствии с основной образовательной программой начального общего

образования (раздел «Обучение грамоте» УМК «Гармония»), порядок прохождения букв

будет определяться содержанием учебника и дидактических материалов по предмету.

Обязательность или необязательность прохождения тематических разделов определяется

характером проявления, частотностью и стойкостью дисграфических и орфографических

ошибок в письменных работах детей. Программно-методические материалы допускают

изменение последовательности прохождения звуков без потери содержания коррекционно-

педагогической работы.

Последовательность прохождения тематических занятий и их количество представлены в

примерном тематическом планировании. Выбор темы занятий в каждом разделе

определяется наличием ошибок в письменных работах учащихся. Изменение порядка

связано с целесообразностью синхронного прохождения тематического материала и

программного материала по обучению детей грамоте. Количество занятий на конкретную

тему определяется учителем-логопедом самостоятельно с учётом образовательных

потребностей и возможностей ребёнка с нарушением речи и письма. На одну тему может

проводиться до трёх занятий в зависимости от образовательных потребностей и

индивидуальных возможностей детей с нарушением речи в освоении содержания

материала. Отбор лексико-грамматического и фонетико-фонематического материала

построен на основе тематического принципа.

Тематическое планирование первого этапа

коррекционно-педагогической работы.

Тема

Количество

тем

Количество

проверочных

работ

Всего

Слово

1.Слово

Практическое усвоение слов,

обозначающих живые и неживые предметы

Изобразить предметы графически.

Лексическая тема:.«Грибы».

1

1

2

Работа над словом.

Слова, отвечающие на

вопросы кто? что?

Лексическая тема: «Лес».

Лиственные деревья».

1

1

3.

Слова обозначающие предметы.

Названий

нескольких действий которые, могут

производить изображенные предметы

1

1

4.

Слова- предметы.

Практическое

употребление слов предметов женского

рода.

1

1

5.

Слова – действия.

Учить детей различать

слова, обозначающие действие предмета

1

1

6.

Слова обозначающие действия предмета.

Уметь подобрать слова – действия,

обозначать их графически

1

1

7.

Дифференциация слов, обозначающих

предмет, и слов, обозначающих действие.

1

1

8.

Слова, обозначающие признаки

предметов

1

1

9.Предложение. Дифференциация «слово»

- «предложение».

1

1

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексическим темам.

Звуки и буквы (33 темы)

10.Тема 1. Развитие речи и

речемыслительной деятельности по

лексической теме «Осенний пейзаж». Звук

[О]. Буква О.

1

1

11.Тема 3. Развитие речи и

речемыслительной деятельности по

лексической теме «Осенний пейзаж.

Животные и птицы готовятся к зиме». Звук

[А]. Буква А.

1

-

1

12.Тема 4. Развитие речи и

речемыслительной деятельности по

лексической теме «Зимний пейзаж». Звук

[И]. Буква И.

1

1

13.Тема 2. Развитие речи и

речемыслительной деятельности по

лексической теме «Осенний пейзаж. Дети

собирают грибы». Буква Е.

1

1

Тема 14. Развитие речи и

речемыслительной деятельности по

лексической теме «Улица. Люди». Звук [Ы].

Буква ы.

1

1

Тема 15. Развитие речи и

речемыслительной деятельности по

лексической теме «Двор. Домашние

животные». Звук [У]. Буква У.

1

1

Тема 16. Развитие речи и речемыслительной

деятельности по лексической теме «Зимний

пейзаж. Дети кормят птиц». Звуки [Н] и

[Н’]. Буква Н.

1

1

Тема 17. Развитие речи и речемыслительной

деятельности по лексической теме

«Весенний пейзаж». Звуки [С] и [С’]. Буква

С.

1

1

Тема 18. Развитие речи и речемыслительной

деятельности по лексической теме «Летний

пейзаж. Луг. Стадо». Звуки [К] и [К’]. Буква

К.

1

1

Тема 19. Развитие речи и речемыслительной

деятельности по лексической теме «Зимний

пейзаж. Дети лепят снеговика». Звуки [Т] и

[Т’]. Буква Т.

1

1

Тема 20. Развитие речи и речемыслительной

деятельности по лексической теме «Летний

пейзаж». Звуки [Л] и [Л’]. Буква Л.

1

1

Тема 21. Развитие речи и речемыслительной

деятельности по лексической теме

«Весенний пейзаж. Звери и их детёныши».

Звуки [Р] и [Р’]. Буква Р.

1

1

Тема 22. Развитие речи и речемыслительной

деятельности по лексической теме

«Весенний пейзаж. Дети вешают

скворечник». Звуки [В] и [В’]. Буква В.

1

1

Тема 23. Развитие речи и

речемыслительной деятельности по

лексической теме «Двор. Домашние птицы

и животные». Звуки [П] и [П’]. Буква П.

1

1

Тема 24. Развитие речи и речемыслительной

деятельности по лексической теме «Летний

пейзаж. Отдых людей». Звуки [М] и [М’].

Буква М.

1

1

Тема25. Развитие речи и

речемыслительной деятельности по

лексической теме «Комната с мебелью».

Звуки [З] и [З’]. Буква З.

1

1

Тема 26. Развитие речи и речемысли-

тельной деятельности по лексической

теме «Комната. Семья». Звуки [Б] и [Б’].

Буква Б.

1

1

Тема 27. Развитие речи и

1

1

речемыслительной деятельности по

лексической теме «Двор». Звуки [Д] и [Д’].

Буква Д.

Тема 28. Развитие речи и

речемыслительной деятельности по

лексической теме «Улица». Буква Я.

1

1

Тема 29. Развитие речи и

речемыслительной деятельности по

лексической теме «Комната». Звуки [Г] и

[Г’]. Буква Г.

1

1

Тема 30. Развитие речи и речемыслительной

деятельности по лексической теме «Сквер».

Звук [Ч’]. Буква Ч.

1

1

Тема 31. Развитие речи и

речемыслительной деятельности по

лексической теме «Африка. Дикие

животные». Звук [Ж]. Буква Ж.

1

1

Тема 32. Развитие речи и

речемыслительной деятельности по

лексической теме «Цирк. Фокусник». Звук

[Ш]. Буква Ш

1

1

Тема 33.

Тема 22. Развитие речи и

речемыслительной деятельности по

лексической теме «Сквер. Люди». Звук [Й].

Буква Й.

1

1

Тема 34. Развитие речи и речемыслительной

деятельности по лексической теме

«Цирк. Клоун». Звуки [X] и [X’]. Буква X.

1

1

Темы 35. Конфликт лексических тем

«Зимний пейзаж. Дети собирают грибы».

Буква Ю. Звук [Ц]. Буква Ц.

1

1

Темы 36. Конфликт лексических тем

«Осенний пейзаж. Дети лепят снеговика».

Звук [Э]. Буква Э. Звук [Щ’]. Буква Щ.

1

1

Темы 37-38. Конфликт лексических тем

«Летний пейзаж. Дети кормят зимующих

птиц». Звуки [Ф] и [Ф’]. Буква Ф. Буква Ё.

2

2

Темы 39-40. Конфликт лексических тем

«Весенний пейзаж. Летний отдых людей».

Буква Ь. Буква Ъ.

2

2

Раздел 2. Звуко- буквенный и слоговой состав слова (50 тем +5 проверочных)

2.1 Звуки гласные. Буквы сходные по

написанию

15+1

Проверочная работа. Письмо под диктовку.

-

1

1

1.Вводная тема. Состав слова. Слоги.

Письмо под диктовку

1

2.Состав слова. Звуки и буквы

1

3.Звуки гласные. Ударение

1

4.

Звуки гласные. Звуки [А], [О ] и буква

А,О

1

5.

Звуки гласные. Диференциация А-О

1

6.

Звуки гласные. Звук [У] и буква У

1

7.

Звуки гласные. Дифференциация О-У

1

8.

Звуки гласные.Звуки [Э],[Ы],[И] и буквы

Э,Ы,И

1

9.

Звуки гласные.Дифференциация И-У

1

10.

Звуки гласные.Звук [Й] (полугласный)

1

11.

Звуки гласные.

Дифференциация И-Й

1

12.Буквы Я,Ё,Ю,Е

1

13.

Дифференциация Я-Е

1

14.

Дифференциация Е-И

1

15.

Дифференциация Ё-Ю

1

Проверочная работа по теме «Звуки

гласные. Буквы, сходные по написанию»

1

2.2 Звуки согласные твёрдые- мягкие

парные(1-й способ смягчения).

6 +1

1.Вводная тема.

Звуки согласные твёрдые-

мягкие парные(1-й способ смягчения).

1

2.Дифференциация твердых и мягких

согласных.Буква Я

1

3.

Дифференциация твердых и мягких

согласных.Буква Ё

1

4.Дифференциация твердых и мягких

согласных.Буква Ю.

1

5.Дифференциация твердых и мягких

согласных.Буква Е.

1

6.Дифференциация твердых и мягких

согласных.Буква И.

1

Звуки согласные твёрдые – мягкие

парные (2-й способ смягчения:

буква ь)

4 +1

1.

Вводная тема. Звуки согласные

твёрдые –

мягкие парные 2-й способ .Письмо под

диктовку.

1

2.Буква Ь (функция смягчения)

1

3.Буква Ь (функция разделения)

1

4.

Буква Ь (различение функций)

1

Проверочная работа по теме «Звуки

согласные твёрдые – мягкие парные (2-й

способ смягчения: буква ь)

1

Звуки согласные твёрдые – мягкие

(непарные)

11 +1

1. Вводная тема.

Звуки согласные твёрдые –

мягкие (непарные).Буквы Ж,Ш,Ц. Письмо

под диктовку

1

2.

Вводная тема. Звуки согласные твёрдые –

мягкие (непарные).Буквы Буквы Ч,Щ,Й.

Письмо под диктовку

1

3.Дифференциация Ц-С

1

4.

Дифференциация Ш-С

1

5.

Дифференциация Ж-З

1

6.

Дифференциация Ч-Ть

1

7.

Дифференциация Ч-Щ

1

8.

Дифференциация Ч-Ц

1

9.

Дифференциация Ч-Ш

1

10.

Дифференциация Ш-Щ

1

11.

Дифференциация Ц-Й1

1

Проверочная работа по теме « Звуки

согласные твёрдые –мягкие (непарные)»

1

Звуки согласные звонкие и глухие

парные и непарные. Буквы, сходные по

написанию

14 +1

1.

Вводная тема. Звуки согласные звонкие-

глухие (парные).Буквы Б-П,Д-Т,В-Ф,Г-К,З-

С,Ж-Ш. Письмо под диктовку.

1

2.Звук [Б] и буква Б.Звук [П] и буква П.

Дифференциация Б-П

1

3.

Звук [ Д] и буква Д.Звук [Т] и буква Т.

Дифференциация Д-Т

1

4.

Звук [ В] и буква В.Звук [Ф] и буква Ф.

Дифференциация В-Ф

1

5.

Звук [ Г] и буква Г.Звук [К] и буква К.

Дифференциация Г-К

1

6.

Звук [ З] и буква З.Звук [С] и буква С.

Дифференциация З-С

1

7.

Звук [ Ж] и буква Ж.Звук [Ш] и буква Ш.

Дифференциация Ж-Ш

1

8.

Вводная тема. Звуки согласные звонкие-

глухие (непарные).Буква

Й,М,Л,Н,Р;Х,Ч,Щ,Ц. Письмо под диктовку.

1

9.

Дифференциация Б-Д

1

10.

Дифференциация Б-В

1

11.

Дифференциация П-Т

1

12.

Дифференциация Л-М

1

13.

Дифференциация Х-Ж

1

14.

Дифференциация Ц-Щ

1

Проверочная работа по теме:

Звуки

согласные звонкие и глухие парные и

непарные. Буквы, сходные по написанию

1

Условия реализации коррекционно-педагогической работы

«Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов.». 1 класс.

Материально-техническое обеспечение.

Необходимым условием для проведения занятий является наличие специально

оборудованного помещения, позволяющего организовать деятельность, коммуникацию

детей в группах, двигательную активность.

Обеспечение здоровьесберегающих условий.

При проведении работы в форме групповых занятий используются фронтальная,

индивидуализированная, индивидуальная формы организации деятельности детей.

Занятия проводятся с обязательным соблюдением санитарно-гигиенических правил и

норм. Периодичность занятий – не реже 2-3 раз в неделю.

Во время занятия должно быть чередование различных видов деятельности (слушание,

говорение, письмо, чтение). Средняя непрерывная продолжительность различных видов

учебной деятельности не должна превышать 7–10 минут. Занятия проводятся с детьми во

второй половине дня не чаще, чем 3 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия

для учащихся 1 классов в первом полугодии – 35 минут, во 2-м полугодии – 40 минут. С

целью предупреждения утомляемости и профилактики физических, умственных,

психологических перегрузок детей на занятиях проводятся физкультурные минутки.

Методическое и дидактическое обеспечение. Программно-методические материалы с

тетрадью-помощницей по письму для учащихся 1 классов составляют учебно-

методический комплекс (О.А. Ишимова, А.А. Алмазова «Развитие речи. Письмо»).

Планируемые результаты и система оценки результатов учащихся «Логопедическое

сопровождение учащихся начальных классов. Письмо». 1 класс.

Одной из приоритетных задач коррекционной деятельности является создание для детей с

нарушением письма адекватных средовых условий, с учётом их индивидуальных

особенностей и возможностей. А именно: создание комфортного воспитательного,

образовательного, развивающего пространства, дающего возможность успешной

коррекции, выбора способа и скорости освоения навыка письма. Коррекционная работа

строится с учётом развивающей речевой среды, совместно организованной деятельности.

Формирование навыка письма у учащихся 1 классов начинается с активного знакомства с

буквами и происходит во время обучения грамоте. Однако период времени, отводимый в

школе для формирования первоначального навыка письма, является недостаточным для

большинства первоклассников. В результате многие дети затрудняются в обозначении

звука буквой и её написании. В дальнейшем эти проблемы проявляются уже на уровне

слова и предложения в виде большого количества разных ошибок.

Нарушениями в развитии устной речи и последующими трудностями формирования

письма объясняются характерные особенности в учебной деятельности данной группы

детей. Эти особенности могут проявляться в процессе достижения личностных,

метапредметных результатов:

в снижении познавательных мотивов;

в трудностях формирования способности к организации своей деятельности (в

формировании умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей);

в трудностях умения понимать причины неуспеха в учебной деятельности и

способности конструктивно действовать, особенно в ситуациях неуспеха;

в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации;

в установлении аналогий и причинно-следственных связей;

в построении рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Характерными особенностями учащихся с речевыми нарушениями в до¬стижении

предметных результатов, прежде всего по русскому языку, являются:

затруднения в овладении первоначальными представлениями о нор¬мах русского

языка (орфоэпических, лексических, грамматических);

медленное овладение учебными действиями с языковыми единицами;

затруднения в использовании знаний для решения познавательных, практических

задач;

сложности выбора адекватных языковых средств для успешного решения

коммуникативных задач.

Для исправления нарушений устной речи и письма проводятся коррекционные занятия с

использованием специально подобранных заданий и упражнений. После проведения курса

коррекционных занятий младшие школьники:

достигают положительных изменений в планировании и контроле способов

действий и операций, связанных с письмом;

умеют проводить корректировку действий на основе учёта характера сделанных

ошибок, умеют объяснять причины ошибок и определять спосо¬бы действий, которые

помогут предотвратить ошибки в письменных работах.

Показатели динамики правильного развития устной речи

В фонетической и фонематической сторонах речи:

умение правильно произносить звуки;

умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и без¬ударные,

согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

умение определять количество и последовательность звуков в слове;

умение сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;

умение делить слова на слоги, определять место ударения и др.

В лексической и грамматической сторонах речи:

умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соот¬ветствии с

коммуникативной задачей;

умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в

словосочетании и предложении;

умение понимать и различать текст, предложение, слово и др.

В связной речи:

правильный выбор языковых средств устного общения;

соблюдение правил устного общения (умение слышать, адекватно реагировать на

реплики, поддерживать разговор);

овладение диалогической формой речи, умение выражать собственное мнение и

аргументировать его (овладение основными умениями ведения разговора: начать,

поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).

Показатели динамики правильного формирования письма:

развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения рук;

умение различать букву и звук (букву как знак звука), овладение пра¬вильным

начертанием письменных строчных и прописных (заглавных) букв;

правильное письмо под диктовку слов и предложений, написание ко¬торых не

расходится с их произношением, безошибочное списывание;

понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами,

знака переноса.

Оценка достижения планируемых результатов коррекционно-педагогической работы

позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и

проводится с использованием разнообразных методов, форм и средств.

Стандартизированные диагностические методики устной речи, письма и чтения

используются на начальном и заключительном эта¬пах коррекционно-педагогической

работы.

Планируемые результаты: отсутствие или незначительное количество дисграфических

ошибок на письме, нестойкий характер проявления ошибок при выполнении

репродуктивных письменных заданий (письмо под диктовку, списывание).

Реализация разделов первого этапа коррекционно-педагогической работы обеспечивает

облегчение и сокращение периода адаптации к началу школьного обучения учащихся 1

классов и обеспечивает готовность к овладению содержанием второго этапа.

Методы отслеживания результатов: оценка динамики индивидуальных достижений в

развитии устной речи и сформированности письма проводится на основании

сопоставительных данных первичной и контрольной диагностики.

Обследование устной речи проводится дважды: первичное – в сентябре (1–15 сентября),

контрольное – в мае (15–30 мая). Для обследования устной речи используется :

«Диагностики речевых нарушений школьников с использованием

нейропсихологических методов» Т.А.Фотековой и Т.В. Ахутиной;

«Методика диагностики дислексии» А.К.Корнева;

Литература:

1.

Бабина Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим

недоразвитием речи / Г. В. Бабина, Н. А. Грассе // Письмо и чте¬ние: трудности обучения

и коррекции: учеб. пособие / под общ.ред. О. Б. Иншаковой. – М.: Изд-во МПСИ;

Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – с. 174-192.

2.

Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с

нарушениями речи / И. Т. Власенко. – М.: Педагогика, 1990. – 180 с.

3.

Воробьёва В. К. Методика развития связной речи детей с системным недоразвитием

речи / В. К. Воробьёва. – М.: Астрель, 2005. – 159 с.

4.

Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных эта¬пах

формирования речи у моторных алаликов / Б. М. Гриншпун // Нару¬шение речи и голоса у

детей / под ред. С. С. Ляпидевского, С. И. Ша¬ховской. – М.: Изд-во МГПИ, 1975. – с. 39-

44.

5.

Дисграфия, дислексия: технология преодоления. Садовникова И.Н. – М.: Владос,

2012.

6.

Ефименкова Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н.

Ефименкова, И. Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.

7.

Звегинцев В. А. Теоретическая и прикладная лингвистика / В. А. Звегинцев. – М.:

Просвещение, 1967. – 338 с.

8.

Илюхина В. А. Чудо-пропись. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразоват.

учреждений. В 4 ч. / В. А. Илюхина. – М.: Просвещение, 2012.

9.

Иншакова О. Б. Отражение зрительно-пространственных трудностей в письме

первоклассников / О. Б. Иншакова, А. И. Кричевец, Т. В. Ахутина // Ранняя диагностика,

профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. – М.: Изд-во МОГИ, 2006. – с. 44-

49.

10.

Иншакова О. Б. Особенности зрительно-пространственных представле¬ний у

школьников 8-12 лет с экспрессивной алалией / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова //

Логопедия. – 2004. – № 2 (4). – с. 35-41.

11.

Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет.

Пособие для логопедов. В 2 ч. / О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

12.

Ишимова О. А. Развитие речемыслительных способностей детей /

О. А. Ишимова, С. Н. Шаховская, Е. Д. Худенко. – М.: Просвещение,

2009. – 111 с.

13.

Крапухин А. В. Учись думать и говорить / А. В. Крапухин, С. Н. Шахов¬ская, О. А.

Ишимова. – М., 2000. – 80 с.

14.

Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для де¬тей с

тяжёлыми нарушениями речи / Е. В. Кузнецова. – М.: Гном и Д, 2004. – 127 с.

15.

Кукушкина О. И. События жизни. Комплект рабочих тетрадей по раз¬витию речи

для учащихся 1-4 классов спец. (коррекционных) образоват. учреждений I-VIII видов.

Пособие для учителей. В 7 ч. / О. И. Ку¬кушкина. – М.: Просвещение, 2007.

16.

Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших

школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. – М.: Изд-во Союз СПб, 2001. – 219 с.

17.

Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Ле¬вина. – М.:

Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 311 с.

18.Логинова Е. А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации её

диагностики и коррекции / Е. А. Логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги

и перспективы. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – с. 167-174.

19.Садовникова

И.

Н.

Нарушения

письменной

речи

и

их

преодоление

у

младших

школьников / И. Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 256 с.

20.Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. –

М.: Просвещение, 1984.



В раздел образования