Родительское собрание на тему "Развитие речи ребенка 4х лет"
Автор: Савиткина Ирина Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 233 ОАО "РЖД" Населённый пункт: г. Улан-Удэ Наименование материала: конспект Тема: Родительское собрание на тему "Развитие речи ребенка 4х лет" Раздел: дошкольное образование
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 233 ОАО «РЖД»
Конспект родительского
собрания
Тема: «Развитие речи ребенка 4х лет»
Учитель-логопед: Савиткина И.В.
г. Улан Удэ,
2015
Родительское собрание
Тема: «Развитие речи ребенка 4-х лет» (с презентацией)
Цели:
-
Дать
знания
и
представления
о
речевом
развитии
ребенка,
особенностях ребенка с нарушениями речи;
- Сформировать интерес к занятиям с ребенком в домашних
условиях;
- Активизировать родителей к совместной работе и совместному
сотрудничеству.
Оборудование: компьютер, буклеты
Ход собрания:
1.
Приветствие, представление себя.
2.
Нормативы речевого развития
4 года:
У ребенка сформирована фразовая речь.
Речь
включает
предложения,
состоящие
из
5-6
слов.
Дети
сопровождают
свою
игру
речью,
что
свидетельствует
о
формировании регулирующей
функции .
Словарный
запас
достигает более 2000 слов. Ребенок произносит почти все звуки.
Могут быть нарушены свистящие (С, З), или шипящие (Ш, Ж),
чаще всего соноры (Р, Л)
3.
Функции в основании развития речи ребенка
Координа
ция
Артикул
яция
Фонематиче
ский слух
мышлен
ие
вниман
ие
восприят
ие
Дыхание
память
4.
Речевое дыхание
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный
выдох, четкая и ненапряженная артикуляция, что непосредственно
связано с мышечным расслаблением
У многих детей, имеющих нарушения речи, речевое дыхание и
четкость
речи
обычно
нарушаются.
Часто
дыхание
бывает
поверхностным,
аритмичным.
Объем
выдыхаемого
воздуха
уменьшается и его не хватает на произнесение целой фразы, речь
порой может неожиданно прерываться.
Поэтому возникает необходимость проводить профилактику
речевого правильного дыхания, а в некоторых случаях ставить его и
развивать.
5.
Релаксация (расслабляющие упражнения)
Умение
расслабляться
помогает
одним
детям
снять
напряжение,
другим
–
сконцентрировать
внимание,
снять
возбуждение.
Умение
распознавать
отдельные
группы
мышц,
выделять
их
среди
всех
остальных
начинается
с
расслабления
наиболее
знакомых,
крупных
мышц
рук,
ног,
корпуса,
шеи.
Например,
дети
смогут
почувствовать
расслабление
мышц
рук
только тогда, когда вначале логопед предлагает ребенку с силой
сжать кулачки и длительно подержать их в этом состоянии. А затем
предложить разжать их (расслабиться) и дать почувствовать ему это
состояние.
Напряжение
должно
быть
кратковременным,
а
расслабление – длительным.
Опыт показал, что предлагаемые расслабляющие упражнения
понятны детям и достаточно результативны. Расслабление
вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Это
увлекает детей, они выполняют упражнения не просто подражая
взрослому, но перевоплощаясь, входя в заданный образ.
6.
Фонематическое восприятие
Проблема
воспитания
звуковой
культуры
речи
-
одна
из
первостепенных, основных и актуальнейших задач, остро стоящей
не только перед детским садом, но и человечеством в целом. Ведь
необходимым
условием
состоятельности
в
современном
мире
являются
такие
качества
личности,
как
эрудированность,
профессионализм,
успешность,
что
невозможно
без
владения
грамотной и красивой речью.
Что же такое фонематический слух?
Под
фонематическим
слухом
—
основным
компонентом
восприятия
речи
—
понимается
способность
человека
слышать
отдельные фонемы, или звуки в слове. В отличие от звуковысотного
(музыкального),
направленного
на
различение
звуков
разной
высоты, фонематический слух ”обслуживает” различение фонем —
частичек
слова,
имеющих
смысловое
содержание,
обладающих
значением.
7.
Связь логики с речью
Логика – наука о законах и формах мышления. Мысли реализуются в
таких формах, как понятие, суждение и умозаключение.
Основные
логические
приемы:
сравнение,
анализ
и
синтез,
абстрагирование и обобщение, конкретизация.
Сравнение – логический прием, с помощью которого устанавливается
сходство и различие предметов.
Анализ и синтез – логический прием, с помощью которого ребенок
мысленно расчленяет предмет на части и мысленно соединяет в одно целое
расчлененные на отдельные части предмета.
Абстрагирование и обобщение – это единый и неразрывный процесс, это
логический
прием,
с
помощью
которого
ребенок
мысленно
выделяет
существенные свойства предметов.
Познав общее, ребенок глубже может
проникнуть в сущность единичного.
Конкретизация – также логический прием, с помощью которого ребенок
всесторонне познает единичные предметы.
Формирование и развитие именно этих логических приемов может дать
колоссальный толчок для развития и коррекции всех механизмов речевой
системы.
8.