Автор: Чеплакова Ксения Юрьевна
Должность: Педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МАДОУ 56
Населённый пункт: Город Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях ДОУ
Одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения
становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного
процесса.
В настоящее время идея диалога становятся ведущими идеями принятия коллективных
решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.
Развитие ребенка можно назвать гармоничный при условии наличия двух составляющих его
окружения– полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку
личностные взаимоотношения, формирование чувства доверия и открытости миру. Вместе с
тем, семья сама нуждается в поддержке, которую способен оказать детский сад.
Сопровождение и консультирование семьи должна осуществляться через взаимодействие
участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом
образовательной среды.
Целью такого взаимодействия является повышение качества образования и создание
необходимых благоприятных условий для сохранения физического, психического и
психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки к обучению к
школе.
Психолого- педагогическое взаимодействие
– в первую очередь это взаимодействие с
кем-то или чем-то вне меня, с внешним миром.
Взаимное влияние а также, при человеческом взаимодействии-совместные действия.
(Пример:
группа детей разобралась в правилах игры и начали играть соответственно правилам).
Осуществляются два вида взаимодействия: физическое (предметное или телесное) и
социальное (информационное, ролевое, психологическое).
(Пример1: Ребёнка заинтересовала пирамидка, он в неё играет, она организует его игру - у
ребенка предметное взаимодействие. Если для ребенка игрушка только предмет, это одно, а
если он играет например, в куклы и организует например чаепитие, у него социальное
предметное взаимодействие. Он уже -руководящие процессом.
Пример 2: Дети играют в поезд взявшись друг за друга сзади- это вариант скорее
физического (телесного) взаимодействия, если ребенок увлечён подвижной игрой и начинает
шуметь вместе с другими - это скорее взаимодействие социальное).
Взаимодействие может быть безличное (ребенок с игрушкой, толпа с толпой) или личное.
Личное взаимодействие - всегда социальное.
Педагогической взаимодействие
– это контакт (личностный) воспитателя с воспитанниками
(родителями воспитанников), направленный на взаимные коррекционные изменения в их
поведении, деятельности, отношениях, установках
.
Задачей взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их
взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.
Характеристиками взаимодействия считают:
взаимопознание, взаимопонимание,
взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.
Каждая из них имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в
воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.
К характеристикам интегральным любого взаимодействия, в том числе и педагогического,
относят
срабатываемость и совместимость.
Срабатываемость
- это согласованность в действиях, обеспечивающая их успешность с
позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий
контактирующих сторон на основе взаимного содействия.
Совместимость
характеризуется в максимально возможной удовлетворенности партнеров
друг другом, эмоциональной поддержке.
В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим
количеством его участников выделяют множество типов различного взаимодействия, что
отражается в различных подходах к их классификация.
Основу классификации
можно выделить по тому или иной ведущему признак:
1
. По субъекту и объект-субъекту
:
ребенок – ребенок, педагог – ребенок, педагог – педагог,
педагог – родитель и т.д.;
коллектив – коллектив (
коллектив младших – коллектив старших,
группа - группа, детский коллектив – педагогический коллектив и т.д.).
2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.
3. По содержанию деятельности: взаимодействие в образовательной, воспитательной,
трудовой, спортивной и другой деятельности.
4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.
5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.
6. По типу взаимосвязи: «на равных», руководство.
7.
По характеру взаимодействия:
сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление,
индифферентность
(безразличие, равнодушие, безучастность)
, конфронтация, конфликт
.
Также выделяют и такое взаимодействие, как
случайное или преднамеренное, частное или публичное, длительное или кратковременное,
вербальное (
речь)
или невербальное (язык жестов), продуктивное и непродуктивное.
Каждый из этих типов взаимодействия оказывает соответствующее влияние на
психологическое состояние взаимодействующих сторон.
Продуктивное взаимодействие -- приносит удовлетворенность, приводит к откровенности,
искренности, открытости.
Непродуктивное – сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания,
паники, приводит к недоверию, скрытности, враждебности.
Все типы взаимодействия взаимосвязаны, они сопутствуют друг другу, при изменении
условий переходят друг в друга.
В конкретной педагогической ситуации задача педагога состоит в поиске ведущего,
оптимального типа взаимодействия. Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику
характера взаимодействия участников воспитательного процесса и требует принятия
оперативного решения.
В организации педагогического взаимодействия педагогу принадлежит руководящая роль (в
скрытой или открытой форме), но это не означает пассивности воспитанников, так как их
стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы
воспитателей.
Эффективное взаимодействия
– это совместно построенные действия участников
образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста,
развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения
(рефлексия
-
обращение назад, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и
состояний)
,
преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта,
развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции,
развитие потребности в самоактуализации.
Сотрудничество
как основа взаимодействия - это гуманистическая идея совместной
развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием,
проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой
деятельности.
В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом
познавательных интересов детей.
Сотрудничество характеризуется:
●
пространственным и временным соприсутствием,
●
единством цели,
●
организацией и управлением деятельностью,
●
разделением функций, действий, операций,
●
наличием позитивных межличностных отношений.
Приемы педагогического сотрудничества - одновременно регламентируют деятельность
участников. Наиболее распространенным способом педагогического сотрудничества при
решении различных задач является обсуждение, проблемный вопрос.
Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее
средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность
определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения
результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.
Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее
средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность
определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения
результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.