Напоминание

"Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях ДОУ"


Автор: Чеплакова Ксения Юрьевна
Должность: Педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МАДОУ 56
Населённый пункт: Город Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях ДОУ

Одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения

становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного

процесса.

В настоящее время идея диалога становятся ведущими идеями принятия коллективных

решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Развитие ребенка можно назвать гармоничный при условии наличия двух составляющих его

окружения– полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку

личностные взаимоотношения, формирование чувства доверия и открытости миру. Вместе с

тем, семья сама нуждается в поддержке, которую способен оказать детский сад.

Сопровождение и консультирование семьи должна осуществляться через взаимодействие

участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом

образовательной среды.

Целью такого взаимодействия является повышение качества образования и создание

необходимых благоприятных условий для сохранения физического, психического и

психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки к обучению к

школе.

Психолого- педагогическое взаимодействие

– в первую очередь это взаимодействие с

кем-то или чем-то вне меня, с внешним миром.

Взаимное влияние а также, при человеческом взаимодействии-совместные действия.

(Пример:

группа детей разобралась в правилах игры и начали играть соответственно правилам).

Осуществляются два вида взаимодействия: физическое (предметное или телесное) и

социальное (информационное, ролевое, психологическое).

(Пример1: Ребёнка заинтересовала пирамидка, он в неё играет, она организует его игру - у

ребенка предметное взаимодействие. Если для ребенка игрушка только предмет, это одно, а

если он играет например, в куклы и организует например чаепитие, у него социальное

предметное взаимодействие. Он уже -руководящие процессом.

Пример 2: Дети играют в поезд взявшись друг за друга сзади- это вариант скорее

физического (телесного) взаимодействия, если ребенок увлечён подвижной игрой и начинает

шуметь вместе с другими - это скорее взаимодействие социальное).

Взаимодействие может быть безличное (ребенок с игрушкой, толпа с толпой) или личное.

Личное взаимодействие - всегда социальное.

Педагогической взаимодействие

– это контакт (личностный) воспитателя с воспитанниками

(родителями воспитанников), направленный на взаимные коррекционные изменения в их

поведении, деятельности, отношениях, установках

.

Задачей взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их

взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

Характеристиками взаимодействия считают:

взаимопознание, взаимопонимание,

взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

Каждая из них имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в

воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.

К характеристикам интегральным любого взаимодействия, в том числе и педагогического,

относят

срабатываемость и совместимость.

Срабатываемость

- это согласованность в действиях, обеспечивающая их успешность с

позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий

контактирующих сторон на основе взаимного содействия.

Совместимость

характеризуется в максимально возможной удовлетворенности партнеров

друг другом, эмоциональной поддержке.

В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим

количеством его участников выделяют множество типов различного взаимодействия, что

отражается в различных подходах к их классификация.

Основу классификации

можно выделить по тому или иной ведущему признак:

1

. По субъекту и объект-субъекту

:

ребенок – ребенок, педагог – ребенок, педагог – педагог,

педагог – родитель и т.д.;

коллектив – коллектив (

коллектив младших – коллектив старших,

группа - группа, детский коллектив – педагогический коллектив и т.д.).

2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.

3. По содержанию деятельности: взаимодействие в образовательной, воспитательной,

трудовой, спортивной и другой деятельности.

4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.

5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.

6. По типу взаимосвязи: «на равных», руководство.

7.

По характеру взаимодействия:

сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление,

индифферентность

(безразличие, равнодушие, безучастность)

, конфронтация, конфликт

.

Также выделяют и такое взаимодействие, как

случайное или преднамеренное, частное или публичное, длительное или кратковременное,

вербальное (

речь)

или невербальное (язык жестов), продуктивное и непродуктивное.

Каждый из этих типов взаимодействия оказывает соответствующее влияние на

психологическое состояние взаимодействующих сторон.

Продуктивное взаимодействие -- приносит удовлетворенность, приводит к откровенности,

искренности, открытости.

Непродуктивное – сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания,

паники, приводит к недоверию, скрытности, враждебности.

Все типы взаимодействия взаимосвязаны, они сопутствуют друг другу, при изменении

условий переходят друг в друга.

В конкретной педагогической ситуации задача педагога состоит в поиске ведущего,

оптимального типа взаимодействия. Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику

характера взаимодействия участников воспитательного процесса и требует принятия

оперативного решения.

В организации педагогического взаимодействия педагогу принадлежит руководящая роль (в

скрытой или открытой форме), но это не означает пассивности воспитанников, так как их

стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы

воспитателей.

Эффективное взаимодействия

– это совместно построенные действия участников

образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста,

развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения

(рефлексия

-

обращение назад, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и

состояний)

,

преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта,

развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции,

развитие потребности в самоактуализации.

Сотрудничество

как основа взаимодействия - это гуманистическая идея совместной

развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием,

проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой

деятельности.

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом

познавательных интересов детей.

Сотрудничество характеризуется:

пространственным и временным соприсутствием,

единством цели,

организацией и управлением деятельностью,

разделением функций, действий, операций,

наличием позитивных межличностных отношений.

Приемы педагогического сотрудничества - одновременно регламентируют деятельность

участников. Наиболее распространенным способом педагогического сотрудничества при

решении различных задач является обсуждение, проблемный вопрос.

Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее

средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность

определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения

результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее

средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность

определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения

результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.



В раздел образования