Напоминание

"Дополнительная общеразвивающая программа" Композиция прикладная"


Автор: Кузнецова Ольга Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО «ДШИ «ОКО им. Кима Назаретова»
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Дополнительная общеразвивающая программа" Композиция прикладная"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

«Детская школа искусств «Образовательно- концертное

объединение имени Кима Назаретова»

г. Ростова-на-Дону

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ

Ростов - на - Дону

.

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

-Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного предмета

II.

Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

Программа

учебного

предмета

«Композиция

прикладная»

разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной

и методической деятельности при реализации общеразвивающих

программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства

культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего

педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских

школах

искусств.

Программа

учебного

предмета

«Композиция

прикладная» направлена на создание условий для освоения учащимися

приемов работы в различных материалах, техниках,а также, на

выявление

и

развитие

потенциальных

творческих

способностей

каждого ребенка и

формирование основ целостного восприятия

эстетической культуры.

Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной

темой, содержанием которой являются задания, составленные

исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по

степени сложности.

Общеразвивающая

программа

«Композиция

прикладная»

способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию

художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и

подростков и формирование устойчивого интереса к творческой

деятельности.

Начальные знания по изобразительной грамоте и владение

художественными

материалами

и

техниками

дает

свободу

самовыражения

и

помогает

найти

свой

собственный

язык

изобразительного искусства, язык, при помощи которого учащиеся

смогут передавать свои мысли и впечатления.

В основе педагогических принципов подачи учебного материала

программы лежит принцип «мастер-класса», когда преподаватель

активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой творческий

потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей

учащихся.

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Композиция прикладная» , 9-13 реализуется

при 4-летнем сроке обучения. Продолжительность учебных занятий с

первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая

трудоемкость

учебного

предмета

«Композиция

прикладная» при 4-летнем сроке обучения составляет 140 аудиторных

часов.

В

связи

с

большой

загруженностью

учащихся

в

общеобразовательной

организации

самостоятельная

работа

программой не предусмотрена.

Сведения о затратах учебного времени(9-13 лет)

Вид

учебной

работы,

нагрузки

Затраты учебного времени

Всего

часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные

занятия

17

18

17

18

17

18

17

18

140

Максимальная

учебная нагрузка

17

18

17

18

17

18

17

18

140

Объем

учебной

нагрузки

в

неделю

составляет

1

час.

Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность

учащихся в группе составляет от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая

форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в

соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального

подходов.

Цель учебного предмета

Целью

программы

«Композиция

прикладная»

является

общеэстетическое воспитание, формирование практических умений и

навыков,

развитие

творческой

индивидуальности

учащегося,

формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

знакомство учащихся с первичными знаниями

о видах

изобразительного

искусства,

сформировать

стойкий

интерес

к

художественной деятельности;

овладеть

различными

техниками

декоративно-прикладного

творчества

и основами художественного мастерства;

научить практическим навыкам создания объектов в разных

видах

декоративно-прикладного творчества;

научить приемам составления и использования композиции в

различных материалах и техниках;

научить творчески использовать полученные умения;

формирование умений и навыков работы с различными

художественными материалами и техниками;

развитие

творческой

индивидуальности

учащегося,

его

личностной свободы в процессе создания художественного образа;

развитие зрительной и вербальной памяти;

развитие образного мышления и воображения;

формирование эстетических взглядов, нравственных установок и

потребностей общения с духовными ценностями, произведениями

искусства;

воспитание

активного

зрителя,

способного

воспринимать

прекрасное.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные

характеристики учебного процесса:

– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета;

– распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

практический;

эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и

видео- ряда).

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным

фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный

фонд

укомплектовывается

печатными,

электронными изданиями, учебно-методической литературой в области

изобразительного искусства.

Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми,

оснащенными

необходимым

оборудованием,

удобной

мебелью,

наглядными пособиями.

III.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (9-13 лет)

Содержание

учебного

предмета

представлено

в

учебно-

тематическом плане.

Учебно-тематический

план

отражает

последовательность

изучения разделов и тем программы с указанием распределения

учебных часов.

Задания адаптированы и доступны для учащихся, учитывают

возрастные и психологические особенности данного возраста.

Формирование у учащихся умений и навыков происходит

постепенно: от изучения простого материала - к более сложному, от

упражнений - к творческим заданиям.

Предложенные в содержании программы разделы имеют общую

методическую структуру подачи учебного материала: объяснение,

мастер-класс, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний

в процессе выполнения творческих заданий в различных техниках.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид

учебного

занятия

Количество

аудиторных

часов

1 раздел Лепка «Материалы и инструменты»

1.1

Беседа о народном ДПИ

Урок-беседа

1

1.2.

Вводный урок. Инструменты и материалы.

Физические и химические свойства материалов.

Урок-беседа

1

1.3.

Выполнение несложной композиции из простых

элементов по шаблону: «пластилиновая

Урок

3

мозаика».

1.4

Выполнение композиции из сплющенных

шариков: «бабочки», «рыбка»., др.

Урок

3

1.5

Выполнение плоских композиции из жгутиков:

«барашек», «дерево», «букет цветов» и др.

Урок

5

1.6

Знакомство с приемом «пластилиновая

аппликация». Композиция: «Осенью»,

«Аквариум».

Урок

5

2 раздел Работа с бумагой

21

Инструктаж по технике безопасности.

Основные приемы работы

Урок

1

2.2

Аппликации в технике мозаичной аппликации.

«Букет цветов»

Урок

7

2.3

Применение природных материалов

Урок

7

2.4

Оформление работ

Урок

2

Итого за год

35

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид

учебного

занятия

Количество

аудиторных

часов

1 раздел «Пластилиновая живопись»

1.1

Локальный цвет и его оттенки. Получение

оттенков цвета посредством смешивания

пластилина Работа по шаблону. Осенние листья,

бабочка и др.

Урок

4

1.2

Выполнение творческой работы в технике

«Пластилиновая живопись». «Космос», «Зима»

Урок

12

1.3

Использование пластилиновой аппликации и

процарапывания в творческой работе

«Снежинка».» «Натюрморт» и др.

Урок

4

2 Раздел. Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Коллаж

Натюрморт

Урок

10

Оформление работ

Урок

5

Итого за год

35

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид

учебного

занятия

Количество

аудиторных

часов

1 раздел « Вырезание рельефа»

1.1

Выполнение творческой работы. Знакомство

выполнением невысокого рельефного

Урок

10

изображения. (эскиз, работа в материале)

2 Раздел. Работа с бумагой. Техника папье-маше

2.1

Способы работы.

Урок

10

3аздел Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги.

3.1

Способы создания фактуры на бумаге.

Монотипия.

Урок

5

3.2

Композиции в технике монотипии

Урок

10

Итого за год

35

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид

учебного

занятия

Количество

аудиторных

часов

1 раздел «Работа с бумагой. Коллаж.»

1.1

Натюрморт

Урок

9

2аздел «Объемные фигуры

2.1

Выполнением проволочного каркаса . Лепка

обьема

Урок

10

3раздел Текстиль. Способы декорирования ткани

3.1

Роспись тканей. Беседа о способах

нанесения узора

Урок

1

3.3

Батик. Свободная техника росписи

5

3.4

Техника росписи « Холодный батик».

10

Итого за год

35

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (9-13 ЛЕТ)

Первый год обучения

1. Раздел: Лепка .«Материалы и инструменты»

1.1 Тема: Беседа о народном ДПИ. Знакомство с некоторыми видами

народного творчества

1.2. Тема: Инструменты и материалы. Физические свойства

материалов. Предмет «Лепка». Оборудование и пластические

материалы. Порядок работы в мастерской лепки. Знакомство с

пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство

с инструментами. Организация рабочего места. Цвета в пластилиновых

наборах. Выполнение упражнений на цветовые смешения.

Использование картона, цветного пластилина. С

1.3.

Тема:

Выполнение

несложной

композиции

из

простых

элементов по шаблону: «Пластилиновая мозаика». Знакомство с

выразительными

средствами

предмета

«Лепка».

Выполнение

предварительных упражнений на изготовление простых элементов:

жгут,

шарик,

пластина,

колбаска,

сплющенный

шарик

и

др.

Формирование умения комбинировать простые формы в изделии.

Использование картона, цветного пластилина. выполнение зарисовок

несложных орнаментов из простых элементов.

1.4. Тема:

Выполнение композиции из сплющенных шариков.

Закрепление

изученной

техники.

Формирование

умения

перерабатывать

природные

формы,

развитие

наблюдательности,

фантазии, образного мышления. Творческое задание:

«Рыбка».

Использование картона, цветного пластилина.

1.5

Тема:

Выполнение

плоской

композиции

из

жгутиков.

Закрепление изученной техники. Творческое задание:

«Дерево»,

«Букет цветов». Использование картона, цветного пластилина.

1.6. Тема: Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация».

Формирование умения равномерно раскатывать пластилин и вырезать

из него стеками различные формы. Выполнение композиции: «Осень»,

«Аквариум». Использование картона, цветного пластилина.

работа: работа с книгой.

2 Раздел. Работа с бумагой2.1 Тема: Инструктаж по технике

безопасности. Основные приемы работы . Знакомство с материалами

и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием , с

приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места

учащегося, его подготовкой к работе.

2.2

Тема:

Букет

цветов.Знакомство

с

возможностями

бумаги,

выявление

индивидуальных

особенностей

и

навыков

учащихся,

использование технических приемов складывания и вырезания бумаги.

Познакомиться с техникой мозаичной аппликации. Узнать о виде

монументального

декоративно-прикладного

искусства

-мозаика.

Выполнить композицию из заранее подготовленных кусочков бумаги

разных оттенков одного цвета. Организовать плоскость листа при

акцентировании

композиционного

центра

и

соподчинении

всех

элементов

композиции.

Задание

выполняется

на

картоне

с

использованием цветной бумажной мозаики.

2.3 Тема:

Применение

природных

материалов.

Знакомство

с

понятием «простая и сложная форма». Сравнение по форме различных

листьев (рябина и липа, ясень и дуб), и выявление их геометрической

основы. Сравнение пропорций частей в сложных составных формах.

Понятия «симметрия» и «асимметрия».Использование цветной бумаги,

картона, шаблона листьев, декоративных маркеров.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1 раздел «Пластилиновая живопись»

1.1. Тема: Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков

цвета посредствам смешивания пластилина. Знакомство с техникой

«Пластилиновая живопись». Работа по шаблону. Осенние листья,

бабочка и др. Развитие образного мышления, способность передать

характер формы. Использование картона, цветного пластилина.

1.2 .Тема: Выполнение творческой работы в технике

«Пластилиновая живопись». Формирование способности добиваться

выразительности композиции. Творческое задание: «Космос», и др.

Использование картона, цветного пластилина.

1.3 Тема: Использование пластилиновой аппликации и

процарапывания в творческой работе . Формирование умения

перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности,

фантазии, образного мышления. Использование картона, цветного

пластилина.

2 Раздел. Работа с бумагой. Основы декоративной композиции.

Коллаж.

2.1.Тема: Натюрморт. Нарисовать эскиз панно, затем выполнить его в

технике коллажа с использованием различных материалов и способов

их обработки. Используя способ бумагокручения, основанный на

умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, возможно

получение объемных деталей композиции. Использование бумаги,

ткани, картона.

Третий год обучения

1 Раздел «Полуобъемные изображения»

1.1. Тема:

Знакомство с выполнением невысокого рельефного

изображения.

Формирование умения набирать массу изображения,

способом отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на

изображение – шаблон. Использование картона, цветного пластилина.

Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения.

Дальнейшее

формирование

умения

работать

с

полуобъемным

изображением, дополнение композиции мелкими деталями.

Работа

над

сложной

полуобъемной

композицией:

создание

предварительного эскиза, поиск пластического и образного решения.

выполнение работы в материале.

Формирование способности добиваться выразительности образа.

2Раздел. Работа с бумагой. Техника папье-маше

Познакомиться с техникой прикладного творчества папье-маше.

Выполнить основу формы из пластилина, послойно оклеить ее

мелко порванной тонкой бумагой. После полного застывания

объемную форму расписать, украсить декоративными элементами.

Используется пластилин, клей ПВА, мелко порванная газета, гуашь.

3.Раздел. Работа с бумагой

3.1. Тема: Знакомство с фактурами. Способы создания фактур на

бумаге. Познакомиться со способами создания фактуры на бумаге с

помощью пленки и соли. Результатом работы станут навыки получения

цветной бумаги из обычной. Возможно, использование получившихся

образцов в изготовлении изделий в других заданиях, а также при

изготовлении упаковки. Используется бумага, акварель, пищевая

пленка.

3.2. Тема: Монотипия или мраморирование.

Познакомиться со

способами получения «единственного отпечатка». Плавные переходы

тонов монотипии усиливают декоративный эффект. Мраморирование –

оттиск с поверхности воды, монотипия – с любой гладкой плоскости.

Используются в работе бумага, акварель, мыло, чернила

3.3 Тема:

Композиция в монотипии. Создание пейзажей с

последующим дорисовыванием или аппликацией.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. Раздел. Работа с бумагой. Коллаж.

2.1 Тема: Пейзаж-настроение. Используя навыки, приобретенные на

предыдущих

уроках,

выполнить

композицию

на

передачу

эмоционального

состояния

природы

с

помощью

ритмически

организованных пятен. Работа выполняется из осенних листьев,

разных по фактуре ткани и бумаги

2 Раздел. Объемные фигуры.

2.1.Объемные фигура. Работа над сложной объемной композицией:

создание предварительного эскиза, поиск пластического и цветового

решения, выполнение работы в материале. Выполнение проволочного

каркаса. Набор массы изображения. Формирование способности

добиваться выразительности образа. Формирование умения сохранять

цельность композиции, работая с мелкими деталями

3. Раздел. Текстиль. Способы декорирования ткани

3.1.Тема: Роспись тканей. Провести беседу о способах нанесения

узора на ткань ручным способом: набойка, холодный и горячий батик,

свободная роспись; красители и инструменты, применяемые при

росписи тканей.Возможность многообразия цветовых сочетаний при

свободной росписи.

Познакомить с историей возникновения печатания на ткани (набойки).

Выполнить оформление ткани, используя различные штампы из

природных форм - простые узоры из кругов, квадратов, ромбов и т.д.,

вырезанных на картофеле . Продумать эскиз оформления ткани, по

предложенным схемам (круг или квадрат), создать свои раппорты,

потренироваться на ткани, после этого приступить к ее оформлению.

Используемые материалы: ткань, гуашь, штампы из природного

материала. Придумать раппорты геометрического орнамента,

приготовить штампы, выполнить отпечатки на ткани согласно схемам.

3.2. Тема: Печать на ткани растительного орнамента. Составить

эскиз растительного орнамента из отпечатков разрезанной поперек

головки чеснока (цветок) и листьев с хорошо выраженными

прожилками (листочки). При печатании, дети пользуются

предложенными преподавателем схемами (круг или квадрат).

Используемые материалы: ткань, гуашь, штампы из

природного материала.

3.3. Тема: Батик. Свободная техника росписи. Познакомить с

техникой свободной росписи ткани. Обратить внимание на цветовую

гармонию, выразительность линий и мягких переходов одного цвета в

другой. Продемонстрировать приемы работы кистью на ткани. Создать

композицию “Цветы”, работая с наглядным материалом. Выполнить

рисунок на бумаге, узнать способы его перенесения на ткань,

подготовить рамы к росписи, резервирование, роспись (работа с

цветом). Декорирование выполненной композиции контурами.

Использование красок для батика, ткани, декоративных контуров.

Панно «Птица-пава». Познакомиться с техникой росписи

«Холодный батик». Освоить приемы работы (переведение рисунка на

ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков). Работа

над эскизом батика. Возможно использование геометрического

орнамента при создании рамки вокруг основного мотива.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Раздел

содержит

перечень

знаний,

умений

и

навыков,

приобретение

которых

обеспечивает

программа

«Прикладное

творчество».

1.

Знание

основных

понятий

и

терминологии

в

области

декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.

2.Знание основных видов и техник декоративно-прикладной

деятельности.

3.Знание основных признаков декоративной композиции

(плоскостность

изображения,

выразительность

силуэта,

локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).

4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь

эскизом.

5. Умение использовать техники прикладного творчества для

воплощения художественного замысла.

6. Умение работать с различными материалами.

7. Навыки заполнения объемной формы узором.

8. Навыки ритмического заполнения поверхности.

9. Навыки проведения декоративных работ рельефного

изображения.

10.

Наличие

творческой

инициативы,

понимание

выразительности цветового и композиционного решения.

11. Умение анализировать и оценивать результаты собственной

творческой деятельности.

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль

и итоговую аттестацию.

Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в

счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в

виде творческого просмотра по окончании второго и третьего года

обучения. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению

проводить

дополнительные

просмотры

по

разделам

программы

(текущий контроль).

Итоговая аттестация в четвертом классе проводится в форме

просмотра работ за четвертый год обучения и итоговой работы.

Итоговая

работа

предполагает

создание

работы,

связанной

единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения

реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения,

способность работать в различных техниках и материалах.

Итоговая работа может быть выполнена в любой изученной

технике и выбирается самими учащимися.

Критерии оценок

По

результатам

промежуточной

и

итоговой

аттестации

выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на

высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи,

грамотным исполнением, творческим подходом.

4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним

задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но

есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает

грубые

ошибки

(по

невнимательности

или

нерадивости).

Для

завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

VI.

МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Основное учебное время программы отводится для выполнения

учащимися творческих заданий. Весь учебный материал преподаватель

обязан

преподносить

учащимся

в

доступной

форме,

наглядно

иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно при

чередовании теоретических и практических знаний, мастер-классов,

индивидуальной работе с каждым учеником.

Итогом

освоения

программы

«Композиция

прикладная»

становится выполнение учащимися итоговой работы на заданную тему.

Технику исполнения учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из

своих возможностей и творческого замысла.

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Методическая литература

1.

Список методической литературы

2.

Аверьянова М.Г. Гжель – российская жемчужина.- М, 1993

3.

Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М.,

1989

4.

Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010

5.

Берстенева

В.Е.,

Догаева

Н.В.

Кукольный

сундучок.

Традиционная кукла своими руками. Белый город, 2010

6.

Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975

7.

Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия.

8.

Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009

9.

Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007

10.Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005

11.Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник,

1994

12.Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988

13.Плетение.

Лоза.

Береста.

Рогоза.

Соломка.

Тростник:

справочник /Сост. Теличко А.А., Рыженко В.И..- М.; Оникс, 2008

14.Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий

Аванта+Астрель, 2010

15.Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006

16.Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия.

Аст-пресс, 2006

17.Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и

художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009

18.Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение,

1985

19.Юный художник 1992 г.: №№3-4. Яковлева О. “Филимоновская

20.игрушка”

Список учебной литературы

21.Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам

народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007

22.Дорожин Ю. Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам

народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007

23.Клиентов А. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2010

24.Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город,

2010

25.Межуева Ю.А. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь по основам

народного искусства. М., Мозаика-Синтез, 2003

26.Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003

27.Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г.

Юрина. -

Учебная литература

1.

Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный

рисунок. М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки,

2009

2.

Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание

ВЛАДОС, 2008

3.

Все о технике: живопись акварелью. Незаменимый справочник

для художников. Издание на русском языке. М., АРТ–Родник,

1998

4.

Искусство

вокруг

нас.

Учебник

для

2

кл./Под

ред.

Б.М.Неменского. М., Просвещение, 1998

5.

Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. М.,

Просвещение, 1998

6.

Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для

начинающих. М., Издательство «АСТРЕЛЬ», 2002

7.

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для

студентов

вузов,

обучающихся

по

специальности

"Изобразительное

искусство".

М.,

Гуманитар.

изд.

центр

ВЛАДОС, 2008

8.

Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. Пособие. М.,

Астрель: АСТ, 2006

9.

Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи».

Издание на русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый

век», 2006

10.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия

развития, 2007

11.Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

-

наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия,

карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации,

магнитные доски, интерактивные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,

демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

-

электронные

образовательные

ресурсы:

мультимедийные

учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые

образовательные ресурсы;

-

аудиовизуальные:

слайд-фильмы,

видеофильмы,

учебные

кинофильмы, аудио-записи.



В раздел образования