Напоминание

Детский сад глазами родителей: оценка качества услуг


Автор: Никитина Светлана Арнольдовна
Должность: методист по дошкольному образованию
Учебное заведение: МУ "Отдел образования Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ"
Населённый пункт: г.Болгар, Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Детский сад глазами родителей: оценка качества услуг
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детский сад глазами родителей: оценка качества услуг

Зачем отдавать ребенка в детский сад?

Основная

мотивация

к посещению

детского

сада —

желание

научить

ребенка

общаться со сверстниками, не бояться конфликтов, находить компромиссы.

Переход из семейной среды в принципиально другое пространство — детский сад —

многое

меняет

в жизни

ребенка.

Это

пространство

накопления

жизненного

опыта,

обретения

самостоятельности

не т о л ь к о

в в ы п ол н е н и и

ру т и н н ы х

д е л ,

но и в формировании собственного мнения по поводу поступков сверстников. Родители

позитивно воспринимают этот сложный переход и сопутствующее ему взросление. Они

считают его неотъемлемой частью жизни.

Высказывания родителей о социализации детей.

«Ребенок может, конечно, сидеть дома под колпаком у мамы и у бабушки, но мы ему

не заменим

общения

со сверстниками.

А оно

детям

в возрасте

4–7

лет

жизненно

необходимо».

«Конфликты,

которые

сейчас

возникают

у детей,

нужны

для

того,

чтобы

они

научились

их разрешать.

Если

мой

ребенок

приходит

домой

и жалуется

на что-то,

мы разбираем ситуацию и выясняем, что и как надо было сделать».

Родители

ожидают,

что

в детском

саду

ребенок

найдет

особое

образовательное

пространство с развивающей игровой атмосферой, которое можно сравнить с домом

Социализация в детском саду дает особое преимущество — возможность общаться

в ходе спонтанной ролевой или другой игры, возникающей между сверстниками. Важно,

что за спинами сверстников не стоят их родители, дающие поддержку. Напротив, игра

регулируется

воспитателем —

третьей

стороной.

Такие

ситуации

мотивируют

детей

к формированию собственной точки зрения.

Каким должен быть воспитатель?

По мнению

родителей,

сейчас

формируется

новое

поколение

детей.

Они

растут

в более свободном мире (по сравнению с самими родителями), стремятся формировать

и выражать свое мнение, экспериментировать. Для нового поколения востребованы новые

профессиональные качества воспитателя, которые должны помочь ребенку почувствовать

собственную индивидуальность и раскрыть ее.

Главным качеством воспитателя - это любовь к детям. При этом воспитатель должен

уметь создавать позитивную эмоциональную атмосферу, слушать разные мнения, решать

конфликты,

контролировать

и гасить

раздражительность,

менять

эмоциональный

фон

общения

между

детьми,

увлекая

всех

новой

объединяющей

темой,

поддерживать

дружеские отношения в группе.

Отдельное внимание родители уделяют открытости воспитателя, его готовности

к ежедневному

обсуждению

поведения

и настроения

ребенка,

полученных

им знаний

и умений. Они видят в них партнеров в воспитании детей, консультантов.

Вместе

с повышением

общественного

признания

статуса

воспитателя

растут

и требования к лицам, занимающим эти должности, что должно способствовать желанию

каждого воспитателя развиваться и соответствовать современным требованиям.

Профессионализм

воспитателя

видится

в умении

создавать

позитивный

эмоциональный

климат,

атмосферу

открытости,

комфортную

как

для

индивидуализации ребенка, так и для общения воспитателей и родителей.

На что родители обращают внимание?

Безопасности ребенка в детском саду родители уделяют особое внимание. При этом

увеличение количества детей в группе воспринимается как нарушение образовательного

пространства, принципов физической, физиологической и психологической безопасности.

Положительное отношение сформировано к здоровому образу жизни, который дети

ведут в детском

саду.

Под

здоровым

образом

жизни

понимают

режим

дня,

питание,

физическую

активность

детей

(как

организованная —

на занятиях

физкультурой,

так

и относительно

спонтанная —

во время

прогулок),

медицинское

сопровождение —

прививки,

утренние

осмотры

на ОРВИ

и педикулез.

В детском

саду

ребенок

учится

самостоятельно

одеваться,

есть,

засыпать,

готовиться

к занятиям,

совершать

гигиенические

процедуры.

Эти

телесные

практики

организованы,

вписаны

в жесткий

график

мероприятий

в течение

дня,

регламентированы

санитарными

нормами,

что

упорядочивает жизнь не только детей, но и родителей.

Положительно оценивается и возможность контролировать питание детей в детском

саду.

Высказывания родителей о контроле за организацией питания.

«На входе в детский сад и в раздевалке каждой группы висит меню, по которому

можно проверить дневной рацион и понять, чем кормить ребенка вечером дома».

«Любой родитель, у которого есть медицинская книжка, может зайти на кухню,

проверить качество продуктов и условия их хранения. Можно поучаствовать и в приеме

продуктов, которые привозят каждое утро. Просто не все родители пользуются своими

правами».

Многие

родители

придают

большое

значение

открытости

детского

сада,

возможности

принимать

участие

в различных

мероприятиях,

вовлеченности

в образовательный процесс. В качестве примера вовлеченности приводятся презентации

детских

поделок.

Постоянные

мини-выставки

проходят

в раздевалке,

которая

сконструирована как общее пространство родителей, детей и воспитателей. Получаемые

родителями впечатления становятся поводом для обсуждений с ребенком.

Нужно ли готовить ребенка к школе?

Родители воспринимают подготовку лишь как часть развивающих занятий, наравне

с физкультурными и музыкальными. Все они имеют общий воспитательный потенциал —

научить

ребенка

слушать

и выполнять

задания,

не отвлекаясь.

Практикам

воспитания

и ухода за детьми должно уделяться больше внимания.

Вместе с тем родители считают важным наличие в детском саду дополнительного

образования. Востребованность и при этом неразвитость дополнительного образования

стала самой популярной темой — разрыв между потребностью и предложением очевиден.

Посещение

детского

сада

важно

не столько

для

обучения,

сколько

для

воспитания и первичной социализации ребенка. Наибольшую ценность родители видят

в обучении

ребенка

навыкам

общения

со сверстниками

и разрешения

мирным

путем

конфликтов.

Именно

с посещением

детского

сада

они

связывают

развитие

самостоятельности и инициативности.

Сами

родители

чувствуют

себя

полноправными

участниками

воспитательного

процесса в детском саду. Они хорошо осведомлены о том, что делает ребенок в течение

дня, как развивается и как оценивает события, происходящие в детском саду.

Какие темы выбирают родители при описании опыта ежедневного посещения

детского сада для измерения родительской оценки?

Общение и возможности для спонтанных игр со сверстниками

Режим дня (время и пространство детского сада)

Физический комфорт и физическая активность

Питание

Эмоциональный комфорт

Развитие музыкальных и художественных способностей

Обучение и подготовка к школе

Безопасность

Терпимость к социальным различиям

Открытость среды для участия родителей

Эти

12

направлений

могут

лечь

в основу

шкалы

измерения

родительской

удовлетворенности работой детского сада. Подобную шкалу можно применять в массовых

опросах родителей. Они могут дать ценную информацию о том, что делает ребенок

в течение

дня,

как

он оценивает

события,

происходящие

в детском

саду,

какова

динамика

его

развития,

как

родители

ее оценивают.

Поэтому

детскому

саду

необходимо

и полезно

проводить

мониторинг

родительского

мнения,

развивать

методики измерения родительских оценок.



В раздел образования