Автор: Никитина Светлана Арнольдовна
Должность: методист по дошкольному образованию
Учебное заведение: МУ "Отдел образования Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ"
Населённый пункт: г.Болгар, Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Детский сад глазами родителей: оценка качества услуг
Раздел: дошкольное образование
Детский сад глазами родителей: оценка качества услуг
Зачем отдавать ребенка в детский сад?
Основная
мотивация
к посещению
детского
сада —
желание
научить
ребенка
общаться со сверстниками, не бояться конфликтов, находить компромиссы.
Переход из семейной среды в принципиально другое пространство — детский сад —
многое
меняет
в жизни
ребенка.
Это
пространство
накопления
жизненного
опыта,
обретения
самостоятельности
не т о л ь к о
в в ы п ол н е н и и
ру т и н н ы х
д е л ,
но и в формировании собственного мнения по поводу поступков сверстников. Родители
позитивно воспринимают этот сложный переход и сопутствующее ему взросление. Они
считают его неотъемлемой частью жизни.
Высказывания родителей о социализации детей.
«Ребенок может, конечно, сидеть дома под колпаком у мамы и у бабушки, но мы ему
не заменим
общения
со сверстниками.
А оно
детям
в возрасте
4–7
лет
жизненно
необходимо».
«Конфликты,
которые
сейчас
возникают
у детей,
нужны
для
того,
чтобы
они
научились
их разрешать.
Если
мой
ребенок
приходит
домой
и жалуется
на что-то,
мы разбираем ситуацию и выясняем, что и как надо было сделать».
Родители
ожидают,
что
в детском
саду
ребенок
найдет
особое
образовательное
пространство с развивающей игровой атмосферой, которое можно сравнить с домом
Социализация в детском саду дает особое преимущество — возможность общаться
в ходе спонтанной ролевой или другой игры, возникающей между сверстниками. Важно,
что за спинами сверстников не стоят их родители, дающие поддержку. Напротив, игра
регулируется
воспитателем —
третьей
стороной.
Такие
ситуации
мотивируют
детей
к формированию собственной точки зрения.
Каким должен быть воспитатель?
По мнению
родителей,
сейчас
формируется
новое
поколение
детей.
Они
растут
в более свободном мире (по сравнению с самими родителями), стремятся формировать
и выражать свое мнение, экспериментировать. Для нового поколения востребованы новые
профессиональные качества воспитателя, которые должны помочь ребенку почувствовать
собственную индивидуальность и раскрыть ее.
Главным качеством воспитателя - это любовь к детям. При этом воспитатель должен
уметь создавать позитивную эмоциональную атмосферу, слушать разные мнения, решать
конфликты,
контролировать
и гасить
раздражительность,
менять
эмоциональный
фон
общения
между
детьми,
увлекая
всех
новой
объединяющей
темой,
поддерживать
дружеские отношения в группе.
Отдельное внимание родители уделяют открытости воспитателя, его готовности
к ежедневному
обсуждению
поведения
и настроения
ребенка,
полученных
им знаний
и умений. Они видят в них партнеров в воспитании детей, консультантов.
Вместе
с повышением
общественного
признания
статуса
воспитателя
растут
и требования к лицам, занимающим эти должности, что должно способствовать желанию
каждого воспитателя развиваться и соответствовать современным требованиям.
Профессионализм
воспитателя
видится
в умении
создавать
позитивный
эмоциональный
климат,
атмосферу
открытости,
комфортную
как
для
индивидуализации ребенка, так и для общения воспитателей и родителей.
На что родители обращают внимание?
Безопасности ребенка в детском саду родители уделяют особое внимание. При этом
увеличение количества детей в группе воспринимается как нарушение образовательного
пространства, принципов физической, физиологической и психологической безопасности.
Положительное отношение сформировано к здоровому образу жизни, который дети
ведут в детском
саду.
Под
здоровым
образом
жизни
понимают
режим
дня,
питание,
физическую
активность
детей
(как
организованная —
на занятиях
физкультурой,
так
и относительно
спонтанная —
во время
прогулок),
медицинское
сопровождение —
прививки,
утренние
осмотры
на ОРВИ
и педикулез.
В детском
саду
ребенок
учится
самостоятельно
одеваться,
есть,
засыпать,
готовиться
к занятиям,
совершать
гигиенические
процедуры.
Эти
телесные
практики
организованы,
вписаны
в жесткий
график
мероприятий
в течение
дня,
регламентированы
санитарными
нормами,
что
упорядочивает жизнь не только детей, но и родителей.
Положительно оценивается и возможность контролировать питание детей в детском
саду.
Высказывания родителей о контроле за организацией питания.
«На входе в детский сад и в раздевалке каждой группы висит меню, по которому
можно проверить дневной рацион и понять, чем кормить ребенка вечером дома».
«Любой родитель, у которого есть медицинская книжка, может зайти на кухню,
проверить качество продуктов и условия их хранения. Можно поучаствовать и в приеме
продуктов, которые привозят каждое утро. Просто не все родители пользуются своими
правами».
Многие
родители
придают
большое
значение
открытости
детского
сада,
возможности
принимать
участие
в различных
мероприятиях,
вовлеченности
в образовательный процесс. В качестве примера вовлеченности приводятся презентации
детских
поделок.
Постоянные
мини-выставки
проходят
в раздевалке,
которая
сконструирована как общее пространство родителей, детей и воспитателей. Получаемые
родителями впечатления становятся поводом для обсуждений с ребенком.
Нужно ли готовить ребенка к школе?
Родители воспринимают подготовку лишь как часть развивающих занятий, наравне
с физкультурными и музыкальными. Все они имеют общий воспитательный потенциал —
научить
ребенка
слушать
и выполнять
задания,
не отвлекаясь.
Практикам
воспитания
и ухода за детьми должно уделяться больше внимания.
Вместе с тем родители считают важным наличие в детском саду дополнительного
образования. Востребованность и при этом неразвитость дополнительного образования
стала самой популярной темой — разрыв между потребностью и предложением очевиден.
Посещение
детского
сада
важно
не столько
для
обучения,
сколько
для
воспитания и первичной социализации ребенка. Наибольшую ценность родители видят
в обучении
ребенка
навыкам
общения
со сверстниками
и разрешения
мирным
путем
конфликтов.
Именно
с посещением
детского
сада
они
связывают
развитие
самостоятельности и инициативности.
Сами
родители
чувствуют
себя
полноправными
участниками
воспитательного
процесса в детском саду. Они хорошо осведомлены о том, что делает ребенок в течение
дня, как развивается и как оценивает события, происходящие в детском саду.
Какие темы выбирают родители при описании опыта ежедневного посещения
детского сада для измерения родительской оценки?
Общение и возможности для спонтанных игр со сверстниками
Режим дня (время и пространство детского сада)
Физический комфорт и физическая активность
Питание
Эмоциональный комфорт
Развитие музыкальных и художественных способностей
Обучение и подготовка к школе
Безопасность
Терпимость к социальным различиям
Открытость среды для участия родителей
Эти
12
направлений
могут
лечь
в основу
шкалы
измерения
родительской
удовлетворенности работой детского сада. Подобную шкалу можно применять в массовых
опросах родителей. Они могут дать ценную информацию о том, что делает ребенок
в течение
дня,
как
он оценивает
события,
происходящие
в детском
саду,
какова
динамика
его
развития,
как
родители
ее оценивают.
Поэтому
детскому
саду
необходимо
и полезно
проводить
мониторинг
родительского
мнения,
развивать
методики измерения родительских оценок.