Автор: Маркина Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 7"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Воспитание любви к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении их с народными промыслами рязанского края"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста
патриотизма и любви к родному краю
через знакомство их с местными народными промыслами.
Автор: Маркина Татьяна Юрьевна,
Воспитатель высшей квалификационной
категории. МБДОУ «Детский сад № 7»
Известно,
что
заложено
с
детства,
наиболее
эффективно.
Знания
о
родном крае, любовь к Родине, своему народу – это фундамент в сознании
человека на котором впоследствии формируется его этические и нравственные
идеалы.
Целенаправленное
ознакомление
ребёнка
с
родным
краем,
его
прошлым
и
настоящим
нередко
рассматривают
как
составляющую
часть
формирования
у
него
начал
патриотизма.
Ведь
чувство
Родины
связано
у
малыша с местом, где он родился. Культура родного края должна войти в сердце
ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
С
ранних
лет
необходимо
воспитывать
у
детей
любовь
к
Родине,
к
родному
краю,
гордость
за
своих
земляков,
уважение
к
ним
и
их
труду.
Знакомясь с народными промыслами, дети учатся ценить труд человека, видеть
и понимать красоту им сотворённую, своеобразие изделий, присущее только
данному народу.
На занятиях необходимо использовать поэтические строки, произведения
устного народного творчества, которые таят в себе неисчерпаемые возможности
для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать
к познавательной активности.
В процессе рисования развивается мелкая моторика, во время рисования
тонких элементов узора происходит подготовка руки к письму.
Декоративная лепка в ДОУ – это создание детьми посуды, декоративных
пластин,
фигурок.
Навыки,
полученные
детьми
в
процессе
знакомства
с
декоративно-прикладным искусством, могут использоваться ими при создании
других
видов
лепных
работ,
отчего
последние
становятся
более
выразительными
по
замыслу
и
оформлению.
И
чем
раньше
произойдёт
знакомство детей с народным творчеством, тем свободнее они могут применять
элементы декоративного оформления в своих работах.
Занятия с использованием предметов народного творчества помогают так
же развивать умственную деятельность детей. У них развивается внимание,
мышление,
память,
воображение.
В
процессе
ознакомления
с
изделиями
народных мастеров обогащается словарный запас: дети называют предметы,
материалы из которых они изготовлены, элементы росписи.
Знакомясь
с
декоративно-прикладным
искусством,
дети
познают
разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и
обычаи, передаваемые из поколения в поколение.
Воспитывая
ребёнка
на
традициях,
исторических
событиях,
достопримечательностях
малой
Родины,
мы
помогаем
ему
установить
положительное отношение с миром людей, миром природы и с самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю
родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
1
В
«Программе
воспитания
и
обучения
в
детском
саду»
и
в
других
дошкольных образовательных программах рекомендуется знакомить детей с
изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской,
филимоновской
игрушке,
продолжать
знакомство
с
городецкой
росписью,
знакомить
с
росписью
Полхов-Майдана
и
т.д.
Все
эти
виды
народного
декоративно-прикладного искусства неповторимы, и знакомить с ними детей
дошкольного возраста необходимо, но как мы видим, нигде не упоминается о
рязанских
народных
промыслах.
В
связи
с
чем,
возникает
необходимость
определить
содержание
и
найти
наиболее
эффективные
формы
и
методы
работы по ознакомлению детей с промыслами Рязанского края. Данная работа
направлена на разработку дополнительного содержания образования ребёнка-
дошкольника на основе регионального компонента.
Была поставлена цель: создать воспитательно-образовательную систему
и
методические
рекомендации
по
ознакомлению
детей
со
скопинской
керамикой,
михайловским
кружевом
и
другими
местными
народными
промыслами и определить её результативность.
Задачи:
1.
Определить
критерии
оценки
сформированности
знаний
детей
о
местных народных промыслов.
2. Разработать средства диагностики.
3. Выявить наличие у детей знаний о местных промыслах.
4. Разработать содержание и методику.
5.
Разработать
методические
рекомендации
по
ознакомлению
детей
с
местными народными промыслами.
6.Определить
эффективность
данной
системы
для
воспитания
патриотических чувств.
В процессе реализации данной работы использовали такие методы как
- рассказ воспитателя;
- беседы;
- наблюдения;
- интегрированные занятия;
- творческие рассказы детей;
- тематические развлечения;
- совместное создание тематических альбомов;
- сюжетно – ролевые игры («В художественном музее», «Магазин изделий
народных промыслов», «Вернисаж»);
- специальные дидактические игры («Найди лишнее», «Узнай элементы
узора», «Разрезные картинки», «Найди пару»);
- организация выставок творческих работ детей по темам;
- целевые прогулки;
-
знакомство
с
русской
культурой
(разучивание
пословиц,
поговорок,
русских народных песен и игр).
Использовались нетрадиционные формы проведения занятий: «Гончарная
мастерская»,
«Выставка
Михайловского
кружева»,
«Русская
изба»,
«Музей
изделий местных народных промыслов» и др.
2
Важным условием успешной работы с детьми по формированию любви
к
Родине
является наличие книг, альбомов, игрушек, наглядного материала,
предметов декоративно-прикладного искусства и другого оборудования. В нашем
ДОУ собрано достаточно материала о Рязани и рязанском крае, о народных
промыслах Рязанской области: художественная и иллюстративная литература,
иллюстрации,
фотографии
и
предметы
декоративно-прикладного
искусства,
оформлены
альбомы
«Рязань
–
родной
мой
город»,
«Народные
промыслы
рязанского края», «Скопинская керамика», «Михайловское кружево», «Народный
костюм рязанского края», развивающие и дидактические игры и др.
Работа проходит поэтапно. Сначала детей знакомят с видом декоративно-
прикладного искусства (рассматривали предметы, определяли их особенности).
Следующий
шаг
–
проведение
познавательного
занятия
о
конкретных
предметах данного промысла. Детям эмоционально, в доступной для них форме
рассказывают
об
истории
возникновения
промысла,
особенностях
изделий,
специфики цвета, формы, известных мастерах. Затем ряд занятий и совместная
внезанятийная
деятельность
посвященные
ознакомлению
со
средствами
выразительности,
основными
элементами
художественного
языка
(линии,
формы,
композиция,
цветовая
гамма).
Следующий
шаг
–
обучение
детей
созданию обобщённого декоративного образа, освоению ими элементов узора
данного промысла. На этих занятиях особое место занимают дидактические
игры, способствующие развитию творческого воображения.
Для
закрепления
знаний
детей
о
местных
народных
промыслах
используется серия дидактических игр:
«Найди лишнее» Дидактическая задача. Учить находить предметы
определённого
промысла
среди
предложенных;
развивать
внимание,
наблюдательность, речь.
«Узнай
элементы
узора»
Дидактическая
задача.
Уточнить
и
закрепить представление об основных элементах какого-либо узора, развивать
наблюдательность, внимание, память, быстроту реакций; вызвать интерес к
промыслу.
«Разрезные картинки» Дидактическая задача. Закрепить знания о
выразительных
средствах,
применяемых
в
разных
промыслах,
упражнять
в
составлении
целой
картинки
из
отдельных
частей,
развивать
внимание,
сосредоточенность, стремление к достижению результата, творчество, вызвать
интерес к предметам декоративного искусства.
«Найди пару» Дидактическая задача. Закрепить представление об
основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их
между
собой,
правильно
называть,
пользуясь
названиями,
придуманными
мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, вызвать интерес
к росписи.
Показатели результативности:
1.Наличие достаточных знаний о местных народных промыслах.
2.Умение
выделить
изделие
скопинской
керамики,
михайловского
кружева, рязанский костюм из других и объяснить свой выбор.
3.Умение отобразить предмет утвари в лепке.
3
4.Умение украсить лепное изделие элементами характерными для данного
вида местного народного промысла.
5.Умение
нарисовать
предмет
утвари,
передавая
характерные
особенности.
6.Применять
знания
о
местных
народных
промыслах
и
мастерах
в
игровой деятельности.
Высоким
результатам
будет
способствовать
комплексный
подход
к
решению
проблемы:
проведение
занятий
по
теме,
дидактических
игр,
организация самостоятельной художественной и игровой деятельности детей,
связанной
с
темой,
осуществление
взаимодействия
с
родителями
и
специалистами.
После проведения комплекса мероприятий, были выявлены следующие
результаты:
у
детей
значительно
повысился
уровень
знаний
о
местных
народных промыслах, истории их возникновения, характерных особенностях,
выдающихся мастерах.
Дети свободно справляются с такими задачами, как
группировка
предметов народных промыслов по месту их производства, с
выделением
существенных
признаков
и
средств
художе ственной
выразительности того или иного промысла, могут выбрать изделие из ряда
предложенных и обосновать свой выбор. Дети гордятся своими знаменитыми
земляками, землёй, на которой зародились замечательные промыслы, что, в
свою очередь, способствует возникновению патриотизма и любви к родному
краю, к России в целом.
В формировании любви к Родине
старших дошкольников необходимо
учитывать следующее:
•
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию
должна вестись систематически и планомерно.
•
Педагогу
необходимо
способствовать
закреплению
полученных
детьми знаний о народных промыслах в различных видах детской деятельности.
•
Необходимо использование системы интегрированных занятий по
заявленной проблеме.
•
Создание
такой
развивающей
среды
в
группе
и
ДОУ,
которая
способствовала
бы
развитию
личности
ребёнка
на
основе
нравственно-
патриотического воспитания.
• Организация работы с родителями по формированию у детей старшего
дошкольного возраста любви к Родине.
Формирование
патриотических
чувств
у
детей
невозможно
без
установления
тесной
связи
с
семьей.
Перед
началом
работы,
родителям
выдавались специальные анкеты. Проанализировав их, мы выяснили, что знания
родителей
о
народных
промыслах
рязанского
края
очень
разрозненны
и
незначительны.
Был
разработан
план
работы
с родителями:
их активно
привлекали
к
сбору
краеведческого
материала
для пополнения экспозиции
группового уголка «Народные промыслы земли рязанской», для них проводились
семинары, консультации по теме, организовывались выставки детских работ,
работ детей выполненных совместно с родителями и многое другое. Детям и
родителям
давалось
домашнее
задание
по
совместному
сбору
материала
о
4
местных
народных
промыслах,
составлению
рассказов
о
наиболее
понравившемся
изделии
и
др.
Следует
отметить
активную
поисково-
познавательную
деятельность
родителей
и
детей
в
сборе
информации,
оформлении уголков в группе, создании фотоальбомов, пополнении мини-музея
группы. Совместная
работа
с
родителями
помогла
уточнить,
расширить
и
закрепить знания детей о народных промыслах рязанского края.
В заключении могу сказать, что проводимая на базе МБДОУ № 7 работа
по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с местными народными
промыслами однозначно указывает на то, что данная тема вполне доступна и
интересна
для
старших
дошкольников,
изделия
местных
мастеров
так
же
доступны для их восприятия. Данная разработка рекомендуется для работы с
детьми старшего дошкольного возраста. Она содержит материал, перспективное
планирование,
конспекты
занятий
и
викторин
по
ознакомлению
детей
со
следующими
местными
народными
промыслами:
Скопинская
керамика,
Михайловское кружево, рязанский костюм, рязанская вышивка. В дальнейшем
планируется
разработка
методического
материала
по
знакомству
детей
с
другими местными народными промыслами (рязанскими улютками, рязанским
оберегом, касимовской росписью и др.)
Опыт
работы
по
данному
направлению
был
представлен
нами
на
мероприятиях различного уровня.
5