Напоминание

"Проблемы социализации индивида в условиях информационного общества"


Автор: Кузьменко Андрей Федорович
Должность: преподаватель социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: научная статья
Тема: "Проблемы социализации индивида в условиях информационного общества"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА В УСЛОВИЯХ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Социализация представляет собой процесс вхождения индивида в общество посредством

усвоения принятых в обществе норм и ценностей. В этом процессе принимают участие различные

агенты социализации (семья, школа, государство и др.), которые активно воздействуют на

формирование личности индивида. Становление и развитие информационного общества, с одной

стороны, облегчило процесс социализации, предоставив огромное информационное поле для

системного и многопланового развития личности, с другой- породило множество проблем

личностной идентификации, затрудняющих процесс формирования всесторонне развитой

личности. Негативные последствия глобализации мирового развития порождают всё более

ощутимый кризис духовности, а навязывание единого стандарта потребления грозит унификацией

сознания, формированием чисто утилитарных представлений о роли и жизненном предназначении

человека.

Индивид в современном мире, к сожалению, лишается важных нравственных ориентиров,

которые веками гарантировали целостность общества. Истинные традиционные ценности

подменяются упрощёнными представлениями и запросами, что способствует формированию

бездуховного конформизма и бытового стяжательства. Во главу угла ставится не уровень

нравственного и духовного развития индивида, а уровень его жизни, степень участия в создании

общественного продукта, коммерческий успех его жизнедеятельности. Информационное

общество, к сожалению, породило новые подходы к определению таких, казалось бы,

непреложных понятий как «правда» и «истина». Грань между понятиями «истина» и «ложь»

становится всё более условный, поскольку эти понятия в последнее время интерпретируются с

точки зрения обеспечения групповых, индивидуальных или национальных интересов. В силу этого

в процесс социализации индивида всё более настойчиво и грубо вмешивается глобальное

информационное пространство, которое навязывает гипертрофированные понятия и ценности,

выдаваемые за инновационные тенденции развития современного общества, неотъемлемые

условия общественного прогресса.

Современное общество (общество потребления) не требует от современного индивида

глубоких духовных поисков, персонифицированного мировоззрения, индивидуального восприятия

окружающей действительности. Стандартизация мышления и сознания рассматривается как

неотъемлемое условие обеспечения эффективного сбыта продуктов массовой культуры и эта

идеологическая установка уже давно лежит в основе сбытовой стратегии мировых корпораций.

Подобная стандартизация сознания исключает в корне любой критический подход к системе

современных экономических и духовных ценностей, превращая людей в пассивных потребителей

предлагаемых товаров и услуг. Такая тенденция мировосприятия чревата полной деформацией не

только индивидуального, но и общественного сознания, предопределяя неправильный подход к

процессу социализации индивида.

Всесторонне развитая личность- это, прежде всего, критически мыслящая личность,

способная к правильной и адекватной оценке окружающей действительности. В этой связи крайне

важным представляется не отожествлять всецело существующую реальность с виртуальным

Интернет- пространством, характеризующимся ярко выраженным субъективизмом и

ангажированностью. Индивид должен иметь чёткое представление о нормах и ценностях, в

отношении которых не применяются двойные стандарты и прагматичные подходы, понимать

разницу в традиционных понятиях и смыслах.



В раздел образования