Напоминание

«Арт-терапия в работе педагога-психолога»


Автор: Смешная Надежда Леонидовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ д/с №3 "Ивушка"
Населённый пункт: город Домодедово, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Арт-терапия в работе педагога-психолога»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Арт-терапия в работе педагога-психолога.

В образовательных учреждениях разных стран мира в настоящее время все более

активно применяется такой инновационный подход, как психотерапия искусством.

Согласно

международной

классификации,

психотерапия

искусством

представлена четырьмя направлениями:

Арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества).

Драматерапией (психотерапией посредством сценической игры).

Танцевально-двигательной

терапией

(психотерапией

посредством

движения и танца).

Музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души

через

художественное

творчество,

активно

развивающийся

как

комплекс

психотерапевтических методик с 1940-х гг. Направления арт-терапии соответствуют

видам искусств, а разнообразие техник практически неограничен.

Цели арт-терапии:

1.

Дать

социально

приемлемый

выход

агрессивности

и

другим

негативным

чувствам.

Работа

над

рисунками,

скульптурами

является

безопасным

способом

выпустить "пар" разрядить напряжение.

2. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания легче выразить с

помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

3. Получить материал для диагностических заключений. Содержание и стиль

художественных работ дают возможность получить информацию о ребёнке (педагоге).

4. Проработать мысли и чувства, которые ребёнок (педагог) привык подавлять.

Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и

прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и ребёнком (педагогом). Совместное

участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений

эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или

лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7.

Сконцентрировать

внимание

на

ощущениях

и

чувствах.

Занятия

изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования

с

кинестетическими

и

зрительными

ощущениями

и

развития

способности

к

их

восприятию.

8.

Развить

художественные

способности

и

повысить

самооценку.

Побочным

продуктом

арт-терапии

является

чувство

удовлетворения,

которое

возникает

в

результате выявления скрытых талантов и их развития.

Арт-терапия – метод воздействия посредством художественного творчества.

Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

Одним из видов арт-терапии является Тестопластика (лепка из солёного теста).

История «Тестопластики».

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки

из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только

хлеб, но и декоративные изделия.

Изготовление

теста

из

муки,

соли

и

воды

является

старинным

обычаем,

и

применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях.

Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для

преклонения перед своими божествами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и

рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и

подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти

украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В

странах

Восточной

Европы

популярны

большие

картины

из

теста.

У

славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки

цвет, что считается особенно привлекательным.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут

великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком

Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного

теста.

У

индейцев

такие

фигурки

из

теста

раньше

имели

символический

или

мистический смысл. В Китае, начиная с 17 века делали марионетки из теста. В

Гималаях

используют

деревянные

формы

для

жертвенных

культовых

фигур

из

ячменной муки.

Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из

хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания

мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло

соленое тесто.

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста

было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция

начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с

каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном

мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.

Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия,

плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1

сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста.

А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ

богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему

эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой

народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным

материалом для детского творчества.

В наши дни Тестопластика стала очень популярным занятием. Лепят везде и все,

и это неудивительно, ведь лепить — большое удовольствие и радость.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном

мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Преимущества соленого теста:

можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

легко отмывается и не оставляет следов;

безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз

попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот -

невкусно!!!

если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

краска

пристает

любая,

а

возможности

для

росписи

-

практически

неограниченные;

поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

с готовым изделием можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода - вот и все, что нужно для

умелых рук. Рецепт соленого теста очень прост.

Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш

дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом.

Инструменты: скалка, ножик или стек и т.д.

Сушка: Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях, но это долго,

поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил:

1. Духовка должна быть на минимальной температуре, духовка-приоткрыта.

2.

Не

желательно

класть

изделий

в

горячую

духовку

сразу,

нагрев

должен

происходить постепенно, вытаскивать изделие из духовки тоже постепенно.

После

сушки

можно

покрыть

изделие

лаком

(акриловым

художественный

-

можно, можно обычный строительные на водной основе для дышащих поверхностей

т.е. для паркета или дерева).

Работа в ДОУ, с этим видом арт-терапии-Тестопластикой, может проводиться в

трех направлениях: с детьми, с родителями и педагогами.

С

детьми

могут

проводиться

занятия

по

программе

«Тестопластика»,

как

групповые, так и индивидуальные.

Влияние занятий Тестопластикой на развитие ребенка широко. Оно отражается

на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельно-

сти. Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:

Расширение кругозора.

Повышение самооценки.

Развитие мелкой моторики.

Создания целостного образа.

Развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду.

Развитие игры с правилами.

Расширение словарного запаса.

Развитие умения взаимодействовать, делового и личностного общения.

Развитие познавательных процессов.

Позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.

Для

родителей

можно

предложить

консультацию

по

теме:

«Чудеса

Тестопластики».

С педагогами можно проводить мастер-классы.

Влияние занятий Тестопластикой для педагогов:

Профилактика эмоционального выгорания.

Формирование положительной самооценки.

Реализация творческого потенциала.

Позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.

Развитие мелкой моторики, создания целостного образа.

Передача приемов лепки с целью обучения детей (взрослых).

Профессиональная самореализация педагога.

Также можно участвовать в региональных семинарах, выставках, фестивалях и

проектной деятельности.

Таким

образом,

Тестопластика

в

работе

педагога-психолога

с

детьми

дошкольного возраста и взрослыми способствует всестороннему развитию личности.

Удачи в творческой работе!



В раздел образования