Автор: Осина Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: р.п.Шилово, Рязанская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности работы учителя с учащимися 1 классов в адаптационный период"
Раздел: начальное образование
Тема: «Особенности работы учителя с учащимися 1 классов в
адаптационный период».
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который
каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников
приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной
сон, всегда рядом воспитательница. В школе по-другому: здесь - работа в достаточно
напряженном
режиме
и
новая
жесткая
система
требований.
Для
того,
чтобы
приспособиться к новым условиям, нужны силы и время.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от
многих
факторов:
индивидуальных
особенностей
ребенка,
типа
учебного
заведения,
уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе
и т.д. В этот период очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их
адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его
жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, к учебной деятельности,
незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей
с нарушениями физического и психологического здоровья.
Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на
несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый
этап –
ориентировочный,
характеризующийся
бурной
реакцией
и
значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
Второй
этап –
неустойчивое
приспособление,
когда
организм
ищет
и
находит
какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты
снижается, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм
находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего
напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а
длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка
здоровья.
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.
П р и легкой
адаптации
состояние
напряженности
организма
компенсируется
в
течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и
здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно
считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей
адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии
здоровья
нарастают
от
начала
к
концу
учебного
года,
и
это
свидетельствует
о
непосильности
учебных
нагрузок
и
режима
обучения
для
организма
данного
первоклассника.
Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает
считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении
первого
полугодия,
отсутствие
выраженных
неблагоприятных
изменений
показателей
здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса
адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Так, в своей педагогической работе использую «Карту наблюдения за поведением» и
«Карту наблюдения за состоянием» детей в школе и дома. Родители и сам учитель
оценивают особенности поведения ребенка, его состояние, что помогает оценить, как
проходит адаптационный период ребенка. Выделяется 3 группы детей:
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения.
Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают
новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны,
добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у
них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так
как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября
происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым
режимом. Это легкая форма адаптации.
Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия
их
поведения
требованиям
школы
затягивается:
дети
не
могут
принять
ситуацию
обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в
усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей
становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со
значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них
отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.
Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма
адаптации.
Постоянные
неуспехи
в
учебе,
отсутствие
контакта
с
учителем
создают
отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто
нуждается
в
специальном
лечении
–
ученики
с
нарушениями
психоневрологической
сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в
причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе
может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на
состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод
внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах
трудности адаптации к школе.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая
адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50—60%)
адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том,
что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает
друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение,
активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого
напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой
школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую
деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отноше-
ния со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются,
плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
Но бывает, что в классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным
трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до
одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения,
устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто
именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию
протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.
Поэтому с этой группой учащихся педагогу требуется организация совместной работу
учителя и родителей, а именно: анализ режима дня школьника, изучение особенностей
поведения в школе и дома, коррекция нарушений поведения школьным психологом,
включение ребенка в группу сверстников через совместные игры, классные часы.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения.
Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать
нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого»
периода адаптации.
Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному
развитию своего личностного, физического и других потенциалов в данной ему новой
педагогической среде. Именно на таком представлении о сути школьной адаптации можно
строить свою систему конкретной психолого – педагогической работы с конкретным
ребенком и коллективом первого класса.
Цель педагогической деятельности – создание педагогических и социально-
психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться
в педагогической среде (школьной системе отношений).
Цель достигается за счет последовательного решения следующих задач:
• Выявления индивидуальных особенностей каждого школьника;
• Создание системы психолого- педагогической поддержки всех первоклассников в период
адаптации,
• Создание специальных педагогических и социально- психологических условий,
позволяющих осуществлять развивающую, коррекционную работу с детьми,
испытывающие различные психолого- педагогические трудности.
Для того, чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно,
высвободить имеющиеся у него личностные, физические комплексы для успешного
обучения и полноценного развития педагогау необходимо:
1. знать личностные особенности ребенка;
2. настраивать учебно - воспитательный процесс на его индивидуальные особенности,
возможности, потребности;
3. помогать ребенку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы,
необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.
Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации
шестилетних детей к школе. Педагог должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать
достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Нецеле-
сообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе,
стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей.
Специальной дополнительной работы требует устранение трудностей обучения,
возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и
уверенности в собственных силах.
Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести
к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.
Когда ребенок поступает в школу. Он сталкивается с новым, «чужим» ему миром.
Главная наша задача – не дать ему разочароваться. Индивидуальный и
дифференцированный подход позволяет нам реализовать ряд педагогических
задач. Сущность индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных
особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом
развития их умственных и физических возможностей.
Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку
соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.
Так в своей работе использую анкету для родителей будущего первоклассника. Данная
анкета помогает изучить индивидуальные особенности ребенка, его творческий
потенциал, изучить семейное воспитание, что способствует успешной работе педагога в
период адаптации ребенка. Так же использую следующие меры для успешной
адаптации:
- Проведение уроков в режиме открытого пространства: на улице, у окна;
привлечение в учебный процесс наибольшего числа анализаторов: слуховых,
осязательных, обонятельных;
Работа в режиме дальнего и ближнего расстояния;
Использование элементов релаксации; (упражнение «На реке», «В лесу», «На лугу», и
т.д. )
Щадящий режим подачи информации;
Проведение психологических тренингов;
Использование элементов музыкальной и игровой терапии; (звучит музыка , игра «4
стихии»)
Проведение динамических физкультминуток.
Анализ массового опыта перехода первой ступени школы на четырехлетний период
обучения показывает, что обучение в первом классе не всегда соответствует возрастным
особенностям детей. Так, учитель часто не учитывает существенное отличие ребенка
седьмого и восьмого года жизни и организует обучение в четырехлетней начальной школе
также, как и в трехлетней. Достаточно распространены случаи, когда режим учебной
нагрузки, методы и формы организации обучения формально переносятся из трехлетней
начальной школы, что отрицательно отражается на здоровье детей, развитии их интереса к
учебной деятельности.
Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что
стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов,
которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной
психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.
Обучение первоклассников должно строиться с учетом особенностей организации
деятельности детей седьмого года жизни.
В первые дни особого внимания со стороны учителя требуют пребывания детей в
школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность,
неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с
особенностями их психики, поэтому важно (особенно в период адаптации) не делать
детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положи-
тельных проявлениях ученика.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В
начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в
присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!»,
«Задерживаешь всех!» и т. п. Объем работы школьников должен увеличиваться
постепенно.
Уровень развития функциональных систем и сформированности психических
процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности),
обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость предоставления детям
разных по сложности учебных заданий , что особенно важно, разную долю
участия учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте
могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает
последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а
отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень школьной зрелости.
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности
поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками.
Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода
трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети,
мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки,
стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не
слушающих учителя. И те, и другие требуют различных форм доброжелательной и
терпеливой работы учителя.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль
общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами
невербального общения — обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове,
дотронуться и т. п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность,
ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Для первоклассника существенно
важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от
реальных успехов ребенка и педагогу важно это помнить.
Должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий
требования к выполнению школьных норм поведения. Со стороны учителя недопустимы
резкие замечания, проявления раздражения. Следует мягко и терпеливо еще и еще раз по-
вторять необходимое правило.
Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать
каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ
на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то,
догадаться, подобрать другие примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают,
ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.
Особого внимания учителя в период адаптации требуют дети с низким уровнем
активности. Главная задача учителя — поощрять любое проявление инициативы, желание
высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Очень важно специально
подготовить такого ребенка к ответу — стоять с ним рядом, поощрять, не боясь
перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи и активность. Нельзя спешить
вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть
ученик ответит ему «на ушко», чтобы не демонстрировать классу ошибки ребенка.
В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность:
планировать свои действия, менять условия работы (например, убрать учебник или
тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу и т. п.). В этот момент требуется терпеливая
длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно
объясняющая, что и как делать («открыли кассу букв», «нашли кармашек для данной
буквы», «убираем ее», «закрываем кассу...»).
При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей
планировать свои действия. Это нужно делать не только на уроках родного (русского)
языка и математики, но и на всех других уроках. Особенно эффективно использовать для
этого уроки технологии, когда дети анализируют образец будущего изделия, выделяют
последовательность действий. Очень важно побуждать детей проговаривать вслух
последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою
работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить
исправления. Причем, формулировку требования лучше высказывать не в категорической
форме, а в мягкой («мне кажется, ты здесь ошибся», «проверь, пожалуйста, нет у тебя
ошибки вот здесь» и т. п.).
Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке.
Эффективный метод в преодолении сложностей в адаптационном периоде является
игротерапия. Не все дети, пришедшие в школу могут играть по правилам, удерживать
взятую на себя роль, четко излагать свои мысли. Метод игротерапии помогает исследовать
отношения детей. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в
игровую ситуацию. Примером является Игра»Муха».
При использовании пиктограмм, схем, таблиц у детей повышается внимание, интерес,
речевая активность. Дети привыкают к самоконтролю, а это необходимо для процесса
обучения. Игра развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте
другого. Заучивание стихотворений является отличным методом тренировки памяти,
поэтому мы используем методы, облегчающие этот процесс. Метод наглядного
моделирования является одним из таких методов. Вначале мы знакомимся со
стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям.
Для первоклассников еще очень актуальна игровая деятельности, которой они
занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует активно включать игру в учебный
процесс, не исключать ее из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое
значение для формирования умения учиться — основной деятельности, которой
занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр —
ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).
Игра с правилами так же, как и учебная деятельность, обязательно дает результат,
развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения
(особенно в первые недели учебы) игры с правилами должны присутствовать на каждом
уроке (дидактические), заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные,
настольно-печатные).
Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе
этих игр ребенок усваивает систему эталонов — этических, сенсорных, практических и
др. При использовании игры как метода обучения необходимо выполнять ряд условий:
учебная задача должна совпадать с игровой; наличие учебной задачи не должно вытеснять
игровую; необходимо сохранять игровую ситуацию; игра обязательно должна
включать игровое правило (если, то...) и игровое действие.
Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения,
творчества ученика, так необходимого ему для обучения. Большие возможности для
развития сюжетно-ролевых игр предоставляют уроки литературного чтения, математики,
окружающего мира, искусства, в процессе которых дети могут разыгрывать различные
роли реальных лиц или воображаемых героев.
Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо
существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами,
моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т. п. При этом раз-
даточный материал, который находится перед каждым ребенком, должен полностью
совпадать с демонстрационным. Необходимо помнить, что использование только
демонстрационного, зачастую иллюстративного материала, привлекающего ребенка своей
формой, а не содержанием, нередко приводит к обратному результату: внимание детей
фиксируется на ярких, но несущественных для решения учебной задачи деталях и
свойствах. Опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление
первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления.
Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в течение дня не менее
двух раз, общей длительностью 2,5-3,0 часа.
Просмотр телепередач не следует проводить чаще одного-двух раз в неделю с
ограничением длительности просмотра телепередач — до 30 мин. Посещение
кинотеатров, выставок, музеев, театров следует проводить не чаще 1—2 раз в месяц.
Рекомендации по организации обучения первоклассников в
адаптационный период
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия
для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное
развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем
начального образования.
Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2 782-99 «Гигиенические требования к
условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных
учреждений», введенных приказом Минздрава России от 06.08.1999 № 309, в первом
классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 мин каждый. В письме «Об
организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» сказано: «...в
сентябре — октябре проводится ежедневно по три урока, остальное время заполняется
целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми».
Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, рекомендуется на
четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного
процесса.
В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки
физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-
театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также
являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или
закрепляется программный материал. В классном журнале целесообразно указывать
форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.
Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев(16 уроков, по два урока
в неделю) направлены в первую очередь на развитие и совершенствование движений
детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются
различные игры и игровые ситуации.
При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы
следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки
(8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков
физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными
предметами, гибко используя расписание уроков. Например, провести последними
урокамив течение сентября — октября 4—5 экскурсий по окружающему миру, 3—4 — по
изобразительному искусству, 4-6 — по труду, 4—5 уроков театрализации по музыке и 6—7
уроков-игр и экскурсий по математике.
Что же является признаками успешной адаптации первоклассника к условиям
образовательного учреждения.
Вот признаки успешной адаптации:
1.
Первокласснику
в
школе
нравится,
он
идет
туда
с
удовольствием,
охотно
рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная
цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение
за хомячками в живом уголке.
2.
Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко
простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове,
горле.
3.
Первоклассник
достаточно
самостоятелен:
без
проблем
переодевается
на
физкультуру
(легко
завязывает
шнурки,
застегивает
пуговицы),
уверенно
ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в
туалет),
при
необходимости
сумеет
обратиться
за
помощью
к
кому-нибудь
из
взрослых.
4.
У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
5.
Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные
предметы в классе.
6.
На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно
отвечает: "Нет!"
Взаимосвязь учителя и родителей важное условие в воспитании первоклассников в
период адаптации к условиям образовательного учреждения.
Одним
из
условий
адаптации
первоклассника
в
школе
выступает
отношение
социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам, где ведущая роль принадлежит
учителю. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера
учитель
может
помочь
ребёнку
в
успешной
адаптации.
В
своей
работе
использую
следующие игровые методы и упражнения:
1.
Психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных
зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению
работоспособности;
2.
Подвижные игры и игры, развивающие "комплекс произвольности", которые
пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту
реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих;
3.
Игры
-
драматизации,
психокоррекционные
упражнения
для
работы
с
детскими
страхами,
отрицательными
эмоциональными
состояниями
и
переживаниями,
развивающие
воображение,
фантазию,
способность
к
эмпатии, выразительность мимики и движений.
Все указанные игровые методы и упражнения можно использовать как во время
уроков,
на
переменах,
прогулках,
так
и
на
специально
организованных
занятиях.
Перемены и прогулки целесообразно заполнять тоже подвижными играми.
Хорошо
сочетается
с
мимическими
и
пантомимическими
упражнениями
тематическое
рисование.
При
чередовании
изобразительной
деятельности
с
играми,
тренирующими выразительные движения, происходит взаимоусиление влияния на ребёнка
и той и другой деятельности, что в свою очередь ведёт к улучшению его общения со
сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются
спокойнее и доступнее.
Воспитание школьников будет проходить успешно только в том случае, если учитель
в своей работе опирается на помощь и поддержку родителей, имеет постоянную связь с
ними.
Учителю необходимо знать, в каких условиях живет его ученик, каковы состав его
семьи, ее бюджет и жилищные условия, кто из членов семьи уделяет больше внимания
ребенку, посещал ли он детский сад и как себя там чувствовал, есть ли у ребенка
отдельная постель и место для работы, какие игрушки он имеет, с кем из детей во дворе
дружит,
чем
интересуется,
каково
состояние
его
здоровья,
какие
обязанности
он
выполняет дома, как относится к своим близким, товарищам. Очень важно, чтобы учитель
не раз побывал дома у каждого из своих учеников. В беседах с родителями педагог может
в тактичной форме дать им необходимые советы по воспитанию детей.
Значимой
поддержкой
учителю
в
адаптационный
период
является
взаимное
сотрудничество с ним родителей, а также родительские собрания, которые проводятся в 1-
х классах в течение адаптационного периода. Классные родительские собрания в I классе,
особенно в начале учебного года, проводятся обычно один раз в месяц. Учитель готовит
их совместно с родительским комитетом. Совместно намечаются вопросы для беседы,
анализируются факты из жизни класса. Учитель должен быть тактичным и о каких-то
вещах
говорить
с
родителями
наедине,
а
не
при
всех.
На
родительских
собраниях
целесообразно систематически проводить беседы с родителями на педагогические темы.
Учитель приглашает родителей к сотрудничеству; знакомит с особенностями обучения и
спецификой новой учебной ситуации; рассказывает о первых трудностях и успехах детей,
проявленных в ходе адаптационного периода, проводит анкетирование, которое помогает
больше узнать ребёнка и подобрать к нему свой "ключик”.
Тематика родительских собраний :
1.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Как помочь
первокласснику лучше адаптироваться к школе.
2.Режим дня школьника.
На одной из первых встреч с родителями можно предложить им такой вопрос: «О
чем вы расспрашиваете ребенка, когда он приходит из школы?» На других встречах
внимание родителей можно сосредоточить на следующих вопросах: как ребенок
относится к родителям, братьям, сестрам и другим членам семьи? Какие постоянные
обязанности он выполняет дома? С кем дружит? Ссорится ли со своими товарищами, со
взрослыми? Из-за чего? Во что любит играть дома и во дворе? Как относится к домашним
животным? Какие качества характера ребенок обнаруживает особенно ярко:
общительность, отзывчивость, доброту, правдивость или противоположные качества?
Охотно ли ребенок идет в школу, готовит уроки? Что он рассказывает о школе? Что ему
нравится и что не нравится в школе?
Вопросу о применении наказаний и поощрений в семье следует уделить особое
внимание.
К
сожалению,
бывают
случаи,
когда
родители
для
поддержания
своего
«авторитета»
прибегают
к
физическим
наказаниям
или
беспричинно
лишают
детей
любимых
занятий.
Учитель
должен
убедить
взрослых
в
недопустимости
физических
наказаний, которые не только не способствуют правильному воспитанию детей, но и
сказываются на них отрицательно.
И свою статью мне хочется закончить словами В.В.Сухомлинского: "В душе каждого
ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».