Автор: Столбовская Виктория Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 12
Населённый пункт: г. Невинномысска Ставропольского края
Наименование материала: методические разработки
Тема: Игры и задачи для развития дивергентного мышления у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Игры и задачи для развития дивергентного мышления у
дошкольников
Цель: игры направленны на развитие гибкости мышления, сообразительности,
креативности, умению находить множество решений, на развитие
пространственного мышления.
1. Воспитатель раскладывает на столе несколько предметов (10 и более).
Предлагает детям угадать, какой предмет она загадала. Дети по очереди задают
вопросы, на которые ведущий должен отвечать «да» или «нет». Например:
- Этот предмет деревянный?
- Задуманный предмет больше стакана? и т.д.
После демонстрации ведущими становятся сами дети.
2. «Угадай, кто я?»
Игроку надевается на голову ободок, а в него вставляется картинка, с каким-либо
предметом: люстра, сосиска, утюг, чайник, червяк, забор, подводная лодка и т.п.
Ребёнок задаёт вопросы, на которые можно отвечать только да или нет.
Важно поощрять вопросы детей: хвалить и выделять наиболее продуктивные.
Поддерживать застенчивых детей. Внимательно наблюдать за нерешительными
детьми и давать им возможность участвовать. Когда предмет угадан, то дети
аплодируют.
Постепенно учим детей определенному алгоритму, по которому задаются вопросы.
Особенно это важным является в третьей серии заданий.
3. Игры со словами:
а) Вспомните слова, которые:
- начинаются на слог (по, пи, пе)
- заканчиваются на слог (оп, он, ор)
- содержат в себе заданный звук;
б) «Слово ассоциации». Дети определяют, с чем ассоциируется слово по
предложенной схеме: например, слово «батон».
- по назначению: хлебобулочные изделия, бутерброд, завтрак, магазин и т.д.
- по звучанию: батон –бетон-бутон.
- по рифмующимся словам: батон-кулон, батон-бадминтон.
4. Игра на нахождение схожих признаков.
Детям предлагается найти как можно больше схожих признаков для непохожих
предметов (колодец – паркет, бревно-коробка, облако – дверь, кукла –снег).
5. Задачи на поиск причин событий:
а) детям предлагаются ситуации, когда необходимо предположить несколько причин
их возникновения, например:
- Утром Дима проснулся раньше обычного.
- Солнце ещё не ушло за горизонт, но уже стало темно.
- Сидевший у ног хозяина пёс, зарычал.
б) другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у
каждого из героев.
в) придумать рассказ, историю или сказку, используя заданный набор слов,
например: Светофор, мальчик, санки.
Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в
которой участвовали бы все эти персонажи.
г) задание «Придумай, что будет, если…»
- «…дождь будет идти не переставая»
- «…люди научатся летать как птицы»
- «…собаки научатся разговаривать человеческим голосом»
- «…оживут все сказочные герои»
- «…из водопроводного крана польётся апельсиновый сок»
Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из
предложенных фраз.
6. Задачи с неполными условиями.
Задачи решаются путем расширения информации за счет вопросов.
а) - На поляне в парке лежат 5 угольков, морковка и шарф. Эти предметы никто
специально туда не клал. Как они там оказались?
- Гном жил на девятом этаже. Когда он садился в лифт, то доезжал лишь до
шестого этажа, потом шел пешком. Почему?
б) «На что похоже»: 3-4 человека выходят за дверь, а остальные договариваются,
какой предмет будут сравнивать. Отгадчики по очереди спрашивают: «Это похоже на
шар? Восьмёрку? Змею? и т.д». Выигрывает тот, кто первым догадается, о чём идёт
речь
в) «Рисунок в несколько рук»: первый участник игры рисует какой-то характерный
элемент предмета, а другие участники по очереди дорисовывают по элементу,
отталкиваясь от изображения. Игра продолжается до законченного рисунка.
г)
"Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные
на рисунках облака (чернильные пятна).
Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
д) другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное,
используя данные фигуры.
е) дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
7. Игра «Хорошо – плохо».
Предлагается предмет, и ребёнок называет, что нравится в нём, а что – нет.
(например: цветной карандаш – нравится, можно рисовать, красивый, яркий, не
пачкает руки и стол. Не нравится – ломается, можно уколоться, если остро заточен)
Также предлагаются для обсуждения предметы, вызывающие у детей отрицательные
и положительные эмоции и они обсуждаются со всех сторон:
- конфета
- лекарство
После того как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов
и явлений, можно перейти к рассмотрению качеств в зависимости от условий:
например: громкая музыка – хорошо утром - бодрит, а вечером плохо - мешает
уснуть.
Есть шоколад хорошо-вкусно, поднимает настроение ; плохо –могут болеть зубы,
испортится аппетит
Болит живот плохо, болит живот хорошо – можно не идти в детский сад;
Сидеть дома – плохо, скучно, хорошо – можно пригласить гостей.
Не касаемся таких категорий, которые должны детьми восприниматься однозначно,
например: мама, дружба, драка.
8. Игра «Теремок»
Детям раздаются картинки различных предметов. Кто-то сидит в теремке, например,
ребёнок с рисунком гитары. Следующий ребёнок просится в теремок, но попадёт
туда, если скажет, чем его предмет похож на гитару.
Подобные игры можно проводить и на прогулке с детьми, которые сильно
расшумелись или им необходимо отдохнуть. Такие игры могут быть полезны в
группе, когда необходимо снять напряжение.
9. «Создай картинку» из картонных разноцветных геометрических фигур
предложить ребенку составить как можно больше разных стилизованных
изображений.
10. «Изображение растений»
Техника: телесно-ориентированный подход, рисование.
Цель: снятие напряжения, создание позитивных образов, активизация в
ребенке творческого потенциала.
Ход игры: Дети сидят на корточках. Ведущий говорит: «В волшебном лесу, в
заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница
посадила Волшебные Цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны
(дети складывают руки над головой, изображая бутоны). Их согревало
солнышко, а Добрая Волшебница поливала цветы живой водой. И в один
прекрасный день Волшебные Цветы распустились. Их красота была
удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки). Все обитатели
волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные Цветы. Ведь Добрая
Волшебница наделила Цветы удивительной силой. В них было столько добра
и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них.
Цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так, в волшебном лесу
появились прекрасные Волшебные Цветы, которые дарили радость и доброту
всем, кто мог прийти в это заповедное место».
Далее детям предлагается назвать себя любым «цветочным» именем,
но таким же волшебным и необычным, как все в этом волшебном лесу.
После этого детям предлагается нарисовать на альбомном листе свой
«волшебный цветок».
11. «Продолжение сказки»
Техника: сказкотерапия, сочинение сказок.
Цель: развитие творческого воображения.
Ход игры: Воспитатель читает детям известную им сказку – «Репка». Затем
каждый из участников игры придумывает ее продолжение и рассказывает
всем остальным детям.
12. «Мастерим музыкальные инструменты»
Техника: арт-терапия
Цель: развитие творческого мышления на основе изготовления новых
предметов.
Ход игры:Детям предлагается из подручного материала (пустых
Пластмассовых бутылок, гороха, тряпок, барабанов без палочек,
металлических вазочек, коробок, ракушек и т.п.) смастерить музыкальные
инструменты. Дети могут использовать не только предложенные им
предметы, но и все то, что сумеют сами найти в игровой комнате.
(Взрослым разрешается помогать организовывать «техническую» сторону создания
этих инструментов: например, привязать что-либо веревкой и т.п.)
13. «Веселые танцы»
Техника: телесно-ориентированный подход
Цель: развитие двигательного творчества
Ход игры: Объявляется конкурс среди детей на лучшего исполнителя танцев
народов мира. Группа разбивается пополам. Половина участников –
наряжаются в «костюмы». Это могут быть различные тряпки, «бабушкины»
юбки, платья, тюлевые занавески и т.п. Другая половина участников становится
музыкальным оркестром, сопровождающим танцевальный
конкурс.
Затем группы меняются своими «обязанностями» и конкурс
начинается заново. Побеждает тот, у кого был самый интересный костюм и
самый интересный танец.
14. «Рыбалка»
Техника: игротерапия
Цель: развитие сенсомотрной и познавательной сфер, развитие воображения
Ход игры: Детям предлагается ситуация «Мы с вами рыбаки. Отправляемся
на рыбалку в «пуговичное море». Наши руки помогут нам выловить рыбку-
пуговичку. Опустите руки в «пуговичное море» и выловите «рыбку».
Ребенок может взять любую пуговицу. Воспитатель поочереди детям задает
вопросы:
- Какую рыбку ты выловил: большую или маленькую; гладкую или
шершавую; круглую или квадратную?
- Какого цвета твоя «рыбка»?
- Она тяжелая или легкая?
- Теплая или холодная?
- В каком море она плавала?
- Кто были ее друзья?
- Как она попала в нашу речку? И т.п.
После того, как все дети расскажут историю своих рыбок, они отпускают
их снова в «речку» (коробка с другими пуговицами). Затем, закрыв глаза, ребенок
наощупь ищет свою рыбку. (если не получится наощупь, то с открытыми глазами)
15. «Расскажу о путешествии»
Техника: драматизация историй с пальчиковыми куклами
Цель: развитие творческого воображения
Ход игры: На занятие воспитатель приносит пальчиковые куклы: зверей, людей,
растений и т.п. Детям предлагается выбрать одного или двух героев и
рассказать о путешествии, о котором они мечтают. Это могут быть,
например, истории морковки и свеклы, убежавших из огорода и
отправившихся к морю или любая другая история. По ходу рассказывания
своей истории ребенок показывает её в форме спектакля, говоря от имени
своих героев и от имени автора.
16. «Мозаика из спичек»
Техника: конструирование
Цель: развитие творчества на примере конструирования
Ход игры: детям предлагается составить на столе различные узоры: зимние
снежинки, мозаичные узоры, узоры из спичек и т.п.
17. «Скульптор и глина»
Техника: коммуникативные игры
Цель: развитие умения творить совместно с другими
Ход игры: Дети разбиваются на группы по три человека. Двое из них
«скульпторы», а один «глина». «Скульпторы» совместно лепят из глины
«нечто», затем дают своему творению название. Затем «глина» меняется
местами с одним из «скульпторов». Возможны также комбинации: двое из
участников будут «глиной» и один «скульптор».
18. «Сочиняем стихи»
Техника: сочинение рифмованных стихов
Цель: развитие словесного творчества
Ход игры: Детям предлагается первое четверостишье и дается задание
сочинить второе.
Например:
На горе, на горке
Стоят два ведерка
…………………..
Кто на горку зайдет,
Тот ведерки найдет.
Примеры для рифмования могут быть взяты и из известных
стихотворений. Но участникам занятия предлагается продолжить
стихотворение, придумав свое продолжение.
Например:
Мы варили суп, суп
Из перловых круп, круп
………………………….
А синички прилетели
И весь супчик наш поели.
19. «Мои сказочные герои»
Техника: лепка из пластилина
Цель: развитие творчества в работе с пластилином
Ход игры: Дети, сидя за столом, лепят из пластилина сказочных героев, но не
таких, которые всем известны, а придуманных ими самими, дают им
названия. После окончания занятия все сказочные герои «идут» на выставку.
20. «Сочиняем сказку вместе»
Техника: сказкотерапия
Цель: развитие творческого воображения в процессе коллективного
творчества
Ход игры: Дети садятся в круг. Восптатель предлагает детям тему для
сочинения сказки. Сочинение сказочной истории происходит следующим
образом: воспитатель начинает повествование, затем следующий участник
продолжает начатую историю, и так далее по кругу. Закончится сказка может
на любом из участников, тогда задача следующего – продолжить сказку,
повернув сюжет окончания на дальнейший ход событий.
21. «Танцы»
Техника: телесно-ориентированный подход
Цель: развитие творческого воображения в движении
Ход игры: Для танцев потребуется специально подобранная музыка.
Воспитатель говорит: «Сегодня мы с вами попали в Сказочную страну, жители
которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят: они общаются друг
с другом не словами, а лишь танцуя. Представьте себе, как они здороваются,
покажите, как это происходит (дети показывают, как можно поздороваться в
танце). А теперь мы превращаемся в жителей этой сказочной танцевальной
страны и начинаем танцевать». Включается музыка. Воспитатель дает детям
различные задания:
Сейчас мы танцуем очень весело, мы веселимся.
А сейчас мы танцуем, как будто мы грустим.
А теперь мы на что-то сильно рассердились и танцуем, как будто мы
очень сердитые, злые.
Злость прошла, и мы танцуем радостно.
А теперь нам дали волшебный воздушный шарик, и мы тянемся и
взлетаем вслед за ним.
А теперь мы танцуем свободно и легко.
А сейчас мы танцуем, как солнечные лучики на лесной полянке.
А теперь мы танцуем, как легкий ветерок.
Вот мы превращаемся в ручеек и танцуем, как маленькие ручейки.
Детям могут даваться различные эмоциональные и образные задания.
22. «Коврик».
Цель: развиваем гибкость мышления у детей.
Детям предлагают три квадрата разных цветов: синий, красный, желтый.
Детям предлагают составить коврики различных узоров из предложенных квадратов.
Должны получиться такие шесть вариантов.
В начале выполнения аналогичных заданий последовательность перебора
вариантов может быть произвольной.
Затем следует обратить внимание детей на полученный результат такими
вопросами:
1. Сколько раз в коврике на первом месте был красный
квадрат? Желтый? Красный?
2. Сколько раз в коврике посередине был красный
квадрат? Желтый? Красный?
3. Сколько раз в коврике в конце был красный квадрат?
Желтый? Красный?
4. Сколько разных ковриков у нас получилось?
Детей нужно подвести к тому, что при составлении
различных комбинаций лучше пользоваться
определенным правилом. Эти правила можно составить
вместе с детьми.
Например. В начале берем один кубик и, не меняя его
положения, меняем местами второй и третий. Тоже
проделываем с другими цветами. Полученные «коврики» лучше всего
зарисовать с помощью цветных карандашей или фломастеров.
23. «Разложи игрушки»
Цель: развиваем гибкость мышления у детей.
Детям предлагают две игрушки и три полочки. Следует разложить
игрушки разными способами так, чтобы на полочке была только одна
игрушка.
Ответ: шесть вариантов.
24. «Сварим компот»
Цель: развиваем гибкость мышления у детей.
Детям предлагают сварить компот из таких фруктов и ягод: яблоко, груша, слива,
вишня.
Нужно определить, сколько разных компотов может получиться, если для его
приготовления выбирать только три продукта из четырёх.
Детей нужно подвести к пониманию того, что вариантов очень много и все они
разные. Важно обратить внимание на то, что комбинация яблоко+вишня+груша и
вишня+яблоко+груша – это одинаковые варианты для компота.
Аналогично проводится игра «Сделаем салат».
25. «Строим разные дома»
Цель: развиваем гибкость мышления у детей.
Для выполнения этого задания нам понадобиться конструктор: три куба разного
цвета или фактуры и две различных призмы (для крыши дома).
Задание: сколько разных домов можно построить, если использовать предложенный
материал.
Для выполнения этого задания можно воспользоваться таблицей. Которую
заполняем вместе с детьми.
26. «Раскрасим домик»
Цель: развиваем гибкость мышления у детей.
Задание: раскрасьте домики по-разному тремя цветами краски: зеленая, желтая,
красная. Сколько может получиться разных вариантов?
Логические задачи для дошкольников
Такие задачки развивают не только логическое мышление, но и внимание, память,
смекалку, сообразительность.
1. Катя, Галя и Оля рисовали героев из деревни Простоквашино: Печкина, Шарика и
Матроскина. Кто кого нарисовал, если Катя не рисовала Печкина и Шарика, а Галя
не рисовала Печкина?
2. Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего
вишен?
3. Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он
стоит на одной ноге?
4. Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не
в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в
каких домиках жили звери?
5. Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и
не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка — не в квадратном и не в круглом. В
каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
6. Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши.
Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
7. У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три
игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не
пирамидку. В желтой — не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из
тележек?
8. Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на
цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (Лучше
все нарисовать.)
9. Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем
этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На
каком этаже живет каждый из мальчиков?
10. Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную.
Юле — не зеленую и не желтую. Оле — не желтую и не красную. Какая ткань для
какой из девочек?
11. Антон и Денис решили поиграть. Один с кубиками, а другой с машинками.
Антон машинку не взял. Чем играли Антон и Денис?
12. Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром. Рыжий клоун выступал не
с мячиком, а черный клоун выступал не с шариком. С какими предметами выступали
Рыжий и Черный клоуны?
13. Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что
собирал Петя?
14. Сколько ушей у трёх мышей?
15. Сколько лап у двух медвежат?
16. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего
внуков у бабушки?
17. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько
птиц? Ответь скорей!
18. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно
яблоко осталось в корзине?
19. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в
журнале, а другая девочка — в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если
Маша не рассматривала картинки в журнале?
20. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой — ветку с листьями.
Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
21. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна девочка вышивала листочки, другая —
птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и
птичек, а Зина не вышивала листочки?
22. Девочки Ася, Таня, Ира и Лариса занимались спортом. Кто-то из них играл в
волейбол, кто-то плавал, кто-то бегал, кто-то играл в шахматы. Каким спортом
увлекалась каждая девочка, если Ася не играла в волейбол, в шахматы и не бегала,
Ира не бегала и не играла в шахматы, а Таня не бегала?
23. Катя старше, чем Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех?
24. Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый?
25. Толик намного легче, чем Сережа. Толик немного тяжелее, чем Валера. Кто легче
всех?
26. На груше выросло пять яблок, а на ёлке – только два. Сколько всего яблок
выросло?
27. Что произойдет с белым платком, если его опустить в Красное море?
28. Сколько орехов в пустом стакане?
29. Из какой посуды невозможно ничего съесть?
30. Сколько концов у одной палки? А у половины палки?
31. У моего отца есть дочь, но она мне не сестра. Кто это?
32. Что тяжелее – килограмм ваты или килограмм гвоздей?
33. Сережа гостил у бабушки неделю и три дня. Сколько дней гостил Сережа?
34. У бабушки Маши внучка Даша, кот Дымок, собака Пушок. Сколько у бабушки
внуков?
35. Яйцо варится 3 минуты. Сколько времени понадобится, чтобы сварить 5 яиц
одновременно в одной кастрюле?
36. Из-под забора виднелись 10 птичьих лапок. Сколько птиц за забором?
37. Мальчик ссыпал вместе 3 кучки песка, а потом высыпал туда еще две. Сколько
стало кучек песка?
38. Мама купила детям три шарфа и шесть варежек. Сколько детей у мамы?