Автор: Уварова Юлия Викторовна
Должность: учитель информатики и ИКТ
Учебное заведение: МБОУ гимназия №10
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Возможности сетевого проекта для индивидуализации образования.
Раздел: среднее образование
Тема конференции: Возможности образовательной среды для
индивидуализации образования, в том числе через применение
дистанционных технологий обучения и реализации ООП в сетевой форме.
Тема выступления: Возможности сетевого проекта для индивидуализации
образования.
«Учение не должно сводиться к беспрерывному
накоплению знаний, тренировке памяти...
Хочется, чтобы дети были путешественниками,
открывателями и творцами в этом мире».
Василий Александрович Сухомлинский
Развитие
информационного
общества
требует
перехода
к
сетевым
системам образования и организации школьной жизни. Школа выходит за
пределы собственных стен и образовательной средой для каждого ученика
является весь мир. Образование становится непрерывным.
ФГОС для школы, опираясь на системно-деятельностный и личностно-
ориентированные
подходы,
ставят
во
главу
угла
не
знания,
а
умение
учащихся находить информацию и использовать её для решения личностно
значимых
задач.
Одним
из
главных
приоритетов
является
воспитание
и
развитие
качеств
личности,
отвечающих
требованиям
информационного
общества.
Применение
новых
информационных
технологий раскрывает
неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся,
обеспечивая
интеллектуальное
развитие
каждого
ребенка;
обеспечивается
эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
Участие
в
Интернет-конкурсах
способствует
развитию
творческих,
исследовательских способностей школьников.
Что
такое
сетевой
учебный
проект? Это
совместная
деятельность
учащихся,
организованная
на
основе
компьютерной
телекоммуникации,
имеющая
общую
проблему,
направленную
на
совместное
достижение
результата.
Важным
моментом
в
разработке
сетевого
учебного
проекта
является
продумывание
самостоятельных
исследований,
которые
могут
провести дети в рамках проекта и которые помогут решить поставленные
образовательные задачи. Как и для любого учебного проекта, сетевой проект
предусматривает
наличие
основополагающего
вопроса,
ответ
на
который
учащиеся
находят
посредством
самостоятельной
исследовательской
деятельности
и
совместной
деятельности
посредством
компьютерной
телекоммуникации.
Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:
Доступность образовательных услуг;
Обмен опытом;
Расширение круга общения;
Объединение совместных ресурсов;
Новые возможности для профессионального диалога педагогов.
В
этом
учебном
году
наши
гимназисты
принимали
участие
в VIII
региональном молодежном фестивале «Интернет и Мы». Он проходил в
форме сетевого проекта и состоял из 3 туров.
Была
создана
команда
из
учеников
8-11
классов,
выбран
капитан
команды.
В туре знакомства команда создавала свою визитную карточку и эмблему
команды. Потребовалось умение рисовать, создавать коллаж и редактировать
изображение.
В туре интерактива наша команда осваиваивала среду программирования
Скретч. Мы создалипроект по словам стихотворения Чуковского «Черепаха».
Проект представлял собой законченный фрагмент, в котором происходило
взаимодействие не менее двух героев. На этом этапе от ребят потребовалось
не только умение работать с графикой, звуком, программировать, но и найти
решение , придумать, как переконвертировать работу в вид, допускающий
размещение на веб-странице.
В Туре сотрудничества работали вместе сразу три команды(Аннинская
СОШ № 1, Базовская СОШ Ольховатского р-на и наша гимназия№10
г.Воронежа). Каждая объединенная команда должна была работать в
усложненных условиях, когда только общаясь виртуально надо было создать
совместный проект. У каждой объединенной команды в распоряжении был
форум для общения, для совместной работы над проектом. Общей тематикой
для команд было создание обучающего интерактивного квеста для учащихся
начальных классов. Наша объединенная команда выбрала тему для урока
окружающий мир «Природные зоны России». В ходе обучающей игры
ученики смогут закрепить знания по этой теме и узнать интересные факты о
растениях. Был создан проект-квест в среде программирования Скретч, с
управляемым героем. Здесь, перед ребятами, была поставлена новая
непростая задача: необходимо было найти решение как переконвертировать
проект-квест из среде программирования Скретч, с управляемым героем в
формат флеш. На этом этапе дети не только использовали свои навыки
работы с разными программами, но и поиск информации для решения
поставленной задачи.
Применение
новых
информационных
технологий раскрывает
неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся,
обеспечивая
интеллектуальное
развитие
каждого
ребёнка;
обеспечивается
эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
Мои
учащиеся,
с
удовольствием
участвовали
в
данном
проекте,
применяли свои знания, учились слушать друг друга, взаимодействовать,
отстаивать
свою
точку
зрения,
попробовали
себя
в
различных
ролях:
дизайнер, художник, программист, попробовать себя в роли лидера. Могу
отметить, что и в 21 веке принцип Антона Семеновича Макаренко обучение
коллективом дает прекрасные результаты.
Участие в подобных мероприятиях даёт мощный толчок для развития и
углубления знаний. Ребёнку важно чувствовать свою востребованность, свою
причастность
к
интеллектуальному
сообществу.
Важно
сравнивать
свои
достижения с успехами других. Дистанционные мероприятия дают такую
возможность всем. Умение найти нужную информацию и использовать её в
своих целях является сегодня залогом успешности и востребованности в
дальнейшей
жизни.
Каждый
становится
одновременно
и
учителем
и
учеником.
Могу добавить, что участие в конкурсах дает возможность педагогу:
изучить
опыт
коллег;
реализовать
свой
творческий
потенциал;
развить
собственные коммуникативные способности; установить новые контакты на
профессиональном уровне; повысить авторитет в педагогическом коллективе.
Решая «конкурсные» проблемы, участники сотрудничают, конкурируют, что
можно
рассматривать
как
стимул
к
саморазвитию,
повышению
уровня
квалификации, а следовательно, качества образования в целом.
Для меня конкурс - это прежде всего форма саморазвития, а уже потом -
конкурсный азарт, потому, что проигравших в конкурсе действительно нет - в
любом случае ты что-то выигрываешь (новый опыт, новые знания и навыки,
новых друзей). Насколько сетевой конкурс "важен, нужен, интересен"
педагогам - могу опять-таки судить только по собственному опыту. В этом
году я впервые участвовала в конкурсе проводимым ВИРО, несмотря на то,
что мы заняли 3 место, мне очень понравилось, что это открытая система -
ты видишь работы других участников, видишь комментарии жюри,
экспертов, оценку коллег и комментарии детей, участиков других команд. Для
меня это важно, поскольку это не всегда можно понять на других конкурсах.
А это и создает основу для дальнейшего продвижения - "все познается в
сравнении". Задаешься вопросам: Чего не хватает для организации
собственной деятельности? Над чем стоит поработать?
Сетевой конкурс это возможность развития, возможность
совершенствования. В сетевых конкурсах педагоги и их ученики чувствуют
себя успешными, получают положительные переживания и видят результат
своего труда. Сетевой конкурс позволяет каждому стать путешественником,
открывателем и творцом мира!