Автор: Лифанова Людмила Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 43"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Играем дома - развиваем речь
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Играем дома - развиваем речь»
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено
исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии
проходит
определённые
этапы.
На
каждом
из
этапов
элементы
речевой
системы
формируются
в
определённой
закономерности.
Однако,
если
эти
закономерности
нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в
старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только
речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей. Семья закладывает
основы личностных качеств ребёнка. Именно в семье он приобретает первоначальный
опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким
людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и
речевая активность и многие другие личностные качества. В системе работы нашего ДОУ
мы предлагаем родителям воспитанников ряд логопедических игр и заданий, с помощью
которых
они
смогут
закрепить
знания
и
умения
своего
ребенка
в
процессе
игр,
направленных на формирование познавательно-речевой активности ребенка с нарушением
речи, исходя из интересов ребенка и возможностей родителей с учетом современной
действительности,
которая
обуславливает
недостаточное
количество
времени
на
совместное времяпрепровождение.
1. Игры на кухне:
• Помогаю маме
Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать
горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует
свои пальчики.
• Давай искать на кухне слова
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
• Угощаю
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и
“кладёт” Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.
2. Игры в комнате ребенка:
• Придумай загадку
Ребенок придумывает загадку-описание мебели или игрушки. Например, у него есть
сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ)
• Где игрушка?
Игры
могут
быть
связаны
со
знакомством
с
предлогами,
размерами
окружающих
предметов,
изменением
их
количества.
Например,
игра
с
предлогами
может
быть
проведена
в
варианте
«стул
и
игрушка»:
игрушка на
стуле, п од стулом, за стулом с
обязательным активным действием и четким раздельным произнесением соответствующих
предлогов.
• Назови ласково
Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово»:
диван – диванчик, стол – столик с обязательной демонстрацией предметов.
• Один-много
При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать
сочетание понятий «один – много»: один карандаш – много карандашей, одна вилка –
много вилок.
3. Игры во время прогулки:
По дороге к бабушке, на праздник. Любая дорога отнимает, как
правило, много времени. Чтобы ребенок не заскучал, поиграйте с ним. Итак, вы вышли из
дома и идете к остановке автобуса, троллейбуса.
- Беседа
• Куда мы идем? (К остановке автобуса
) .
• Автобус, это какой вид транспорта? (Наземный, пассажирский) .
• А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус,
трамвай) .
• А метро, это какой вид транспорта? (Подземный
) .
• А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)
.
• Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т. д.
• Чем отличается автобус от троллейбуса?
• Может ли трамвай объехать девочку?
- Мы идем в гости, что такое «гости»?
• Кто ты бабушке? Я бабушкин внук.
• А кто я бабушке? Ты бабушкина дочь.
• Кем приходится бабушка дедушке? Бабушка – жена дедушки.
• Что мы подарим бабушке? И т. д.
Вопросы нужно задавать в нормальном темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.
- Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.
А я вижу машину, первый звук «м» и т. д.
Или называть слова из 1-2-3 слогов, можно называть все предметы определенного цвета
или формы. Кстати, это очень хорошее упражнение для затормаживания расшалившегося
ребенка. Можно продолжить игру: один говорит слово, другой составит с ним
предложение, один слово, другой – определение к нему.
Теперь попробуем простимулировать воображение ребенка:
Представь, во что будет одета бабушка (дедушка, подруга и т. д.)
- Кто еще к ней придет?
- Кто где сядет за столом?
- Что приготовит нам бабушка?
- Сколько тарелок будет стоять на столе?
- Какая посуда есть у бабушки?
- Что нравится тебе у нее дома?
Возвращаясь домой узнайте, что запомнил ребенок:
Назови людей, которые сидели за столом.
Опиши одежду тети.
Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое потом.
4. По дороге в детский сад:
• Я заметил
Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых
мы проходим. А еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я
заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.
• Волшебные очки
Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится синим
(красным, зеленым, желтым и т. п.) . Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все
стало, скажи : красные сапоги, мяч – красный, красный дом, красная машина, красное
пальто и т. п.