Напоминание

Играем дома - развиваем речь


Автор: Лифанова Людмила Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 43"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Играем дома - развиваем речь
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Играем дома - развиваем речь»

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено

исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии

проходит

определённые

этапы.

На

каждом

из

этапов

элементы

речевой

системы

формируются

в

определённой

закономерности.

Однако,

если

эти

закономерности

нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в

старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только

речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей. Семья закладывает

основы личностных качеств ребёнка. Именно в семье он приобретает первоначальный

опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким

людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и

речевая активность и многие другие личностные качества. В системе работы нашего ДОУ

мы предлагаем родителям воспитанников ряд логопедических игр и заданий, с помощью

которых

они

смогут

закрепить

знания

и

умения

своего

ребенка

в

процессе

игр,

направленных на формирование познавательно-речевой активности ребенка с нарушением

речи, исходя из интересов ребенка и возможностей родителей с учетом современной

действительности,

которая

обуславливает

недостаточное

количество

времени

на

совместное времяпрепровождение.

1. Игры на кухне:

• Помогаю маме

Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать

горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует

свои пальчики.

• Давай искать на кухне слова

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

• Угощаю

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и

“кладёт” Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.

2. Игры в комнате ребенка:

• Придумай загадку

Ребенок придумывает загадку-описание мебели или игрушки. Например, у него есть

сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ)

• Где игрушка?

Игры

могут

быть

связаны

со

знакомством

с

предлогами,

размерами

окружающих

предметов,

изменением

их

количества.

Например,

игра

с

предлогами

может

быть

проведена

в

варианте

«стул

и

игрушка»:

игрушка на

стуле, п од стулом, за стулом с

обязательным активным действием и четким раздельным произнесением соответствующих

предлогов.

• Назови ласково

Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово»:

диван – диванчик, стол – столик с обязательной демонстрацией предметов.

• Один-много

При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать

сочетание понятий «один – много»: один карандаш – много карандашей, одна вилка –

много вилок.

3. Игры во время прогулки:

По дороге к бабушке, на праздник. Любая дорога отнимает, как

правило, много времени. Чтобы ребенок не заскучал, поиграйте с ним. Итак, вы вышли из

дома и идете к остановке автобуса, троллейбуса.

- Беседа

• Куда мы идем? (К остановке автобуса

) .

• Автобус, это какой вид транспорта? (Наземный, пассажирский) .

• А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус,

трамвай) .

• А метро, это какой вид транспорта? (Подземный

) .

• А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)

.

• Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т. д.

• Чем отличается автобус от троллейбуса?

• Может ли трамвай объехать девочку?

- Мы идем в гости, что такое «гости»?

• Кто ты бабушке? Я бабушкин внук.

• А кто я бабушке? Ты бабушкина дочь.

Кем приходится бабушка дедушке? Бабушка – жена дедушки.

Что мы подарим бабушке? И т. д.

Вопросы нужно задавать в нормальном темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.

- Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.

А я вижу машину, первый звук «м» и т. д.

Или называть слова из 1-2-3 слогов, можно называть все предметы определенного цвета

или формы. Кстати, это очень хорошее упражнение для затормаживания расшалившегося

ребенка. Можно продолжить игру: один говорит слово, другой составит с ним

предложение, один слово, другой – определение к нему.

Теперь попробуем простимулировать воображение ребенка:

Представь, во что будет одета бабушка (дедушка, подруга и т. д.)

- Кто еще к ней придет?

- Кто где сядет за столом?

- Что приготовит нам бабушка?

- Сколько тарелок будет стоять на столе?

- Какая посуда есть у бабушки?

- Что нравится тебе у нее дома?

Возвращаясь домой узнайте, что запомнил ребенок:

Назови людей, которые сидели за столом.

Опиши одежду тети.

Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое потом.

4. По дороге в детский сад:

Я заметил

Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых

мы проходим. А еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я

заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.

Волшебные очки

Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится синим

(красным, зеленым, желтым и т. п.) . Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все

стало, скажи : красные сапоги, мяч – красный, красный дом, красная машина, красное

пальто и т. п.



В раздел образования