Автор: Ломаков Анатолий Владимирович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Пилюгино
Населённый пункт: с. Пилюгино, Балтайского района, Саратовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интеллектуальная игра по обществознанию
Раздел: среднее образование
Интеллектуальная игра-викторина по обществознанию в 11 классе
Цель: В игровой форме проверить знания и владение терминологией по темам:
“Общество. Исторические ступени развития общества”, “Право на службе государства”,
«Подросток и его права», «Юридическая ответственность», «Государственные символы».
Повысить интерес к предмету.
Задачи: 1. Учебная - повторение основных понятий, определений. 2. Развивающая -
развитие внимательности, памяти, находчивости. 3. Воспитательная - развитие
познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее
дело, патриотического отношения к родине, государству.
Материалы и оборудование для проведения игры: 1. Таблички с цифрами от 0 до 7 для
игроков. 2. Презентация - видеотабло. 3. Бумага и карандаши. 4. Утешительные призы для
выбывших участников. 5. Приз для зрителей. 6. Супер-приз для победителя.
Правила: В игре участвуют 4 человека. Каждый участник должен иметь таблички с
цифрами от 0 до 7. Игра начинается с представления участников. Игра состоит из 5-ти
туров, каждый из которых может содержать от 6 до 9 вопросов. На каждый вопрос
отводится определенное количество времени (до 10 сек). В конкурсе выигрывает тот, кто
наберет максимальное количество баллов и звездочек. За верный ответ дается один балл.
Те задания, которые не были выполнены, разбираются коллективно или с болельщиками.
Вводное слово учителя: Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру-викторину. Все
вопросы, которые будут заданы, так или иначе связаны с обществом, государственным
устройством РФ, правами детей и с юридической ответственностью при совершении
противоправных действий.
Представляю вам 4 участников - игроков:_______________________
Поприветствуем их!
Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее правилами.
Правила игры Вопросы викторины будут показаны в виде небольших картинок. За
каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. А самые умные и смышленые ребята
получат жетоны за самые быстрые, правильные ответы. Ответы даются путём поднятия
вверх табличек с цифрами - номерами ответов (соответственно, от 1 до 7). Табличка с
цифрой «0» означает, что верного ответа среди перечисленных вариантов нет. Правильных
ответов в отдельных случаях может быть несколько, т.е. участники могут поднять
одновременно несколько табличек с номерами ответов. Тот участник, который первым
правильно отвечает на вопрос, делает шаг на одну клетку вперёд, и ему добавляется ещё
бонусный жетон (Но только в том случае, если не все участники ответили одновременно
правильно). Жетоны считаются дополнительными показателями в случаях равенства
баллов у игроков. Тот участник, кто дал наибольшее количество правильных ответов,
выходит в следующий тур. После каждого тура, а их - четыре, мы будем терять по игроку,
набравшего наименьшее количество очков (исключение - первый тур – он
разминочный).Четвертый тур – финал. На обдумывание каждого вопроса дается до 10 сек.
Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться их
жетоны. В супер-игре, т.е. в финале сразятся два участника игры, дошедшие до финала.
Подсчитывать очки будут 3 члена уважаемого жюри. Итак, начинаем I тур, который
состоит из 9 отдельных заданий (2 карточки). 1 тур разминочный: После первого тура
никто не отсеивается. Но он имеет значение для следующих туров, т.кбудут учитываться
накопленные и в этом туре звезды за правильные и быстрые ответы.
На карточке - слайде№1 представлены календарные даты:
1. 1 июня
2. 1 мая
3. 4 ноября
4. 12 декабря
5. 12 сентября
6. 12 июня
7. 20 ноября
Ответьте на следующие вопросы:
1. В какой день в России празднуют День народного единства?(Ответ: 4 ноября)
2. Этот день законом Российской Федерации установлен праздничным днем, его история
связана с зарождением в конце XIX века рабочего движения, выдвинувшем в качестве
одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. Долгое время этот
день был символом революции, непримиримой классовой борьбы. Этот праздник
отмечается в 66 государствах мира. В СССР этот праздник назывался Международным
днем солидарности трудящихся. (Ответ: 1 мая - Праздник весны и труда)
3. В этот день в 1993 году по результтатам всенародного голосования в РФ был принят
важный правовой документ. (Ответ: 12 декабря - День Конституции Российской
Федерации)
4. Эти два дня посвящены детям и объявлены как международные праздники. Один из них
– с 1954 года по рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН, как день мирового братства
и взаимопонимания детей, он посвящен деятельности, направленной на обеспечение
благополучия детей во всем мире. Он знаменует день, в который ассамблея ООН приняла
в 1959 году декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка.
Другой из них – с 1925 году по решению Всемирной конференции в г. Женева,
посвященной вопросам благополучия детей. (Ответ: 20 ноября – Всемирный день прав
ребенка, 1 июня - Международный день детей).
На следующем слайде №2 представлены ступени исторического развития человеческого
общества:
1. Индустриальное общество
2. Общество огородничества
3. Аграрное общество
4. Общество земледельцев и скотоводов
5. Общество охотников и собирателей
6. Постиндустриальное общество
7. Информационное общество
Ответьте на следующие 5 вопросов:
1. Характерными чертами данного общества является: определяющим фактором развития
выступает сельское хозяйство; ценности устоявшиеся, традиционные, преимущественно
религиозные; примитивная технология, основанная на физической силе человека или
животных.(Ответ: 3-аграрное)
2. Что предшествовало обществу огородничества? (Ответ: 5-общество охотников и
собирателей)
3. Какое общество пришло на смену общества охотников и собирателей? (Ответ: 2-
общество огородничества)
4. Это общество, в котором главную роль играют знания и информация, оно пришло на
смену индустриальному обществу.(Ответы: 6 и 7 – постиндустриальное, или
информационное)
5. Какие общества относят к доиндустриальным? (Ответ: аграрные: 2- огородничества, 4-
земледельцев и скотоводов, 5-охотников и собирателей)
3 тур:
На карточке - слайде №5 Вашему вниманию предлагается перечень прав человека:
1. Право на жизнь
2. Право на образование
3. Право на труд
4. Право на неприкосновенность жилища
5. Право на защиту от экономической эксплуатации
6. Право на социальное обеспечение
7. Право пользования учреждениями культуры
И следующие 4 вопроса:
1. Это право означает, что дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей
силы. ( Ответ: 5)
2. Данное право позволяет, например, детям с ограниченными возможностями иметь
особую заботу со стороны государства в виде льгот, пособий, особых условий получения
образования.(Ответ: 6)
3. Согласно статьи 25 Конституции РФ никто не вправе проникать в жилище против воли
проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или
на основании судебного решения. (Ответ: 4)
4. Согласно Конституции РФ (ст.43) государством гарантируется общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования
в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
(Ответ: 2)
На слайде №6 перед вами лица и органы, занимающиеся вопросами правопорядка и
соблюдения законности в государстве:
1. Милиция (полиция)
2. Уголовный розыск
3. Адвокат
4. Уполномоченный по делам несовершеннолетних
5. Милиция общественной безопасности
6. Налоговая полиция
7. Прокуратура
Ответьте на следующие 5 вопросов:
1. Работники этого правоохранительного органа обеспечивают правопорядок на улицах,
дорогах, вокзалах и других общественных местах. (Ответ: 5)
2. Основная функция данного органа следить за тем, правильно ли исполняются законы,
не нарушаются ли права и интересы граждан государства. (Ответ: 7)
3. В этом органе государственной власти осуществляется правосудие, т.е. на заседаниях
этого органа решается, кто прав в правовых вопросах, а кто виноват и восстанавливается
справедливость. (Ответ: 0 – нет ответа, это - суд)
4. Основной задачей этого специалиста является оказание юридической помощи
физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам
(организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде. (Ответ: 3)
5. Федеральный правоохранительный орган, являющийся составной частью сил
обеспечения экономической безопасности РФ, выполняющий функцию по
предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства
о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными
правонарушениями. (Ответ- 6)
Финал
В финале 2 игрока соревнуются друг против друга. Все участники, не прошедшие в финал,
получают утешительные призы. Предлагается длинное слово, из которого надо составить
как можно больше коротких. Однако, если слова заканчиваются у одного из участников, он
может отдать бонусную «звезду», которая засчитывается как слово. Побеждает тот, кто
составит больше слов. Финалисты соревнуются в умении составить как можно больше
слов из предложенного слова «Справедливость» Начинает игру, участник, имеющий
наименьшее количество баллов, звезда может засчитываться за дополнительное слово.
Возможные варианты слов, составленных из слова «Справедливость»:
1. право
2. диво
3. радость
4. вера
5. сор
6. спор
7. дело
8. два
9. ведро
10. вода
11. еда
12. Рот
13. лот
14. Тор
15. лесть
16. сорт
17. пол
18. правовед
19. пост
20. рост
21. дева
22. лев
23. ость
24. пир
25. слив
26. вор
27. седло
Победитель произносит речь. Ему вручается главный приз. В его честь звучит
приветственная музыка или демонстрируется салют.
Вывод:
1.Мероприятие было направлено на повышение интереса учащихся к учебной
деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и
самоорганизации.
2.Анализ мероприятия показал знания учащихся по темам “Общество. Исторические
ступени развития общества”, “Право на службе государства”, «Подросток и его права»,
«Юридическая ответственность», «Государственные символы».