Напоминание

Особенности проявления сценического волнения и поведения у обучающихся в классе аккордеона


Автор: Шибаева Нина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ № 4
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности проявления сценического волнения и поведения у обучающихся в классе аккордеона
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Особенности проявления сценического

волнения и поведения у обучающихся в

классе аккордеона»

Методическое сообщение

подготовлено преподавателем

Шибаевой Н. Н.

г. Мурманск

2019

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Б. Пастернак

Глаза говорящего зажигаются

о глаза слушающего.

Цицерон

1.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема сценического волнения является одной из ключевых в

музыкальной

педагогике

и

психологии.

Воспитание

артистизма,

способностей владеть собой в момент выступления и «побеждать» эстрадное

волнение

-

важнейшая

задача

в

формировании

пригодности

юного

музыканта к исполнительской деятельности.

Из педагогической практики известно, что все учащиеся, за очень

редким исключением (дети младшего возраста), ощущают так называемое

эстрадное волнение. У разных людей оно проявляется по-разному. Легкое

волнение

преодолевается самим исполнителем на эстраде и постепенно

исчезает. Однако бывает, что способный ученик играет в классе хорошо, а на

эстраде совершенно перестает владеть собой. Понятно, что в таких случаях

нельзя и думать о высокохудожественном исполнении произведения.

В музыкальном исполнительстве академической традиции известна

такая проблема, как деструктивное сценическое волнение, в большинстве

случаев

негативно

влияющее

на

одну

из

значимых

характеристик

-

эмоциона льно-художе ственный

уровень

исполнения

м у з ы к и .

Непродуктивное

совладание

со

сценическим

волнением

и

возникающей

вследствие этого рост психической напряженности могут вызвать снижение

интереса

личности

к

творческой

активности,

вне

которой

невозможна

полноценная музыкально-исполнительская деятельность.

Дискомфортное

сценическое

волнение,

как

психологический

феномен, отличается неоднородностью и может проявляться через разные

эмоциональные

состояния,

наиболее

общими

из

которых

является

сценическая тревога и страх сцены.

Данное

сообщение

посвящено

изучению

причин,

признаков

сценического волнения и способов адаптации обучающихся игре на разных

инструментах

в

периоды

подготовки

к

выступлению

и

музыкально-

исполнительской деятельности на сцене.

Различные виды сценического музыкального исполнения требуют

большой

подготовки,

мастерства

и

владения

способами

максимального

раскрытия возможностей юных музыкантов. Для правильного построения

выступления

перед

зрителями

нужно

не

только

уметь

определять

особенности личности исполнителя. Воспитание исполнительских качеств

учащихся

ДШИ

подразумевает

прежде

всего

заботу

преподавателя

об

эффективности их деятельности, ставит задачу психологической подготовки

детей к выступлению на сцене.

Умение играть на эстраде - это в значительной степени умение

сосредоточиться на исполняемом. В этом отношении следует брать пример с

выдающихся актеров, которые проделывают большую работу над собой над

освобождением

от

скованности,

чтобы

на

сцене

чувствовать

себя

непринужденно. Только тогда исполнитель-баянист сможет передать публике

содержание произведения.

Успешные

и

неудачные

исполнения

музыкальных

произведений

моими учениками на концертах заставили меня обратить внимание на эту

проблему.

Цель:

выявить

некоторые

основные

характеристики

причин

и

признаков

феномена

сценического

волнения

и

описать

наиболее

оптимальные способы преодоления страха перед сценой у юных музыкантов.

Задачи сообщения:

1.

Систематизировать

признаки,

по

которым

определяется

сценическое волнение.

2. Перечислить причины, обуславливающие комплекс

сценического волнения личности исполнителя.

3. Описать особенности проявления сценического волнения и

поведения обучающихся ДШИ в ситуации музыкального исполнительства,

находящихся

на

разных

этапах

овладения

музыкально-исполнительской

деятельности.

Методы: метод теоретического анализа проблемы стресса и

стрессоустойчивости, анализа и обобщения материала по данной теме, метод

наблюдения, метод свободной беседы с учениками и их родителями.

В подготовке доклада были использованы различные источники -

от изданий по методике и педагогике до трудов по психологи.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Общие признаки, симптомы сценического волнения

Несомненным

остается

тот

факт,

что

независимо

от

одаренности

и

всесторонней подготовленности, почти все учащиеся ощущают в той или

иной мере

специфические эстрадное волнение, являющееся результатом

новизны

обстановки.

Присутствие

многих

слушателей,

сознание

необходимости поделиться с ними своими мыслями и чувствами безусловно

вносят определенный разлад в психику учащегося, еще не привыкшего к

выступлениям перед публикой.

В

случае

боязни

сцены

или

слушателей

со

стороны

необходимо

разобраться, какие поведенческие реакции являются вполне понятными и

оправданными, а какие аспекты поведения можно считать неадекватными

существующей ситуации. Например, невротик часто сам придумывает себе

наказание, фантазирует «недобрых зрителей». Неадекватное, преувеличенное

волнение, безусловно мешающее сценической деятельности и раскрытию

творческой

индивидуальности

артиста,

обязательно

должно

быть

скорректировано до возможно более низкого уровня проявления. Иногда у

выступающих

на

сцене

можно

констатировать

наличие

только

легкого

волнения.

Невротический

компонент

в

нем

отсутствует.

Такое

волнение

можно считать обоснованным беспокойством здоровой личности о результате

своей

деятельности,

нормальным

легким

стрессом,

который

может

быть

импульсом, побуждением к творчеству.

Поведение людей, как нормальное, так и ненормальное, несет на себе

отпечаток семейного окружения, общества и культуры. Все мы являемся

частью социального каркаса семьи, друзей, знакомых и даже незнакомых

людей. Некоторые виды взаимоотношений с окружающими людьми могут

усилить отклонения в поведении и даже стать причиной их возникновения.

Стрессы

и

конфликты,

которые

люди

переживают

в

повседневном

взаимодействии, могут вызвать и поддерживать стрессовые формы поведения

в обостренном виде проявляющиеся перед и во время выступления ребенка

перед публикой.

Многие факты из истории исполнительского мастерства подтверждают,

что даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если

он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит

не

только от его прошлого опыта или мастерства, но и от того, что происходит с

субъектом

до

начала

исполнения,

от

его

способа

реагирования

на

сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессовым

фактором.

Эмоциональное состояние для человека являются неравновесными и

сопровождаются

повышением

общего

уровня

личностной

активности.

Человек начинает искать способ устранения или уменьшения возникшего

напряжения.

Усилия

личности

по

преодолению

жизненных

затруднений

названы как совладающее поведение.

Многие учащиеся нуждаются в коррекции неправильного сценического

поведения.

Такие

симптомы,

как

неспособность

сосредоточиться

на

исполнении

произведения,

просто

боязнь

выходить

на

сцену,

являются

основными проявлениями синдрома сценического волнения. Все они требуют

серьезного

подхода

,

анализа

проявлений

этих

неприятных

явлений,

коррекции или замены такого поведения на сцене более подходящими и

адекватными статусу артиста, музыканта.

Спортивные

психологи

установили,

что

предстартовые

реакции

спортсмена проявляются в трех основных формах

-

состояние «боевая

готовность»,

состояние

«предстартовая

лихорадка»

и

состояние

«предстартовая

апатия».

Сценическое

волнение

музыканта-исполнителя

проходит, как правило, на фоне физиологических процессов, сходных с одной

из этих форм.

1. Так, чувство творческого подъема во время удачного концертного

выступления сопровождается изменениями в организме, характерными для

спортсмена в состоянии

«боевая

готовность».

В

этом

состоянии

возрастает быстрота реакций, обостряется мысль и внимание, повышается

уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей.

2.

Ощущение

тревоги

и

беспокойства,

испытываемое

некоторыми

музыкантами во время выхода на сцену, сопровождаются изменениями в

организме,

характерными

для

«предстартовой

лихорадки».

Тормозные

процессы

в

коре

головного

мозга

не

могут

сдерживать

возбуждение,

поведение

становится

суетливым,

внимание

рассредоточивается,

уровень

помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное

напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.

3. Иногда музыкант-исполнитель жалуется, что у него пропало всякое

желание к творчеству, что все ему стало безразлично и хочется лишь одного -

чтобы его оставили в покое. Такая форма сценического волнения имеет

схожие черты с состоянием «предстартовая апатия». При этом тормозные

процессы в коре головного мозга превалируют над возбуждением, ощущается

вялость,

нежелание

действовать,

реакции

замедляются.

Уровень

помехоустойчивости и адекватных возможностей снижается, эмоциональное

возбуждение не велико.

Кому-то необходима эмоциональная встряска, а кому-то - покой, одни

употребляют допинг

-

валерьянку, а третьи не пользуются ничем. Есть

исполнители,

которые

перед

выходом

на

эстраду

много

и

оживленно

разговаривают на отвлеченные темы, но есть и такие, кто предпочитает

посидеть в тишине. Некоторые стараются все внимание сосредоточить на

предстоящем выступлении, но многим важно подумать о чем-то своем, не

связанном с концертом. Наконец, один музыкант привык перед выступлением

много разыгрываться, а другому это вовсе не нужно, он боится устать и

бережет

свои

физические

силы.

Самые

доброжелательные

рекомендации,

данные без учета индивидуальных особенностей личности исполнителя, как

правило, не приносят пользы

Изучение стрессовых признаков должно быть связано с исследованием

причин

(как

внутренних

так

и

внешних),

стрессогенных

факторов

и

с

систематизацией

способов

коррекции

подобного

негативного

поведения

юных музыкантов.

Причины стрессовых состояний музыкантов-исполнителей

Проблема

психологической

подготовки

музыканта

артиста

к

концертному выступлению - одна из важнейших тем в исполнительском

искусстве. Достаточно сложно найти человека, который ни разу не испытал

бы

на

себе

негативные

формы

и

последствия

сценического

волнения.

Ситуации во время концертного выступления, в которых некоторые юные

музыканты испытывают ощущения тревоги и беспокойства, являются для

них по-настоящему стрессовыми.

От чего может зависеть проявления состояния сценической тревоги?

Трудности интерпретации поведения являются следствием того, что в основе

неадекватного

поведения

лежат

два

фактора:

а)

внутренние

причины

(психофизиологические), б) ситуация, в которой поведение развертывается

(социальный фактор).

Н. А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение тем

больше,

чем

хуже

выучено

сочинение.

Недостаточная

готовность

к

вступлению, сомнения в успехе, отсутствие веры в себя и свои возможности

способны действовать разрушающе на творческий потенциал и карьеру в

целом.

При

всей

многообразной

атрибутике,

связанной

с

проблемой

сценического стресса, волнения, главное заключается в умении исполнителя

сосредоточиться

на

исполняемом.

Юные

музыканты

знают,

что

одна

из

первопричин сценического волнения

-

боязнь забыть текст. Волнуются,

исполняя произведение публично, потому что боятся забыть, а забывают, как

правило, именно потому, что чрезмерно волнуются. Психологические корни

этих

явлений

достаточно

очевидны

и

не

составляют

секрета

для

высококвалифицированных педагогов-музыкантов. Парадокс заключается в

том.

Что

провалы

в

памяти

на

сцене

не

всегда

являются

результатом

недостаточной выученности текста. И тем не менее, произведение должно

быть

выучено

не

на

100,

анна

150%,

само

ощущение

принесет

ему

уверенность в себе - и наоборот.

Одной из причин сильного беспокойства может быть и очень высокий

уровень

притязаний,

неадекватно

высокая

или

низкая

оценка

своих

профессиональных качеств, повышенное чувство ответственности. Когда же

речь идет о паническом страхе перед сценой, то это является проявлением

закрепленного в детстве неправильного стереотипа реагирования, фобии.

Часто причиной синдрома сценического волнения является отсутствие

общей

сценической

культуры,

четкой

и

ясной

методики

подготовки

к

выступлению, плана, и вследствие этого, слабое представление исполнителем

характера деятельности, и как результат - растерянность.

Чаще

всего

волнение

навевается

мыслями

(

или

бессознательными

ощущениями) типа: «Что обо мне скажут?», «Каковы будут оценки моей

игры?» и т. д. Более того, преувеличенное опасение заслужить критическую

оценку со стороны посторонних только лишь повышает планку волнения и

усугубляет тем самым положение исполнителя.

Вопрос

о

самооценке

юного

музыканта

требует

специального

рассмотрения. Между самооценкой и уровнем притязания исполнителя, с

одной

стороны,

и

коэффициентом

нервозности

на

сцене,

с

другой

-

существует

сложные

взаимоотношения.

Что

же

касается

педагогической

практики,

то

большинство

преподавателей

подчеркивают

важность

адекватной самооценки, более или менее реалистичного представления о

собственных творческих возможностях.

Важной составляющей в синдроме сценического волнения является

чувство

ответственности

исполнителя

за

свое

выступление.

Оно,

как

показывает

практика,

возрастает

с

годами

и

по

мере

продвижения

исполнителя

вверх

по

профессиональной

лестнице.

Когда

это

волнение

принимает

излишне

болезненные

формы,

оно

не

только

неприятно

для

исполнителя, но и чревато для него определенными потерями на сцене.

Характерно

с

другой

стороны,

что

отсутствие

волнения

еще

более

нежелательно

для

исполнителя,

нежели

его

присутствие

в

чрезмерно

гипертрофированных

формах.

Как

показывает

практика

преподавания

в

ДШИ, только на фоне положительно окрашенного сценического волнения

можно добиться высоких результатов в исполнительском искусстве.

Известно,

что

вопрос

о

психологической

подготовке

музыканта

к

концертному

выступлению

решается

в

основном

индивидуально,

но

для

этого

каждому

ребенку

надо

знать

себя.

Особенности

с во е й

нервнопсихологической конституции, иметь представление о реакции своего

организма на различные ситуации, на те или иные приемы самовоздействия.

Познать

самого

себя

становится

важнейшим

смыслом

в

работе

над

музыкальным

произведением

в

период

подготовки

к

концертному

выступлению.

Для

успешного

решения

проблемы

сценического

волнения

нужны

и

профессиональная

добросовестность,

и

владение

техникой

самопознания, и определенный сценический опыт.

Любая

форма

волнения

обостряется

усталостью.

Нельзя

допускать

состояния утомления - как физического, так и эмоционального. Не зря Н

Перельман утверждал: «Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для

музыки».

Многие корни сценического волнения заключаются в естественной для

молодого человека боязни неудачи, причем «прилюдной», а потому особенно

болезненной неудачи, которая к тому же может иметь самые неблагоприятные

последствия для профессиональной деятельности.

«Испытание

на

прочность»

в

условиях

публичного

выступления

определяет

и

меру

выученности

материала,

и

степень

одаренности

исполнителя,

и

его

психологическую

устойчивость,

и

многое

другое.

Возможны случаи, когда щедро одаренный музыкант терпит в силу тех или

иных причин сценическое фиаско; возможны и такие ситуации, когда неплохо

показать себя может и учащийся не слишком яркой одаренности. Тем не

менее

сценой

проверяется

решительно

все:

и

комплекс

природно-

исполнительских

данных,

и

«технический»

потенциал,

и

устойчивость

психики и др.

Таковы общие причины и ситуации невротического волнения. В любом

случае нужно помнить, что ситуация, связанная с концертной деятельностью

носит психотравматический характер.

Оптимальное концертное состояние

Для того чтобы удачно выступить на концерте или сыграть на экзамене,

юному музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной

готовности. Оптимальное концертное состояние по своим психологическим

параметрам соответствует тому, сто у спортсменов называют оптимальное

боевое состояние. И поэтому логично рассматривать подобное состояние, как

и

в

спорте,

по

трем

важнейшим

параметрам

-

физическому,

эмоциональному и умственному.

При благоприятном физическом самочувствии тело кажется сильным,

гибким и послушным. Хорошая физическая подготовка прокладывает путь к

такому же эмоциональному состоянию во время публичного выступления,

положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных

с концентрацией внимания, мышления и памяти.

Преподаватели

ДМШ

должны

уметь

культивировать

концертное

состояние, настраивать учащихся на успех и получение удовольствия от

сыгранного

произведения,

подбадривать

тех

детей,

которые

научились

справляться

с

тревогами,

волнением.

Необходимо

уметь

формировать

и

развивать чувство уверенности в себе, творческий эмоциональный подъем,

сосредоточение

на

главном,

позитивное

отношение

к

концертному

выступлению.

Эмоциональный

компонент

оптимального

концертного

состояния

складывается

из

ощущений

эмоционального

подъема,

радостного

предвкушения предстоящего выступления, желания играть для других людей

и приносить им радость своим искусством.

Мыслительный

компонент

оптимального

концертного

состояния

складывается

из

ясности

и

быстроты

мышления,

способности

четко

представлять программу выполняемых игровых движений и воплощаемых

слуховых образов. Волевое сосредоточение внимания позволяет музыканту

перенести все то, что было сделано, т.е. показать свою работу.

Методы снятия сценического стресса

и овладения оптимальным концертным состоянием.

Работа

по

формированию

у

музыканта-исполнителя

сценической

устойчивости

должна

вестись

с

детских

лет.

Подготовкой

учащихся

к

выступлению

на

сцене

необходимо

заниматься

уже

в

начальный

период

обучения в ДШИ.

Удачно выбранный репертуар, соотнесение при выборе пьес, этюдов,

народных

и

классических

музыкальных

произведений

с

индивидуально-

личностными особенностями каждого ученика являются залогом успешной

игры не только во время разбора программы и репетиций, но во время

итоговых выступлений детей перед оценивающей их публикой.

Одним из важных вопросов предконцертной подготовки исполнителя

музыкальных произведений сводится к следующему:

следует ли играть

программу в классе с полной эмоциональной отдачей или лучше поберечь

силы

для

концертного

выступления?

Точка

зрения

преподавателя

Л.Н.Наумова на эту проблему была вполне определенна: «Я говорю студенту

в классе: «Играй так, как будто бы ты в данный момент на сцене Большого

зала

консерватории.

Ты

должен

проявлять

свою

эмоциональность

и

темперамент…»

К ощущению концертности исполнения нужно стремиться с первых

уроков, с самого начала работы над музыкальным произведением. Учащиеся,

как правило, волнуются в классе, принося первый раз произведение на урок

педагогу.

В

этом

смысле

кабинет

преподавателя

становится

сценой

выступления, а педагог

-

компетентным, все понимающим слушателем.

Волнение.

Охватывающее

ребенка

в

этот

момент

имеет

ту

же

психологическую

природу,

что

и

сценическое

волнение.

Важно

не

«перегореть» эмоционально и психологически до времени выхода юного

музыканта на сцену. Психологическое состояние на сцене напрямую связано

с качествами предварительной работы (А.А. Писарев). Исполнение должно

сочетаться с кропотливой и обстоятельной работой. Только в этом случае не

будет

дисбаланса

в

ту

или

другую

сторону,

только

при

таком

условии

исполнитель будет и эмоционально, и профессионально-технически готов к

встрече со слушателями.

Дети и подростки по-разному «ощущают» сцену, в разной степени

переживают

эстрадное

волнение,

хотя

присуще

оно

и

тем

и

другим.

Психологи и педагоги-практики по- разному определяют возрастные границы

отмечающие первое появление симптомов сценического волнения у юных

исполнителей.

Большинство

специалистов

сходятся

в

том,

что

впервые

волнение дает о себе знать в возрасте 10-11 лет, у кого-то раньше, у кого-то

позже,

но

в

среднем

эта

возрастная

«веха»

может

считаться

наиболее

распространенной.

Прямое отношение к данной проблеме имеет категория самооценки, т.е.

оценки

исполнителем

своей

собственной

персоны,

своих

возможностей.

Можно считать доказанным, что в равной мере негативно воздействует на

исполнителя как переоценка, так и недооценка самого себя, ограничивающая

его творческие потенции.

Анализируя

проблему

сценического

волнения,

педагоги-музыканты

обращают

внимание,

что

многое

зависит

от

психофизиологической

конституции исполнителя, типа его нервной системы. « Один

ничего не

боится, другой

-

трясется как осиновый лист, третий

-

впадает в

прострацию, четвертый не может совладать с чрезмерным возбуждением и

т.д.»

(С.Л.

Доренский).

М.

С.

Воскресенский

замечает

по

этому

поводу

следующее: «Вообще, бывают ученики, которые хорошо играют в классе и

«рассыпаются» на эстраде. Бывает и наоборот: ученик ,на которого вы не

возлагаете особых надежд на эстраде, «собирается» и играет значительно

лучше, чем вы ждали. Я думаю, что многое зависит тут от склада нервной

системы и характера человека» (Л.Е. Слуцкая)

Немаловажен

такой

методический

прием,

как

предварительная

«обыгранность»

программы на людях в присутствии посторонних. Этот

метод

привыкания

к

условиям

публичного

выступления,

выработки

необходимых условий и навыков по-прежнему остается в числе наиболее

актуальных и действенных в ДШИ.

При

достаточно

частых

и

регулярных

выступлениях

организм

адаптируется к сложной ситуации, ученик учится справляться с волнением.

Если перерывы между выступлениями растягиваются, достигая 2-3 месяцев,

то адаптации не происходит. Концертная программа учащихся ДШИ должна

быть выучена не позднее. Чем за

2недели. С этого дня в повседневный

режим работы должен войти и режим предварительных проигрываний.

Обыгрывание программы нужно делать как можно чаще, и постараться

достичь

того,

чтобы,

говоря

словами

Станиславского,

трудное

стало

привычным, привычное - легким, а легкое - приятным.

Ученики,

которые

жалуются,

что

перед

выходом

на

сцену

теряют

интерес

к

концерту,

должны

позаботиться

о

том.

чтобы

ощущение

творческого подъема, , оптимальный уровень возбуждения возникли именно

к началу выступления, и не раньше.

Важно юным музыкантам, которые сетуют, что робеют в обстановке

концертного зала, рекомендуется особый прием психологической подготовки.

Очень полезно, занимаясь в пустой комнате, силой воображения представить

себя

на

сцене

заполненного

публикой

концертного

зала,

внушить

себе

состояние творческой взволнованности, праздника и в этом психологическом

состоянии исполнить всю программу.

Уверенность, что произведение выучено надежно, спасает от многих

негативных

форм

эстрадного

волнения.

Но

требуется

и

опыт,

чтобы

научиться быстро и прочно запомнить любой текст.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исполнительская

деятельность

юного

музыканта

-

неимоверно

сложный,

напряженный

и

вместе

с

тем

ответственный

момент.

В

своей

работе были рассмотрены некоторые наиболее актуальные теоретические

аспекты сценического волнения в музыкальном исполнительстве, влияние

механизмов самоконтроля и волевой регуляции на учеников и другие советы

способствующие снятию эмоционального напряжения перед выступлением.

Проблема

преодоления

негативных

последствий

сценического

волнения

должна

постоянно

находиться

в

поле

зрения

преподавателя.

Выбирая

те

или

иные

приемы

подготовки,

необходимо

учитывать

индивидуальные особенности личности юного музыканта. Успех достигается

легче, если юный музыкант сам знает и учитывает структуру своих сторон

личности, формирующих сценическое состояние.

Сценическому волнению можно противостоять, но для этого нужно

хорошо знать своего ученика, самого себя, опробовать различные проемы и

способы психолого-педагогического воздействия, иметь представление о том,

что и при каких обстоятельствах может помочь.

1.

Список литературы

2.

Боренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.

Музыка, 1976 г.

3.

Баян и баянисты. Сборник статей, в.4, 1978 г.

4.

Бочкарев

Л.

Психологические

аспекты

формирования

готовности

музыкантов-исполнителей к публичному выступлению.

5.

Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне. 1960 г.

6.

Липс Ф. Искусство игры на баяне. 1985 г.

7.

Булыго К. Проблемные ситуации в обучении баяниста. В книге Баян и

баянисты. Вып. 6. Сов композитор, 1984 г..

8.

Н. Ризоль Очерки о работе в ансамбле баянистов.

9.

Петрушин В. И. Артистизм - это и тренировка! Сов. музыка,1971 г.



В раздел образования