Напоминание

Современные педагогические технологии, применяемые в процессе обучения в классе фортепиано


Автор: Кузнецова Наталья Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ № 4
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Современные педагогические технологии, применяемые в процессе обучения в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое сообщение преподавателя

МБОУ ДОДШИ № 4, г. Мурманска

Кузнецовой Натальи Викторовны на тему:

«

Современные педагогические технологии,

применяемые в процессе обучения в дополнительном

образовании

»

2

Оглавление

Ведение………………………………………………………………….3

1. Игровые технологии………………………………………………...5

2. Здоровьесберегающие технологии…………………………………7

3. Педагогика сотрудничества………………………………………..12

4. Личностно – ориентированная технология………………………12

Заключение…………………………………………………………….13

Список используемых источников……………...............................15

Приложения……………………………………………………………16

3

Введение

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

В

условиях

гуманизации

образования

становится

приоритетной

следующая цель: формирование личности, способной жить и работать в

непрерывно меняющемся мире, смело разрабатывать собственную стратегию

поведения,

осуществлять

нравственный

выбор

и

нести

за

него

ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Проще говоря, современное образование носит личностно-ориентированный

характер. Внедрение новых форм, методов и современных педагогических

технологий

интенсивно

идет

в

дополнительном

образовании,

поскольку

именно

дополнительное

образование остается

наиболее

эффективным

в

развития

способностей

и

интересов,

социального

и

профессионального

самоопределения детей.

Существует

множество

интересных

определений

сущности

современных

педагогических

технологий

-

термина,

ставшего

довольно

популярным в последнее десятилетие:

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо

деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка").

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов

обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических

установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов,

способов,

приемов

обучения,

воспитательных

средств;

она

е сть

инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

4

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации

учебного процесса (В. П. Беспалько).

Педагогическая

технология

-

это

описание

процесса

достижения

планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель

совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и

проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных

условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

Педагогическая

технология

-

это

системный

метод

создания,

применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с

учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий

своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Современные педагогические технологии, применяемые в процессе обучения

в дополнительном образовании:

1.

Игровые технологии

2.

Здоровьесберегающие технологии

3.

Педагогика сотрудничества

4.

Личностно –ориентированная технология

5.

Технология поддержки ребенка (К.Роджерс)

6.

Проектно – модульные технологии (филармонии, концерты)

7.

Информационно – коммуникативные технологии

8.

Здоровьесберегающая технология саморазвития ребенка Марии Монтессори.

5

Таким образом, введение современных педагогических технологий является

необходимостью для развития личности ребенка, сохранения его физического

и психического здоровья и достижения планируемых результатов обучения.

Игровые технологии

Актуальность

игры

в

настоящее

время

повышается

и з - з а

перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в

России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная

среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время

обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей

школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой

информации.

Одной

из

форм

обучения,

развивающей

подобные

умения,

является

дидактическая

игра,

способствующая

практиче скому

использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Среди

проблем,

обращающих

на

себя

внимание

современных

исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с

поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного

воспитания духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в

процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания

отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по

своему

характеру;

во-вторых,

спо собствуют

с а м о р е а л и з а ц и и ,

самовыражению

личности;

в-третьих,

интересны

детям;

в-четвертых,

6

органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Таким средством воспитания является игра. Она, как и любая другая игра,

имеет

познавательную

развивающую,

развлекающую,

диагностирующую,

корректирующую

и

другие

воспитательные

функции.

Игра

представляет

важнейший

аспект

воспитания

духовности,

формирования

системы

нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Понятие

"игровые

педагогические

технологии"

включает

достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса

в

форме

различных

педагогических

игр.

В

отличие

от

игр

вообще,

педагогическая

игра

обладает

соответствующим

ей

педагогическим

результатом, который может быть обоснован в явном виде и характеризуется

учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается

на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как

средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий

происходит по следующим основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в. качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую;

-

успешное

выполнение

дидактического

задания

связывается

с

игровым

результатом.

Можно

выделить

такие

виды

уроков

с

использованием

игровых

технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2)

игровая

организация

учебного

процесса

с

использованием

игровых

заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок -

КВН);

7

3)

игровая

организация

учебного

процесса

с

использованием

заданий,

которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4)

использование

игры

на

определённом

этапе

урока

(начало,

середина,

конец;

знакомство

с

новым

материалом,

закрепление

знаний,

умений,

навыков, повторение и систематизация изученного).

Можно использовать следующие элементы игровых технологий на

уроке:

1. Пальчиковая гимнастика;

2. Игра «Угадай звук»;

3. Сочинение сказок ( «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т.д.);

4. Упражнения со стихами;

5. Словесные игры;

6. Уроки – путешествия (по Детскому альбому П.И.Чайковского, По сказке

Дж.Родари «Чиполлино» муз. А.Хачатуряна);

7. Музыкальное лото.

Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая

посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать

учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

1.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

(ЗОТ)

это

системно

организованная

совокупность

программ,

приемов,

методов

организации образовательного процесса, не наносящая ущерба здоровью его

участников. Вопрос о создании щадящих здоровьесберегающих технологий

обучения встал в связи с тем, что в последние годы на фоне интенсификации

школьного

образования,

повышения

требований

к

детям,

отмечается

нарастающее

ухудшение

их

здоровья.

Отметим,

что

в

современном

понимании, здоровье

определяется

как

состояние

социального,

8

психологического,

психического,

физического

благополучия,

не

нарушаемое никакими влияниями внешней среды.(9)

В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно

представить

как

системно

организованное

на

едином

методологическом

фундаменте

сочетание

принципов

педагогики

сот рудн и ч е ства,

«эффективных»

педагогических

техник,

элементов

педагогического

мастерства,

направленных

на

достижение

оптимальной

психологической

адаптированности

школьника

к

образовательному

процессу,

заботу

о

сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры

здоровья.

Адаптируя

основные

принципы

здоровьесберегающей

педагогики

к

процессу обучения игре на фортепиано, можно говорить о необходимости

соблюдения следующих условий:

Физиологические

условия:

удобная

посадка

исполнителя,

обеспечивающая

контакт

с

музыкальным

инструментом,

естественность

движений;

смена

положений

корпуса

учащегося,

позволяющая

предупреждать

и

исправлять

нарушения

осанки;

включение

в

занятия

специальной гимнастики;

Гигиенические условия: соблюдение недельного, суточного режима,

режимных моментов на занятии, рациональная организация самостоятельных

занятий и др.;

Дидактические

условия:

преобладание

методов,

способствующих

активизации

творческого

самовыражения

учащихся;

разнообразие

видов

деятельности на уроке (элементы гимнастики, дирижирования, пропевания

мелодий, слушание музыки); применение элементов игровых технологий;

Психологические условия: учет состояния здоровья учащихся, их

психологических особенностей; наличие у учащихся интереса к занятиям;

положительный психологический климат на уроке; наличие эмоциональных

разрядок:

шуток,

улыбок,

поговорок,

афоризмов

и

т.

д.;

снятие

психологической напряженности при подготовке к выступлению.

9

Преподаватель

специального

фортепиано

обязан

задумываться

о

специальных способах и методах построения урока, способствующих снятию

излишнего напряжения с позвоночника и мышечной системы начинающего

музыканта.

Костно-мышечная

система

учащихся

начальных

классов

находится еще в стадии формирования. В связи с чем, урок должен быть

построен таким образом, чтобы ученик постоянно менял положение тела.

Здоровьесбережению

будет

помогать

также

применение

в

ходе

урока

элементов игровых технологий. Игровые моменты обучения активизируют

мышление и воображение учащихся, снимают стрессогенность обучения,

сглаживают

кризисные

моменты

вхождения

ребенка

в

новую

для

него

учебную деятельность.

Таким образом, обязательным этапом урока в классе стал комплекс

упражнений

вне

инструмента,

направленный

на

приведение

организма

ученика в рабочее состояние. Предлагаемые гимнастические упражнения

активизируют и укрепляют мышцы, так или иначе участвующие в работе

пианиста. Они помогают найти и закрепить осанку и правильную работу

игрового аппарата. Упражнения были выделены нами из методик различных

авторов (А.Д. Артоболевской, М.А. Глушенко, Е.О.Головлевой, А.А. Шмидт-

Шкловской,

Т.Б.

Юдовиной-Гальпериной

и

др.)

и

адаптированы

соответственно

возрасту

и

особенностям

каждого

из

учеников

класса

специального фортепиано.(1, 2, 10, 11)

На каждом из занятий с учениками отводилось от 5 до 10 минут (в

зависимости от целей и задач урока) на комплекс упражнений, содержание

которого

можно

варьировать

в

зависимости

от

плана

урока.

Родителям

учеников,

присутствующим

на

занятии,

предлагалось

повторять

данные

комплексы

дома,

вместе

с

детьми,

перед

началом

и

после

занятий

за

фортепиано.

Первая часть комплекса упражнений направлена на формирование

правильной осанки, которая подчас становится своего рода «зеркалом души»

10

и отражает не только физическое, но и психическое состояние ребенка, его

настроение и характер. На современном этапе развития образования очень

большой процент детей имеет проблемы с осанкой, вследствие чего данный

комплекс упражнений просто необходим. (см. приложение1)

Эти упражнения приучают владеть своим телом, снимать излишние

напряжения,

чувствовать

«зажимы»

и

освобождаться

от

них.

При

достаточной натренированности, благодаря описанным упражнениям, дети не

будут ощущать усталости в плечевой области и не станут «помогать себе»,

поднимая плечи.

Вторая

часть

комплекса

упражнений

дифференцирует

работу

крупных мышц (см. приложение 2)

Третья

группа

упражнений

чрезвычайно

важна

для

воспитания

пианиста. Предлагаемый комплекс упражнений нормализует кровообращение

в

подушечках

пальцев

и

помогает

ощутить

целостность

всей

руки.

(см.

приложение 3)

Подводя

итоги

вышесказанному,

заметим,

что

в

рамках

урока

описываемые упражнения снимают накопившееся мышечное напряжение,

усталость

детей

после

общеобразовательной

школы.

В

домашних

же

условиях они способствуют повышению общего тонуса исполнительского

аппарата

учеников

и

развивают

физические

возможности

ребенка

для

исполнения технически сложных произведений.

В

рамках

здоровьесберегающей

технологии

до стижения

оптимального

концертного

состояния,

существуют

следующие

методы

и

приемы подготовки учащегося к концертному выступлению:

1. Игра перед воображаемой аудиторией

2. Медитативное погружение

1)

пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента;

2)

пропевание

вместе

с

инструментом,

причем

голос

идет

как

бы

впереди

реального звучания;

11

3)

пропевание про себя (мысленно);

4)

пропевание вместе с мысленным проигрыванием.

3.

Ролевая

подготовка. В

психотерапии

этот

прием

называется

имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа.

4. Выявление потенциальных ошибок.

Для обнаружения возможных ошибок можно предложить несколько

приемов, суть которых состоит в следующем.

1)

Завязать

на

глазах

повязку.

В

медленном

или

среднем

темпе,

уверенным,

крепким

туше

с

установкой

на

безошибочную

игру

сыграть

отобранное произведение.

2)

Игра с помехами и отвлекающими факторами. Включить любую

музыку на среднюю громкость и попытаться сыграть программу.

Если при таких условиях исполнитель может без труда играть свою

программу, то его сосредоточенности можно позавидовать.

3) В момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто-то

другой произносит психотравмирующее слово «Ошибка», но музыкант

при этом должен суметь не ошибиться.

4) Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого

головокружения. Затем, собрав внимание, начать играть в полную силу с

максимальным подъемом. Выявленные ошибки затем должны устраняться

тщательным проигрыванием программы в медленном темпе.(2)

5. Метод

психоэмоциональной

регуляции

Р.Деметера.

С

помощью

этого метода можно как понижать, так и повышать частоту пульса. Для этого

необходимо выполнять следующие дыхательные упражнения:

1) без паузы: обычное дыхание - вдох-выдох;

2) пауза после вдоха 2сек.-выдох;

3) пауза после выдоха;

4) пауза после вдоха и после выдоха.

12

Еще один комплекс упражнений – чередование дыхания через нос и рот

(по 4 раза): - вдох носом – выдох носом;

- вдох носом – выдох ртом;

- вдох ртом – выдох ртом;

- вдох ртом – выдох носом.

6. Работа над повышением концентрации внимания с помощью тренинга.

(см. приложение 4)

2.

Педагогика сотрудничества

Педагогика

сотрудничества

является

одним

из

наиболее

всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни

многочисленные

инновационные

процессы

в

образовании.

Название

этой

технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте

которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н.

П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А.

Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я.

Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и

науки.

Как

целостная

технология

педагогика

сотрудничества

пока

не

воплощена

в

конкретной

модели,

не

имеет

нормативно-исполнительного

инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические

технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской

федерации".

Поэтому

педагогику

сотрудничества

надо

рассматривать

как

особого

типа

"проникающую"

технологию,

являющуюся

воплощением

нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той

или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии

как их составная часть.

13

3.

Личностно – ориентированная технология

Личностно-ориентированные

технологии

ставят

в

центр

всей

школьной

образовательной

системы

личность

ребенка,

обеспечение

комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации

ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только

субъект,

но

субъект

приоритетный;

она

является

целью

образовательной

системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет

место

в

авторитарных

и

дидактоцентрических

технологиях).

Такие

технологии называют еще антропоцентрическими.

Личностно-ориентированная

технология

представляет

собой

воплощение

гуманистической

философии,

психологии

и

педагогики.

В

центре

внимания

педагога

-

уникальная

целостная

личность

ребенка,

стремящаяся

к

максимальной

реализации

своих

возможно стей

(самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на

осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных

норм

в

традиционных

технологиях

здесь

достижение

личностью

перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и

воспитания.

Таким

образом,

лично стно-ориентированные

т ех н ол о г и и

характеризуются

гуманистиче ской

и

п с и хот е р ап е вт и ч е с ко й

направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое

развитие

ребенка. В

рамках

личностно-ориентированных

технологий

самостоятельными

направлениями

выделяются гуманно-личностные

технологии,

технологии

сотрудничества

и

технологии

свободного

воспитания. Личностно-ориентированная

технология

представляет

собой

воплощение

гуманистической

философии,

психологии

и

педагогики.

В

центре

внимания

педагога

- уникальная

целостная

личность

ребенка,

стремящаяся

к

максимальной

реализации

своих

возможно стей

(самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на

14

осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных

норм

в

традиционных

технологиях

здесь

достижение

личностью

перечисленных выше качеств, провозглашается главной целью обучения и

воспитания.

Заключение

Соглашаясь с проблемой творческой самореализации, важно не только

создавать

условия

с

ориентацией

на

результат,

а,

вычленяя

механизмы

функционирования

творческого

процесса,

обеспечить

их

формами

и

методами, которые способствуют развитию творческих способностей.

Воспитание

и

развитие

«творчески-одаренной

личности»,

не

редко

является

нелёгким

процессом,

но

всегда

увлекательным.

В

эпоху

многообразия

инновационных

процессов

в

образовании,

актуальным

является

выбор

форм

и

методов

взаимодействия

педагога

и

ребенка,

способствующих

развитию

не

только

«Таланта»,

но

и

счастливого,

успешного, здорового человека.

В

заключение

мы

приведем

Вашему

вниманию «10

заповедей

Марии

Монтессори»:

1.

Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

2.

Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.

3.

Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться.

4.

Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.

5.

Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

6.

Если ребенок часто живет с чувством безопасности - он учится

верить.

7.

Если

ребенка

часто

позорят

-

он

учится

чувствовать

себя

виноватым.

8.

Если

ребенка

часто

одобряют

-

он

учится

хорошо

к

себе

относится.

9.

Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть

терпеливым.

10.Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

15

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он

учится находить в этом мире любовь. У одного великого музыканта спросили,

что является главным в воспитании юного музыканта. Он ответил: «Самыми

важными являются 3 вещи: похвала, похвала и еще раз похвала!»

Список используемых источников

1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Изд.

Шестое.

Из

опыта

работы

педагога-пианиста

с

детьми

дошкольного

и

младшего школьного возраста. – М.: Советский композитор, 2000. – 103 с.

2. Глушенко М.А. Волшебный мир фортепиано. – СПб.: Композитор, 2005. –

52 с./ Введение.

3.

Емельянова

Г.А.

«Упражнения-трансформеры»

для

начинающих

пианистов. Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 84 с.: ил. – (Учебные пособия для

ДМШ).

4. Золотницкая В.М. Упражнения для начинающих пианистов. Постановка

рук, работа над штрихами и туше на начальной стадии обучения игре на

фортепиано

через

эмоциональное

раскрепощение

ученика.

СПб.

Издательство «Союз художников», 2004. – 15 с.

5. Иванников В.А Психологические механизмы волевой регуляции. – М.,

1991.

6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. –

М.: Музыка, 2004. – 240 с., портр., ил.,нот.

7. Педагогические технологии : учебное пособие для пед. специальностей

под ред. В. С. Кукушина. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Ростов-на-Дону, 2006-

3

3

6

с

.

8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.

– М.: Народное образование, 2000. – 256 с.

9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе

учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 86 с.9

16

10. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – Л.:

Музыка, 2002. – 69 с.

11. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. –

СПб.: Издательство «Союз художников», 2006. – 240 с.

Приложения

Приложение 1

Упражнение 1 имеет два названия: «Новая и сломанная кукла» (для

девочек) и «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Оно выполняется стоя

или сидя.

«Новая

кукла»

-

стоять

или

сидеть

как

кукла

на

витрине

напряженной спиной) – до двадцати секунд, затем полностью расслабиться

(кукла сломалась) - от 5 до 10 секунд. Выполнять от трех до шести раз.

«Солдатик

и

медвежонок»

-

представить

нового

оловянного

солдатика, всегда стоящего прямо и ровно и мягкого, ленивого, толстенького

медвежонка.

Упражнение 2 для девочек «Балерина». Чуть прогнутый корпус. На

вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх,

скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе руки свободно

падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет,

расслаблены

ли

мышцы

плеч

(подставляя

под

плечи

ребенка

ладони).

Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из

корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.

Упражнение 3 для мальчиков «Робот». Робот стоит, подняв руки

(все тело до кончиков пальцев напряжено). Завод кончился – постепенно

падают,

«выключаются»

пальцы

рук,

кисти,

руки,

туловище.

Ребенок

наклоняется

и

качает

расслабленными

руками.

Педагог

проверяет

расслаблены ли руки.

Упражнение 4

«Паровозик». Спокойные, плавные вращательные

движения

в

плечевых

суставах,

имитирующие

колеса

паровозика

(руки

17

согнуты в локтях, кисти зажаты в кулачки). Можно изображать большой и

маленький

паровозики,

в

соответствии

с

чем

меняется

амплитуда

вращательных движений.

Приложение 2

Упражнение 1 «Шалтай-болтай». Ученику необходимо встать прямо;

руки опустить свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Педагог дает

задание начать покачивать руки, то навстречу друг другу, то, скрещивая и

разводя их в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем,

постепенно

распрямляясь,

возвращаться

в

исходное

положение.

Педагог

должен проверить степень расслабленности рук ребенка, подбросив их вверх.

Руки, при этом должны свободно и быстро упасть.

В

рамках

этого

упражнения

необходимо

целенаправленно

работать

над

полным расслаблением мышц рук, мягко раскачивая их, прося «отдать» их

педагогу.

Упражнение 2 «Дирижер». Ребенок «дирижирует» под музыку (в

домашних

условиях

родителям

можно

включать

записи

любимых

произведений ребенка). Это упражнение помогает включить в работу все

мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить

за правильным дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Ни

в коем случае нельзя сутулиться! Это упражнение способствует развитию

пианистических движений и правильному дыханию.

Упражнение

3 «Стирка». Ученик представляет, что стирает какую-

либо

вещь.

Постирал

надо

стряхнуть.

Во

время

упражнения

педагог

говорит: «Если стряхивать хорошо – брызги разлетаются далеко, а если

стряхивать зажатыми руками – все брызги падают на живот. Значит, будешь

мокрым ходить. И когда играешь на рояле – звуки, как брызги: играешь

18

свободными руками – звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми – они все

здесь, у тебя остаются. И их никто не услышит». (10)

Приложение 3

Упражнение 1 «Маленькие пластилиновые шарики». Это упражнение

вырабатывает

чувствительность

кончиков

пальцев.

Ребенок

катает

воображаемые пластилиновые шарики между 1 – 2, 1 – 3, 1 – 4 и 1 – 5-м

пальцами.

Упражнение

2 «Марширующие

гномы».

Пальцы

«шагают»,

как

гномы шагают ножками. Работают 2 и 3 пальцы, 2 и 4, 3 и 1, 2 и 1, 2 и 5, 3 и

5, 1 и 5, 4 и 3. Преподаватель, а дома мама, дает команду, какими пальцами

шагать. Можно рассказать историю о забавных гномах, которые шагают

ножками, сидя на стульчиках. Обратить внимание ребенка на то, что ноги

гнома

шагают,

колени

согнуты,

а

сидит

он

спокойно,

не

подпрыгивая.

Ученику становится понятно, что кисть остается в спокойном состоянии, а

двигаются только согнутые пальцы.

Упражнение 3 «Кружкѝ». Рисование в воздухе кружков поочередно 2,

3, 4 и 5-м пальцами (сначала в одну, а потом в другую сторону). Рука при

этом

должна

быть

полностью

расслаблена.

Особенно

нужно

следить

за

рисованием кружка 1-м пальцем. Он должен работать легко, без напряжения,

не сгибаться в суставе.

Упражнение

4

«Вешалка».

Зацепиться

за

открытую

крышку

клавиатуры кончиками пальцев (одними подушечками, не сгибая суставы) и

почувствовать свободу висящих рук. Для проверки ощущения раскачивать

руки во все стороны (ведь вешалка раскачивается, но не падает, так как

держится за крючок). Чтобы убедиться в том, что цепкий кончик пальца

19

способен

выдержать

вес

руки,

мы

предлагали

ученикам

зацепиться

кончиками пальцев за такие же цепкие кончики пальцев педагога и раскачать

этот сцепленный, «висячий мост».

Приложение 4

Упражнения на концентрацию внимания

Методика Мюнстерберга

бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщгцкпр

окуроргурстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигтелевизорболд

жщэхюэлгщбпамятьшогеюжпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпро

лдблюбовьавыфпросдспектакльячсимтьбюнбюерадостьвуфциеолджнародол

дждбшйрепортажждорлафывьюефбьюконкурсйфныувскаяпрриличностьзж

эьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпрткомедиящлодкуивотчаяниенфр

лньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилонтованияж.

В

этом

тесте

зашифровано

23

слова.

Если

вы

не

уложились

за

2

минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если

за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже

осталось время - это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23

слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа

(пороговое время ровно 2 минуты).

Методика «10 слов». Этот тест построен на тесной связи концентрации

внимания с кратковременной памятью. Испытуемому зачитывается десять

случайных слов, подобранных без явных смысловых и ассоциативных связей.

После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в

десять слов только один раз, внимательно вчитываясь в каждое понятие, и

воспроизвести их, загибая пальцы.

Приведено 5 наборов из 10 слов (для пяти попыток).

20

Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.

Болото,

принц,

кошка,

магазин,

парта,

футбол,

облако,

медуза,

картина,

градусник.

Топор, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.

Кино, яблоко, чайник, чудо, носорог, октябрь, финиш, кисть, зерно, бумага.

Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, холм, забор, трубка, свадьба, комар.

Оценка

результатов.Концентрация

внимания

хорошая,

если

после

одного

зачитывания удается воспроизвести 8 и более слов. Концентрация внимания

удовлетворительная,

если

удается

воспроизвести

7

слов.

Концентрация

внимания слабая, если удается воспроизвести менее 7 слов.

Упражнение «Гладь озера». Особенно эффективно для снижения лишней

эмоциональности и внутреннюю сосредоточенность. Представляете перед

мысленным взором абсолютно тихую безветренную гладь озера. Поверхность

озера совершенно спокойная, безмятежная, гладкая, отражающая прекрасные

берега водоема. Вода озера зеркальная, чистая, ровная, отражающая синее

небо, белоснежные облака и высокие деревья. Вы просто любуетесь гладью

этого

озера

и

медитируете

на

него,

настраиваясь

на

его

спокойствие

и

безмятежность.

Упражнение «Мысленное расслабление». Расположитесь на стуле (кресле)

удобно, но по-возможности прямо, опираясь на спинку. Внутренним взором

начните

просматривать

и

расслаблять

части

своего

тела,

на

которое

вы

направляете свой мысленный фокус внимания. Сначала направьте внимание в

самый низ - на ступню правой ноги, останавливаетесь на этой области на

несколько

секунд,

внутренним

приказом

полностью

расслабьте

ее,

поднимайтесь выше. Далее фиксируете внимание на икроножной области

правой ноги, полностью расслабьте. Далее поднимаетесь к области колена,

прочувствуйте и расслабьте ее. Еще выше. Далее левую ногу.

Область

живота.

Грудной

клетки.

И

так

далее.

Не

спеша,

с

минимальным

передвижением вверх. Добивайтесь полного последовательного расслабления

21

все областей тела, но еще не падая со стула, минимальный контроль все

равно остается. Это хороший способ не только тренировать концентрацию,

но

и

отдохнуть

незаметно

для

окружения.

Обычно

на

это

упражнение

требуется 5-7 минут.

Упражнение

«Линия». Задача

-

на

чистом

листе

бумаги

с

помощью

карандаша, очень медленно и плавно, ведете линию и сосредотачиваете все

мысли и внимание только на ней. Как только поймали себя на отвлечении -

делаете маленький пик наверх, как на кардиограмме, и продолжаете. По

итогам

нетрудно

подсчитать

количество

отвлечений.

Хороший

уровень

концентрации, если за три минуты нет ни одного пика.

Упражнение

«Абырвалг».

Возьмите

простые

слова

из

двух

слогов

и

переворачивайте их вслух: буква - авкуб, шапка - акпаш, кошка - акшок,

солнце - ецнлос, башня - яншаб, какао - оакак. Разумеется, не читать, а

мысленно переворачивать и сразу произносить за счет оперативной памяти.

Если простые слова переворачивать получается, можно переходить к более

сложным из трех слогов: килограмм, каламбур, бракодел, бабушка, гармония.

Ну,

и

самые

сложные

слова

уже

на

грани

выполнения:

барабанщик,

бутерброд, спекуляция,

гардемарин, безобразие, понедельник. В эту игру

интересно играть с детьми - как соревнование, кто быстрее справиться?

Упражнение

«Бронированный

колпак». Представляете

вокруг

себя

прозрачный, но очень прочный бронированный колпак. Он виртуальный, но

через него вас никто не может побеспокоить и отвлечь - броня колпака

отражает все внешние факторы. А вы в нем в это время занимаетесь своим

делом, вниманием полностью погрузившись в процесс - и ничто снаружи не

может вас потревожить. Актуально для работы в офисе, где много шумов и

отвлекающих факторов. Или дома, за чтением книги, особенно, когда кто-то

рядом готовит ужин, смотрит телевизор или слушает радио.

Упражнение

«Дыхание».

Это

хорошее

упражнение

не

только

для

повышения сосредоточенности перед важным делом, но и для оперативного

22

устранения лишнего волнения, например, перед публичным выступлением.

Чуть более глубоко дыша, концентрируетесь на процессе дыхания. Подробно

следите мысленным взором, как воздух проникает через дыхательные пути в

ваши легкие, медленно наполняет и расширяет их. А затем, после паузы,

столь

же

медленно

покидает,

проходя

в

обратном

направлении.

Время

выполнения - по обстоятельствам.



В раздел образования