Автор: Трунов Виктор Петрович
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ Успенская СОШ
Населённый пункт: село Успенка
Наименование материала: технологическая карта
Тема: «Музыка - сестра живописи»
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Учитель
Трунов В.П.
Предмет, класс
5а, 5б.
Дата
06.03.2019.
Тема урока
«Музыка- сестра живописи»
Цель урока
Показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством;
формировать умение применять усваиваемые знания или способы учебных действий в условиях решения учебных
задач.
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
- научить слушать и анализировать музыкальные
произведения П.Чайковского «Первый
фортепианный концерт» II ч.; М.Мусоргского «Два
еврея, богатый и бедный»; М. Чюрлениса «Море».
- показать связь музыки и изобразительного
искусства: музыка и изобразительное искусство не
иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и
усиливают наши переживания;
-показать, как фон, рельеф, контрастность
преломляются через произведения музыкального и
изобразительного искусства
научить различать на слух звучание музыкальных
инструментов;
организовать процесс анализа музыки;
учить петь детей в ансамбле с товарищами под
фонограмму.
развивать навыки музыкального
восприятия;
в процессе слушания музыки
развивать тембровый слух;
развивать умение анализировать,
сравнивать, обобщать;
в процессе вокально-хоровой
работы развивать певческие
навыки учащихся;
развивать творческие
способности детей;
развивать творческую
инициативу детей.
на основе эмоционального
восприятия воспитывать
любовь к музыке и
изобразительному
искусству, потребность в
общении с искусством;
прививать интерес к
творчеству русских и
зарубежных композиторов
и художников;
обогащать духовный мир
детей.
Тип урока
Интегрированный урок (музыка и ИЗО), урок изучения нового материала.
Основные термины и
понятия
Рельеф, фон, контраст
Межпредметные
связи
Музыка и ИЗО
Компетенции/УУД
информационная (аспект: поиск информации, обработка информации).
ориентируются в получаемой информации, составляют полную информационную картину, осознают целостный
смысл полученной информации;
получают требуемую информацию из исходной путем логических выводов;
коммуникативная (аспект: продуктивная групповая коммуникация,
умеют сотрудничать в группе, выстраивать конструктивное взаимоотношение с другими,
умеют логично, аргументировано выражать свои мысли, корректно относится к чужим мнениям.
учебно-познавательная (аспект: целеполагание и планирование деятельности).
понимают учебную цель, задачи урока, оценивают свои достижения на уроке и урок в целом
Оборудование
Картинки – иллюстрации, компьютер, проектор.
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Самоопределение к
деятельности
(орг.момент)
Вокальное приветствие
Настраиваются на
восприятие.
Совместное исполнение
речевого канона «Тихон»
с движениями
Личностные: положительное
отношение к учению, к
познавательной деятельности;
Регулятивные: понимать и сохранять
учебную задачу. Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
2.Изучение новых
знаний (получение
понятия о главной
идее темы)
Активизация знаний учащихся и создание
проблемной
ситуации:
-Сегодня мы продолжаем с вами постигать секреты
музыки и, прежде, чем мы с вами обозначим тему
урока, я попрошу обратить ваше внимание на экран:
Слайд № 1(К.Моне «Стог сена в Живерни»)
-опишите, что вы видите на картине?
- но, при внимательном рассмотрении вы увидите,
что всё изображено по-разному.
- как изобразил художник домики, лес цветы?
Вывод: Значит сочетание приближенных и
отдаленных предметов составляют рельеф
(передний план) и фон (задний план)
Предлагаю послушать фрагмент из 2 части
Фортепианного концерта П. Чайковского и обратить
внимание на иллюстрации. (слайды № 2-9)
При прослушивании музыки вы видели картины
великих русских художников. Все ли картины
подходят по характеру к музыке? Если нет, то
почему?
Дети отвечают на
вопросы:
больше по размеру;
четкие линии, размытые
линии дальних
предметов. Вдалеке
изображены менее чётко.
Высказывают свои
предположения, версии,
объясняют почему.
Познавательные: самостоятельно
находить нужную информацию
Логические: решение проблемы,
выдвижение гипотез и их
обоснование;
Личностные: формировать учебно-
познавательный интерес к
изучаемому материалу.
-какой инструмент солировал, играл главную
партию?
-какую роль выполнял оркестр?
-в чём выражается рельеф и фон в прослушанном
музыкальном отрывке? (слайды № 10-11)
-как будет звучать тема нашего урока? Ваши
предположения?
Остановимся на пейзажах, живописи .
Слайды № 12-13 с высказыванием Леонардо да
Винчи «Музыка- сестра живописи» (прикрепляем на
доску части импровизированного цветка (наглядный
материал)
-Обратите внимание на картину Дробицкого «Жизнь
и Смерть» (слайд № 14);
- Как изображается на картине жизнь? Как
изображена смерть?
Кому знакомо слово контраст? Что оно означает?
Как выражается контраст в живописи?
- Послушайте фрагмент из музыкальной картинки
М. Мусоргского «Два еврея. Богатый и бедный» и
предлагаю желающим побыть в роли художников и
попробовать нарисовать на листе контраст.
- В чём проявляет себя контраст в музыке?
Дети отвечают на
наводящие вопросы,
называют жанры
изобразительного
искусства в
сопоставлении с
картинами на слайдах
(натюрморт, портрет,
пейзаж)
Выступление
Клименковой Ирины с
презентацией
«Творчество
М.Чюрлёниса» (показ
картин и звучание
музыки М.Чюрлениса
«Море»)
Дети высказывают свои
предположения, версии,
объясняют почему.
Дети высказывают свои
предположения, версии,
объясняют почему.
Коммуникативные: контролировать
свои действия в коллективной
работе, понимать важность
совместной работы.
Познавательные: осуществлять
поиск необходимой информации,
проводить сравнение изученных
объектов по заданным критериям.
Познавательные: осуществлять
поиск необходимой информации,
проводить сравнение изученных
объектов по заданным критериям,
воспринимать и анализировать
информацию.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в устной речи
Личностные: эмоциональная
отзывчивость на музыку
Регулятивные: осуществлять
контроль своего участия в разных
видах деятельности
Познавательные: проводить
сравнения и устанавливать аналогию
Коммуникативные: продуктивно
сотрудничать со сверстниками
3. Рефлексия
деятельности
Пока художники стараются выполнить свою работу,
на ваших столах лежат карточки с заданиями.
Выполните их. Справиться с заданием №1 вам
помогут ребята, которые приготовили небольшие
сообщения.
Оцените себя - если вы считаете, что ваш ответ
полный, то можете поставить себе «5», если нет- «4»
Физминутка-распевка:
по методике А. Емельянова
«У жирафа есть вопрос», с использованием
глиссандо и штро-баса и движениями.
-Выполните задания №2 (по карточкам) и оцените
свою работу.
Организация рефлексии
- Перед вами нотный стан (№3 на листе), на который
каждый из вас нарисует нотку в том месте, которое
соответствует вашему настроению от урока. Чем
больше урок вам понравился, тем выше должна
расположиться нотка и наоборот.
Ребята, приготовившие
сообщения,
рассказывают о
взаимосвязи музыки с
литературой,
математикой, физикой,
историей, географией,
биологией и доказывают,
что музыка не только
сестра живописи, но и
других наук и культур.
Самостоятельно
выполняют работу.
Вместе со всеми
проверяют и оценивают
выполненное задание.
Познавательные: воплощать
интонационно-мелодические
особенности
Личностные: формировать умение
самовыражаться в вокальном
творчестве.
Коммуникативные: продуктивно
сотрудничать со сверстниками
Познавательные:
общенаучныеумение
структурировать знания; оценка
процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные:умение выражать
свои мысли.
Регулятивные: волевая
саморегуляция; оценка — выделение
и осознание учащимися того, что
уже усвоено и что еще подлежит
4. Вокально-хоровая
работа
Наш урок мы завершаем совместным исполнением
песни А. Ермолова «Мир, который нужен мне»
Итог:
Спасибо за плодотворную работу на уроке.
Молодцы!.
усвоению, прогнозирование.
Познавательные: воплощать
интонационно-мелодические
особенности
Личностные: формировать умение
самовыражаться в коллективном
творчестве.
Коммуникативные: продуктивно
сотрудничать со сверстниками