Напоминание

«Музыка - сестра живописи»


Автор: Трунов Виктор Петрович
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ Успенская СОШ
Населённый пункт: село Успенка
Наименование материала: технологическая карта
Тема: «Музыка - сестра живописи»
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

Учитель

Трунов В.П.

Предмет, класс

5а, 5б.

Дата

06.03.2019.

Тема урока

«Музыка- сестра живописи»

Цель урока

Показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством;

формировать умение применять усваиваемые знания или способы учебных действий в условиях решения учебных

задач.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

- научить слушать и анализировать музыкальные

произведения П.Чайковского «Первый

фортепианный концерт» II ч.; М.Мусоргского «Два

еврея, богатый и бедный»; М. Чюрлениса «Море».

- показать связь музыки и изобразительного

искусства: музыка и изобразительное искусство не

иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и

усиливают наши переживания;

-показать, как фон, рельеф, контрастность

преломляются через произведения музыкального и

изобразительного искусства

научить различать на слух звучание музыкальных

инструментов;

организовать процесс анализа музыки;

учить петь детей в ансамбле с товарищами под

фонограмму.

развивать навыки музыкального

восприятия;

в процессе слушания музыки

развивать тембровый слух;

развивать умение анализировать,

сравнивать, обобщать;

в процессе вокально-хоровой

работы развивать певческие

навыки учащихся;

развивать творческие

способности детей;

развивать творческую

инициативу детей.

на основе эмоционального

восприятия воспитывать

любовь к музыке и

изобразительному

искусству, потребность в

общении с искусством;

прививать интерес к

творчеству русских и

зарубежных композиторов

и художников;

обогащать духовный мир

детей.

Тип урока

Интегрированный урок (музыка и ИЗО), урок изучения нового материала.

Основные термины и

понятия

Рельеф, фон, контраст

Межпредметные

связи

Музыка и ИЗО

Компетенции/УУД

информационная (аспект: поиск информации, обработка информации).

ориентируются в получаемой информации, составляют полную информационную картину, осознают целостный

смысл полученной информации;

получают требуемую информацию из исходной путем логических выводов;

коммуникативная (аспект: продуктивная групповая коммуникация,

умеют сотрудничать в группе, выстраивать конструктивное взаимоотношение с другими,

умеют логично, аргументировано выражать свои мысли, корректно относится к чужим мнениям.

учебно-познавательная (аспект: целеполагание и планирование деятельности).

понимают учебную цель, задачи урока, оценивают свои достижения на уроке и урок в целом

Оборудование

Картинки – иллюстрации, компьютер, проектор.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к

деятельности

(орг.момент)

Вокальное приветствие

Настраиваются на

восприятие.

Совместное исполнение

речевого канона «Тихон»

с движениями

Личностные: положительное

отношение к учению, к

познавательной деятельности;

Регулятивные: понимать и сохранять

учебную задачу. Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

2.Изучение новых

знаний (получение

понятия о главной

идее темы)

Активизация знаний учащихся и создание

проблемной

ситуации:

-Сегодня мы продолжаем с вами постигать секреты

музыки и, прежде, чем мы с вами обозначим тему

урока, я попрошу обратить ваше внимание на экран:

Слайд № 1(К.Моне «Стог сена в Живерни»)

-опишите, что вы видите на картине?

- но, при внимательном рассмотрении вы увидите,

что всё изображено по-разному.

- как изобразил художник домики, лес цветы?

Вывод: Значит сочетание приближенных и

отдаленных предметов составляют рельеф

(передний план) и фон (задний план)

Предлагаю послушать фрагмент из 2 части

Фортепианного концерта П. Чайковского и обратить

внимание на иллюстрации. (слайды № 2-9)

При прослушивании музыки вы видели картины

великих русских художников. Все ли картины

подходят по характеру к музыке? Если нет, то

почему?

Дети отвечают на

вопросы:

больше по размеру;

четкие линии, размытые

линии дальних

предметов. Вдалеке

изображены менее чётко.

Высказывают свои

предположения, версии,

объясняют почему.

Познавательные: самостоятельно

находить нужную информацию

Логические: решение проблемы,

выдвижение гипотез и их

обоснование;

Личностные: формировать учебно-

познавательный интерес к

изучаемому материалу.

-какой инструмент солировал, играл главную

партию?

-какую роль выполнял оркестр?

-в чём выражается рельеф и фон в прослушанном

музыкальном отрывке? (слайды № 10-11)

-как будет звучать тема нашего урока? Ваши

предположения?

Остановимся на пейзажах, живописи .

Слайды № 12-13 с высказыванием Леонардо да

Винчи «Музыка- сестра живописи» (прикрепляем на

доску части импровизированного цветка (наглядный

материал)

-Обратите внимание на картину Дробицкого «Жизнь

и Смерть» (слайд № 14);

- Как изображается на картине жизнь? Как

изображена смерть?

Кому знакомо слово контраст? Что оно означает?

Как выражается контраст в живописи?

- Послушайте фрагмент из музыкальной картинки

М. Мусоргского «Два еврея. Богатый и бедный» и

предлагаю желающим побыть в роли художников и

попробовать нарисовать на листе контраст.

- В чём проявляет себя контраст в музыке?

Дети отвечают на

наводящие вопросы,

называют жанры

изобразительного

искусства в

сопоставлении с

картинами на слайдах

(натюрморт, портрет,

пейзаж)

Выступление

Клименковой Ирины с

презентацией

«Творчество

М.Чюрлёниса» (показ

картин и звучание

музыки М.Чюрлениса

«Море»)

Дети высказывают свои

предположения, версии,

объясняют почему.

Дети высказывают свои

предположения, версии,

объясняют почему.

Коммуникативные: контролировать

свои действия в коллективной

работе, понимать важность

совместной работы.

Познавательные: осуществлять

поиск необходимой информации,

проводить сравнение изученных

объектов по заданным критериям.

Познавательные: осуществлять

поиск необходимой информации,

проводить сравнение изученных

объектов по заданным критериям,

воспринимать и анализировать

информацию.

Регулятивные: выполнять учебные

действия в устной речи

Личностные: эмоциональная

отзывчивость на музыку

Регулятивные: осуществлять

контроль своего участия в разных

видах деятельности

Познавательные: проводить

сравнения и устанавливать аналогию

Коммуникативные: продуктивно

сотрудничать со сверстниками

3. Рефлексия

деятельности

Пока художники стараются выполнить свою работу,

на ваших столах лежат карточки с заданиями.

Выполните их. Справиться с заданием №1 вам

помогут ребята, которые приготовили небольшие

сообщения.

Оцените себя - если вы считаете, что ваш ответ

полный, то можете поставить себе «5», если нет- «4»

Физминутка-распевка:

по методике А. Емельянова

«У жирафа есть вопрос», с использованием

глиссандо и штро-баса и движениями.

-Выполните задания №2 (по карточкам) и оцените

свою работу.

Организация рефлексии

- Перед вами нотный стан (№3 на листе), на который

каждый из вас нарисует нотку в том месте, которое

соответствует вашему настроению от урока. Чем

больше урок вам понравился, тем выше должна

расположиться нотка и наоборот.

Ребята, приготовившие

сообщения,

рассказывают о

взаимосвязи музыки с

литературой,

математикой, физикой,

историей, географией,

биологией и доказывают,

что музыка не только

сестра живописи, но и

других наук и культур.

Самостоятельно

выполняют работу.

Вместе со всеми

проверяют и оценивают

выполненное задание.

Познавательные: воплощать

интонационно-мелодические

особенности

Личностные: формировать умение

самовыражаться в вокальном

творчестве.

Коммуникативные: продуктивно

сотрудничать со сверстниками

Познавательные:

общенаучныеумение

структурировать знания; оценка

процесса и результатов

деятельности.

Коммуникативные:умение выражать

свои мысли.

Регулятивные: волевая

саморегуляция; оценка — выделение

и осознание учащимися того, что

уже усвоено и что еще подлежит

4. Вокально-хоровая

работа

Наш урок мы завершаем совместным исполнением

песни А. Ермолова «Мир, который нужен мне»

Итог:

Спасибо за плодотворную работу на уроке.

Молодцы!.

усвоению, прогнозирование.

Познавательные: воплощать

интонационно-мелодические

особенности

Личностные: формировать умение

самовыражаться в коллективном

творчестве.

Коммуникативные: продуктивно

сотрудничать со сверстниками



В раздел образования