Автор: Скорик Эльвира Рудольфовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: филиал ГПОУ
Населённый пункт: Балашов Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Справочник по курсу музыкальной грамоты
Раздел: среднее профессиональное
Справочник по курсу
Музыкальной грамоты для
учащихся ДМШ и ДШИ.
СОСТАВИТЕЛЬ:
преподаватель
филиала ГПОУ
«Саратовский областной колледж искусств» в г. Балашове
Скорик Э.Р.
Балашов 2019г.
Средства музыкальной выразительности
.
Музыка-это искусство Звуков. Музыкальный звук имеет четыре свойства;
высоту, длительность, громкость и тембр.
Различные сочетания музыкальных звуков образуют выразительные средства
музыки.
Это: мелодия, лад, гармония, ритм, регистр, тембр, динамика, темп, фактур.
Мелодия (греческий) - это напев песни, музыкальная мысль, выраженная
одноголосно.
Лад-согласованность музыкальных звуков, разных по высоте.
Тембр-окраска звука.
Ритм-организация музыкальных звуков во времени, закономерное
чередование долгих и коротких звуков.
Гармония-последовательность аккордов, которая неразрывно связана с
мелодией.
Регистр-высота звуков. Cуществуют три регистра: верхний, средний,
нижний.
Динамика-громкость звучания.
Темп-скорость исполнения музыкального произведения.
Фактура-это музыкальная ткань произведения.
Музыкальное содержание и образ произведения.
2
В музыкальном произведении так же, как в книге есть свое содержание. Оно
отражает окружающий нас мир, изображает людей, животный мир, природу,
описывает исторические события, внутренний мир человека и т.д.Это
музыкальные образы.
Музыкальный образ-это персонаж музыкального произведения:образ-
портрет,образ-пейзаж,образ-сцена,образ-настроение.
Музыкальные образы воплощаются в специальных музыкальных
построениях, которые называются музыкальными темами. Тема может
звучать в виде мелодии или, в виде последовательности аккордов, в виде
ритмического мотива, в виде периода.
Музыкальные жанры.
Музыкальный жанр (французский) - это род, вид музыкального
произведения.
Существует четыре основных группы жанров музыки:
1.
Вокальная (песня, романс, ария.)
2.
Инструментальная (соната, симфония, квартет.)
3.
Вокально-инструментальная (кантата, оратория, месса.)
4.
Театральная (опера, балет, оперетта.)
Марш-это жанр инструментальной музыки, сопровождающей и
организующей массовые шествия.
3
Характерные черты марша: четкий, часто пунктирный ритм, четный размер,
умеренный темп, трехчастная репризная форма. Марши бывают:
военные.детские, праздничные, спортивные, траурные и т.д. Часто марши
звучат в исполнении оркестра, реже отдельных инструментов.
Танец-это жанр инструментальной музыки, сопровождающей танцевальные
движения человека. Танцевальная музык усиливает выразительность жестов
и пластики человека в движении. Она бывает прикладной(под которую
танцуют) и концертной(которую слушают на концерте).Музыка для танцев
делится на народную и профессиональную. Музыка каждого танца
отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком, мелодией, то
есть средствами музыкальной выразительности. Все танцы можно разделить
на культовые, сценические, бытовые. Бытовые танцы, в свою очередь,
делятся на народные и бальные.
Народные танцы: русские- «Камаринская», «Барыня», «Трепак»;украинские-
«Гопак», «Ой, лопнул обруч»; белорусские- «Бульба», «Крыжачок»;
грузинский –«Лезгинка».
Бальные танцы: французские-менуэт и гавот; польские- мазурка и полонез,
европейский-вальс; чешский-полька.
Песня- это жанр вокальной музыки. Пение – самый популярный вид
музыкального искусства. Мелодия в песне всегда одна. Она повторяется
несколько раз с разными словами, образуя куплет. Такое строение песни
называется куплетной формой. Часто в конце куплета звучит припев, где
слова и музыка повторяются. Припев поется обыно хором. Запев – это начало
песни, его обычно поет солист. Аккомпанемент- это инструментальное
сопровождение песни. В начале песни звучит вступление. В конце песни –
заключение. Пение без сопровождения называется а`капелла.
Период.
4
Период в музыке — наименьшая законченная композиционная структура,
выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. Также
может выступать в качестве формы самостоятельного произведения.
Роль в произведении:
По поводу роли периода в произведении существует две точки зрения.
Приверженцы первой утверждают, что период может рассматриваться только
как составная часть более крупной формы. Вторая точка зрения заключается
в том, что период может быть законченной формой небольшого одночастного
произведения. В пользу второй точки зрения говорит тот факт, что период
включает все логические функции — экспонирование, развитие,
замыкание. Строению периода присуще устойчивое окончание, чаще всего —
это полный совершенный каданс.
Классификация периода:
По тональному строению
1.
Однотональный;
2.
Модулирующий — оканчивающийся в новой тональности;
3.
Модуляционный — содержащий отклонение в новую тональность;
По степени расчленения
1.
Повторного строения;
2.
Неповторного строения.
По масштабу
1.
Квадратный — число тактов в периоде чаще всего 4, 8, 16;
2.
Неквадратный — число тактов нечетное. Различают следующие виды
неквадратных периодов:
5
1.
С дополнением — после полного совершенного каданса вводятся
один или несколько дополнительных кадансов;
2.
С расширением — предполагавшийся полный совершенный
каданс оказывается несовершенным или прерванным, таким
образом «настоящий» полный совершенный каданс появляется
позже;
3.
Органическая неквадратность — сам материал не укладывается в
схему квадратного периода, например, начальный период Largo e
mesto сонаты для фортепиано № 7 Бетховена.
Простая двухчастная форма.
6
Проста́
я двухча́
стная фо́
рма — музыкальная форма, состоящая из двух
частей, первая из которых является периодом, а вторая не содержит форм
более сложных, чем период.
Простая двухчастная форма чаще всего является разделом более сложной
(например, первая или вторая часть в сложной трёхчастной форме, эпизод в
рондо, тема вариаций и др.), однако может существовать как отдельное
произведение — в инструментальной или вокальной миниатюре. Пример
такого использования этой формы — Багатели Бетховена, пьесы из «Альбома
для юношества» Шумана, некоторые романсы, например «Сирень» Сергея
Рахманинова и другие произведения. В вокальной музыке простая
двухчастная форма часто используется как форма куплета
По тематизму простые двухчастные формы делятся на:
однотемные (развивающие), в которых оба раздела построены на одной
теме; двухтемные (контрастные), основанные на противопоставлении двух
различных тем.
Простая трехчастная форма.
Форма, которая состоит из трех периодов, называется простой трехчастной.
Как и двухчастная, она бывает с репризой и без нее. Трехчастная форма без
репризы состоит из трех различных частей. Например, С. Рахманинов
Итальянская полька. В трехчастной форме с репризой третий раздел
повторяет первый. По характеру середина бывает сходная с крайними
разделами или контрастная им.
7
Рондо.
Ро́
ндо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная
форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы
(рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является
наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.
В обобщённом виде схема формы такова:
A — B — A — C — A — … — A
Рондо в музыке венских классиков занимает большое место. После Ф. И.
Баха эта форма снова обрела уравновешенность и стройность. Части
классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна. Такое
понимание формы соответствует общей для классиков концепции
гармоничного и разумно устроенного мира.
Область применения рондо в этот период — финалы или медленные части
циклов (то есть части, где важна устойчивость, завершённость и отсутствует
конфликтность). Реже встречаются отдельные пьесы в форме рондо (Моцарт.
Рондо a-moll; Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»).
По количеству тем выделяют малое рондо (1 или 2 темы) и большое рондо (3
темы и более)
Рондо в новых условиях отличается очень разнообразным применением. Оно
может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно
— например, самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена —
как превращение медленной части цикла в самостоятельную пьесу),
самостоятельная вокальная пьеса (Бородин. «Море»), по принципу рондо
могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и
Людмилы» Глинки)
8
Сонатная форма
.
Сонатная форма – это музыкальная форма, состоящая из трех основных
разделов, где в первом разделе ( экспозиции) противопоставляются главная
и побочная партии, во втором разделе (разработке) эти темы развиваются, в
третьем (репризе) повторяется экспозиция с тональными (и, возможно,
иными) изменениями.
Сонатная форма — наиболее развитая из всех гомофонных форм. Она даёт
возможность объединить самый разнообразный материал, иногда на очень
большом временном пространстве.
Отличие сонатной формы от всех других заключается в том, что
развивающий раздел (разработка) является центральным по своему
значению, в нем проявляется основная идея сонатной формы —
конфликтность и динамика развития. Ни в какой другой форме развитие не
имело определяющего, «идейного» значения.
Сонатная форма стала наиболее полным выражением идей европейского
классицизма. В ней имеет место конфликтное сопоставление двух образов
(главная партия и побочная партия), развитие конфликта в разработке и его
результат в репризе и коде.
Эта форма стала единственной, в которой драма была выражена чисто
музыкальными средствами, без привлечения каких-либо иных (как,
например, текста в опере).
Нужно заметить, что сонатная форма чрезвычайно быстро достигла своих
вершин (в творчестве Бетховена). Этот процесс занял менее 50 лет.
Творчество Бетховена — кульминация сонатной формы в чистом виде, её
зрелый этап. Сонатная форма до Бетховена была подготовкой этой
кульминации, после него — разрушением чистой сонатной формы и
9
обогащением её за счёт других принципов формообразования. Сонатная
форма, при всей её сложности, обладает большой стройностью и
устойчивостью. Благодаря этому она остаётся актуальной и в наше время,
пережив всевозможные модификации в музыке XIX и XX веков.
В обобщённом виде схема формы такова (ГП — главная партия, ПП —
побочная партия, СП — связующая партия, ЗП — заключительная партия; в
квадратные скобки заключены разделы, которые в различных ва
риантах формы
могут опускаться).
[Вступление]
Экспозиция
[Разработка]
Реприза
[Код
а]
ГП [СП]
ПП [ЗП]
[ГП]
[С
П]
[П
П]
[З
П]
T
D
T
T
10
Сонатно-симфонический цикл.
Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма
произведения, принадлежащего к одному из жанров (соната, симфония,
концерт, трио, квартет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей
(обычно первую) излагать в сонатной форме.
От сюитного цикла (сюиты) отличается большей значительностью
содержания и единой линией развития.
Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической
формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой
гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны и
небольшие, камерные произведения, и огромные по масштабу и времени
звучания (в жанре симфонии).
Сонатно-симфонический цикл применяется в сонатах
[1]
(и родственных
камерных жанрах: трио, квартетах, квинтетах и т. п.), в симфониях и
концертах. Иногда также применяется в дивертисментах (дивертисменты для
струнного трио Гайдна), серенадах (Маленькая ночная серенада Моцарта),
фантазиях (Фантазия Шумана).
Трехчастный цикл нормативен для сонаты и концерта, в симфониях
встречается реже (Франк — Симфония d-moll). Четырехчастный цикл
закрепился в камерной литературе (прежде всего, в квартетах в творчестве
Гайдна) и симфонии (также со времен Гайдна). В творчестве Бетховена до
того исключительная четырехчастность стала нормой (наряду с
трехчастностью).
11
Сюита.
Сюи́
та (с фр. — «ряд», «последовательность», «чередование») —
циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных
контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. Сюитой также
называют ряд пьес из музыки к балету, драматическому спектаклю,
кинофильму. Существуют также два особых вида сюиты — вокальная и
хоровая, а также сюита в виде музыкально-хореографической композиции из
нескольких характерных танцев (дивертисмента).
Для сюиты характерны картинная изобразительность, тесная связь с песней и
танцем. От сонаты и симфонии сюиту отличают бо́
льшая самостоятельность
частей, не такая строгость, закономерность их соотношения.
Вначале танцевальная сюита состояла из двух танцев павана и гальярда.
Павана — это медленный торжественный танец. Название произошло от
слова Павлин. Танцоры изображают плавные движения, гордо поворачивают
головы и кланяются, такие движения напоминают павлина. Очень красивы
были костюмы у танцоров, но у мужчины обязательно должны были быть
плащ и шпага. Гальярда — это веселый быстрый танец. Некоторые движения
танце имеют смешные названия: «журавлиный шаг» и мн. др. Несмотря на
то, что танцы разные по характеру, они звучат в одной тональности.
В Германии, в конце 17 века образовалась точная последовательность частей:
Алиманда, Куранта,Сарабанда и Жига.
Сюиты XVII—XVIII веков были танцевальными; оркестровые
нетанцевальные сюиты появились в XIX веке (известнейшие — «Шахерезада»
Н. А. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского).
Балет.
12
Балет (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства,
основными выразительными средствами которого являются неразрывно
связанные между собой музыка и танец.
Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический
замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами
танца в балете являются классический танец и характерный танец.
Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры
передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В
современном балете широко используются также элементы гимнастики и
акробатики. Балет зародился в Италии в 16в. вначале как объединённая
единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в
музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции
расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище.
Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные
танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине 17 века
появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет,
в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются
попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического
искусства балет становится только во второй половине 18 века благодаря
реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржом
Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал
спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически
выразительных пластических образах, утвердил активную роль музыки как
«программы, определяющей движения и действия танцовщика».
Опера.
13
Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном
действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное
искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр,
орган. Оперные голоса: (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто;
мужские: контртенор, тенор, баритон, бас).
Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед
актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.
Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты,
трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра,
интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.
Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария,
ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в
опере имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое
воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в
музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является
действенным фактором музыкальной драматургии.
Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере
соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.),
специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации,
показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей.
Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или
заключительных моментах оперного действия.
Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с
основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором
происходящего; его художественные возможности позволяют показать
монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя
14
и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П.
Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).
В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру,
симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию
образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды —
увертюру, антракт (вступление к отдельным актам).
Кантата
15
Кантата (итал.— петь) — название вокального произведения.
В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса
(мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения,
называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма
кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а
несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии, позднее дуэты с
оркестровым сопровождением. Кантата получила развитие благодаря
Кариссими, который считается её творцом. Кантата исполняется в концертах
и церквах. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие кантаты
от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма и сольные
номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате
преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более
отвлеченный характер. Духовная кантата особенно развилась в
протестантской церкви. Сочинение кантаты служит в консерваториях задачей
для выпускных учеников-теоретиков. В СССР жанр кантаты был представлен
такими произведениями как «К 20-летию Октября» (1937), «Александр
Невский» (1939), «Здравица» (1939), сочиненные Прокофьевым Сергеем
Сергеевичем, «Курские песни» Георгия Васильевича Свиридова.
Орато́
рия (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное
произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались
только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием
сценического действия, а от кантаты — бо́
льшими размерами и
разветвлённостью сюжета.
Музыкальные инструменты.
16
Музыкальный инструмент — обычно, предмет, с помощью которого
музыканты исполняют или импровизируют музыку или любые, в том числе и
немузыкальные неорганизованные звуки.
Ныне существующие обыкновенные музыкальные инструменты
подразделяются на несколько групп: струнные щипковые, струнные
смычковые, медные духовые, язычковые духовые, деревянные духовые,
ударные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты,
хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны. Общепринятая
научная классификация музыкальных инструментов — система Хорнбостеля
— Закса.
Физическая основа музыкального инструмента, производящего музыкальные
звуки (за исключением цифровых электрических устройств), это резонатор.
Это может быть струна, столб воздуха в некотором объёме, колебательный
контур, или иной объект, способный запасать подведённую энергию в виде
колебаний. Резонансная частота резонатора определяет основной тон (первый
обертон) производимого звука. Инструмент может производить столько
звуков одновременно, сколько резонаторов в нём смонтировано. Звучание
начинается в момент ввода энергии в резонатор. Резонансные частоты
резонаторов некоторых инструментов часто можно плавно или дискретно
изменять в процессе игры на инструменте. Для принудительного
прекращения звучания можно использовать демпфирование.
Орган - клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой и
сложный из существующих инструментов. Огромный современный орган
состоит как бы из трех и более органов, причем исполнитель может
управлять одновременно всеми. Каждый из органов, входящих в состав
такого «большого органа», имеет свои регистры (наборы труб) и свою
клавиатуру (мануал). Трубы, выстроенные в ряды, располагаются во
17
внутренних помещениях (камерах) органа; часть труб может быть видна, но в
принципе все трубы скрыты за фасадом (проспектом), состоящим частично
из декоративных труб. Органист сидит за т.н. шпильтишем (кафедрой), перед
ним – клавиатуры (мануалы) органа, расположенные террасами одна над
другой, а под ногами – педальная клавиатура. Каждый из органов, входящих
в «большой орган», имеет свое назначение и название; среди наиболее
распространенных – «главный» (нем. Hauptwerk), «верхний», или «оберверк»
(нем. Oberwerk), «рюкпозитив» (Rückpositiv), а также набор педальных
регистров. «Главный» орган – самый большой и содержащий основные
регистры инструмента. «Рюкпозитив» подобен «главному», но меньше и
звучит мягче, а также содержит некоторые особые солирующие регистры.
«Верхний» орган добавляет в ансамбль новые солирующие и
звукоподражательные тембры; с педалью связаны трубы, издающие низкие
звуки для усиления басовых партий. Трубы некоторых из названных органов,
особенно «верхнего» и «рюкпозитива», помещаются внутри полузакрытых
жалюзи-камер, которые могут закрываться или открываться с помощью т.н.
швеллера, в результате чего создаются эффекты crescendo и diminuendo,
недоступные на органе без этого механизма.
В современных органах воздух нагнетается в трубы с помощью
электромотора; через деревянные воздухопроводы воздух из мехов поступает
в виндлады – систему деревянных ящиков с отверстиями в верхней крышке.
В этих отверстиях укреплены своими «ножками» органные трубы. Из
виндлад воздух под давлением поступает в ту или иную трубу.
Поскольку каждая труба в состоянии воспроизвести звук одной высоты и
одного тембра, для стандартного мануала объемом в пять октав необходим
набор как минимум из 61 трубы. Вообще же в органе может быть от
нескольких сотен до многих тысяч труб. Группа труб, производящих звуки
одного тембра, называется регистром. Когда органист включает регистр на
шпильтише (с помощью кнопки или рычага, расположенного сбоку от
18
мануалов или над ними), открывается доступ воздуха ко всем трубам данного
регистра. Таким образом исполнитель может выбрать любой нужный ему
регистр или любую комбинацию регистров.
ОРГАН
– древний инструмент. Его отдаленными предшественниками были,
по-видимому, волынка и флейта Пана. В 3 в. до н.э. появился водяной орган –
гидравлос; его изобретение приписывается мастеру Ктесибию 17–18 вв. –
«золотой век» органостроения и органного исполнительства. Органы этого
времени отличались красотой и разнообразием звучания; исключительная
тембровая ясность, прозрачность делала их превосходным инструментами
для исполнения полифонической музыки. Почти все великие органные
композиторы писали для «барочного органа», который имел большее
распространение, нежели органы предшествующих и последующих
периодов. Романтизм 19 в., с его стремлением к экспрессивному
оркестровому звучанию оказал сомнительное влияние на органостроение и
органную музыку; мастера пытались создать инструменты, являющие собой
«оркестр для одного исполнителя», в результате же дело свелось к слабой
имитации оркестра. Вместе с тем в 19 и 20 вв. в органе появилось много
новых тембров, а также были сделаны существенные усовершенствования в
конструкции инструмента. Тенденция к созданию все более крупных органов
достигла кульминации в огромном, насчитывающем 33 112 трубы, органе в
Атлантик-Сити (шт. Нью-Джерси). Этот инструмент имеет две кафедры,
причем на одной из них – семь клавиатур. Несмотря на это, в 20 в. органисты
и органостроители осознали необходимость возвращения к более простым и
удобным типам инструментам.
Фортепиа́
но — собирательное название класса клавишно-струнных
музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от
итал. forte — «громко» и piano — «тихо». Предшественниками фортепиано
были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были
быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень
19
громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки —
динамику (изменение громкости). Механика современного фортепиано была
изобретена итальянским мастером Кристофори ок. 1709 г., в его конструкции
молоточки находились под струнами. (Конструкция была названа
gravicembalo col piano e forte, откуда современное название.) Похожие
системы были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в
Германии (1717—21). Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая
позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в
предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это
было невозможно). В ходе развития к инструменту были добавлены педали. В
России производство фортепиано связано с деятельностью мастеров Тишнера
и Вирты в 1818—1820 гг. Сегодня крупные производители фортепиано имеют
свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики. В XX веке
появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и
синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное
фортепиано.
Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с
помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в
вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука
существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна
— для нижнего. Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов
от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут
ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и
с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме
последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами. При
нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и
молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от
соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла
свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем
20
Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с
оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на
фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи.
Выдающиеся пианисты XX века -- Сергей Рахманинов, Эмиль Гилельс,
Святослав Рихтер, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн, Гленн Гульд
Орке́
стр.
21
Орке́
стр (от греч.) — многочисленный инструментальный ансамбль, то есть
коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах и
совместно исполняющих музыкальное произведение. В отличие от камерных
ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов, образуют группы,
играющие в унисон.
Симфонический оркестр
Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких
разнородных групп инструментов — семейства скрипок, духовых и
ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке.
Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых
инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым
примыкали немногочисленные ударные инструменты. Впоследствии
состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее
время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято
различать малый и большой симфонический оркестр.
Духовой оркестр
Духовым оркестром называют оркестр, состоящий исключительно из
духовых и ударных инструментов. Основу духового оркестра составляют
широкомензурные и обычные медные духовые инструменты — корнеты,
альты, теноры, баритоны, басы, трубы, валторны, тромбоны. Также в духовых
оркестрах используются деревянные духовые инструменты: флейты,
кларнеты, саксофоны, в больших составах — гобои и фаготы. Духовой
оркестр отличается мощной, яркой звучностью и поэтому часто применяется
не в закрытых помещениях, а на открытом воздухе (например, сопровождая
какое-либо шествие). Для духового оркестра типично исполнение военной
музыки.
22
Струнный оркестр
Струнный оркестр по сути представляет собой группу смычковых струнных
инструментов оркестра симфонического. В струнный оркестр входят две
группы скрипок (первые скрипки и вторые скрипки), а также альты,
виолончели и контрабасы. Такой тип оркестра известен с XVI—XVII века.
Оркестр народных ипструментов
В различных странах получили распространение оркестры, составленные из
народных инструментов, исполняющие как переложения произведений,
написанных для других составов, так и оригинальные сочинения. В качестве
примера можно назвать оркестр русских народных инструментов,
включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также
гусли, баяны, жалейки и другие инструменты. Идея создать такой оркестр
была предложена в конце XIX века балалаечником Василием Андреевым. В
ряде случаев в такой оркестр дополнительно вводят инструменты,
фактически не относящиеся к народным: флейты, гобои, различные ударные
инструменты.
Эстрадный оркестр
Эстрадный оркестр — коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и
джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том
числе саксофонов), клавишных, ударных и электромузыкальных
инструментов Эстрадно-симфонический оркестр — большой
инструментальный состав, способный объединить исполнительские
принципы различных видов музыкального искусства. Эстрадная часть
представлена в таких составах ритм-группой (ударная установка, перкуссия,
фортепиано, синтезатор, гитара, бас-гитара) и полным биг-бэндом (группы
труб, тромбонов и саксофонов); симфоническая — большой группой
струнных смычковых инструментов, группой деревянных духовых,
литаврами, арфой и прочих.
23
Чаще всего эстрадно-симфонические оркестры используются во время
песенных гала-представлений, телевизионных конкурсов, реже для
исполнения инструментальной музыки. Студийная работа (запись музыки в
фонд радио и кино, на звуковые носители, создание фонограмм) превалирует
над концертной. Эстрадно-симфонические оркестры стали своеобразной
лабораторией отечественной лёгкой и джазовой музыки.
Литература:
Березовский Б. В классе музыкальной литературы // Музыка – детям.
Вып. 3 М., 1976. С. 71-86.
24
Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся.
Л.,1977г.
Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.
Калинина Г. Пособие по музыкальной литературе. Вып. I-III. М., 1998.
Лагутин А.Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ.
М.,1982.
Лисянская Е. Примерный план по предмету музыкальной литературы для
ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. М.,1988.
Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: учеб. пособие по
музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М., 1999.
Островская.Я. Музыкальная литература для ДМШ. С-П.,1998.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками
фантазиями. Санкт-Петербург, 1997.
Шорникова М. Музыка, её формы и жанры. М., 2007.
25