Автор: Ежова Дарья Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогические приемы. Оригинальное начало урока как способ эффективного представления нового материала
Раздел: дополнительное образование
Оригинальное начало урока
Аристотель говорил: «Познание начинается с удивления». Каким же
должно быть начало урока? Конечно, увлекательным!
Но как добиться этого? Каковы же цели организационного этапа
урока?
Организационный момент урока предназначен для создания у учащихся
положительного рабочего настроя и требует от учителя творческого подхода;
вариации различных приёмов; поиска своеобразных форм, отвечающих
содержанию урока; собственного стиля педагогической деятельности.
Целью
является
создание
психологического
настроя
учащихся,
вовлечение их в учебный процесс, создание ситуации успеха.
Нетрадиционное
начало
урока
требует
привлечения
яркого,
необычного,
дидактического
материала
(вызывающего
интерес
к
его
содержанию) и использование нестандартных заданий.
Первые слова учителя на уроке, это как первая фраза актера после
выхода на сцену.
Задача педагога – с первых минут урока удержать внимание учащихся,
вызвать
у
них
интерес,
способствовать
созданию
атмо с феры
взаимопонимания.
Существует
разнообразное
множество
приемов,
которые
позволяют
начать урок оригинально и красиво. Интерес, который был пробужден в
начале урока, необходимо поддерживать до конца, иначе он угаснет. Если
реально подходить к данному вопросу, то на придумывание таких изюминок
у учителя часто не остается сил и времени. Выход из данной ситуации всегда
есть: необходимо создавать свою копилку знаний.
Как
театр
начинается
с
вешалки,
так
урок
начинается
с
организационного этапа. Это кратковременный, но важный этап. Задача этого
этапа – создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически
подготовить учащихся к усвоению нового материала. Организационный этап
нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и
сотрудничества.
Он
предназначен
для
создания
у
учащихся
рабочей
настроенности.
Он
требует
от
учителя
творческого
подхода,
вариации
различных приёмов, поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию
урока
Каждый
урок
должен
содержать
что-то,
что
вызовет
удивление,
изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить,
когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие,
красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
.
Для решения этой задачи урока можно использовать «активные методы
и приемы обучения».
«Активные
методы»
-
это
совокупность
средств,
способов,
приемов,
побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.
«Привлекательная цель»
Формула: пред учеником ставится простая, понятная и привлекательная
для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное
действие, которое планирует педагог.
«Удивляй»
Формула:
учитель
находит
такой
угол
зрения,
при
котором
даже
обыденное становиться удивительным.
«Отсроченная отгадка»
Формула 1: в начале урока учитель задает загадку (удивительный факт),
отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на уроке
Формула 2: загадку (интересный факт) дать в конце урока, чтобы начать
с неё следующее занятие
«Фантастическая добавка»
Формула:
Учитель
добавляет
реальную
ситуацию
фантастикой
(изменить
значение
любого
параметра,
который
обычно
остается
неизменным, рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения)
Прием - коммуникативная атака.
Смысл его в том, чтобы в начальный период взаимодействия аудиторию
увлечь, мобилизовать, «собрать» - назовите как угодно, чтобы дать сразу
«что-то такое», что заставило бы учеников моментально включиться в урок.
Направления коммуникативной атаки
Что-то интересное, «захватывающее» аудиторию
Приемы:
Перечислю лишь некоторые способы организации начала урока
Неверный ответ.
На
доске
записаны
вопросы
по
изучаемой
теме
и
ответы
к
ним,
среди
которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?
Пословица, как эпиграф к уроку.
а) Добрый уход за инструментами, порядок на рабочем месте.
Порядок дела не портит.
Порядок - душа всего дела.
Что на месте лежит, то само в руки бежит.
Каждой вещи - свое место.
б) Делать аккуратно, добротно.
Криво да косо клеймом не поправишь.
Одно кривое окно весь фасад портит.
Делать как - нибудь, так никак и не будет.
По работе и работника знают.
В дыму не печь виновата.
Лучше сидеть сложа руки, чем делать спустя рукава.
в) Иметь навык.
Без умения и сила не причем.
Не тот молодец, кто нашел себе дело, а тот молодец, кто исполняет умело.
Умелый тоже ошибается, да скоро поправляется.
Умелые руки - помощники науки.
У кого сноровка, тот и работает ловко
г) Ценить мастера.
Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.
Мастерские руки - от доброй науки.
Работай руками и головой - будешь передовой.
Семь раз отмер, один раз отрежь.
д) Держать ритм.
Кто не идет вперед, тот отстает.
На час опоздаешь- годом не наверстаешь.
Чтобы не спешить, надо не опаздывать.
Чтобы не ошибиться, надо не торопиться.
Наскоро делать - переделывать.
На скору ручку - комком и в кучку.
е) Ум, обучение.
Повторять да учить - ум точить.
Лишний ум не помеха.
Учиться никогда не поздно.
Кто кончает учиться, тот кончает расти.
Не выучит школа, выучит охота.
Была бы охота, а выучиться можно.
Не помучишься - не научишься.
Пароль.
Учащиеся при входе в класс должны назвать дежурному «пароль», т.е. любой
термин по изучаемой теме.
Разгадай кроссворд/головоломку/шараду.
Шарады
Ребусы
«Выбери меня»
Учащимся предлагается из набора(?) чертежей отобрать те, которые
относятся к теме урока и обосновать свой выбор.
Загадка
”Её приносили в жертву богам. ею скрепляли священные клятвы, её
считали носителем души и соком жизни. О чём сегодня на уроке пойдет
речь?”
“Отсроченная отгадка” - А начнем мы с легенды, которая напрямую
связана с темой нашего урока
Игра “Снежный ком” Цель: развитие внимания, памяти Учащиеся по
очереди называют слова по определенной теме. Первый называет слово, за
ним
второй
повторяет
слово
первого
и
потом
свое,
затем
третий
слова
первого, второго и добавляет свое, и так опять, пока очередь не дойдет до
первого ученика, который повторяет все названные слова.
Доброе
утро,
ребята!
В
это
солнечное
утро
я
шла
на
работу,
любовалась природой, слушала пение птиц. Я думаю, вы тоже любовались
красотой природы и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг
другу.
И
от
этих
улыбок
мы
будем
добрее,
счастливее,
веселее
и
с
удовольствием будем работать на уроке. Проверяем готовность. Какое нужно
настроение, чтобы урок получился удачный? Я желаю вам сохранить хорошее
настроение на весь урок!
Начинать
урок
нравится
с проблемной
задачи.
Здесь
учащиеся
ощущают недостаток своих знаний для ее решения и формулируют цель
урока. А бывает наоборот: они считают, что задача простая, а при более
подробном рассмотрении сталкиваются с трудностями, и тут я предлагаю
познакомиться с материалом, который поможет их преодолеть.(показываю
рисунок, который предстоит сегодня нарисовать и задаю вопросы с чего мы
начинаем и дальнейшую последовательность действий)
Если тема
урока
задаётся
учителем
в
начале
урока,
то
ученикам
предлагается начать
с
ассоциаций
из
жизни. (Особенно
удачным
бывает
приём,
если
тема
имеет
практическое
значение.) Например,
говорю
что
сегодня
тема «зимний пейзаж», «Ночное
небо», «Раннее утро» и т.д.,
вспомните,
какие
вы
видели
интересные
и
запоминающиеся
виды?
Вспомните какого цвета бывает небо на рассвете/закате? И т.д.
Хоч ет ся ,
ч тобы
каждый
урок
был
интере сным,
я р к и м ,
запоминающимся. Чтобы и сильные, и слабые ученики на уроке работали
творчески,
умели
грамотно
рассуждать,
мыслить,
доказывать,
отстаивать
свою
точку
зрения.
И
урок
ст а л
для
них
не
м у ч и т е л ь н ы м
времяпровождением, а увлекательным занятием. Каждый испытал успех.
Начало
урока
–
один
из
важнейших
его
моментов.
Хорошо
продуманное, необычное, нетрадиционное начало урока помогает быстро
включить учеников в работу и правильно настроить на неё. Необычность
заданий
в
начале
урока
вызывает
у
учащихся
удивление,
радость,
удовольствие, то есть те положительные эмоции, которые пробуждают у них
интерес не только к изучаемой теме урока, но и к учебному предмету в
целом.