Напоминание

Педагогические приемы. Оригинальное начало урока как способ эффективного представления нового материала


Автор: Ежова Дарья Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогические приемы. Оригинальное начало урока как способ эффективного представления нового материала
Раздел: дополнительное образование





Назад




Оригинальное начало урока

Аристотель говорил: «Познание начинается с удивления». Каким же

должно быть начало урока? Конечно, увлекательным!

Но как добиться этого? Каковы же цели организационного этапа

урока?

Организационный момент урока предназначен для создания у учащихся

положительного рабочего настроя и требует от учителя творческого подхода;

вариации различных приёмов; поиска своеобразных форм, отвечающих

содержанию урока; собственного стиля педагогической деятельности.

Целью

является

создание

психологического

настроя

учащихся,

вовлечение их в учебный процесс, создание ситуации успеха.

Нетрадиционное

начало

урока

требует

привлечения

яркого,

необычного,

дидактического

материала

(вызывающего

интерес

к

его

содержанию) и использование нестандартных заданий.

Первые слова учителя на уроке, это как первая фраза актера после

выхода на сцену.

Задача педагога – с первых минут урока удержать внимание учащихся,

вызвать

у

них

интерес,

способствовать

созданию

атмо с феры

взаимопонимания.

Существует

разнообразное

множество

приемов,

которые

позволяют

начать урок оригинально и красиво. Интерес, который был пробужден в

начале урока, необходимо поддерживать до конца, иначе он угаснет. Если

реально подходить к данному вопросу, то на придумывание таких изюминок

у учителя часто не остается сил и времени. Выход из данной ситуации всегда

есть: необходимо создавать свою копилку знаний.

Как

театр

начинается

с

вешалки,

так

урок

начинается

с

организационного этапа. Это кратковременный, но важный этап. Задача этого

этапа – создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически

подготовить учащихся к усвоению нового материала. Организационный этап

нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и

сотрудничества.

Он

предназначен

для

создания

у

учащихся

рабочей

настроенности.

Он

требует

от

учителя

творческого

подхода,

вариации

различных приёмов, поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию

урока

Каждый

урок

должен

содержать

что-то,

что

вызовет

удивление,

изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить,

когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие,

красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

.

Для решения этой задачи урока можно использовать «активные методы

и приемы обучения».

«Активные

методы»

-

это

совокупность

средств,

способов,

приемов,

побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

«Привлекательная цель»

Формула: пред учеником ставится простая, понятная и привлекательная

для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное

действие, которое планирует педагог.

«Удивляй»

Формула:

учитель

находит

такой

угол

зрения,

при

котором

даже

обыденное становиться удивительным.

«Отсроченная отгадка»

Формула 1: в начале урока учитель задает загадку (удивительный факт),

отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на уроке

Формула 2: загадку (интересный факт) дать в конце урока, чтобы начать

с неё следующее занятие

«Фантастическая добавка»

Формула:

Учитель

добавляет

реальную

ситуацию

фантастикой

(изменить

значение

любого

параметра,

который

обычно

остается

неизменным, рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения)

Прием - коммуникативная атака.

Смысл его в том, чтобы в начальный период взаимодействия аудиторию

увлечь, мобилизовать, «собрать» - назовите как угодно, чтобы дать сразу

«что-то такое», что заставило бы учеников моментально включиться в урок.

Направления коммуникативной атаки

Что-то интересное, «захватывающее» аудиторию

Приемы:

Перечислю лишь некоторые способы организации начала урока

Неверный ответ.

На

доске

записаны

вопросы

по

изучаемой

теме

и

ответы

к

ним,

среди

которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?

Пословица, как эпиграф к уроку.

а) Добрый уход за инструментами, порядок на рабочем месте.

Порядок дела не портит.

Порядок - душа всего дела.

Что на месте лежит, то само в руки бежит.

Каждой вещи - свое место.

б) Делать аккуратно, добротно.

Криво да косо клеймом не поправишь.

Одно кривое окно весь фасад портит.

Делать как - нибудь, так никак и не будет.

По работе и работника знают.

В дыму не печь виновата.

Лучше сидеть сложа руки, чем делать спустя рукава.

в) Иметь навык.

Без умения и сила не причем.

Не тот молодец, кто нашел себе дело, а тот молодец, кто исполняет умело.

Умелый тоже ошибается, да скоро поправляется.

Умелые руки - помощники науки.

У кого сноровка, тот и работает ловко

г) Ценить мастера.

Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.

Мастерские руки - от доброй науки.

Работай руками и головой - будешь передовой.

Семь раз отмер, один раз отрежь.

д) Держать ритм.

Кто не идет вперед, тот отстает.

На час опоздаешь- годом не наверстаешь.

Чтобы не спешить, надо не опаздывать.

Чтобы не ошибиться, надо не торопиться.

Наскоро делать - переделывать.

На скору ручку - комком и в кучку.

е) Ум, обучение.

Повторять да учить - ум точить.

Лишний ум не помеха.

Учиться никогда не поздно.

Кто кончает учиться, тот кончает расти.

Не выучит школа, выучит охота.

Была бы охота, а выучиться можно.

Не помучишься - не научишься.

Пароль.

Учащиеся при входе в класс должны назвать дежурному «пароль», т.е. любой

термин по изучаемой теме.

Разгадай кроссворд/головоломку/шараду.

Шарады

Ребусы

«Выбери меня»

Учащимся предлагается из набора(?) чертежей отобрать те, которые

относятся к теме урока и обосновать свой выбор.

Загадка

”Её приносили в жертву богам. ею скрепляли священные клятвы, её

считали носителем души и соком жизни. О чём сегодня на уроке пойдет

речь?”

“Отсроченная отгадка” - А начнем мы с легенды, которая напрямую

связана с темой нашего урока

Игра “Снежный ком” Цель: развитие внимания, памяти Учащиеся по

очереди называют слова по определенной теме. Первый называет слово, за

ним

второй

повторяет

слово

первого

и

потом

свое,

затем

третий

слова

первого, второго и добавляет свое, и так опять, пока очередь не дойдет до

первого ученика, который повторяет все названные слова.

Доброе

утро,

ребята!

В

это

солнечное

утро

я

шла

на

работу,

любовалась природой, слушала пение птиц. Я думаю, вы тоже любовались

красотой природы и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг

другу.

И

от

этих

улыбок

мы

будем

добрее,

счастливее,

веселее

и

с

удовольствием будем работать на уроке. Проверяем готовность. Какое нужно

настроение, чтобы урок получился удачный? Я желаю вам сохранить хорошее

настроение на весь урок!

Начинать

урок

нравится

с проблемной

задачи.

Здесь

учащиеся

ощущают недостаток своих знаний для ее решения и формулируют цель

урока. А бывает наоборот: они считают, что задача простая, а при более

подробном рассмотрении сталкиваются с трудностями, и тут я предлагаю

познакомиться с материалом, который поможет их преодолеть.(показываю

рисунок, который предстоит сегодня нарисовать и задаю вопросы с чего мы

начинаем и дальнейшую последовательность действий)

Если тема

урока

задаётся

учителем

в

начале

урока,

то

ученикам

предлагается начать

с

ассоциаций

из

жизни. (Особенно

удачным

бывает

приём,

если

тема

имеет

практическое

значение.) Например,

говорю

что

сегодня

тема «зимний пейзаж», «Ночное

небо», «Раннее утро» и т.д.,

вспомните,

какие

вы

видели

интересные

и

запоминающиеся

виды?

Вспомните какого цвета бывает небо на рассвете/закате? И т.д.

Хоч ет ся ,

ч тобы

каждый

урок

был

интере сным,

я р к и м ,

запоминающимся. Чтобы и сильные, и слабые ученики на уроке работали

творчески,

умели

грамотно

рассуждать,

мыслить,

доказывать,

отстаивать

свою

точку

зрения.

И

урок

ст а л

для

них

не

м у ч и т е л ь н ы м

времяпровождением, а увлекательным занятием. Каждый испытал успех.

Начало

урока

один

из

важнейших

его

моментов.

Хорошо

продуманное, необычное, нетрадиционное начало урока помогает быстро

включить учеников в работу и правильно настроить на неё. Необычность

заданий

в

начале

урока

вызывает

у

учащихся

удивление,

радость,

удовольствие, то есть те положительные эмоции, которые пробуждают у них

интерес не только к изучаемой теме урока, но и к учебному предмету в

целом.



В раздел образования