Автор: Паньшина Жанна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: г.Невьянск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: урок математики 2 класс.Конкретный смысл действия «деления»
Раздел: начальное образование
МБОУ СОШ № 5 г.Невьянск Свердловская область
Урок математики во 2 классе (2019г.)
Тема: «Конкретный смысл действия «деления»
Учитель: Паньшина Ж.Н.
Тема: Конкретный смысл действия деления
(решение задач на деление по содержанию)
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
– познакомить с новым арифметическим действием «деление» в ходе решения задач на деление по
содержанию;
– совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и
логическое мышление.
Планируемые результаты:
1. Предметные результаты:
учащиеся познакомятся с новым арифметическим действием «деление»;
научатся с помощью жизненных задач и моделирования записывать действие деление;
решать задачи поискового характера на деление по содержанию; анализировать, обобщать и
делать выводы;
отработают умения выполнять вычисления изученных видов в пределах 100.
2. Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
– контролировать и оценивать свою деятельность и её результат;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
– владеть общими приёмами решения задач (выполнять задания с использованием материальных
объектов).
Коммуникативные:
– работать в паре, в группе;
– обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
3. Личностные результаты:
– демонстрировать личностный смысл учения,
– заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
– развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
– анализировать свои действия и управлять ими.
Оборудование:
– полоски бумаги ( 8см, 12 см, 16 см, 20 см, 24 см);
– учебник «Математика» 2 класс (2 часть).
I. Организационный момент
– Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
– Улыбайтесь мне и друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе.
II. Актуализация знаний
- Предлагаю вам девиз урока. ( Девиз написан на слайде «Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать»)
-Прочитайте для себя. Прочитайте вслух.
-Послушайте, как прочитаю я. (Читая, учитель выделяет голосом слово – сам.)
-Ребята, а можно ли заставить кого-то учиться?
-А вы хотите учиться и постигать новые знания?
-Если я заговорила о новых знаниях, то чему будет посвящён урок?
Чтобы открыл каждый для себя новые знания, я предлагаю работать дружно, быстро.
- Для этого предлагаю составить план работы на уроке.
- Фундамент математики – это
1. Устный счёт.
2.Новая тема.
3.Закрепление знаний.
4.Выводы. (План появляется на слайде)
III. Самоопределение к деятельности.
- Я предлагаю вам начать с устного счёта. Выполните действие и назовите результат.
Если 5 умножить на 3 и прибавить15, то получится… ?
Если 5 умножить на 3 и вычесть15, то получится… ? ( открыть тетради, написать число, классная
работа и выражения устного счёта)
-Чтобы определить тему урока, послушай те задачу.
«Я предлагаю вам отправиться в путь за новыми знаниями в поезде. Сколько человек поедет в
поезде? Сколько человек сегодня на уроке? (20) Поедем все вместе в 1 купейном вагоне. По сколько
человек размещается в 1 купе? (4) Сколько весь наш класс займёт купе?»
- Можете ли вы сразу дать ответ?
В чём вы испытываете трудность, чтобы решить эту задачу?
-Правильно, у вас недостаточно знаний, связанных с изученными действиями.
- Ребята, скажите, какие арифметические действия нам известны? (Сложение, вычитание,
умножение.)
- А с помощью какого из изученных арифметических действий можно это записать?
(Учащиеся пробуют, но затрудняются.)
- Каким словом можно заменить слово «распределить»? (Разложить, разделить).
Тема: Деление
- В словаре Сергея Ожегова написано: Делить - разделить на части, распределить.
- Как может называться это действие? (Ответы детей) (деление).
- Проверьте свои предположения. Откройте учебник на с.58, прочитайте тему урока.
- Поставьте цель на урок. (Учиться решать задачи на деление)
Цель: Учиться решать задачи на деление.
IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство с действием деления (практическая работа - работа в группах).
- Каким алгоритмом уже изученных математических действий мы пользуемся?
1. Смысл действия.
2. Знак действия.
3. Связь с другими действиями.
4. Практические действия. (План на слайде)
- Давайте, вернёмся к задаче и поймём смысл действия деления.
- 20 человек распределить по 4 человека. Сколько купе займут 20 человек?
-Какое действие совершали?
- Правильно делили по 4, то есть распределяли на равные части.
- Давайте, встанем и распределимся по 4 человека. (Дети встают и берутся за руки по 4 человека)
-Чтобы записать наше действие используется знак – имя деление.
-Вот так пишется в клеточке.
- Сколько же займёт наш класс купе?
- 20:4=5 (Запись на доске, в тетрадях и различное чтение)
- Давайте проверим. Какое же обратное действие действию деления?
-Если по 4 взять 5 раз, то получится 20.
2. Работа по учебнику.
№1 с.58
- Прочитайте задачу.
- Назовите условие задачи.
(Учитель демонстрирует задачу при помощи орехов)
- Прочитайте вопрос задачи.
- Встаньте те, кто получил орехи.
- Сколько детей получили орехи? (4)
- Сделаем рисунок к этой задаче.
- На что похож орех? (На круг) Обозначим орехи кругами. Сколько нужно нарисовать кругов? (12)
- Нарисуйте 12 кругов через клеточку.
(Учитель выполняет рисунок на доске).
- Сколько орехов получил каждый ребёнок? (3)
- Как показать это на рисунке? (Отделить чёрточками по 3 круга)
- Сколько раз в 12 содержится по 3? (4раза)
- Каким действием решается задача? (Делением)
- Запишем решение задачи 1 2 : 3 = 4 (р.)
- Сколько детей получили орехи? (4)
- Запишем ответ.
(Учитель записывает решение задачи на доске, а учащиеся - в тетрадях: 12:3= 4(р.))
V. Физминутка.
VI. Закрепление материала.
1. Работа в группах.
- Ребята, у вас на партах лежат полоски и записанные на листочках задачи. Используя полоски,
решите задачи.
-На листочке запишите решение.
-Работать будете в группах. Не забывайте правила работы в группе. Если
команда готова, поднимите руки вверх.
У 1 группы: Полоску разделите по 4 см. Сколько получится частей? 8:4 = 2 (ч.)
У 2 группы: Полоску разделите по 4 см. Сколько получится частей? 12:4 = 3 (ч.)
У 3 группы Полоску разделите по 4 см. Сколько получится частей? 16:4 = 4 (ч.)
У 4 группы Полоску разделите по 4 см. Сколько получится частей? 20:4 = 5 (ч.)
У 5 группы Полоску разделите по 4 см. Сколько получится частей? 24:4 = 6 (ч.)
- Что выполняли с самого начала? (измеряли полоски)
(По завершению работы в группах, дети объясняют ход решения задачи и решения записываются
на доске и в тетрадях)
-Представляете, каждый раз, если надо делить какое-то число, то невозможно пользоваться всё
время полосками. Это неудобно.
-В математике учёные построили таблицу умножения относительно делению.
-Это мы скоро будем изучать.
2.Домашнее задание (дифференцированное)
-Какое д/з может быть задано? Математика – наука тесно связанная с жизнью. Решать задачи нам
приходится не только на уроках, но и ежедневно в различных жизненных ситуациях. А бывает
приходится не только решать, но и составлять .Придумайте свою задачу на деление по содержанию.
Запишите её текст в тетрадь и решите.
-Кому будет трудно, тогда решите задачу на с.58 №2.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Всё закрыли, положили на край парты.
- Чем интересен был сегодняшний урок?
- Как называется действие, с которым мы сегодня познакомились?
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам их достичь?
- Где умение делить пригодится вам в жизни?
- Какое задание вам показалось особенно трудным?
- О каком задании расскажите дома?
-Уходя. прикрепите на доску магнит определённого цвета. Кому было легко на каждом этапе урока –
зелёный, кто на уроке затруднялся, но всё понял – жёлтый, у кого все этапы урока вызывали
затруднения и вы не поняли ничего на уроке – красный магнит.
- Спасибо всем за урок!