Автор: Козлова Ксения Алексеевна
Должность: студентка 4 курса факультета Социальной и коррекционной педагогики очной формы обучения
Учебное заведение: Волгоградский Социально-Педагогический Университет
Населённый пункт: Волгоградская область, р-н Новониколаевский, ул. Усадьба СХТ, д. 3
Наименование материала: статья
Тема: Формированию семейных ценностей у младших школьников средствами искусства: возможно ли?
Раздел: начальное образование
Формированию семейных ценностей у младших школьников
средствами искусства: возможно ли?
Козлова Ксения Алексеевна
Студент 4 курса факультета Социальной и коррекционной педагогики
Волгоградского Государственного Социально-Педагогического университета
города Волгоград
xeniako21@mail.
ru
Аннотация
В
данной
статье
рассматриваются
организационно-педагогические
условия
для
формирования
семейных
ценностей
младших
школьников
средствами искусства.
Текст статьи
Проблема формирования семейных ценностей у школьников, на наш
взгляд, всегда являлась актуальной. Взаимоотношения отцов и детей всегда
волновали умы педагогов и психологов, но в первую очередь, конечно же,
самих
детей
и
родителей.
Однако
за
последние
годы
связь
поколений
утратилась еще больше, нравственные представления о семье продолжают
разрушаться, и дальше эта пропасть будет лишь расти, если не принимать
никаких мер. Сейчас даже школы сосредоточены на воспитании в ребенке
новых
качеств,
которые
продиктованы
современной
жизнью,
например,
предприимчивости, расчетливости и практичности. Все потому, то многие
факторы,
такие,
как
социально-экономический
кризис
современного
общества,
низкий
уровень
жизни
большинства
населения,
ухудшение
экологической
ситуации,
дороговизна
проживания
в
стране,
недостаток
детских учреждений, плохое качество медицины негативно влияют на семью
и на жизнь в обществе в целом.
Практика
образования
свидетельствует
о
том,
что
семья
и
школа
являются
главными
социальными
институтами
в
жизни
человека.
Семья
испокон
века
всегда
была
самой
главной
ценностью.
К
сожалению,
за
последние годы можно констатировать тот факт, что семья в современном
обществе
стала
неполной,
асоциальной,
проблемной,
поэтому
для
социального
педагога
формирование
семейных
ценностей
у
детей
представляется зачастую сложно решаемой задачей, так как ситуация в семье
оказывает непосредственное на это влияние. Такое положение дел заставляет
социального
педагога
искать
новые
формы
и
методы
работы
с
детьми,
направленные на решение подобных проблем.
В
современной
педагогике
формирование
семейных
ценностей
у
учащихся
начальной
школы
средствами
искусства
как
самостоятельное
направление не выделяется.
Младшие школьники имеют свои возрастные особенности, которые
делятся на физические и психофизиологические. В физическом развитии у
детей совершенствуется работа головного мозга, происходит усиленный рост
мышечной массы, за счёт которых ребята постоянно остаются активными, но
при этом у них также проявляется быстрая утомляемость. Если говорить о
психофизиологическом развитии, то дети начинают приобретать характер, у
них развивается мышление, восприятие становится анализирующим. Детей
привлекает
всё
самое
яркое,
неожиданное
и
новое,
поэтому
ведущим
становится непроизвольное внимание.
Искусство
в
этом
вопросе
как
нельзя
лучше
решает
проблему
заинтересованности школьников касательно важных вопросов в усвоении
семейных
ценностей.
Грамотно
организованная
социальным
педагогом
творческая деятельность способна серьезно увлечь ребенка, даже если в
процессе на обсуждение будут выноситься не самые интересные темы для
младшего школьника.
Процесс
восприятия
произведений
искусства
осуществляется
младшими школьниками в различных формах при помощи разнообразных
методов, приемов и воспитательных средств.
При осуществлении задач формирования представлений о семье могут
применяться такие формы и методы, как беседа на подобные темы, анкеты,
чтение
и
анализ
подобранной
литературы,
музыкальные
композиции,
тематически
занятия,
ролевые
игры,
знакомство
с
национальными
и
семейными
традициями,
идеями
народной
педагогики,
составление
родословной, мини-этюды, игровые тренинги и т. п.
П олу ч е нны е
р е зульт ат ы
ко нс т ат иру юще го
э т апа
н а ш е й
исследовательской
работы
позволили
выявить
причины
недостаточного
формирования у младших школьников семейных ценностей. У школьников
обнаружены
эмоциональные
проблемы,
выражающиеся
повышенной
тревожностью,
конфликтными
отношениями
в
семье,
неполноценным
развитием
семейных
отношений.
Также
выявлен
недостаток
общения
родителей
с
детьми,
неблагополучная
обстановка
в
семье,
общение
с
ребёнком
на
повышенных
тонах.
При
анализе
результатов
в
процессе
использования
выбранных
методик
стало
также
понятно,
что
родители
уделяют
недостаточно
внимания
семейному
воспитанию.
Родители
нуждаются
в
повышении
родительской
компетентности
и
проведении
совместных мероприятий с детьми.
Таким
образом,
по
результатам
констатирующего
эксперимента
появилась
необходимость
разработки
программы
по
формированию
у
учащихся начальной школы ценностного отношения к семье и семейных
ценностей,
формирования
положительного
образа
семьи.
На
наш
взгляд,
данная
программа
занятий
поможет
им
справиться
с
существующими
проблемами
Реализация
социально-педагогической
программы
показала,
что
ее
использование
значительно
повышает
уровень
сформированности
у
учащихся начальной школы ценностного отношения к семье и семейных
ценностей
во
внеурочной
деятельности,
а
также
оказывает
позитивное
воздействие на родителей во взаимодействии с детьми и педагогическим
коллективом.
После реализации программы по формированию у учащихся начальной
школы
семейных
ценностей
средствами
искусства
во
внеурочной
деятельности была проведена повторная диагностика в экспериментальной и
контрольных
группах
по
методикам,
рассмотренным
нами
в
первом
параграфе второй главы.
На
этапе
формирующего
эксперимента
изучалась
динамика
формирования у детей младшего школьного возраста семейных ценностей на
основе
организации
специально
созданных
нравственно-ориентированных
ситуаций, конструктивного взаимодействия с семьей младших школьников в
рамках программы «Семья как главная ценность».
Вторичное диагностирование показало улучшение результатов по всем
параметрам методик в экспериментальной группе в сравнении с контрольной.
После проведения программы «Семья как главная ценность», атмосфера в
семьях визуально улучшилась, что несомненно поспособствует успешному
формированию семейных ценностей у учащихся начальной школы.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что процесс
формирования семейных ценностей и ценностного отношения к семье у
детей младшего школьного возраста будет эффективным, если использовать
разработанную программу.
Список литературы
1.
Акутина,С.П.
Методы
поддержки
воспитательной
семейной
системы: педагогический дискурс/ С.П. Акутина // Наука 21 века: вопросы,
гипотезы, ответы.- 2014. - № 2. - С.16-21
2.
Акутина,С.П. Проектирование успешного взаимодействия семьи
и школы в условиях реализации ФГОС/ С.П.Акутина// Социосфера, - 2014.-
№1.- С. 203-207.
3.
Акутина, С. П. Теоретико-методологические основы воспитания
семейных духовно-нравственных ценностей школьников: Монография/ С.П.
Акутина; АГПИ им. А.П. Гайдара.- Саров: ИП А.Е.Кораблев. - 2008. - 130 с.
4.
Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили.-М.:
Просвещение, 1983. - 208с.
5.
Андропова,
Н.П.
Воспитание
культуры
взаимоотношений
младших
школьников
(гендерный
аспект):
автореф.дис.канд.пед.наук:
130001/Н.П. Андропова. – Волгоград, 2007. - 27с.
6.
Борисова, Г.Д. Родительское собрание - форма сотрудничества
семьи и школы/Г.Д. Борисова / /Начальная школа. - 2012. - №6. – 14 с.
7.
В интересах семьи и детей г. Н.Новгорода: [науч.-метод.сб.] /
[науч.ред. Т.В.Свадьбина].- Н. Новгород, 2008. - 150с.
8.
Глуздова, О.В. Психологические условия развития ценностных
ориентаций
у
детей
России/
О.В.
Глуздова//
Российская
система
ценностей:XIV
Рождественские
православно-философские
чтения.
–
Н.
Новгород.: НГПУ, 2005. – 171 с.
9.
Данилюк,
А.Я.
Программа
духовно-нравственного
развития
и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ А.Я.
Данилюк, А.А. Логинова.- М.: Просвещение, 2012.- 32 с.
10.
Зайцева, И.А. Семья – ценностная основа социальной адаптации/
И.А. Зайцева// Начальная школа. – 2014. - №1 – С. 29-34.
11.
Зыкова, М.Н. Род, семья, очаг как фамильные ценности/ М.Н.
Зыкова, Л.Б. Шнейдер// Психология зрелости и старения.- 2008.- №2.- С.
1017.
12.
Казимирская,
Т.А.
Ценностные
ориентации
в
нравственном
воспитании детей: дис…канд.пед.наук: 130001/ Т.А. Казимирская.- Москва,
2002. - 184с.
13.
Карасева,
Е.О.
Исследование
отношения
учащихся
начальной
школы к семейным ценностям/ Е.О. Карасева// Воспитание школьников. –
2011. - №8. – С. 52-58.