Напоминание

Формированию семейных ценностей у младших школьников средствами искусства: возможно ли?


Автор: Козлова Ксения Алексеевна
Должность: студентка 4 курса факультета Социальной и коррекционной педагогики очной формы обучения
Учебное заведение: Волгоградский Социально-Педагогический Университет
Населённый пункт: Волгоградская область, р-н Новониколаевский, ул. Усадьба СХТ, д. 3
Наименование материала: статья
Тема: Формированию семейных ценностей у младших школьников средствами искусства: возможно ли?
Раздел: начальное образование





Назад




Формированию семейных ценностей у младших школьников

средствами искусства: возможно ли?

Козлова Ксения Алексеевна

Студент 4 курса факультета Социальной и коррекционной педагогики

Волгоградского Государственного Социально-Педагогического университета

города Волгоград

xeniako21@mail.

ru

Аннотация

В

данной

статье

рассматриваются

организационно-педагогические

условия

для

формирования

семейных

ценностей

младших

школьников

средствами искусства.

Текст статьи

Проблема формирования семейных ценностей у школьников, на наш

взгляд, всегда являлась актуальной. Взаимоотношения отцов и детей всегда

волновали умы педагогов и психологов, но в первую очередь, конечно же,

самих

детей

и

родителей.

Однако

за

последние

годы

связь

поколений

утратилась еще больше, нравственные представления о семье продолжают

разрушаться, и дальше эта пропасть будет лишь расти, если не принимать

никаких мер. Сейчас даже школы сосредоточены на воспитании в ребенке

новых

качеств,

которые

продиктованы

современной

жизнью,

например,

предприимчивости, расчетливости и практичности. Все потому, то многие

факторы,

такие,

как

социально-экономический

кризис

современного

общества,

низкий

уровень

жизни

большинства

населения,

ухудшение

экологической

ситуации,

дороговизна

проживания

в

стране,

недостаток

детских учреждений, плохое качество медицины негативно влияют на семью

и на жизнь в обществе в целом.

Практика

образования

свидетельствует

о

том,

что

семья

и

школа

являются

главными

социальными

институтами

в

жизни

человека.

Семья

испокон

века

всегда

была

самой

главной

ценностью.

К

сожалению,

за

последние годы можно констатировать тот факт, что семья в современном

обществе

стала

неполной,

асоциальной,

проблемной,

поэтому

для

социального

педагога

формирование

семейных

ценностей

у

детей

представляется зачастую сложно решаемой задачей, так как ситуация в семье

оказывает непосредственное на это влияние. Такое положение дел заставляет

социального

педагога

искать

новые

формы

и

методы

работы

с

детьми,

направленные на решение подобных проблем.

В

современной

педагогике

формирование

семейных

ценностей

у

учащихся

начальной

школы

средствами

искусства

как

самостоятельное

направление не выделяется.

Младшие школьники имеют свои возрастные особенности, которые

делятся на физические и психофизиологические. В физическом развитии у

детей совершенствуется работа головного мозга, происходит усиленный рост

мышечной массы, за счёт которых ребята постоянно остаются активными, но

при этом у них также проявляется быстрая утомляемость. Если говорить о

психофизиологическом развитии, то дети начинают приобретать характер, у

них развивается мышление, восприятие становится анализирующим. Детей

привлекает

всё

самое

яркое,

неожиданное

и

новое,

поэтому

ведущим

становится непроизвольное внимание.

Искусство

в

этом

вопросе

как

нельзя

лучше

решает

проблему

заинтересованности школьников касательно важных вопросов в усвоении

семейных

ценностей.

Грамотно

организованная

социальным

педагогом

творческая деятельность способна серьезно увлечь ребенка, даже если в

процессе на обсуждение будут выноситься не самые интересные темы для

младшего школьника.

Процесс

восприятия

произведений

искусства

осуществляется

младшими школьниками в различных формах при помощи разнообразных

методов, приемов и воспитательных средств.

При осуществлении задач формирования представлений о семье могут

применяться такие формы и методы, как беседа на подобные темы, анкеты,

чтение

и

анализ

подобранной

литературы,

музыкальные

композиции,

тематически

занятия,

ролевые

игры,

знакомство

с

национальными

и

семейными

традициями,

идеями

народной

педагогики,

составление

родословной, мини-этюды, игровые тренинги и т. п.

П олу ч е нны е

р е зульт ат ы

ко нс т ат иру юще го

э т апа

н а ш е й

исследовательской

работы

позволили

выявить

причины

недостаточного

формирования у младших школьников семейных ценностей. У школьников

обнаружены

эмоциональные

проблемы,

выражающиеся

повышенной

тревожностью,

конфликтными

отношениями

в

семье,

неполноценным

развитием

семейных

отношений.

Также

выявлен

недостаток

общения

родителей

с

детьми,

неблагополучная

обстановка

в

семье,

общение

с

ребёнком

на

повышенных

тонах.

При

анализе

результатов

в

процессе

использования

выбранных

методик

стало

также

понятно,

что

родители

уделяют

недостаточно

внимания

семейному

воспитанию.

Родители

нуждаются

в

повышении

родительской

компетентности

и

проведении

совместных мероприятий с детьми.

Таким

образом,

по

результатам

констатирующего

эксперимента

появилась

необходимость

разработки

программы

по

формированию

у

учащихся начальной школы ценностного отношения к семье и семейных

ценностей,

формирования

положительного

образа

семьи.

На

наш

взгляд,

данная

программа

занятий

поможет

им

справиться

с

существующими

проблемами

Реализация

социально-педагогической

программы

показала,

что

ее

использование

значительно

повышает

уровень

сформированности

у

учащихся начальной школы ценностного отношения к семье и семейных

ценностей

во

внеурочной

деятельности,

а

также

оказывает

позитивное

воздействие на родителей во взаимодействии с детьми и педагогическим

коллективом.

После реализации программы по формированию у учащихся начальной

школы

семейных

ценностей

средствами

искусства

во

внеурочной

деятельности была проведена повторная диагностика в экспериментальной и

контрольных

группах

по

методикам,

рассмотренным

нами

в

первом

параграфе второй главы.

На

этапе

формирующего

эксперимента

изучалась

динамика

формирования у детей младшего школьного возраста семейных ценностей на

основе

организации

специально

созданных

нравственно-ориентированных

ситуаций, конструктивного взаимодействия с семьей младших школьников в

рамках программы «Семья как главная ценность».

Вторичное диагностирование показало улучшение результатов по всем

параметрам методик в экспериментальной группе в сравнении с контрольной.

После проведения программы «Семья как главная ценность», атмосфера в

семьях визуально улучшилась, что несомненно поспособствует успешному

формированию семейных ценностей у учащихся начальной школы.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что процесс

формирования семейных ценностей и ценностного отношения к семье у

детей младшего школьного возраста будет эффективным, если использовать

разработанную программу.

Список литературы

1.

Акутина,С.П.

Методы

поддержки

воспитательной

семейной

системы: педагогический дискурс/ С.П. Акутина // Наука 21 века: вопросы,

гипотезы, ответы.- 2014. - № 2. - С.16-21

2.

Акутина,С.П. Проектирование успешного взаимодействия семьи

и школы в условиях реализации ФГОС/ С.П.Акутина// Социосфера, - 2014.-

№1.- С. 203-207.

3.

Акутина, С. П. Теоретико-методологические основы воспитания

семейных духовно-нравственных ценностей школьников: Монография/ С.П.

Акутина; АГПИ им. А.П. Гайдара.- Саров: ИП А.Е.Кораблев. - 2008. - 130 с.

4.

Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили.-М.:

Просвещение, 1983. - 208с.

5.

Андропова,

Н.П.

Воспитание

культуры

взаимоотношений

младших

школьников

(гендерный

аспект):

автореф.дис.канд.пед.наук:

130001/Н.П. Андропова. – Волгоград, 2007. - 27с.

6.

Борисова, Г.Д. Родительское собрание - форма сотрудничества

семьи и школы/Г.Д. Борисова / /Начальная школа. - 2012. - №6. – 14 с.

7.

В интересах семьи и детей г. Н.Новгорода: [науч.-метод.сб.] /

[науч.ред. Т.В.Свадьбина].- Н. Новгород, 2008. - 150с.

8.

Глуздова, О.В. Психологические условия развития ценностных

ориентаций

у

детей

России/

О.В.

Глуздова//

Российская

система

ценностей:XIV

Рождественские

православно-философские

чтения.

Н.

Новгород.: НГПУ, 2005. – 171 с.

9.

Данилюк,

А.Я.

Программа

духовно-нравственного

развития

и

воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ А.Я.

Данилюк, А.А. Логинова.- М.: Просвещение, 2012.- 32 с.

10.

Зайцева, И.А. Семья – ценностная основа социальной адаптации/

И.А. Зайцева// Начальная школа. – 2014. - №1 – С. 29-34.

11.

Зыкова, М.Н. Род, семья, очаг как фамильные ценности/ М.Н.

Зыкова, Л.Б. Шнейдер// Психология зрелости и старения.- 2008.- №2.- С.

1017.

12.

Казимирская,

Т.А.

Ценностные

ориентации

в

нравственном

воспитании детей: дис…канд.пед.наук: 130001/ Т.А. Казимирская.- Москва,

2002. - 184с.

13.

Карасева,

Е.О.

Исследование

отношения

учащихся

начальной

школы к семейным ценностям/ Е.О. Карасева// Воспитание школьников. –

2011. - №8. – С. 52-58.



В раздел образования