Автор: Алхастова Этери Якубовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МКОУ "Комсомольская гимназия имени Баатра Басангова"
Населённый пункт: Республика Калмыкия
Наименование материала: научная статья
Тема: Интерактивные игры на уроках математики
Раздел: среднее образование
Алхастова Этери Якубовна, учитель математики и информатики
МКОУ «Комсомольская гимназия имени Баатра Басангова»
Республика Калмыкия
Тема: «Интерактивные игры на уроках математики»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Интерактивная дидактическая игра – один из современных методов обучения и
воспитания,
обладающий
образовательной,
развивающей
и
воспитывающей
функциями,
действующие в органическом единстве.
В переводе с английского interactive – взаимодействие. Работа с компьютером уже сама
по себе имеет интерактивный характер, расширяет самостоятельную учебную работу за счёт
использования
активно-деятельностных
форм
обучения.
Здесь,
под
интерактивностью
понимается
способность
информационно-коммуникационной
системы
разнообразно
реагировать
на
действия
пользователя.
Интерактивность
обеспечивается
за
счет
использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, триггеров и
т.п.
В зависимости от охвата обучающихся интерактивные дидактические игры проводятся
на следующие формы организации их деятельности: фронтальная, групповая, парная и
индивидуальная.
Интерактивные
дидактические
игры
на
уроках
математики
выступают
в
роли
помощников
образовательного
процесса.
Всегда
удачно
проходят
уроки
с
применением
игровых
технологий.
Ведь,
игру
можно
включить
как
отдельным
этапом
урока,
так
и
полностью
весь
урок
выстроить
в
форме
интерактивной
игры.
Основное
обучающее
воздействие принадлежит дидактическому материалу и игровым действиям, которые как бы
автоматически ведут учебный процесс, направляя активность обучающихся в определенное
русло.
Целесообразность использования интерактивных дидактических игр на разных этапах
урока
различна.
Игровые
формы
занятий
чаще
применяют
при
проверке
результатов
обучения, выработке навыков и формировании умений.
Так, интерактивная игра «Собери пазл» может применяться на различных этапах
урока:
- при проверки домашней работы (тема «Решение уравнений», 7 кл.);
- при вводе темы урока (тема «Среднее арифметическое», 5 кл.);
- при актуализации знаний (тема «Сложение и вычитание смешанных чисел», 5 кл.);
- при закреплении пройденного материала (тема «Сложение и вычитание смешанных
чисел», 6 кл.).
Интерактивная игра «Найди пару» выгодно применяется при сопоставлении формул
на уроках алгебры (тема «Формулы сокращенного умножения», 7 кл.).
Интерактивные тест-консультанты в форме игры позволяют не только отработать
определенные навыки, но и получить оценку, рекомендации и повторить теоретический
материал по данной теме (тема «Арифметический квадратный корень», 8 кл.)
Алхастова Этери Якубовна, учитель математики и информатики
МКОУ «Комсомольская гимназия имени Баатра Басангова»
Республика Калмыкия
Тема: «Интерактивные игры на уроках математики»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Коллективные
интерактивные
игры
в
классе
следует
разделять
по
дидактическим
задачам урока: обучающие, контролирующие и обобщающие.
Например, на повторительно-обобщающих уроках математики мы играем в «Крестики-
нолики», в «Морской бой».
Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является
финалом игры, придает игре законченность. Он выступает в форме решения поставленной
учебной задачи, но для обучающегося и учителя осознается по-разному. Так, результат игры
дает
обучающимся
моральное
и
умственное
удовлетворение,
а
для
учителя
–
является
показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или их применения.
Основными
достоинствами
интерактивных
дидактических
игр
на
уроках
является
ненавязчивость обучения, делающая этот процесс интересным и увлекательным.
Но,
при
использовании
интерактивных
дидактических
игр
на
уроке,
возникают
некоторые трудности, а именно:
- результаты работы обучающихся менее предсказуемы;
- урок может «не войти» во временные рамки (45 минут);
- выработать у обучающихся понимание того, что целью урока является не просто игра,
а игра дидактическая, направлена в первую очередь на усвоение определенных знаний;
- организовать работу всех обучающихся, которые должны понять и соблюдать правила
игры;
- научиться выслушивать мнение другого;
- научиться аргументировано высказывать свое мнение.
Итак, исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что использование на
уроках математики интерактивных дидактических игр повышает уровень познавательной
деятельности и мотивации обучающихся, заинтересовывают их, что способствует желанию
обучаться. А мне (как учителю) позволяет дифференцировать, индивидуализировать процесс
обучения, формировать у них навыки самоконтроля, адекватной самооценки, способствовать
развитию творческого мышления, культуры общения.