Автор: Сычева Галина Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Детский сад "Сочи" Управления делами Президента Российской Федерации
Населённый пункт: г. Сочи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В мире музыкальных инструментов"
Раздел: дошкольное образование
Проект "В стране музыкальных инструментов"
Вид проекта: тематический, групповой, комплексный.
Участники: дети подготовительной группы.
Возраст детей: 6-7 лет.
Продукт совместной деятельности: творческие гостиные, музыкальные
праздники, театральная неделя.
Продукт детской деятельности:
1.
Создание альбомов детских работ;
2.
Выставка детских рисунков;
3.
Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими
руками из бросового материала с помощью родителей.
4.
Театральное представление.
Постановка проблемы
Современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах»,
построенных
на
бешеных
ритмах
и
какофонии
электронных
звуков.
Это
создает атмосферу духовной бедности и не способствует гармоничному и
нравственному развитию. Данный проект направлен на то, чтобы показать
детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир.
Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу
человека.
Краткое описание проекта
Целью проекта является желание воспитать в детях живой интерес к миру
музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными
музыкальными терминами и инструментами.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы представления
о многих музыкальных инструментах, их звучании и происхождении. И как
вершина творческого достижения – их участие в увлекательной викторине с
вопросами, играми и творческими заданиями.
Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с
детьми, через презентацию для педагогов детского сада.
Всего в проект будут вовлечены 22 ребенка, их родители, музыкальный
руководитель и два воспитателя.
Цель проекта
Через сказки, рассказы, игры и театрализованные представления научить
детей творчески и нестандартно мыслить, а также дать представления о
многообразии мира музыкальных инструментов.
Задачи:
1.
Развивать
у
детей
желание
знакомиться
с
историей
создания
музыкальных инструментов.
2.
Развивать у детей музыкальный слух, желание слушать классическую
музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.
3.
Создавать
необходимую
предметно
–
развивающую
музыкальную
среду.
Предполагаемый результат
В результате реализации проекта:
1.
Дети
познакомятся
с
ударными,
духовыми,
струнными,
клавишными
музыкальными инструментами.
2.
Разовьется
сфера
чувств,
эмоциональная
отзывчивость
на
слушание
классической музыки, готовность к творчеству.
Оценка результатов
Оценка
эффективности
по
итогам
работы
будет
производиться
по
трем
направлениям: дети, педагоги, родители.
Определение
продвижения
детей
будет
отслеживаться
через
проведение
диагностики
на
начало
и
на
конец
работы
над
проектом
«Страна
музыкальных инструментов»
По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участников с
целью подведения итогов работы.
План реализации проекта
Перечень мероприятий
1 этап – организационный
1.Разработка пакета нормативно правовых документов, регулирующих
взаимодействие с музыкальной школой в рамках реализации
проекта:
-соглашение;
-совместный план действий;
2. Заключение соглашения и составление совместного плана работы.
3.
Систематизация
методической
научно-популярной
и
художественной
литературы.
4.Подбор методической, художественной, и энциклопедической литературы
по теме проекта.
5. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн – игр и
онлайн – презентаций
6. Подбор дидактических игр, карт – схем (опорные схемы для составления
рассказа о музыкальном инструменте).
7. Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта:
(наглядные:
картинки,
фото,
карточки
с
изображениями
музыкальных
инструментов и музыкантов, играющих на них)
8. Подбор слайдовых презентаций («Морская прогулка», «Необыкновенный
концерт»,
«Какие
бывают
инструменты»
и
т.д.
и
видеоролики
с
музыкальными фрагментами)
9. Подбор материала для пополнения среды музыкального зала и групп;
10.Оформление информационного материала для родителей, консультаций на
темы:
«Дети
и
музыка»,
«Волшебный
мир
музыкальных
инструментов»,
«Русские
народные
музыкальные
инструменты»;
рекомендации:
«Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных
условиях»
2 - основной (практическая реализация проекта)
1.
Цикл музыкальных занятий
Детские
музыкальные
инструменты.
Знакомство.
Коммуникативная песня-игра «Здравствуй, друг!»
Ритмическая разминка «Кукутики»
Танец по показу.
Игра с бубном
Песенка «Ложки»
Игра песенка дождя
Игра с музыкальными инструментами
«Где живут
звуки?»
«Здравствуйте!» (коммуникативная игра, сл. и муз. М.
Картушиной.
Оркестр под р. н. м. «Канава», Е. И. Антошина «Наш
оркестр»
Игра «Чей кружок скорее соберется?»
Игра «Кто в домике живет!»
Игра «Кто какие звуки услышал?»
Муз.дид. игра «Угадай, на чем играю»
«Ударные
музыкальные
инструменты»
Видео «Шишкина школа. Ударные инструменты».
Просмотр слайд презентации в течении всего занятия
Опера Н. А. Римского - Корсакова «Снегурочка».
Произведение П.И. Чайковского «Танец Феи Драже» из
балета «Щелкунчик»,
Распевка «Эй кузнец» - игра на металлофоне.
Музыкально-дидактическая игра для развития тембрового
слуха «Колпачок»
Песня «Дружат дети всей земли»
« Л е г е н д а
о
барабане»
Слушание «Бьют барабаны» Л.Шварц.
Ходьба под звук барабана
Стихотворение «Палочка-стукалочка»
Игра песня с барабаном.
Духовые
инструменты
Слушание музыкальной пьесы И.Баха «Волынка».
Презентация «Духовые инструменты».
« Ч ь я
п е с н я
лучше?»
Слушание отрывка
песни жалейки.
Слушание отрывка песни свирели.
Слушание «Концерт для флейты №1» В.А. Моцарта.
Просмотр видео презентации «Оркестр»
«Музыка
флейты»
Видеофильм
МДИ по картинкам
Муз. игра «Наша флейта»
«Струнные
музыкальные
Слушание
музыкальных
фрагментов
в
исполнении
струнных инструментов
инструменты»
Видео презентация
«Семья
струнных
смычковых
инструментов»
Слайд презентация
Слушание
музыкальных
фрагментов
в
исполнении
струнных смычковых инструментов
«Душа арфы»
Слушание фрагмента звучания Арфы. Фрагмента «Вальс
цветов» П.И. Чайковского.
Творческое задания для детей: «Создай оркестр».
Исполни песню «Мамина сказка».
Импровизация танца музыка «Вальс цветов».
«Клавишные
инструменты»
Музыкальное приветствие «С добрым утром»
Показ слайдов «Музыкальные инструменты»
Просмотр видеоролика
Звукозапись песни В. Шаинского «Песенка крокодила
Гены».
Показ слайда «Крокодил Гена играет на гармошке»
Звукозапись звучания Тульской гармошки.
Звукозапись отрывков звучания баяна и аккордеона
«Шумовые
инструменты»
Музыкальное приветствие
Игра «Услышь, как это звучит?»
Игра « Деревянные фокусы»
Оркестр под музыку «Яблочки»
Игры и упражнения с шумовыми инструментами на выбор.
«Звук
волшебник»
Беседа о звуках
Игра «Громко – тихо запоем»
Игра «Подумай и отгадай»
« Русские
народные
музыкальные
инструменты»
Краткий рассказ о народных музыкальных инструментах
Игра «Собери картинки».
Муз. игра «Поезд»
Песенка «Крокодила Гены»
Музыкальный
калейдоскоп
«Путешествие в
театр
музыкальных
инструментов
симфонического
оркестра.
Просмотр слайд презентации «О симфоническом
оркестре»
Знакомство с музыкальными инструментами
симфонического оркестра.
Игра на ДМИ «Ах вы, сени, мои сени»
Слушание Роберт Шуман «Смелый наездник»
Дыхательная гимнастика «Духовые инструменты»
Итоговое
музыкальное
занятие в
рамках
музыкально-
образовательног
о проекта «В
стране
музыкальных
инструментов»
Игра «Поздоровайся со мной»
игра «Музыкальная отгадай-ка»
Игра «Почта»
Игра «Отгадай, кто поет?»
Игра «Меня зовут Ваня, я играю на баяне»
Слушание отрывок скрипичного концерта Вивальди.
Инсценировка песни «Две лягушки».
Итоговая викторина.
2. Выступление детей посещающих музыкальную школу.
3.Чтение
сказок
в
которых
встречаются
музыкальные
инструменты
(Бременские музыканты», «Садко», «Гусли самогуды» и т.д.
4.Концерт с участием родителей воспитанников.
5.Посещение музыкальной школы
концерт на тему: «Весенняя палитра»
6.Праздничное мероприятие «Инструменты разные все они прекрасные»
7.
Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов.
8.Новогодний квест с поиском пропавших музыкальных инструментов
9.Раскрашивание картинок с изображением музыкальных инструментов.
10.Тематическое занятие музыкальные инструменты разных народов мира
3 – заключительный
1.
Музыкальная
игра-викторина
«Что?
Где?
Когда?»
на
тему:
«В
мире
музыкальных инструментов»
2.
Концерт
«В
мире
музыкальных
инструментов»,
с
участием
детей
посещающих
музыкальную
школу
и
выступлением
семейных
оркестров
«Музыкальное озвучивание сказок» по К. Орфу.
3. Итоговое музыкальное занятие в рамках музыкально-образовательного
проекта «В стране музыкальных инструментов»
4.Создание Мини-музея «Музыкальные инструменты».
Подведение итогов.