Напоминание

нравственно – патриотическое воспитание "С чего начинается Родина"


Автор: Гаус Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ "Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних "Берегиня""
Населённый пункт: город Березовский Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: нравственно – патриотическое воспитание "С чего начинается Родина"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение

«Социально – реабилитационный центр для

несовершеннолетних «Берегиня»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Составила:

Гаус Л.В.

воспитатель Отделения социальной

диагностики и реабилитации

г. Березовский

2018

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…»

М. Матусовский

Актуальность разработки и реализации проекта

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той

путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень

многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды

детства,

именно

это

необходимо

каждому

человеку.

Одной

из

форм

воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является

привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к родному

городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности

ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям

их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство

гордости за своих земляков.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого

– любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта

любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

В

последние годы идет

переосмысление

сущности

патриотического

воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая

все большее общественное значение, становится задачей государственной

важности.

Современные

исследователи

в

качестве

основополагающего

фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом

и

гражданском

воспитании

дошкольников

рассматривают

национально

региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к

родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,

географическими, природными особенностями формирует у них такие черты

характера,

которые

помогут

им

стать

патриотом

и

гражданином

своей

Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края,

полученные

в

детстве,

нередко

остаются

в

памяти

человека

на

всю

жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую,

2

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал».

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое

чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по

которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост

научно-технического

прогресса,

новые

открытия

и

технические

изобретения

отодвинули

на

второй

план

духовные

ценности.

Проблемы

воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали

из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие

закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии

системы

образования.

Это

повлекло

изменения

содержания

образования.

Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного

возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей

страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания:

1.

обеспечить

историческую

преемственность

поколений,

сохранение,

распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного

отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2.

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического

государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

3.

формирование мира и межличностных отношений и т.д.

Проблема:

Большое

значение

для

познавательного,

социально-личностного

и

нравственного

развития

детей

дошкольного

возраста

имеет

знакомство

с

родной

страной,

родным

посёлком,

с

историей

родного

края,

его

достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание

данной

проблеме,

считая

ее

неважной,

дети

не

владеют

достаточной

информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний,

трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

-Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и

культурному наследию города, области, страны;

-недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-

патриотических чувств;

-изменение

качества

взаимодействия

учреждения и

семьи

с

целью

повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств

у детей;

-отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому

воспитанию.

3

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,

приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным

достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для приобщения детей к истокам культуры

родного края.

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса

к истории семьи, семейным традициям.

3.Вовлечь детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность

по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города.

4. Сформировать у детей систему знаний о родном городе, крае на основе

историко-художественно-краеведческого материала.

5. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей,

учить свободно мыслить, фантазировать.

6.

Воспитывать

чувство

гордости

за

своих

земляков,

эмоционально-

ценностное отношение к родному краю.

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

Личностно- ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение,

где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность,

субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с

содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из

признания

уникальности

субъектного

опыта

самого

воспитанника,

как

важного

источника

индивидуальной

жизнедеятельности,

проявляемой,

в

частности, в познании.

Развивающего

обучения. Позволяет

выращивать в

ребенке

творческие

способности

и

потребность

в

творчестве,

ориентирует

ребенка

на

самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального

обучения. В о с п и т а н и е

и

о б у ч е н и е

с

у ч ё т о м

индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать

комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них

индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее

эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные.

В

современном

мире

при

в с е

нарастающем

потоке

информации

не

обойтись

без

применения

информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной

деятельности

часто

применяются

мультимедийные

презентации,

музыкальное оформление, организуются видео просмотры.

Развития

творчества. Творческий

процесс

делится

на

четыре

фазы:

подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать

и

развивать у

воспитанников

способности

к

импровизации,

применять

полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая.

В

результате

освоения

игровой

деятельности

в

дошкольном

периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-

4

оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные

ценности - играя.

Проектная. Одна

из

современных

интерактивных

технологий

обучения.

Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности,

проектирования.

Способствует

самоорганизации,

учит

делать

выбор

и

принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

При

выстраивании

педагогического

процесса

по

ознакомлению

дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип

историзма. Реализуется

путём

сохранения

хронологического

порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям:

прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип

гуманизации. Предполагает

умение

педагога

встать

на

позицию

ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции,

видеть

в

ребёнке

полноправного

партнёра,

а

также

ориентироваться

на

высшие

общечеловеческие

понятия

-

любовь

к

семье,

родному

краю,

Отечеству.

Принцип

дифференциации. Заключается

в

создании

оптимальных

условий

для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном

городе,

с

учётом

возраста,

накопленного

им

опыта,

особенностей

эмоциональной и познавательной сферы и др.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся последующим

направлениям:

- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями

и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с

доступными

пониманию

детей

историческими

событиями;

расширение

представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами

государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах

человека и т. д.

-

воспитание

патриотических

чувств: воспитание

у

ребёнка

любви

и

привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование

бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие

чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование

нравственного

отношения

и

чувства

сопричастности

к

культурному

наследию; формирование толерантного отношения к представителям других

национальностей.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней

активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя

разные способы приходить к результатам.

Средства реализации поставленных задач:

- развивающая предметно – пространственная среда;

- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);

- метод детских проектов.

Формы работы с детьми:

• непосредственно образовательная деятельность;

5

• тематические беседы;

• презентации;

• календарные праздники;

• развлечения, досуги;

• экскурсии;

• пополнение развивающей среды,

. выставки детских работ, семейных коллекций

Ожидаемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на

происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах,

названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;

- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,

самовыражение творческих способностей детей;

-обогащение знаний детей о музейной культуре;

-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и

навыков.

Прогнозируемый результат на уровне педагогов:

- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах

гражданско-патриотического воспитания дошкольников;

- творческая самореализация в профессиональной деятельности.

Целевые участники проекта:

Воспитанники учреждения.

Педагоги.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый,

коллективный

Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов и детей,

регулярность и систематичность работы.

Сроки реализации: 1 год.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный,

2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности

знаний и представлений об истории и культуре родного края,

II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми .

III этап - итоговый, включает в себя:

- итоговое диагностирование детей.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие

речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная

деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Перспективный план работы по реализации проекта

месяц

тема

задачи

форма

6

проведения

сентябрь

«Я и мое имя»

-Формировать у детей

бережное отношение к

имени как наследию

прошлого;

- Дать представление

об именах, их

происхождении и

значении;

-Развитие

познавательной

активности,

стремления детей

узнавать больше о

себе, о своей семье.

1. Занятие по теме.

2.Оформление

карточки «Что

значит мое имя».

3.Рассматривание

фотоальбома «Это

Я».

4.Оформление

уголка по

нравственно-

патриотическому

воспитанию.

октябрь

«Моя семья»

-Обогатить знания

детей о своей семье, о

нравственном

отношении к членам

семьи, семейным

традициям;

- расширять знания о

ближнем окружении,

учить разбираться в

родственных связях

(брат, сестра, бабушка,

дедушка), проявлять

заботу о родных людях.

- Воспитывать у детей

любовь и уважение к

членам семьи, показать

ценность семьи для

каждого человека.

1. Занятие по теме.

2.«День пожилых

людей».

3.Рисование «Как мы

отдыхаем».

ноябрь

«Профессии моих

родителей»

- Формировать

представления детей о

трудовой деятельности

- её цели,

1.Занятие по теме.

2.Оформление

альбома «Здесь

работает моя мама».

7

планировании,

общественном

значении;

- Развивать у детей

интерес к труду

взрослых и уважение к

человеку-труженику

(на примерах из жизни

близких людей);

-Воспитывать

старательность,

добросовестность,

привычку доводить

начатое дело до конца

и добиваться хороших

результатов.

3. Праздник «День

единства России».

4. «День Матери».

декабрь

«Мой город»

- Познакомить детей с

историей

возникновения родного

города,

- формировать

любознательность,

познавательный

интерес, показать,

что город, в котором

они живут — город-

труженик;

-воспитывать уважение

к прошлому и

настоящему родного

города.

1. Занятие по теме.

2.Знакомство с

символикой города.

3.Заучивание

стихотворения о

Березовском.

4.Призентация

«Здесь я живу».

январь

«Мой край -

Кузбасс»

-Закрепить знания

детей о животных и

птицах родного края, о

растениях, полезных

ископаемых;

- формировать умение

обосновывать свой

ответ, отвечать

полными

предложениями;

1.Занятие по теме.

2.26 января – день

образования

Кемеровской

области.

8

-воспитывать у детей

любовь к родному

краю и уважение к

землякам-труженикам.

февраль

«Будущие

защитники»

Формировать

чувство уважения к

Российской армии,

воспитывать в детях

желание быть

похожими на наших

солдат и офицеров,

желание служить в

Российской армии.

1.Занятие по теме.

2.Изготовление

альбома «Военная

техника».

3. День защитника

Отечества.

март

«Россия – родина

моя!»

Закрепить знания

детей о

государственной

символике,

формировать

представления у детей

о России, как о родной

стране, воспитывать

чувство гордости за

свою родину Россию.

1.Занятие по теме.

2. «Мамин день 8

марта».

3. «Масленица»

4. «Русская

матрешка»

апрель

«Природные

богатства

Кузбасса»

-Воспитывать у детей

интерес, бережное и

созидательное

отношение к природе

родного края,

- Развивать способность

чувствовать красоту

природы и эмоционально

откликаться на неё.

-Расширять и

систематизировать знания

детей о водоемах области;

-Уточнить знания

детей о правилах

поведения на воде;

-Углубить знания о

растительном и животном

1.Занятие по теме.

2.Выставка рисунков

«Животные и

растения Кузбасса».

3. «День

космонавтики».

9

мире края, среде

обитания, обычаях и

приспособлении к жизни;

охране окружающей

среды.

май

«Знаю, Помню,

Горжусь!»

- Воспитывать чувство

уважения к ветеранам

ВОВ, желание

заботиться о них;

- Воспитывать личные

качества: патриотизм,

справедливость,

благоразумие, доброту;

- Воспитывать на

примерах мужества и

героизма советских

воинов, тружеников

тыла.

1.Занятие по теме.

2. «Наши деды в дни

Победы».

3. «День Семьи».

Июнь-

август

«Мое счастливое

детство»

- Создать условия,

обеспечивающие

охрану жизни и

укрепления здоровья

детей через

использование

природных факторов:

воздуха, солнца, воды.

- Воспитывать у детей

любовь ко всему

живому, желание

беречь, охранять

природу.

- Развивать

познавательный

интерес, формировать

навыки

экспериментирования.

- Расширять знания

детей о сезонных

изменениях в природе.

- Воспитывать

1.План – проект по

теме.

2. «День защиты

Детей».

3. «День Нептуна».

4. «День Любви,

Семьи и Верности».

4.Изготовления

гербария «Растения

Кузбасса»

10

привычку

повседневной

физической

активности.

Приложение 1.

Рекомендации для родителей.

«Как воспитать маленького патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку,

11

радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от

соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального

характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств,

условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него

- родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,

поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,

магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих

учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и

озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других

людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего

народа

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное

поведение в общественных местах.

Литература:

1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного

образования. Уфа:БГПУ, 2006

12

2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для

воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.

4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа

2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.

5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной

технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад

от А до Я. – 2003. – No 3.

7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в

ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников

через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

9. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005

№1.

10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по

патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего

воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.

11. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание

дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания

дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.

13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.

М.: Лика-Пресс, 2003

14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей

Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство:

АЙРИС-пресс

15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство:

Мозайка-синтез Год: 2014

16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва,

Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.

17. Интернет – ресурс: Википедия.

13



В раздел образования