Автор: Гаус Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ "Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних "Берегиня""
Населённый пункт: город Березовский Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: нравственно – патриотическое воспитание "С чего начинается Родина"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное учреждение
«Социально – реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Берегиня»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Составила:
Гаус Л.В.
воспитатель Отделения социальной
диагностики и реабилитации
г. Березовский
2018
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…»
М. Матусовский
Актуальность разработки и реализации проекта
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той
путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень
многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды
детства,
—
именно
это
необходимо
каждому
человеку.
Одной
из
форм
воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является
привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к родному
городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности
ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям
их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство
гордости за своих земляков.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого
– любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта
любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев
В
последние годы идет
переосмысление
сущности
патриотического
воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая
все большее общественное значение, становится задачей государственной
важности.
Современные
исследователи
в
качестве
основополагающего
фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом
и
гражданском
воспитании
дошкольников
рассматривают
национально
–
региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к
родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями формирует у них такие черты
характера,
которые
помогут
им
стать
патриотом
и
гражданином
своей
Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края,
полученные
в
детстве,
нередко
остаются
в
памяти
человека
на
всю
жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
2
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое
чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по
которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост
научно-технического
прогресса,
новые
открытия
и
технические
изобретения
отодвинули
на
второй
план
духовные
ценности.
Проблемы
воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали
из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие
закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии
системы
образования.
Это
повлекло
изменения
содержания
образования.
Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного
возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей
страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания:
1.
обеспечить
историческую
преемственность
поколений,
сохранение,
распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного
отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2.
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического
государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3.
формирование мира и межличностных отношений и т.д.
Проблема:
Большое
значение
для
познавательного,
социально-личностного
и
нравственного
развития
детей
дошкольного
возраста
имеет
знакомство
с
родной
страной,
родным
посёлком,
с
историей
родного
края,
его
достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание
данной
проблеме,
считая
ее
неважной,
дети
не
владеют
достаточной
информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний,
трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
-Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и
культурному наследию города, области, страны;
-недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-
патриотических чувств;
-изменение
качества
взаимодействия
учреждения и
семьи
с
целью
повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств
у детей;
-отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому
воспитанию.
3
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,
приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным
достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения детей к истокам культуры
родного края.
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса
к истории семьи, семейным традициям.
3.Вовлечь детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность
по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города.
4. Сформировать у детей систему знаний о родном городе, крае на основе
историко-художественно-краеведческого материала.
5. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей,
учить свободно мыслить, фантазировать.
6.
Воспитывать
чувство
гордости
за
своих
земляков,
эмоционально-
ценностное отношение к родному краю.
В рамках реализации проекта используются следующие технологии:
Личностно- ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение,
где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность,
субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с
содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из
признания
уникальности
субъектного
опыта
самого
воспитанника,
как
важного
источника
индивидуальной
жизнедеятельности,
проявляемой,
в
частности, в познании.
Развивающего
обучения. Позволяет
выращивать в
ребенке
творческие
способности
и
потребность
в
творчестве,
ориентирует
ребенка
на
самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального
обучения. В о с п и т а н и е
и
о б у ч е н и е
с
у ч ё т о м
индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать
комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них
индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее
эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные.
В
современном
мире
при
в с е
нарастающем
потоке
информации
не
обойтись
без
применения
информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной
деятельности
часто
применяются
мультимедийные
презентации,
музыкальное оформление, организуются видео просмотры.
Развития
творчества. Творческий
процесс
делится
на
четыре
фазы:
подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать
и
развивать у
воспитанников
способности
к
импровизации,
применять
полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая.
В
результате
освоения
игровой
деятельности
в
дошкольном
периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-
4
оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные
ценности - играя.
Проектная. Одна
из
современных
интерактивных
технологий
обучения.
Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности,
проектирования.
Способствует
самоорганизации,
учит
делать
выбор
и
принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
При
выстраивании
педагогического
процесса
по
ознакомлению
дошкольников с родным краем положены следующие принципы:
Принцип
историзма. Реализуется
путём
сохранения
хронологического
порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям:
прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип
гуманизации. Предполагает
умение
педагога
встать
на
позицию
ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции,
видеть
в
ребёнке
полноправного
партнёра,
а
также
ориентироваться
на
высшие
общечеловеческие
понятия
-
любовь
к
семье,
родному
краю,
Отечеству.
Принцип
дифференциации. Заключается
в
создании
оптимальных
условий
для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном
городе,
с
учётом
возраста,
накопленного
им
опыта,
особенностей
эмоциональной и познавательной сферы и др.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся последующим
направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями
и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с
доступными
пониманию
детей
историческими
событиями;
расширение
представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами
государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах
человека и т. д.
-
воспитание
патриотических
чувств: воспитание
у
ребёнка
любви
и
привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование
бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие
чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование
нравственного
отношения
и
чувства
сопричастности
к
культурному
наследию; формирование толерантного отношения к представителям других
национальностей.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней
активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя
разные способы приходить к результатам.
Средства реализации поставленных задач:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);
- метод детских проектов.
Формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
5
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды,
. выставки детских работ, семейных коллекций
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на
происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах,
названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и
навыков.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах
гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Целевые участники проекта:
Воспитанники учреждения.
Педагоги.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый,
коллективный
Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов и детей,
регулярность и систематичность работы.
Сроки реализации: 1 год.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный,
2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности
знаний и представлений об истории и культуре родного края,
II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми .
III этап - итоговый, включает в себя:
- итоговое диагностирование детей.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие
речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная
деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Перспективный план работы по реализации проекта
месяц
тема
задачи
форма
6
проведения
сентябрь
«Я и мое имя»
-Формировать у детей
бережное отношение к
имени как наследию
прошлого;
- Дать представление
об именах, их
происхождении и
значении;
-Развитие
познавательной
активности,
стремления детей
узнавать больше о
себе, о своей семье.
1. Занятие по теме.
2.Оформление
карточки «Что
значит мое имя».
3.Рассматривание
фотоальбома «Это
Я».
4.Оформление
уголка по
нравственно-
патриотическому
воспитанию.
октябрь
«Моя семья»
-Обогатить знания
детей о своей семье, о
нравственном
отношении к членам
семьи, семейным
традициям;
- расширять знания о
ближнем окружении,
учить разбираться в
родственных связях
(брат, сестра, бабушка,
дедушка), проявлять
заботу о родных людях.
- Воспитывать у детей
любовь и уважение к
членам семьи, показать
ценность семьи для
каждого человека.
1. Занятие по теме.
2.«День пожилых
людей».
3.Рисование «Как мы
отдыхаем».
ноябрь
«Профессии моих
родителей»
- Формировать
представления детей о
трудовой деятельности
- её цели,
1.Занятие по теме.
2.Оформление
альбома «Здесь
работает моя мама».
7
планировании,
общественном
значении;
- Развивать у детей
интерес к труду
взрослых и уважение к
человеку-труженику
(на примерах из жизни
близких людей);
-Воспитывать
старательность,
добросовестность,
привычку доводить
начатое дело до конца
и добиваться хороших
результатов.
3. Праздник «День
единства России».
4. «День Матери».
декабрь
«Мой город»
- Познакомить детей с
историей
возникновения родного
города,
- формировать
любознательность,
познавательный
интерес, показать,
что город, в котором
они живут — город-
труженик;
-воспитывать уважение
к прошлому и
настоящему родного
города.
1. Занятие по теме.
2.Знакомство с
символикой города.
3.Заучивание
стихотворения о
Березовском.
4.Призентация
«Здесь я живу».
январь
«Мой край -
Кузбасс»
-Закрепить знания
детей о животных и
птицах родного края, о
растениях, полезных
ископаемых;
- формировать умение
обосновывать свой
ответ, отвечать
полными
предложениями;
1.Занятие по теме.
2.26 января – день
образования
Кемеровской
области.
8
-воспитывать у детей
любовь к родному
краю и уважение к
землякам-труженикам.
февраль
«Будущие
защитники»
Формировать
чувство уважения к
Российской армии,
воспитывать в детях
желание быть
похожими на наших
солдат и офицеров,
желание служить в
Российской армии.
1.Занятие по теме.
2.Изготовление
альбома «Военная
техника».
3. День защитника
Отечества.
март
«Россия – родина
моя!»
Закрепить знания
детей о
государственной
символике,
формировать
представления у детей
о России, как о родной
стране, воспитывать
чувство гордости за
свою родину Россию.
1.Занятие по теме.
2. «Мамин день 8
марта».
3. «Масленица»
4. «Русская
матрешка»
апрель
«Природные
богатства
Кузбасса»
-Воспитывать у детей
интерес, бережное и
созидательное
отношение к природе
родного края,
- Развивать способность
чувствовать красоту
природы и эмоционально
откликаться на неё.
-Расширять и
систематизировать знания
детей о водоемах области;
-Уточнить знания
детей о правилах
поведения на воде;
-Углубить знания о
растительном и животном
1.Занятие по теме.
2.Выставка рисунков
«Животные и
растения Кузбасса».
3. «День
космонавтики».
9
мире края, среде
обитания, обычаях и
приспособлении к жизни;
охране окружающей
среды.
май
«Знаю, Помню,
Горжусь!»
- Воспитывать чувство
уважения к ветеранам
ВОВ, желание
заботиться о них;
- Воспитывать личные
качества: патриотизм,
справедливость,
благоразумие, доброту;
- Воспитывать на
примерах мужества и
героизма советских
воинов, тружеников
тыла.
1.Занятие по теме.
2. «Наши деды в дни
Победы».
3. «День Семьи».
Июнь-
август
«Мое счастливое
детство»
- Создать условия,
обеспечивающие
охрану жизни и
укрепления здоровья
детей через
использование
природных факторов:
воздуха, солнца, воды.
- Воспитывать у детей
любовь ко всему
живому, желание
беречь, охранять
природу.
- Развивать
познавательный
интерес, формировать
навыки
экспериментирования.
- Расширять знания
детей о сезонных
изменениях в природе.
- Воспитывать
1.План – проект по
теме.
2. «День защиты
Детей».
3. «День Нептуна».
4. «День Любви,
Семьи и Верности».
4.Изготовления
гербария «Растения
Кузбасса»
10
привычку
повседневной
физической
активности.
Приложение 1.
Рекомендации для родителей.
«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку,
11
радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от
соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального
характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств,
условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него
- родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,
поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,
магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих
учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и
озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других
людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего
народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное
поведение в общественных местах.
Литература:
1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного
образования. Уфа:БГПУ, 2006
12
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для
воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987
3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа
2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной
технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад
от А до Я. – 2003. – No 3.
7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в
ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
9. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005
№1.
10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по
патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего
воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
11. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание
дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания
дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.
13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.
М.: Лика-Пресс, 2003
14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей
Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство:
АЙРИС-пресс
15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство:
Мозайка-синтез Год: 2014
16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва,
Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
17. Интернет – ресурс: Википедия.
13