Мое сочинение "В гости к осени" с использованием ИКТ
Автор: Карепанова Татьяна Евгеньевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа п. Сорум" Населённый пункт: ХМАО-Югра, Тюменская обл., Белоярский район, п. Сорум Наименование материала: Проект Тема: Мое сочинение "В гости к осени" с использованием ИКТ Раздел: начальное образование
»
Данный проект реализуется через внеурочный курс «Развитие связной устной и письменной
речи». Он дает возможность детям развивать свою устную и письменную речь, представлять свою
работу в классе. Так как их знания и умения, несомненно, заслуживают уважения со стороны
одноклассников
и
взрослых.
В
ходе
работы
над
проектом
учитель
продолжает
наблюдения
за
учащимися, это помогает ему понять, какие трудности в обучении испытывают отдельные дети,
продумать систему коррекции в обучении, которая позволит успешно разрешить эти проблемы в
дальнейшем.
Тема
проекта
затрагивает
учебные
предметы
«Русский
язык»,
«Окружающий
мир»,
«Информатика». Первоначальные навыки ИКТ- квалификации формировались у детей в 1 классе в
рамках внеурочного курса «Информатика». При планировании данного проекта необходимо сделать
так, чтобы уроки окружающего мира предваряли или сопровождали соответствующие часы работы
над проектом.
Цель
проекта:
развитие
коммуникативной
компетентности
младших
школьников
с
использованием средств ИКТ; повышение самооценки и учебной мотивации ребенка.
Продолжительность: 3–4 ч.
Предметные
области: обществознание и естествознание (окружающий мир), филология,
математика и информатика.
Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:
Метапредметные результаты:
- освоение навыков неписьменного повествования, подготовка к выступлению перед аудиторией и
выступление перед аудиторией;
- формирование представлений о способах работы над собственной речью;
- формирование представлений о фиксации объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результаты:
- формирование умения создавать видеоцепочки как сообщения в сочетании с собственной речью,
возможность развития устной речи на актуальном материале;
- формирование навыков самоконтроля за построением своего письменного и устного высказывания;
-
освоение
практических
способов
сортировки
и
структурирования
информационных
объектов,
обеспечивающих формирование адекватных представлений об окружающем мире.
ИКТ-компетентность:
- знакомство с возможностями персонального компьютера;
-
приобретение
навыка
работы
с
инструментами,
позволяющими
создавать
и
редактировать
визуальный ряд;
- определение роли и места иллюстративного ряда;
- понятие об отборе и способах представления информации;
- понятие о сообщении, его назначении, возможных формах и способах создания;
- освоение простейших средств записи и прослушивания речи;
- получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи.
Мотивация и ценность для ребенка:
- возможность говорить и читать свое сочинение в удобном темпе, не опасаясь низкой оценки со
стороны учителя и окружающих;
- возможность сохранять визуальные и звуковые образы, использовать их для описаний изучаемых
объектов окружающего мира и их свойств.
Что узнает учитель при проведении этого проекта:
-
насколько
хорошо
дети
владеют
определенными
умениями
и
навыками,
полученными
ранее
(ориентация в компьютере, ввод небольшой текстовой информации);
-
как
быстро
учащиеся
овладевают
различными
алгоритмами
образовательной
деятельности
(редактирование визуального ряда, запись, прослушивание и исправление звукозаписи и т.п.).
Инструменты: компьютер, редактор презентаций, видеокамера, диктофон.
Основная деятельность:
- создание сочинения (презентации, цепочки видеоотрывков);
- составление рассказа на заданную тему, чтение вслух, выразительное чтение;
- освоение простейших средств записи и прослушивания речи.
Аттестация: по итогам прослушивания (или просмотра) звукозаписи, сделанной учащимся.
План работы над проектом:
1) Преобразование готовой презентации «В гости к осени».
2) Создание сочинения.
3) Индивидуальная запись и прослушивание устной речи
4) Завершение работы над проектом.
Описание проекта.
1. Преобразование готовой презентации «В гости к осени».
Модели деятельности при создании видеоцепочек. Сначала учитель является не только
основным носителем знаний, но и исполнителем полной технологической цепочки. Постепенно
учащиеся осваивают основные операции, алгоритмы деятельности и уже самостоятельно:
-
просматривают,
отбирают
из
числа
имеющихся
изображений
материал,
подходящий
для
иллюстрирования собственного сочинения или компьютерной презентации по выбранной теме.
- последовательно располагают изображения в соответствии с логикой изложения содержания;
-
демонстрируют
всем
участникам
образовательного
процесса
визуальный
ряд
сочинения
(презентации).
Для
работы
в
проекте
учитель
заблаговременно
готовит
презентацию,
содержащую
ряд
слайдов, опираясь на которые дети будут составлять свое сочинение (Приложение). Дети получают
задание восстановить порядок в «перепутавшихся» слайдах в соответствии с готовым планом .
(Работа в программе Microsoft Power Point – Вид – Сортировщик слайдов.)
Сначала они находят в имеющихся слайдах название проекта, его цель, план работы. Далее в
соответствии
с
планом
последовательно
располагают
изображения
в
соответствии
с
логикой
изложения содержания. После чего представляют ее одноклассникам, совместно выявляют ошибки.
2. Создание сочинения .
Конструирование письменных сообщений на черновиках, в том числе с добавлением текста на
слайды (детьми с высоким потенциалом и темпом работы). Для детей, затрудняющихся в построении
тезисов (предложений) к слайдам, допускается обращение к материалу учебника по окружающему
миру.
3. Индивидуальная запись и прослушивание устной речи.
На данном этапе работы дети учатся записывать и воспроизводить собственное сочинение.
Для записи могут быть использованы диктофоны в сотовых телефонах или видеокамера.
В первый раз учащемуся понадобится помощь взрослого (возможно, что демонстрации со
стороны
учителя
будет
недостаточно;
лучше,
если
первую
работу
учитель
выполнит
вместе
с
ребенком). Учащиеся заканчивают работы в разное время, поэтому записывать видеосообщения
можно
поочередно.
Учитель
также
может
помочь
ребенку
оформить
свои
мысли
в
устное
высказывание и сделать сообщение перед камерой.
Ценность данного этапа заключается в том, что ребенок получает возможность говорить и
читать
свое
сочинение
в
удобном
темпе,
не
опасаясь
низкой
оценки
со
стороны
учителя
и
окружающих. Учащиеся могут записывать составленный текст, а затем прослушивать его сами или
вместе с одноклассниками, анализировать допущенные ошибки и снова записывать исправленный
текст. Работа продолжается до достижения результата, удовлетворяющего учащегося в процессе
самоооценки, и предъявляется учителю, который дает ей свою оценку и рекомендации.
Критерии самооценки:
«5»
1. Развернутые предложения к каждому слайду.
2. Предложения связаны между собой по смыслу.
3. Нет речевых ошибок.
«4»
1. Развернутые и простые предложения не к каждому слайду.
2. Предложения связаны между собой по смыслу.
3. Имеются единичные фактические и речевые недочеты.
Другие отметки детям не выставляются, работы могут дорабатываться.
Возможные трудности .
Трудности могут возникнуть:
- у детей, которые слабо усвоили материал по темам, изучаемым на уроках окружающего мира, и
затрудняются расположить изображения в соответствии с логикой изложения содержания.
- у детей с низким уровнем развития речи, не умеющим формулировать свои мысли. Таким детям
допустимо
уменьшить
количество
слайдов
или
воспользоваться
дополнительными
источниками
информации (учебник). Этого материала им будет достаточно, чтобы составить короткое сочинение.
-
в
овладении
различными
алгоритмами
образовательной
деятельности
(преобразование
информации, запись, прослушивание и исправление звукозаписи).
Завершение работы над проектом . В заключение организуется презентация готовых работ. В
ходе
презентации
результаты
деятельности
фиксируются
цифровой
камерой.
Готовому
проекту
нужна аудитория для просмотра и обсуждения. Такой аудиторией могут стать сами учащиеся и их
родители.