Автор: Галина Николаевна Рычкова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Д/С 201
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Особенности психического развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города
Волгограда
Детский сад № 201
Особенности психического развития дошкольников с
ограниченными возможностями здоровья
Воспитатель: Рычкова Г.Н.
Волгоград 2019
План
1.
Общая характеристика детей с ОВД.
2.
1 Классификация слепых и слабовидящих детей.
2.2
Особенности психофизического развития детей с
нарушениями зрения.
2.3
Интеграция слепых и слабовидящих детей в группы
зрячих детей.
1.
Общая характеристика детей с ОВЗ
Определение ограниченных возможностей здоровья или ОВЗ можно
расшифровать как физические, психические, сенсорные нарушения, из-за
которых человек не в состоянии вести обычный образ жизни. Речь может
идти о постоянных дефектах, которые невозможно устранить, так что
родителям и ребенку остается только адаптироваться к окружающему миру. И
временных болезнях, таких как переломы конечностей, когда больной не
способен вести привычный образ жизни, но со временем возвращается к
нему.
К детям с ОВЗ относятся:
Глухие и слабослышащие;
Слепые и слабослышащие;
Дети с тяжелыми нарушениями речи;
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
С задержкой психического развития;
С умственной отсталостью;
С расстройствами аутичного спектра.
У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в
необходимости более длительного времени для приема и переработки
сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем
мире.
Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ
часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить
симметричность, тождественность частей конструируемых фигур,
расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной
деятельности на другую. Недостатки организации внимания
обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей,
несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием
чувства ответственности и интереса к учению.
Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над
долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп
переработки информации.
Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени,
чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы
общения и сами игровые роли бедны.
Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой
системы не сформированы.
Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной
истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной
расторможенности.
Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу
психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной
мотивации. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная
сформированность психологических предпосылок к овладению
полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности
формирования учебных умений (планирование предстоящей работы,
определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование
деятельности, умение работать в определенном темпе).
Рассмотрим особенности психического развития на примере слепых и
слабовидящих детей.
2.1 Классификация слепых и слабовидящих
По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения
которых находится в пределах от 0% до 0,04. Таким образом, контингент
слепых включает людей, полностью лишенных зрения(тотально слепые) и и
обладающих остаточным зрением ( с остротой зрения от светоощущения до
0,04. [1]
Тотально слепые дети безусловно будут использовать в получении учебной
информации осязание и слух. Слепые дети с остаточным зрение, также
основную учебную информацию будут получать через осязание и слух, так
при наличии такого глубокого поражения использование зрения в течение
длительного времени отрицательно влияет на дальнейшее развитие. Однако в
процессе обучения и воспитания остаточное зрение не игнорируется, так как
оно дает детям дополнительную информацию об окружающем. Дети с
остротой зрения от 0,05% до 0,02 входят в категорию слабовидящих и уже
могут работать с помощью зрения при соблюдении определенных
гигиенических требований. [2]
2.2 Особенности психофизического развития c с нарушениями зрения
При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя
общие закономерности развития, характерные для нормальных детей,
сохраняются. Так в развитии слепого дошкольника можно отметить три
характерные особенности
Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка
по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью
при познании окружающего мира. Это проявляется как в области
физического так в области умственного развития. [3]
Многие педагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность
слепого ребенка. «Чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее
связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения
нередко порождают равнодушие не только общественной, но и к личной
жизни» . [4]
Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды
развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того
времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты,
представления, получаемые им из внешнего мира будут неполные,
отрывочные и ребенок будет развиваться медленнее.
Третей особенностью развития слепого ребенка является
диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны
личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речью, мышление
и т.д.) развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно
(движения, овладение пространством ). Следует отметить, что
неравномерность развития слепого ребенка проявляется резко в дошкольном
возрасте, чем в школьном. [5]
Отсутствие зрительного контроля за движениями осложняет формирование
координаций движений. Вследствие этого движения слепых дошкольников
скованы, неуверены, нет точности в из выполнении. [6]
В дошкольном возрасте слепой ребенок импульсивен, так же как и зрячий, но
при слепоте импульсивность может проявляться более резко и при этом в
более старшем возрасте, когда для зрячего она уже не характерна.
Импульсивность поведения слепых детей особенно сказывается в том, что во
время занятий они не умеют регулировать свое поведение.
На занятиях детям очень хочет, чтобы их спросили, они вскакивают и
выкрикивают ответ. Или, наоборот, ребенок протестует, если его спрашивают,
когда он не поднимает руку. « Я ведь не поднимал руку, а вы меня
спрашиваете», - говорит он. Он перебивает других, требует к себе особого
внимания и настойчиво обращается к педагогу в то время, когда он
разговаривает с другими детьми. В большинстве случаев дети не могут
следить за ответом своего товарища, не умеют его продолжить.[7]
У слепых и слабовидящих отмечаются закономерные изменения в сфере
внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения(кроме
вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Даже
безусловно-рефлекторные выразительные движения, сопровождающие
состояния горя, радости, гнева и др., проявляются при глубоких нарушениях
зрения в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только
оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.
Вялое проявление эмоций у лиц с нарушениями зрения зачастую сочетается с
навязчивыми движениями. Это и частое потряхивание руками, и подскоки на
пружинящих ногах, и надавливание пальцем на веки, и ритмичные
покачивания туловищем или головой. Это мешает зрячим по достоинству
оценивать нравственные, интеллектуальные и другие качества слепых и
слабовидящих.
Слепые дети с остаточным зрением и слабовидящие при разговоре частот
кажутся зрячим странными, потому что «наступают» на собеседника. Это
вызвано желанием разглядеть собеседника, и если он отступает, то дети
двигаются за ним. [8]
Слепой и слабовидящий может с интересом слушать собеседника, подперев
голову рукой. Учеников в такой позе часто можно увидеть на их любимых
уроках в школах для детей с нарушениями зрения. Такая поза
воспринимается нормально видящими как выражение скуки и утраты
интереса. Это может приводить к взаимонепониманию слепых и
слабовидящих со зрячими.
«Взгляд в сторону» у слепого и слабовидящего может быть вызван глубокими
нарушениями зрения. Например, человек с боковым зрением при
рассматривании собеседника вынужден направлять взгляд в сторону, так как
на собеседника в таком случае будет направлена видящая часть глаза. Но
такой взгляд зрячими воспринимается как выражения сомнения и
подозрения. [9]
2.3 Интеграция слепых и слабовидящих дошкольников в группы зрячих
детей
При интеграции слепых и слабовидящих в группы зрячих прежде всего
необходимо создания психологического настроя слепого и слабовидящего
ребенка на преодоление трудностей. Остальных детей следует познакомить с
особенностями слепых и слабовидящих детей, создать доброжелательную
обстановку и сформировать доброе отношение к такому ребенку. Дети порой
бывают жестоки и могут дразнить и издеваться над слепым или
слабовидящим ребенком. В тактичной форме педагог должен объяснить
детям, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте ребенка, дразнить
его и обижать. Педагог должен показать положительные стороны, например,
знание большого количества стихов, рассказов, умение петь, с тем, чтобы
вызвать уважение.
Принимая ребенка в группу, педагог должен тщательно обдумать, где
посадить нового ребенка. Если ребенок сохранил частичное зрение или он
слабовидящий т.е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной
светобоязни, его следует посадить на первую парту, желательно в среднем
ряду.
Тотально слепой ребенок или ребенок с глубоким нарушением зрения,
опираясь в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой
с учетом степени слышимости в этом месте. В случае, если у ребенка нет
светобоязни и он нуждается в дополнительном освещении рабочее место
должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени
освещенности.
Если у ребенка наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной
к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу
ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.
Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих детей составляет не более
15-20 минут непрерывной работы. Для детей с глубоким нарушение зрения, в
зависимости от индивидуальных особенностей она не должна превышать 10-
20 минут. Группы должны быть обеспечены повышенной общей
освещенностью ( не менее1000 люкс) или местное освещение на рабочем
месте не менее 400-500 люкс.
Учитывая, что многие объекты слепые и слабовидящие дети никогда не
держали в руках или видели лишь смутно, и потому непонятны им,
необходимо использовать реальные объекты, направляя на них руки и взгляд
детей.
Во время перерывов и после занятий дети с нарушениями зрения должны
иметь возможность познакомиться поближе с детьми, которые хорошо видят,
может быть даже ощупать их. В новом коллективе зрячих ребенку
приходится преодолевать ряд комплексов, таких как боязнь пространства и
новых людей, неуверенность в себе. В этом ребенку надо помочь,
предоставить возможность побыть лидером, например капитаном команды,
ведущим викторины.
Необходимо включать его в различные походы и экскурсии. Если подготовить
незрячего ребенка в качестве гида, то это послужит и его самоутверждению и
признанию со стороны других детей. При этом он должен соблюдать те же
нормы и правила. Что и остальные дети. Однако его следует поощрять при
успешном следовании этим правилам.
Улыбка или кивок головы как способ поощрения не всегда доступны ребенку
с нарушением зрения. Лучше всего положить руку на плечо или погладить
его, но словесная похвала еще важнее, так как ее слышат и другие дети.
Наиболее сложная проблема для незрячего - это ориентирование в
пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры комнаты, где
проводятся занятия, путь к своему месту. В связи с этим не следует менять
обстановку и место ребенка, особенно на первых порах, пока он не
выработает автоматизма движения в знакомом помещении.
Дети любят смотреть мультфильмы. Слепых и слабовидящих также
необходимо привлекать к просмотру. Однако показ следует сопровождать
словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев.
Некоторые дети с нарушением зрения из-за комплексов стараются не
привлекать внимания к своим проблемам и стесняются попросить помощи у
взрослого или у других детей. В таких случаях нужно постоянно держать
ребенка в поле зрения и постараться увидеть и почувствовать, когда ему
нужна помощь. Ребенок должен научиться спрашивать и принимать помощь
сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство
собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в
соответствующей ситуации. [10]
Список литературы
[1] Акимушкин В.М., Моргулис И,.С. Основы тифлологии. Киев «Радянська
школа»,1980 с.18
[2] Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. (Автор-составитель
Н.Д. Шматко) -М.: «Аквариум»,2001. С98-99
[3] Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под ред, Л.И. Солнцевой. –
М., ПРОсвещение,1967. С6
[4] Коваленко Б,И, Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. М.,1962, вып1. С118-
119.
[5]Воспитание и обучение слепого дошкольника…С7;14.
[6] Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под ред. Л. И Солнцевой. –
М., Просвещение1967. С11
[7] Воспитание и обучение слепого дошкольника… С12-13
[8] Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с
нарушениями зрения (методические рекомендации). Верхняя Пышма,1997.
С6
[9] Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с
нарушениями зрения…С7
[10] Дети с отклонениями в развитии. Метод пособие. (Автор-составитель
Н.Д. Шматко)- М.: «Аквариум»,2001. С97