Напоминание

Особенности психического развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Галина Николаевна Рычкова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Д/С 201
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Особенности психического развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города

Волгограда

Детский сад № 201

Особенности психического развития дошкольников с

ограниченными возможностями здоровья

Воспитатель: Рычкова Г.Н.

Волгоград 2019

План

1.

Общая характеристика детей с ОВД.

2.

1 Классификация слепых и слабовидящих детей.

2.2

Особенности психофизического развития детей с

нарушениями зрения.

2.3

Интеграция слепых и слабовидящих детей в группы

зрячих детей.

1.

Общая характеристика детей с ОВЗ

Определение ограниченных возможностей здоровья или ОВЗ можно

расшифровать как физические, психические, сенсорные нарушения, из-за

которых человек не в состоянии вести обычный образ жизни. Речь может

идти о постоянных дефектах, которые невозможно устранить, так что

родителям и ребенку остается только адаптироваться к окружающему миру. И

временных болезнях, таких как переломы конечностей, когда больной не

способен вести привычный образ жизни, но со временем возвращается к

нему.

К детям с ОВЗ относятся:

Глухие и слабослышащие;

Слепые и слабослышащие;

Дети с тяжелыми нарушениями речи;

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

С задержкой психического развития;

С умственной отсталостью;

С расстройствами аутичного спектра.

У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в

необходимости более длительного времени для приема и переработки

сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем

мире.

Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ

часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить

симметричность, тождественность частей конструируемых фигур,

расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной

деятельности на другую. Недостатки организации внимания

обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей,

несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием

чувства ответственности и интереса к учению.

Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над

долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп

переработки информации.

Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени,

чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы

общения и сами игровые роли бедны.

Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой

системы не сформированы.

Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной

истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной

расторможенности.

Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу

психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной

мотивации. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная

сформированность психологических предпосылок к овладению

полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности

формирования учебных умений (планирование предстоящей работы,

определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование

деятельности, умение работать в определенном темпе).

Рассмотрим особенности психического развития на примере слепых и

слабовидящих детей.

2.1 Классификация слепых и слабовидящих

По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения

которых находится в пределах от 0% до 0,04. Таким образом, контингент

слепых включает людей, полностью лишенных зрения(тотально слепые) и и

обладающих остаточным зрением ( с остротой зрения от светоощущения до

0,04. [1]

Тотально слепые дети безусловно будут использовать в получении учебной

информации осязание и слух. Слепые дети с остаточным зрение, также

основную учебную информацию будут получать через осязание и слух, так

при наличии такого глубокого поражения использование зрения в течение

длительного времени отрицательно влияет на дальнейшее развитие. Однако в

процессе обучения и воспитания остаточное зрение не игнорируется, так как

оно дает детям дополнительную информацию об окружающем. Дети с

остротой зрения от 0,05% до 0,02 входят в категорию слабовидящих и уже

могут работать с помощью зрения при соблюдении определенных

гигиенических требований. [2]

2.2 Особенности психофизического развития c с нарушениями зрения

При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя

общие закономерности развития, характерные для нормальных детей,

сохраняются. Так в развитии слепого дошкольника можно отметить три

характерные особенности

Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка

по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью

при познании окружающего мира. Это проявляется как в области

физического так в области умственного развития. [3]

Многие педагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность

слепого ребенка. «Чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее

связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения

нередко порождают равнодушие не только общественной, но и к личной

жизни» . [4]

Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды

развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того

времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты,

представления, получаемые им из внешнего мира будут неполные,

отрывочные и ребенок будет развиваться медленнее.

Третей особенностью развития слепого ребенка является

диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны

личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речью, мышление

и т.д.) развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно

(движения, овладение пространством ). Следует отметить, что

неравномерность развития слепого ребенка проявляется резко в дошкольном

возрасте, чем в школьном. [5]

Отсутствие зрительного контроля за движениями осложняет формирование

координаций движений. Вследствие этого движения слепых дошкольников

скованы, неуверены, нет точности в из выполнении. [6]

В дошкольном возрасте слепой ребенок импульсивен, так же как и зрячий, но

при слепоте импульсивность может проявляться более резко и при этом в

более старшем возрасте, когда для зрячего она уже не характерна.

Импульсивность поведения слепых детей особенно сказывается в том, что во

время занятий они не умеют регулировать свое поведение.

На занятиях детям очень хочет, чтобы их спросили, они вскакивают и

выкрикивают ответ. Или, наоборот, ребенок протестует, если его спрашивают,

когда он не поднимает руку. « Я ведь не поднимал руку, а вы меня

спрашиваете», - говорит он. Он перебивает других, требует к себе особого

внимания и настойчиво обращается к педагогу в то время, когда он

разговаривает с другими детьми. В большинстве случаев дети не могут

следить за ответом своего товарища, не умеют его продолжить.[7]

У слепых и слабовидящих отмечаются закономерные изменения в сфере

внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения(кроме

вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Даже

безусловно-рефлекторные выразительные движения, сопровождающие

состояния горя, радости, гнева и др., проявляются при глубоких нарушениях

зрения в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только

оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.

Вялое проявление эмоций у лиц с нарушениями зрения зачастую сочетается с

навязчивыми движениями. Это и частое потряхивание руками, и подскоки на

пружинящих ногах, и надавливание пальцем на веки, и ритмичные

покачивания туловищем или головой. Это мешает зрячим по достоинству

оценивать нравственные, интеллектуальные и другие качества слепых и

слабовидящих.

Слепые дети с остаточным зрением и слабовидящие при разговоре частот

кажутся зрячим странными, потому что «наступают» на собеседника. Это

вызвано желанием разглядеть собеседника, и если он отступает, то дети

двигаются за ним. [8]

Слепой и слабовидящий может с интересом слушать собеседника, подперев

голову рукой. Учеников в такой позе часто можно увидеть на их любимых

уроках в школах для детей с нарушениями зрения. Такая поза

воспринимается нормально видящими как выражение скуки и утраты

интереса. Это может приводить к взаимонепониманию слепых и

слабовидящих со зрячими.

«Взгляд в сторону» у слепого и слабовидящего может быть вызван глубокими

нарушениями зрения. Например, человек с боковым зрением при

рассматривании собеседника вынужден направлять взгляд в сторону, так как

на собеседника в таком случае будет направлена видящая часть глаза. Но

такой взгляд зрячими воспринимается как выражения сомнения и

подозрения. [9]

2.3 Интеграция слепых и слабовидящих дошкольников в группы зрячих

детей

При интеграции слепых и слабовидящих в группы зрячих прежде всего

необходимо создания психологического настроя слепого и слабовидящего

ребенка на преодоление трудностей. Остальных детей следует познакомить с

особенностями слепых и слабовидящих детей, создать доброжелательную

обстановку и сформировать доброе отношение к такому ребенку. Дети порой

бывают жестоки и могут дразнить и издеваться над слепым или

слабовидящим ребенком. В тактичной форме педагог должен объяснить

детям, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте ребенка, дразнить

его и обижать. Педагог должен показать положительные стороны, например,

знание большого количества стихов, рассказов, умение петь, с тем, чтобы

вызвать уважение.

Принимая ребенка в группу, педагог должен тщательно обдумать, где

посадить нового ребенка. Если ребенок сохранил частичное зрение или он

слабовидящий т.е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной

светобоязни, его следует посадить на первую парту, желательно в среднем

ряду.

Тотально слепой ребенок или ребенок с глубоким нарушением зрения,

опираясь в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой

с учетом степени слышимости в этом месте. В случае, если у ребенка нет

светобоязни и он нуждается в дополнительном освещении рабочее место

должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени

освещенности.

Если у ребенка наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной

к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу

ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих детей составляет не более

15-20 минут непрерывной работы. Для детей с глубоким нарушение зрения, в

зависимости от индивидуальных особенностей она не должна превышать 10-

20 минут. Группы должны быть обеспечены повышенной общей

освещенностью ( не менее1000 люкс) или местное освещение на рабочем

месте не менее 400-500 люкс.

Учитывая, что многие объекты слепые и слабовидящие дети никогда не

держали в руках или видели лишь смутно, и потому непонятны им,

необходимо использовать реальные объекты, направляя на них руки и взгляд

детей.

Во время перерывов и после занятий дети с нарушениями зрения должны

иметь возможность познакомиться поближе с детьми, которые хорошо видят,

может быть даже ощупать их. В новом коллективе зрячих ребенку

приходится преодолевать ряд комплексов, таких как боязнь пространства и

новых людей, неуверенность в себе. В этом ребенку надо помочь,

предоставить возможность побыть лидером, например капитаном команды,

ведущим викторины.

Необходимо включать его в различные походы и экскурсии. Если подготовить

незрячего ребенка в качестве гида, то это послужит и его самоутверждению и

признанию со стороны других детей. При этом он должен соблюдать те же

нормы и правила. Что и остальные дети. Однако его следует поощрять при

успешном следовании этим правилам.

Улыбка или кивок головы как способ поощрения не всегда доступны ребенку

с нарушением зрения. Лучше всего положить руку на плечо или погладить

его, но словесная похвала еще важнее, так как ее слышат и другие дети.

Наиболее сложная проблема для незрячего - это ориентирование в

пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры комнаты, где

проводятся занятия, путь к своему месту. В связи с этим не следует менять

обстановку и место ребенка, особенно на первых порах, пока он не

выработает автоматизма движения в знакомом помещении.

Дети любят смотреть мультфильмы. Слепых и слабовидящих также

необходимо привлекать к просмотру. Однако показ следует сопровождать

словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев.

Некоторые дети с нарушением зрения из-за комплексов стараются не

привлекать внимания к своим проблемам и стесняются попросить помощи у

взрослого или у других детей. В таких случаях нужно постоянно держать

ребенка в поле зрения и постараться увидеть и почувствовать, когда ему

нужна помощь. Ребенок должен научиться спрашивать и принимать помощь

сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство

собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в

соответствующей ситуации. [10]

Список литературы

[1] Акимушкин В.М., Моргулис И,.С. Основы тифлологии. Киев «Радянська

школа»,1980 с.18

[2] Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. (Автор-составитель

Н.Д. Шматко) -М.: «Аквариум»,2001. С98-99

[3] Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под ред, Л.И. Солнцевой. –

М., ПРОсвещение,1967. С6

[4] Коваленко Б,И, Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. М.,1962, вып1. С118-

119.

[5]Воспитание и обучение слепого дошкольника…С7;14.

[6] Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под ред. Л. И Солнцевой. –

М., Просвещение1967. С11

[7] Воспитание и обучение слепого дошкольника… С12-13

[8] Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с

нарушениями зрения (методические рекомендации). Верхняя Пышма,1997.

С6

[9] Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с

нарушениями зрения…С7

[10] Дети с отклонениями в развитии. Метод пособие. (Автор-составитель

Н.Д. Шматко)- М.: «Аквариум»,2001. С97



В раздел образования